Автор: Лобода Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка.
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: ст. Ленинградская
Наименование материала: статья
Тема: " Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Раздел: среднее образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРУДНОСТИ ЕГЭ
Познавательные
Личностные
Процессуальные
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ:
Причины познавательных
трудностей:
-
Недостаточный объем
знаний
-
Недостаточная
сформированность
навыков работы с
тестовыми заданиями
-
Неспособность гибко
оперировать системой
учебных понятий предмета
Необходимые психические функции
Высокая мобильность,
переключаемость.
Высокий уровень организации
деятельности.
Высокая и устойчивая
работоспособность.
Высокий уровень концентрации
внимания, произвольности.
Четкость и структурированность,
комбинаторность мышления.
Сформированность внутреннего
плана действий
ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ
Причины личностных
трудностей
-
Недостаток
информации о
процедуре
-
Отсутствие
возможности
получить поддержку
взрослых
В и д ы
л и ч н о с т н ы х
трудностей:
•
Повышенный уровень
тревоги
•
«Мифология»
(нереалистические
убеждения и
предрассудки о ЕГЭ)
•
Неадекватная
самооценка
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ
Причины трудностей:
-
недостаточное
знакомство с
процедурой экзамена
-
отсутствие четкой
стратегии
деятельности.
Виды трудностей:
Трудности, связанные
со спецификой
фиксирования
ответов.
Трудности, связанные
с ролью взрослого.
Трудности, связанные
с критериями оценки.
ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ
Познавательный компонент (как результат обучения в школе):
- Высокая мобильность, переключаемость.
- Высокий уровень организации деятельности.
- Высокая и устойчивая работоспособность.
- Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
- Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
- Сформированность внутреннего плана действий
Личностный компонент:
- Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ
- Самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения,
способности
- Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность
Процессуальный компонент:
- Знакомство с процедурой
- Навык работы с тестовыми материалами
- Умение устанавливать контакты в новой обстановке и с незнакомыми
людьми
- Владение способами релаксации
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
:
Познавательные
трудности
Формирование необходимых
психических функций
с помощью психогимнастических
игр и упражнений
Личностные трудности
Снижение уровня тревоги
до оптимального,
формирование адекватных
установок
Процессуальные
трудности
Помощь в выработке
индивидуальной
стратегии деятельности
и овладении
особенностями
процедуры ЕГЭ
ЭКЗАМЕН – ЭТО ИСТОЧНИК
ОПЫТА
Любой экзамен является источником стресса.
Задача: выработать конструктивное
отношение к экзамену, научиться и научить
воспринимать экзамен не как испытание, а как
возможность проявить себя, улучшить оценки
за год, приобрести экзаменационный опыт,
стать более внимательными и
организованными.
ЧТО СОЗДАЕТ ВОЛНЕНИЕ ПЕРЕД
ЭКЗАМЕНОМ?
1. СТРАХ – «А ВДРУГ НЕ СДАМ».
2. НЕДОСТАТОК ПОДГОТОВКИ.
3. ВОЛНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ.
КАК ПОБЕДИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ?
1. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.
Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников,
сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и
незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий.
Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся
целесообразно по возможности побывать на месте проведения
будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и
недостатки этого места.
Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с
присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации
школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на
встречу с учащимися.
Цель этой встречи — демонстрация приглашенными педагогами
доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и
поддержке их в предстоящем испытании.
КАК ПОБЕДИТЬ
ТРЕВОЖНОСТЬ?
2. ПЕРЕМЕИНОВАНИЕ.
Наибольшую тревогу вызывает не само событие
(например, предстоящий экзамен), а мысли по
поводу этого события.
ВАЖНА УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ВСЁ БУДЕТ
ХОРОШО, МЫСЛИ об экзамене ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ТОЛЬКО ПОЗИТИВНЫЕ.
Полезно дать позитивное или нейтральное
мысленное определение экзамену, делающее
восприятие этого события более спокойным:
не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а
просто «тестирование» или «очередной экзамен».
КАК ПОБЕДИТЬ
ТРЕВОЖНОСТЬ?
3. ОБСУЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ
НЕПРЕДСКАЗУЕМЫХ СТРЕССОВЫХ
СИТУАЦИЙ НА ЭКЗАМЕНЕ И ЗАРАНЕЕ
ПРОДУМАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ.
Обсудить вопросы:
1. Что делать, если ты допустил ошибку при
заполнении теста и заметил её?
2. Как вести себя, если не знаешь ответ?
И другие.
КАК ПОБЕДИТЬ
ТРЕВОЖНОСТЬ?
4.
ЧТОБЫ СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ
ПОЛЕЗНО ДЕТАЛЬНО НАРИСОВАТЬ
СИТУАЦИЮ ЭКЗАМЕНА В
ВООБРАЖЕНИИ, А ЗАТЕМ ПОСЛЕ
КАЖДОЙ ВООБРАЖАЕМОЙ КАРТИНЫ
ПОСТАРАТЬСЯ РАССЛАБИТЬСЯ НА
НЕСКОЛЬКО СЕКУНД.
Важным шагом к успеху на экзамене является
психологическая установка на успех, абсолютная
уверенность в том, что цель будет достигнута.
Необходимо настраивать детей на успех, удачу!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Правополушарные дети
Краткая психологическая характеристика:
-
богатое воображение;
-
хорошо развитое образное мышление;
-
прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:
-затруднения при необходимости четко логически мыслить;
-трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;
-деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
Стратегии поддержки:
-необходимо задействовать воображение и образное мышление:
использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки;
-возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где
требуется развернутый ответ.
Дети – синтетики
Краткая психологическая характеристика.
- опираются в большей степени на общее, а не на частности;
- мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности:
- трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением
материала на смысловые блоки;
- при сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью
аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки:
- при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и
наполнять их конкретным материалом;
- при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в
каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую
очередь?
- в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в
целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это
поможет им сориентироваться.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Тревожные дети
Краткая характеристика:
-часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют
написанное;
-задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают
учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
-часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности:
-отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки:
-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности
предстоящего экзамена и значимости его результатов;
-создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Неуверенные дети
Краткая характеристика:
- не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к
помощи других людей;
- хорошо справляются с заданиями по образцу;
- часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно
педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности:
- необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать
самостоятельное решение.
Стратегии поддержки:
- при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и
рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться,
когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых
или сложных заданий?»)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Дети, испытывающие недостаток произвольности и
самоорганизации
Краткая характеристика:
- обычно эти дети характеризуют как «невнимательных»,
«рассеянных»;
- у таких детей часто неустойчивая работоспособность
- они могут часто отвлекаться.
Основные трудности:
-непроизвольные дети при общем высоком уровне могут
нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
- важно научить ребенка использовать для саморегуляции
деятельности различные материальные средства (часы, линейка,
указывающая нужную строку и т.д.).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Перфекционисты и «отличники»
Краткая психологическая характеристика:
- высокая или очень высокая успеваемость;
- ответственность, организованность, исполнительность;
- перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них
характерен очень высокий уровень притязаний и крайне
неустойчивая самооценка.
Основные трудности:
-им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки:
-помочь осознать разницу между «достаточным» и
«превосходным»;
-им необходимо понять, что для получения отличной оценки не
необходимости выполнять все задания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика:
-высокая утомляемость, истощаемость;
-при утомляемости резко увеличивается количество
ошибок.
Основные трудности:
-высокая вероятность снижения качества работы,
возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки:
-оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не
переутомился;
-консультация у невролога о возможности поддержать
ребенка с помощью витаминов или травяных сборов
Гипертимные дети
Краткая психологическая характеристика:
- очень быстрые, энергичные, активные;
- импульсивны, порой несдержанны;
- склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и
результативности;
- сниженная учебная мотивация.
Основные трудности:
- «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания,
тщательность и аккуратность.
Стратегии поддержки:
- необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти
ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания;
- необходимо создать ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот
случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют
результаты ЕГЭ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика:
- они с трудом переключаются с одного задания на другое;
- им требуется длительный ориентировочный период при выполнении
каждого задания;
- если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше
снижается.
