Напоминание

"Роль семьи в воспитании ребенка школьного возраста"


Автор: Морозова Татьяна Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУСОШ № 11
Населённый пункт: города Североморска, Мурманской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в воспитании ребенка школьного возраста"
Раздел: среднее образование





Назад




Роль семьи в воспитании ребенка школьного возраста

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: «Все зло мира,

эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия

неравных

условий

воспитания

детей

в

семьях.

Неумеренная

любовь

родителей

к

собственному

чаду

плодит

корыстолюбие

и

прочие

свойства,

разоблачающие

людей,

порождающие между ними вражду». Последующие философы и педагоги не обошли

своим вниманием эту проблему, хотя и оценивали ее по-разному.

Еще несколько лет назад бытовало мнение некоторых научных авторитетов, что

государство

должно

взять

на

себя

воспитание

детей

от

люльки

до

университета.

В

последние годы ученые изменили суждения на этот счет, потому что убедились на опыте:

любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малышей, не меньшее

значение, чем воздух и солнечный свет.

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое

должно

сочетаться

и

подкрепляться

общественным.

Теперь

психологи

и

медики

утверждают,

что

даже

несколько

месяцев

лишения

любви

наносят

умственному,

нравственному

и

эмоциональному

развитию

ребенка

непоправимый

ущерб,

всей

последующей

духовной

жизни

человека,

отрицательно

влияют

на

психическое

и

физическое развитие.

Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного

воспитания. Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце и матери –

сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора

педагогических

наук

В.И.

Кочеткова:

«Любовь

родителей

друг

к

другу

может

стать

главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят

друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без нее весь мир бледнеет, и

никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка».

В.А.

Сухомлинский

считал,

что

научить

ребенка

любить,

это

научить

самому

важному в жизни.

Пауль

Наторп

(1854-1924),

философ,

педагог.

Один

из

основоположников

социальной

педагогики.

Наторп

придавал

огромное

значение семейному воспитанию.

Чтобы

оно

было

эффективным,

нужно

помогать

семье,

для

этого

необходим

квалифицированный

специалист,

знакомый

с особенностями

воспитания

и

умеющий

связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. Имя такого специалиста –

социальный педагог, и в семью он приходит из школы – главного звена социального

воспитания.

«Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего

возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок

приобретает

свой

первый

жизненный

опыт,

элементарные

знания

об

окружающей

действительности, умения и навыки жизни в обществе» (Крупская Н.К.).

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных

норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему

содержанию

и

предполагает

любовь

родителей

к

детям

и

ответное

чувство

детей

к

родителям.

Теплота

домашнего

микроклимата,

комфортность

состояния

в

домашней

атмосфере

стимулируют

ребенка

к

воспитанию

бытующих

в

семье

правил,

манеры

поведения, взглядов и стремлений.

Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать

основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания

ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда

каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание

детей. Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт,

режим жизни в семье!

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше

время культ вещей, приобретательство. Организация жизни и деятельности детей в семье с

учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании

труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтения книг, занятия

спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями. Распространенной

ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду

детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

Между тем, как показывает опыт, бытовой и общественно полезный труд необходим для

воспитания

многих

важных

черт

характера

ребенка.

Дети

одержимы

стремлением

к

деятельности, творчеству.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания,

счастливого детства является любовь к нему родителей.

Дети очень чутко реагируют на

любовь

и

ласку,

остро

переживают

их

дефицит.

Живя

в

семье,

по

словам

В.А.

Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже

кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного

комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него

свободнее

раскрывается

дарование,

он

увереннее

определяет

свою

дорогу

в

жизни,

выбирает

друзей.

Истинная

родительская

любовь

учит

человека

культуре

чувств,

пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный

моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Еще

одним

важным

условием

воспитания

детей

в

семье

является

авторитет

родителей. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на

уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам.

Авторитет

родителей

основывается

на

уверенности

детей

в

правоте

родителей,

на

стремлении

подражать

их

действиям

и

поступкам.

Без

авторитета

нельзя

воспитать

ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень

важно,

чтобы

в

семье

закреплялись

навыки

и

привычки

правильного

поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования

семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог

и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Недопустимо

чтобы

родители

неуважительно

отзывались

об

учителе,

позволяли

пренебрежительное высказывание в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на

ложный

путь

приспособленчества,

поиска

компромиссного

выхода

из

создавшегося

положения.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые

ребенку

в

школе

и

семье,

способствуют

выработке

определенного

динамического

стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе

овладения

нравственными

нормами

поведения,

привычками,

легче

осваивает

навыки

учебной,

трудовой

деятельности,

правила

общения

с

окружающими

его

детьми

и

взрослыми.

Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с учетом

индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее время задачей

повышения педагогических знаний родителей в школе должен заниматься отдельный

педагог, организуя осуществление этой задачи совместно с учителями предметниками.



В раздел образования