Напоминание

разработка общеобразовательной программы


Автор: Бессонова Татьяна Григорьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО Дом детского творчества Здвинского района
Населённый пункт: Новосибирская область, с.Здвинск
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Лесовичок"
Тема: разработка общеобразовательной программы
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Здвинского района

Рассмотрена и принята Утверждена приказом

на педагогическом совете, от «___»____20___№____

протокол от «___»___20___ №___ директор ____________Комарова Г.Ю.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Лесовичок»

творческое объединение «Лесовичок»

(Эколого-биологическая направленность)

Составитель:

Бессонова Татьяна Григорьевна,

педагог дополнительного образования

возраст детей 7-14 лет,

срок реализации программы 3года

с. Здвинск

2010 г.

0

Содержание

I.Пояснительная записка

1.

Введение…………………………………………………………………..

2.

Цели и задачи образовательной программы дополнительного

образования детей «Лесовичок»………………………………………………...

3.

Организационно–педагогические основы

деятельности………………

4.

Результативность образовательной программы дополнительного

образования детей «Лесовичок»………………………………………………

Учебно-тематические планы

1.

Учебно-тематический план 1-го года обучения………………………..

2.

Учебно-тематический план 2-го года обучения………………………..

3.

Учебно-тематический план 3-го года обучения………………………..

II. Содержание образовательной программы дополнительного

образования детей «Лесовичок»

1.

Программа 1-го года обучения…………………………………………..

2.

Программа 2-го года обучения…………………………………………..

3.

Программа 3 –го года обучения…………………………………………

III.Методическое обеспечение образовательной программы…………..

IV. Условия реализации образовательной программы…………………..

V. Список литературы……………………………………………………...

2стр.

5стр.

6стр.

8стр.

10стр.

11стр.

12стр.

13стр.

15стр.

17стр.

19стр.

22стр.

23стр.

Приложения

Приложение № 1. Инструктаж по технике безопасности

Приложение № 2. Перечень понятий, изучаемых по образовательной программе

дополнительного образования детей «Лесовичок»

Приложение № 3. Школа здоровья (упражнения для оздоровления детей,

занимающихся определенным видом деятельности)

1

I. Пояснительная записка

1.

Введение

Образовательная

программа

дополнительного

образования

детей

«Лесовичок»

имеет эколого-биологическую направленность.

Экология закладывает основы правильного понимания вопросов охраны природы.

Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в

мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. Экологическая

ответственность

на

прямую

связана

с

экологическим воспитанием и с такими

качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные

последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и

другим.

В

силу

объективных

причин

сегодня

наиболее

благоприятные

условия

для

раскрытия

и

развития

творческого

и

эстетического

потенциала

ребенка

имеются

в

учреждениях

дополнительного

образования,

где

исторически

сложилась

особая

воспитательная, развивающая среда, позволяющая решать задачи творческого развития

личности.

По мнению как зарубежных (Гете Иоганн Вольфганг,

Гольбах Поль Анри, Руссо

Жан-Жак,

Сенека

Луций

Анней

(младший)

и

др.),

так

и

отечественных

(Ломоносов

Михаил Васильевич, Писарев Дмитрий Иванович, Полонский Яков Петрович, Гарин Н.

(Гарин-Михайловский))

поэтов

и

политиков

культура

не

может

произрастать

без

экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях

бескультурья.

В настоящее время проблема формирования экологической культуры подростков

приобретает особую значимость и актуальность, так как российское общество вступило в

новый этап развития, связанный с переосмыслением прошлого, изменением ценностных

ориентаций, нравственных устоев, активизацией эстетических факторов.

Этот возраст с воспитательной точки зрения может быть охарактеризован как

стратегически важнейший, поскольку младшие подростки чрезвычайно чувствительны к

разнообразным воздействиям, и не только к негативным влияниям социальной среды, но и

к познавательным и культурным ценностям, определяющим в дальнейшем их главные

жизненные предпочтения (Баева И.А., Бурмистров Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г.;

Слободчиков В.И.; Цукерман Г.А.; Lipsitz J.S и др.).

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.

Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры,

развиваемый у обучающихся.

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей

системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших

принципов экологического образования считается принцип непрерывности

взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении

всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу

развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема

личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может

быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных

линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание

возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует

экологически целостных ориентаций.

Нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень

сомнительны.

Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода

— морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают

не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям

предлагают собирать цветы или ловить бабочек,

стрекоз и других насекомых.