Основные трудности:
-необходимо быстро переключаться с одного задания на другое;
-актуализировать знания из различных разделов школьной программы.
Стратегии поддержки:
- Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время,
необходимое для каждого задания
- Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое
задание на экзамене.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика:
- основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и
кинестетическая (тактильная)
Основные трудности:
- ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает
задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и
кинестетиков.
Стратегии поддержки:
-аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо
проговаривать задания вслух;
-кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например,
подвигать ногами под столом)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕГЭ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ
ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ЕГЭ?
Будь внимателен!
Соблюдай правила поведения на экзамене!
Сосредоточься!
Не бойся!
Начни с лёгкого!
Пропускай!
Читай задание до конца!
Думай только о текущем задании!
Исключай!
Запланируй два круга!
Угадывай!
Проверяй!
Не огорчайся!
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме
ЕГЭ?
Я ГОТОВ К ЕГЭ !
Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО СОБИРАЮСЬ;
Я МОГУ, СПОСОБЕН, СДАТЬ ЕГЭ;
Я ХОЧУ ПРОЙТИ ЭТО ИСПЫТАНИЕ;
Я ДЕЛАЮ ВСЕ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ЭТОЙ ЦЕЛИ –
ОДНОЙ ИЗ ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ
МНОГИХ ЦЕЛЕЙ МОЕЙ ЖИЗНИ!
ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
1.
Обезвоживание
2.
Нарушение гармоничной работы
левого и правого полушарий
3.
Кислородное голодание
ОБЕЗВОЖИВАНИЕ
Перед экзаменом или во время него
целесообразно выпить несколько глотков
воды.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут
до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо
она содержит ионы калия или натрия,
участвующие в электрохимических реакциях.
Можно пить просто чистую воду или зеленый
чай.
НАРУШЕНИЕ ГАРМОНИЧНОЙ РАБОТЫ
ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ
1
) Физическое упражнение, влияющее
на гармонизацию работы левого и
правого полушарий, называется
«перекрестный шаг».
2) Нарисовать на чистом листе бумаги
косой крест, похожий на букву «X», и
несколько минут созерцать его.
КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ
Для борьбы с кислородным голоданием
существует прием под названием
«энергетическое зевание».
Зевать необходимо тем чаще, чем более
интенсивной умственной деятельностью
вы заняты. Зевание во время экзамена
очень полезно.
Для того чтобы оградить свой организм от
кислородного голодания, достаточно 3-5
зевков.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Успокаивающее дыхание - выдох
почти в два раза длиннее вдоха.
При мобилизирующем дыхании
-после вдоха задерживается
дыхание.
В случае сильного напряжения
нужно перед началом экзамена
сделать вдох и затем глубокий
выдох –вдвое длиннее вдоха.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ
СТРЕССА
Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для
его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд;
расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение
быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом
в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент
времени.
Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем
расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение
быстрее.
Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать.
Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами.
Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами.
Расслабьтесь. Повторите быстрее.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете
самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за
столом, практически незаметно для окружающих.
Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
Напрягите и расслабьте икры.
Напрягите и расслабьте колени.
Напрягите и расслабьте бедра.
Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
Напрягите и расслабьте живот.
Расслабьте спину и плечи.
Расслабьте кисти рук.
Расслабьте предплечья.
Расслабьте шею.
Расслабьте лицевые мышцы.
Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем.
Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью
расслабились.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Это упражнение можно делать в любом месте.
Нужно сесть поудобнее, сложить руки на
коленях, поставить ноги на землю и найти
глазами предмет, на котором можно
сосредоточить свое внимание.
Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая
вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть
заметно длиннее вдоха.)
Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1,
задерживая дыхание на каждом счете. Медленно
выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом
уменьшается и наконец исчезает напряжение.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На
этот раз представьте, что выдыхаемый вами
воздух окрашен в теплые пастельные тона. С
каждым выдохом цветной туман сгущается,
превращается в облака.
Плывите по ласковым облакам до тех пор,
пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите
медленно и спокойно, отгораживаясь от
всевозможных волнений при помощи
воображения. Этот метод очень хорошо
ослабляет стресс. Через неделю начните
считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30
и так до 50.
