Автор: Морозова Татьяна Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУСОШ № 11
Населённый пункт: города Североморска, Мурманской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в воспитании ребенка школьного возраста"
Раздел: среднее образование
Роль семьи в воспитании ребенка школьного возраста
Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: «Все зло мира,
эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия
неравных
условий
воспитания
детей
в
семьях.
Неумеренная
любовь
родителей
к
собственному
чаду
плодит
корыстолюбие
и
прочие
свойства,
разоблачающие
людей,
порождающие между ними вражду». Последующие философы и педагоги не обошли
своим вниманием эту проблему, хотя и оценивали ее по-разному.
Еще несколько лет назад бытовало мнение некоторых научных авторитетов, что
государство
должно
взять
на
себя
воспитание
детей
от
люльки
до
университета.
В
последние годы ученые изменили суждения на этот счет, потому что убедились на опыте:
любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малышей, не меньшее
значение, чем воздух и солнечный свет.
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое
должно
сочетаться
и
подкрепляться
общественным.
Теперь
психологи
и
медики
утверждают,
что
даже
несколько
месяцев
лишения
любви
наносят
умственному,
нравственному
и
эмоциональному
развитию
ребенка
непоправимый
ущерб,
всей
последующей
духовной
жизни
человека,
отрицательно
влияют
на
психическое
и
физическое развитие.
Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного
воспитания. Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце и матери –
сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора
педагогических
наук
В.И.
Кочеткова:
«Любовь
родителей
друг
к
другу
может
стать
главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят
друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без нее весь мир бледнеет, и
никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка».
В.А.
Сухомлинский
считал,
что
научить
ребенка
любить,
это
научить
самому
важному в жизни.
Пауль
Наторп
(1854-1924),
философ,
педагог.
Один
из
основоположников
социальной
педагогики.
Наторп
придавал
огромное
значение семейному воспитанию.
Чтобы
оно
было
эффективным,
нужно
помогать
семье,
для
этого
необходим
квалифицированный
специалист,
знакомый
с особенностями
воспитания
и
умеющий
связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. Имя такого специалиста –
социальный педагог, и в семью он приходит из школы – главного звена социального
воспитания.
«Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего
возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок
приобретает
свой
первый
жизненный
опыт,
элементарные
знания
об
окружающей
действительности, умения и навыки жизни в обществе» (Крупская Н.К.).
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных
норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему
содержанию
и
предполагает
любовь
родителей
к
детям
и
ответное
чувство
детей
к
родителям.
Теплота
домашнего
микроклимата,
комфортность
состояния
в
домашней
атмосфере
стимулируют
ребенка
к
воспитанию
бытующих
в
семье
правил,
манеры
поведения, взглядов и стремлений.
Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать
основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания
ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда
каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание
детей. Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт,
режим жизни в семье!
Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше
время культ вещей, приобретательство. Организация жизни и деятельности детей в семье с
учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании
труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтения книг, занятия
спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями. Распространенной
ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду
детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.
Между тем, как показывает опыт, бытовой и общественно полезный труд необходим для
воспитания
многих
важных
черт
характера
ребенка.
Дети
одержимы
стремлением
к
деятельности, творчеству.
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания,
счастливого детства является любовь к нему родителей.
Дети очень чутко реагируют на
любовь
и
ласку,
остро
переживают
их
дефицит.
Живя
в
семье,
по
словам
В.А.
Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже
кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного
комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него
свободнее
раскрывается
дарование,
он
увереннее
определяет
свою
дорогу
в
жизни,
выбирает
друзей.
Истинная
родительская
любовь
учит
человека
культуре
чувств,
пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный
моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Еще
одним
важным
условием
воспитания
детей
в
семье
является
авторитет
родителей. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на
уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам.
Авторитет
родителей
основывается
на
уверенности
детей
в
правоте
родителей,
на
стремлении
подражать
их
действиям
и
поступкам.
Без
авторитета
нельзя
воспитать
ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.
Очень
важно,
чтобы
в
семье
закреплялись
навыки
и
привычки
правильного
поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования
семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог
и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.
Недопустимо
чтобы
родители
неуважительно
отзывались
об
учителе,
позволяли
пренебрежительное высказывание в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на
ложный
путь
приспособленчества,
поиска
компромиссного
выхода
из
создавшегося
положения.
Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые
ребенку
в
школе
и
семье,
способствуют
выработке
определенного
динамического
стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе
овладения
нравственными
нормами
поведения,
привычками,
легче
осваивает
навыки
учебной,
трудовой
деятельности,
правила
общения
с
окружающими
его
детьми
и
взрослыми.
Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с учетом
индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее время задачей
повышения педагогических знаний родителей в школе должен заниматься отдельный
педагог, организуя осуществление этой задачи совместно с учителями предметниками.