Такие

2

занятия

становятся

постоянной

летней

забавой ребятишек. Не имея специальных

морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как

оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её

на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не

любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Подрастающее

поколение

формирует

свои

мнения

и

отношение

к

экологии

практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и

интернету. Но к сожалению средства СМИ не всегда верно отражают настоящую картину

происходящего на планете и они не направлены на воспитание уважительного отношения

к природе, а лишь дают информацию о происходящем. В связи с этим данная программа

приобретает особую актуальность, поскольку главная задача кружка состоит в привитии

обучающимся

чувства

ответственности,

любви

к

природе

и

живым

существам,

населяющим её: «мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент Экзюпери).

Программа

имеет экологическую

направленность.

Она

поможет

углубить

школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой, о бережном отношении

к

«братьям

нашим

меньшим». Содержание кружковых занятий включает материал,

который

может

дополнить

знания

обучающихся,

полученные

на

уроках

биологии,

природоведения. Программа предусматривает последовательное расширение этих знаний.

На основе этого можно создать условия для жизни животных в уголке живой природы,

близкие к природным.

Программа

предусматривает

формирование

у

обучающихся

знаний

по

охране

природы. Так изучение животного мира предполагает накопление фактов о многообразии

видов и о жизни животных, об особенностях их межвидовых и внутривидовых отношений

(размножение, условия жизни, способы добывания пищи, пищевые связи, жилище и т.д.).

При

изучении

растений

и

животных

обучающиеся

узнают

о

необходимости

охраны

отдельных видов и целых сообществ живых организмов; знакомятся с внешним видом и

физиологическими

особенностями

животных

и

растений,

их

образом

жизни,

индивидуальным

развитием,

распространением,

ролью

в

биологическом

комплексе,

практическим значением в жизни человека.

В данной программе отводится время на

изучение жизни растений и животных в природе, в их естественной среде, а также на

проведение наблюдений в условиях искусственного содержания.

Форма

работы

кружка

«Лесовичок»

в

большей

степени

практическая,

так

как

наблюдение,

определение,

знакомство,

ухаживание

за

животными

и

растениями

составляет

главную

задачу

это

развитие

и

укрепление

интереса

обучающихся

к

биологии. У обучающихся должны быть тетради (дневники), в которые они записывают

основные, главные понятия по зоологии и ботанике.

Занятия способствуют воспитанию чувства ответственности, бережного отношения к

животным

и

растениям,

закрепление

умения

работы

с

дополнительной

литературой,

пробудить у детей чувство любви к природе. Особая роль отводится направлению на

формирование

социального

опыта

обучающихся,

освоение

ими

элементарного

взаимодействия в системе «человек-природа», воспитание нравственного и экологически

обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Новизна авторской образовательной программы дополнительного образования

детей «Лесовичок» состоит в том, что она являет собой синтез декоративно-прикладного

творчества и эколого-биологического направления деятельности. Смысл программы

состоит во внедрении экологической практики посредством декоративно прикладного

творчества. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в

процессе обучения предлагается в игровой форме, составление экологических коллажей

из

старых книг и журналов. Введение в программу элементов исследовательской

деятельности дети, позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать

детям учиться, направлять их познавательную деятельность. Такая работа помогает детям

3

самостоятельно конструировать свои знания, формирует умения ориентироваться в

информационном пространстве, развивает критическое мышление.

4

2.

Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования

детей «Лесовичок»

Цель

программы:

воспитание

гуманной,

социально-активной

личности,

способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.

Задачи программы:

обучающие:

сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту

и природе;

расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни

животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми

животными, вошедшими в красную книгу;

познакомить детей с окружающим растительным животным миром, ролью

растений и животных в жизни людей, их взаимосвязи.

познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного

материала.

воспитательные:

воспитать в ребенке духовно-нравственные качества: любовь к людям и

природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и

соблюдение всех правил техники безопасности на кружке.

развивающие:

развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и

животным, нравственные и эстетические чувства;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств

и познавательного интереса;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

социально-педагогические:

формирование

адаптации

к

изменяющимся

социально-экологическим

условиям;

оздоровительные:

содействие формированию знаний и умений здорового образа жизни.

3.

Организационно-педагогические основы деятельности

5

Сведения о коллективе

Состав учебной группы - постоянный.

Содержание программы кружка

"Лесовичок " ориентировано на добровольные,

разновозрастные и одновозрастные группы детей и рассчитана нa начальное возрастное

звено (1-4 классы) в учреждении дополнительного образования.

Возраст детей – 7-14лет.

На второй и последующий год обучения зачисляются дети, не занимавшиеся в

группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование.