ТИБЕТСКИЙ ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
1 - головокружение, боли сосудистого
происхождения, мочевой пузырь;
2 - «середина человека» (точка находится в
верхней трети борозды) -
отек лица, нервные тики глаз;
3- активизирует мозг, внутренние органы;
4 - «антистрессовая точка» - испуг,
высокий эмоциональный накал,
неожиданные негативные известия;
5- «собрание всех болезней» (высшая точка
в теменной ямке) – бессонница, неврозы,
головная боль, мигрень, дистония и др.;
6- «нить бамбука» - головная боль
сосудистого происхождения, плохое зрение;
7- «ясный свет» - зрение, заложенность
носа;
8 - меланхолия;
9 - «пруд ветров» -
головные боли,
укачивание в транспорте,
неврозы, стрессы;
10- «большой
позвонок» - стрессы,
неврозы с истерией,
сосудистая
дистония, слабость,
подверженность апатии,
судороги;
ТИБЕТСКИЙ ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
11- «дворец труда» - уменьшение
утомляемости, стимулирование деятельности
сердца;
12. «маленькая точка» (угол ногтевого ложа) -
артериальное давле-
ние, недостаточный пульс, волнение, тревога;
13 - «маленький район» - смущение, боязнь
покраснеть, сильное
нервное напряжение;
14- «божественные ворота» - сердцебиение,
крайняя раздражительность,
бессонница, повышенная чувствительность,
обидчивость, склонность к слезам,
отрицательным эмоциям. Необходимо
массировать стержнем;
15- «радость жизни» - раздражительность,
утомляемость, рассеянность, психологический
дискомфорт, сердце. Точка отвечает за бодрость
и оптимизм.
ТИБЕТСКИЙ ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
ЧТО СКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
1. Не проявлять тревожность!
Тревожное состояние может передаваться на
их детей и отрицательно сказаться на
результатах тестирования.
2. Подбадривайте детей, повышайте их
уверенность в себе.
ЧТО СКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Обеспечить дома условия для подготовки к
экзаменам.
Предоставьте ребенку возможность
потренироваться с различными вариантами
тестовых заданий.
Контролируйте режим подготовки к экзаменам,
не допускайте перегрузок.
ЧТО СКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Последние 12 часов перед экзаменом должны
уйти на подготовку организма, а не знаний.
Накануне экзамена обеспечьте ребёнку
полноценный отдых, он должен отдохнуть и как
следует выспаться.
Посоветуйте взять пиджак или кофту, так как в
помещении может быть прохладно.
Обратите внимание на питание ребёнка. Рыба,
творог, орехи, курага –стимулируют работу
головного мозга.
МЕНЮ ИЗ ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ
ПОМОГУТ УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ
МОРКОВЬ - облегчает заучивание наизусть.
АНАНАС – для удержания в памяти большого
объёма текста.
АВОКАДО – источник энергии для
кратковременной памяти.
МЕНЮ ИЗ ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ
ПОМОГУТ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ
ВНИМАНИЕ
КРЕВЕТКИ - не дадут вниманию
ослабнуть.
РЕПЧАТЫЙ ЛУК - помогает при переутомлении
или психической усталости.
ОРЕХИ - укрепляют нервную систему,
стимулируют деятельность мозга.
МЕНЮ ИЗ ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ
ПОМОГУТ УСПЕШНО ГРЫЗТЬ ГРАНИТ
НАУКИ
КАПУСТА – снимает нервозность
ЛИМОН – освежает мысли и
облегчает восприятие информации.
ЧЕРНИКА – способствует кровообращению
мозга.
ВЛИЯНИЕ ПИЩИ НА ЭМОЦИИ.
ПАПРИКА – способствует выделению «гармона
счастья»- эндорфина.
КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные
эмоции.
БАНАНЫ содержат серотонин –вещество,
необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы
счастливы».
Не критикуйте
ребенка после
экзамена!!!
ЧТО СКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их
результата, постигает самую важную в жизни науку
– умение не сдаваться, а провалившись – вдохнуть
полной грудью и идти дальше.