Автор: Островская Русудан Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: Краснодарского края Тихорецкого района станицы Новорождественской
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Островской Р.И., учителя-логопеда МБДОУ №16
«Ласточка» ст. Новорождественской
«Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»
У моих дошколят, посещающих занятия в логопедической группе нашего
ДОУ, особые образовательные потребности.
Владение
инновационными
педагогическими
технологиями
—
это
требования
профессиональной
квалификации
педагога.
В
деятельности
учителя-логопеда
современные
технологии
приобретают
всё
большее
значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в
преодолении
речевых
нарушений
у
детей,
служат
для
создания
благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу
сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на
границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды
используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее
эффективные,
инновационные
для
неё
технологии,
помогающие
оптимизировать работу учителя-логопеда.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой,
у
них
наблюдаются
нестабильное
психоэмоциональное
состояние,
пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические
занятия
для
таких
дошколят
—
это
тяжелый
труд.
Использование
в
логопедической практике инновационных технологий служит эффективным
дополнением
к
общепринятым
наиболее
популярным
классическим
технологиям и методикам.
Творчески
варьируя
сочетаемость
разных
технологий
обучения,
систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии
с
физическими
индивидуальными
возможностями
каждого
ребенка,
коррекционно-развивающий
процесс
становится
более
результативным
и
эффективным. Инновационные технологии в современной логопедической
практике с введением ФГОС ДО «Создавайте идеи и развивайте их. И тогда
вас
можно
будет
назвать
современным
педагогом»
—
отмечает
доктор
педагогических
наук,
профессор
Е.Н.
Смирнов.
Приятно,
когда
дети
с
радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того,
что же ждёт их сегодня. Привлекательная окружающая обстановка рабочего
пространства
учителя-логопеда,
эстетическое
оформление,
игровые
дидактические
пособия.
Только
так
можно
ребёнка
заинтересовать,
пригласить к диалогу. Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, мне
приходится
постоянно
искать
пути
совершенствования
и
оптимизации
процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-
развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической
группе дошкольного учреждения направлен на: укрепление физического и
психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
особенностями;
коррекции
речевых
нарушений
дошкольников;
формирования
предпосылок
к
учебной
деятельности;
формирование
и
развитие
интеллектуальной
и
коммуникативной
компетентно сти
дошкольников
с
речевыми
нарушениями.
Инновационные
технологии,
применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на
приоритетных направлениях ФГОС ДО:
Здоровьесберегающие технологии:
-
Технология
пальцевого
и
кистевого
массажа
(с
элементами
самомассажа);
- «Су-Джок»- терапия;
- Игровые технологии;
- Телесно-ориентированная технология;
- Технология наглядного моделирования;
- Мнемотехника;
- Информационные технологии.
Вышеперечисленные
виды
технологий
нельзя
рассматривать
в
логопедии
как
самостоятельные,
они
становятся
частью
общепринятых
проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые
способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-
логопеда.
Для
поддержания
работоспособности
на
протяжении
вс его
логопедического занятия и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов
использую
телесно-ориентированные
технологии:
приёмы
релаксации
по
контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике
нарушений
зрения,
снятия
напряжения
глазных
мышц.
Это
упражнение
древнее,
оно
принадлежит
йогам.
Применение
кинезиологических
упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное
взаимодействие
у
детей
с
речевыми
нарушениями,
повышать
их
стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать
улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии
пальцевого
и
кистевого
массажа,
«Су
—
Джок»
—
терапия,
расширяют
представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.
Игровые
технологии
являются
составной
частью
педагогических
(образовательных)
технологий:
задачные,
игровые,
компьютерные,
диалоговые,
тренинговые.
В
системе
российского
образования
игровые
технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра —
является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её
базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования
игровой
технологии
в
логопедической
практики
является
повышение
мотивации
к
занятиям,
увеличение
результативности
коррекционно-
развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как
герой
помогает
создавать
мотивацию,
игровую
ситуацию,
сюрпризный
момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми
нарушениями
с
трудом
даются
такие
движения,
как
передача
мяча
с
небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки»,
попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с
мячом
—
отличное
решение
задач
по
закреплению
речевых
навыков
в
мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность,
развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.
Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой
формируются
продуктивные
виды
деятельности.
Они
способствуют
становлению
познавательных
процессов,
речевому,
эмоциональному,
творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под
детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают
из
различных
материалов
разнообразные
игровые
поделки.
В
своей
логопедической
работе
я
с
успехом
применяю
игру-головоломку.
Игра
способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных
способностей, мелкой моторики.
Технология наглядного моделирования:
Процессы
развития
фонематической
стороны
речи
предполагают
знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного
моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные
виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме
представить
качественную
характеристику
звука.
Коррекционно-
развивающая
работа
по
развитию
грамматической
стороны
речи
с
применение
специальных
схем
и
модулей
словесных
игр
в
процессе
коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно
понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника:
Коррекция
звукопроизношения
невозможна
без
работы
над
выразительностью
речи,
её
осмысленному
дублированию
в
таких
видах
деятельности,
как
пересказ,
заучивание
стихов,
скороговорок.
Суть
мнемотехники
—
на
каждое
слово
или
маленькое
словосочетание
придумывается
картинка-изображение.
Использование
приёмов
символической
аналогии
облегчает
процесс
запоминания
детьми.
Информационные технологии:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления
стендов, группы, кабинетов.
2.
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями мероприятий.
3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчетов.
5.
Создание
презентаций
для
повышения
эф ф е кт и в н о с т и
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции
у
родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов,
«Круглых столов».
6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных
порталах,
публикации
материалов
педагогической
деятельности
на
различных сайтах.
В
своей
практике
я
активно
пользуюсь
интернет-ресурсами,
как
основным
источником
самообразования.
В
практической
деятельности
использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых
мероприятий
(занятий,
совместной
проектной
деятельности
с
педагогами
ДОУ).
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к
деятельности
учителя-логопеда.
Современный
логопед
обязан
нести
позитивное
настроение
в
общении
с
детьми,
родителями,
коллегами,
позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым
ситуациям!