Количество детей в учебной группе составляет, согласно Уставу учреждения, 9 – 12

человек. Занятия проводятся в учебном кабинете № 17

Психолого-педагогические особенности детей младшего и среднего школьного

возраста.

Младшая возрастная группа (7-9 лет):

В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий

скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь

приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей

нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать.

Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив,

включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом.

Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит

установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со

сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к

взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

Средняя возрастная группа (10-14 лет):

10-14лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого

проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении

признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,

независимость.

Стремление подростков овладеть различными умениями способствует развитию

чувства собственной умелости, компетентности и полноценности.

Этот

период

характеризуется

становлением

избирательности,

целенаправленности

восприятия,

устойчивого

произвольного

внимания

и

логической

памяти.

В

это

время

активно

формируется

абстрактное,

теоретическое

мышление,

усиливаются

индивидуальные

различия,

связанные

с

развитием

самостоятельного

мышления.

Идет

становление

нового

уровня

самосознания,

который

выражается

в

стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою

неповторимость

Сведения о программе дополнительного образования детей.

Образовательная программа творческого объединения «Лесовичок» рассчитана на 3

года обучения, учитывает потребности и запросы детей, предусматривает получение

экологических знаний, которые оцениваются уровнями экологической воспитанности.

Режим занятий: расписание занятий организуются в течение первой учебной

недели.

Установленная

недельная

учебная

нагрузка

первого

года

обучения

4

академических часа;

Установленная

недельная

учебная

нагрузка

второго

года

обучения

6

академических часов;

6

Установленная

недельная

учебная

нагрузка

третьего

года

обучения

-

6

академических часов;

Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут, Для обучающихся

первого года обучения первое полугодие, согласно Уставу учреждения, занятия

проводятся по 30 минут.

Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 мин.

Обучению на подготовительном курсе отведено 144 учебных часа

в году. Группа

занимается два раза в неделю по 2 часа. На втором и третьем курсах обучения общее

количество учебных часов составляет 216, два раза в неделю по 3 часа.

По

освоению

содержания

программы

предусмотрены

следующие

уровни

развития:

I- год обучения репродуктивный - характеризуется наличием определённо объёма

знаний, умений и навыков обучающихся, которые позволяют им выполнять задания

по образцу или алгоритму;

II год обучения эвристический - характеризуется умением обучающихся применять

ранее усвоенные знания и освоенные приёмы в самостоятельной работе;

III год обучения креативный (творческий) - характеризуется умением обучающихся

самостоятельно получать знания, умения и навыки и применять их на практике при

выполнении индивидуально-творческих заданий.

4.

Результативность образовательной программы дополнительного

образования детей «Лесовичок»

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

7

вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления

знаний, умений и навыков по пройденным темам;

текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной

теме;

рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим

для закрепления знаний и умений;

итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.

Формы и методы контроля.

В

процессе

обучения

отслеживается

динамика

развития

детей

путём

промежуточного

контроля:

собеседование

тестирование,

выполнение

зачётных

и

контрольных

работ,

участие

в

выставках,

конкурсах,

эксперименты

и

наблюдения

в

природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, изучение

мнений обучающихся, родителей, учителей школы. Детям предлагается также написание

рефератов, оформление коллажей, составление презентаций. По окончании обучения дети

защищают творческие работы методом презентаций своих проектов.

Исследование развития личности детей провожу с помощью диагностик:

педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки, карта учёта достижений, анкеты

(уровень развития креативных способностей); мини-сочинение «Размышление об

экологическом состоянии природы для человека», педагогическое наблюдение, уровень

воспитанности по (наблюдению), беседа с родителями, профессиональные интересы

(уровень нравственной воспитанности обучающихся); Ведётся индивидуальная карточка

учёта динамики личностного развития детей, наблюдение, итоговые работы, активное

участие в исследовательской работе, победы на конкурсах (уровень сформированности

интеллектуального потенциала); уровень проявления основных физических качеств, анкет

«Как вы относитесь к своему здоровью?» (уровень развитости физических качеств

детей); беседа, наблюдение, анкетирование, эмоциональное отношение к деятельности

(удовлетворённость обучающихся жизнедеятельность).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

При определении ожидаемых результатов и способов их проверки при реализации

обучающих задач мной был разработан перечень основных знаний умений и навыков

детей, формируемых при изучении программы на каждом уровне обучения.

Уже к концу I года дети владеют информацией о жизни растений и животных, умеют

отличать домашних животных от диких, определяют съедобные и не съедобные растения.

