Напоминание

"Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда"


Автор: Островская Русудан Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: Краснодарского края Тихорецкого района станицы Новорождественской
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы Островской Р.И., учителя-логопеда МБДОУ №16

«Ласточка» ст. Новорождественской

«Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»

У моих дошколят, посещающих занятия в логопедической группе нашего

ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение

инновационными

педагогическими

технологиями

это

требования

профессиональной

квалификации

педагога.

В

деятельности

учителя-логопеда

современные

технологии

приобретают

всё

большее

значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в

преодолении

речевых

нарушений

у

детей,

служат

для

создания

благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу

сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на

границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды

используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее

эффективные,

инновационные

для

неё

технологии,

помогающие

оптимизировать работу учителя-логопеда.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой,

у

них

наблюдаются

нестабильное

психоэмоциональное

состояние,

пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические

занятия

для

таких

дошколят

это

тяжелый

труд.

Использование

в

логопедической практике инновационных технологий служит эффективным

дополнением

к

общепринятым

наиболее

популярным

классическим

технологиям и методикам.

Творчески

варьируя

сочетаемость

разных

технологий

обучения,

систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии

с

физическими

индивидуальными

возможностями

каждого

ребенка,

коррекционно-развивающий

процесс

становится

более

результативным

и

эффективным. Инновационные технологии в современной логопедической

практике с введением ФГОС ДО «Создавайте идеи и развивайте их. И тогда

вас

можно

будет

назвать

современным

педагогом»

отмечает

доктор

педагогических

наук,

профессор

Е.Н.

Смирнов.

Приятно,

когда

дети

с

радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того,

что же ждёт их сегодня. Привлекательная окружающая обстановка рабочего

пространства

учителя-логопеда,

эстетическое

оформление,

игровые

дидактические

пособия.

Только

так

можно

ребёнка

заинтересовать,

пригласить к диалогу. Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, мне

приходится

постоянно

искать

пути

совершенствования

и

оптимизации

процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-

развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической

группе дошкольного учреждения направлен на: укрепление физического и

психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; создания

благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными

особенностями;

коррекции

речевых

нарушений

дошкольников;

формирования

предпосылок

к

учебной

деятельности;

формирование

и

развитие

интеллектуальной

и

коммуникативной

компетентно сти

дошкольников

с

речевыми

нарушениями.

Инновационные

технологии,

применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на

приоритетных направлениях ФГОС ДО:

Здоровьесберегающие технологии:

-

Технология

пальцевого

и

кистевого

массажа

элементами

самомассажа);

- «Су-Джок»- терапия;

- Игровые технологии;

- Телесно-ориентированная технология;

- Технология наглядного моделирования;

- Мнемотехника;

- Информационные технологии.

Вышеперечисленные

виды

технологий

нельзя

рассматривать

в

логопедии

как

самостоятельные,

они

становятся

частью

общепринятых

проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые

способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-

логопеда.

Для

поддержания

работоспособности

на

протяжении

вс его

логопедического занятия и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов

использую

телесно-ориентированные

технологии:

приёмы

релаксации

по

контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике

нарушений

зрения,

снятия

напряжения

глазных

мышц.

Это

упражнение

древнее,

оно

принадлежит

йогам.

Применение

кинезиологических

упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное

взаимодействие

у

детей

с

речевыми

нарушениями,

повышать

их

стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать

улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии

пальцевого

и

кистевого

массажа,

«Су

Джок»

терапия,

расширяют

представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые

технологии

являются

составной

частью

педагогических

(образовательных)

технологий:

задачные,

игровые,

компьютерные,

диалоговые,

тренинговые.

В

системе

российского

образования

игровые

технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра —

является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её

базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования

игровой

технологии

в

логопедической

практики

является

повышение

мотивации

к

занятиям,

увеличение

результативности

коррекционно-

развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как

герой

помогает

создавать

мотивацию,

игровую

ситуацию,

сюрпризный

момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми

нарушениями

с

трудом

даются

такие

движения,

как

передача

мяча

с

небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки»,

попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с

мячом

отличное

решение

задач

по

закреплению

речевых

навыков

в

мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность,

развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой

формируются

продуктивные

виды

деятельности.

Они

способствуют

становлению

познавательных

процессов,

речевому,

эмоциональному,

творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под

детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают

из

различных

материалов

разнообразные

игровые

поделки.

В

своей

логопедической

работе

я

с

успехом

применяю

игру-головоломку.

Игра

способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных

способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы

развития

фонематической

стороны

речи

предполагают

знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного

моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные

виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме

представить

качественную

характеристику

звука.

Коррекционно-

развивающая

работа

по

развитию

грамматической

стороны

речи

с

применение

специальных

схем

и

модулей

словесных

игр

в

процессе

коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно

понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция

звукопроизношения

невозможна

без

работы

над

выразительностью

речи,

её

осмысленному

дублированию

в

таких

видах

деятельности,

как

пересказ,

заучивание

стихов,

скороговорок.

Суть

мнемотехники

на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка-изображение.

Использование

приёмов

символической

аналогии

облегчает

процесс

запоминания

детьми.

Информационные технологии:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления

стендов, группы, кабинетов.

2.

Подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов.

5.

Создание

презентаций

для

повышения

эф ф е кт и в н о с т и

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции

у

родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов,

«Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных

порталах,

публикации

материалов

педагогической

деятельности

на

различных сайтах.

В

своей

практике

я

активно

пользуюсь

интернет-ресурсами,

как

основным

источником

самообразования.

В

практической

деятельности

использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых

мероприятий

(занятий,

совместной

проектной

деятельности

с

педагогами

ДОУ).

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к

деятельности

учителя-логопеда.

Современный

логопед

обязан

нести

позитивное

настроение

в

общении

с

детьми,

родителями,

коллегами,

позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым

ситуациям!



В раздел образования