Умеют работать в технике аппликации из природного материала, выполняют презентации

на компьютере, держат осанку.

К

концу II года дети знают

растения и животных, вошедших в красную книгу.

Умеют ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. Умеют делать

картины из кожи, бумаги, соломки, коры.

К концу III года дети знают что такое природные стихии, меры первой медицинской

помощи при ожогах, солнечном ударе. Умеют отличать холодостойкие и теплолюбивы

растения. Умеют делать картины из различного материала (кожа, кора, бумага).

Критерий результативности.

Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и

исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.

Учебные результаты:

Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:

1.

Усвоение теоретической части программы;

2.

Наработка практических навыков и умений;

3.

Эколого-просветительская деятельность;

4.

Исследовательская работа.

8

Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование,

наблюдение, индивидуальная и групповая работа.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

приобретение практических навыков поведения в природе;

активная жизненная позиция детей;

экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

разумное отношение к своему здоровью;

сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

направленность личности в профессиональном выборе;

сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе,

практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование,

тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

Нормативные

основания

разработки

образовательной

прог рам м ы

дополнительного

образования

детей. При

разработке

образовательной

программы

дополнительного образования детей «Лесовичок» основными нормативными документами

являются следующие:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиН

2.4.4.

1251-03

(зарегистрировано в Минюсте 27.05.2003г. № 4594);

О

примерных

требованиях

к

программам

дополнительного

образования

детей.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной

поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006г. № 06-1844;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего

образования:

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17.05.2012г. № 413;

Устав МКОУ ДОД Дом детского творчества Здвинского района

5.

Учебно-тематические планы

Учебно-тематический план 1 года обучения

9

№п/п

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

занятия

практические

занятия

10

1.

Вводное занятие: что такое

экология?

4

4

2.

Знакомство с зоомиром

18

4

14

3.

В мире цветов

16

3

13

4.

«Мир леса» (работа с

природным материалом)

30

4

26

5.

Творческая мастерская

(работа с различными

материалами)

28

4

24

6.

Полезные уроки

14

4

10

7.

Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья

14

4

10

8.

Праздничные

мероприятия, экскурсии

18

6

12

9.

Заключительное занятие

2

2

всего часов:

144

35

109

Примечание к учебно-тематическому плану подготовительного курса:

1.Базовый учебно-тематический план

рассчитан на 36 учебных недель (по Уставу

МКОУ ДОД ДДТ)

2. Учебный год начинается с 1 сентября.

Учебно-тематический план 2 года обучения

№п/п

Название темы

Количество часов

11

всего

теоретические

занятия

практические

занятия

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Аквариум и его обитатели

6

2

4

3.

Многообразие водных

обитателей

11

4

7

4.

В мире птиц (содержание

пернатых)

10

4

6

5.

Содержание

млекопитающих

15

2

13

6.

Домашние животные

(живой уголок). По стопам

красной книги (животные)

25

4

21

7.

Комнатные цветы: 10

золотых правил ухода за

ними

«Зеленая служба

Айболита»

18

4

14

8.

Растения леса, луга.

Красная книга

10

2

8

9.

Мир леса (работа с

природным материалом)

26

2

24

10.

Мир кожи

10

2

8

11.

Удивительная береста

20

2

18

12.

Картины в стиле

флористики

20

4

16

13.

Творческая мастерская

(поделки из разного

материала)

25

2

23

14.

Выставки, праздники,

экскурсии, общественно -

полезный труд

16

16

15.

Заключительное занятие

2

2

всего часов:

216

38

178

Примечание к учебно-тематическому плану подготовительного курса:

1.Базовый учебно-тематический план

рассчитан на 36 учебных недель (по Уставу

МКОУ ДОД ДДТ).

2. Учебный год начинается с 1 сентября.

12

Учебно-тематический план 3 года обучения

№п/п

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

занятия

практические

занятия

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Природа, как стихия

8

2

6

3.

Пожар. Правила поведения

при пожаре.

20

4

16

4.

Её Величество Вода

25

4

21

5.

Минеральное царство

25

2

23

6.

Солнце, как источник

тепла и света для

животных и растений

18

2

16

7.

Теплолюбивые и

холодостойкие растения

15

2

13

8.

Приспособление

животных к сезонным

изменениям температур

18

4

14

9.

Домик для птиц

10

2

8

10.

Работа с природным

материалом

30

4

26

11.

Творческая мастерская

(поделки из разного

материала)

25

2

23

12.

Экскурсии

18

18

13.

Заключительное занятие

2

2

всего часов:

216

32

184

Примечание к учебно-тематическому плану подготовительного курса:

1.Базовый учебно-тематический план

рассчитан на 36 учебных недель (по Уставу

МКОУ ДОД ДДТ).

2. Учебный год начинается с 1 сентября.

13

II.

Содержание образовательной программы дополнительного образования детей

«Лесовичок»

Содержание программы 1-го года обучения

1.

Вводное занятие. Цели, задачи, содержание программы обучения. Правила

внутреннего распорядка. Оснащение кабинета. Правила техники безопасности и личной

гигиены. Экскурсия по Дому Детского Творчества.

2.

Знакомство с зоомиром. Теоретическая часть: Что такое зоомир, какие животные

населяют нашу планету. Вымершие животные. Знакомство с обитателями водоемов, их

строением приспособленностью к водной среде обитания. Расширяем знания о птицах, о

местах их обитания и гнездования. Техника безопасности по уходу за птицами в живом

уголке. Знакомство с разными декоративными животными, правилами ухода за ними в

домашних условиях. Практическая часть: просмотр фильма «Рыбы», презентация

«Морские чудовища». Оформление коллажа (птицы леса, птицы гор, домашние птицы),

просмотр презентации «многообразие птиц». Просмотр презентации «домашние и дикие

животные», составление коллажа «зоопарк».

3.

В мире цветов. Теоретическая часть: многообразие цветочных растений, их

классификация. Строение цветка. Классификация комнатных растений, история их

происхождения. Инструктаж по технике безопасности при уходе за комнатными

растениями. Знакомство с цветами леса, их многообразием их уникальным отличием от

комнатных цветов. Практическая часть: клумба моей мечты - рисунок, оформление

коллажа «цветочное царство». Рассматривание и сравнение цветов между собой.

Изготовление фотоальбома «Комнатные цветы». Посадка, уход и наблюдение за

комнатными растениями. Рисуночный тест «Цветы луга». Создание фотовыставки «Цветы

леса».

4.

«Мир леса». Работа с природным материалом. Теоретическая часть: Методы сбора

природного материала, беседа о природе родного края. Ознакомление с природным

материалом и правилами его хранения. Технология изготовления поделок из шишек, веток,

семян. Правила подбора материала. Личная гигиена при работе с природным материалом.

Инструменты. Правила безопасности труда. Практическая часть: экскурсия в парк для

сбора листьев, трав, цветов и др., изготовление поделок по теме: звери, птицы; по образцу,

по замыслу, выполнение творческой работы.

5.

Творческая мастерская. Работа с различными материалами. Теоретическая часть:

Мир из бумаги, общие сведения, методы обработки бумаги, техника работы с бумагой,

виды бумаг. Техника безопасности. Инструменты. Новая жизнь упаковке. Практическая

часть: изготовление игрушек, цветов разными техниками, изготовление сувениров,

шкатулок и др.

6.

Полезные уроки. Теоретическая часть: беседа «Урок вежливости». Беседа о красоте,

гармонии о прекрасном. Что такое привычка, какие привычки бывают. Как бороться с

вредными привычками. Практическая часть: минисочинение «Я – вежливый человек».

14

7.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Теоретическая часть: беседа о пользе

и вреде солнца, воды и воздуха, правила поведения на открытом воздухе.

8.

Праздничные мероприятия, экскурсии. Теоретическая часть: инстуктаж.

Практическая часть: участие в праздниках, выставках, экскурсиях. Проведение дней

именинника.

9.

Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Беседа «Чему мы

научились».

Закончив 1 год дети должны знать:

что такое экология как наука;

правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

что такое зоомир;

условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы;

окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;

персональный компьютер;

методы сбора природного материала;

технологию изготовления поделок из природного материала;

правила техники безопасности в кружке.

Уметь:

общаться с природой;

видеть и понимать красоту живой природы;

воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного

интереса;

проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

15

Содержание программы 2 - го года обучения

1.

Вводное занятие. Теоретическая часть: Цели, задачи и содержание программы

обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности. Расписание

занятий. Выполнение летних творческих заданий. Практическая часть:

экскурсия в парк, сбор природного материала.

2.

Аквариум и его обитатели. Теоретическая часть: Знакомство с понятием

аквариум, его обитателями и правилами ухода за рыбками. Практическая

часть: составление коллажа «Мой сказочный аквариум».

3.

Многообразие водных обитателей. Холодноводные рыбы местных

водоемов. Теоретическая часть: рекомендации по содержанию холодноводных

рыб местных водоемов, знакомство с некоторыми видами. Знакомство с

разнообразием подводного мира, их приспособлениями к водной среде.

Практическая часть: просмотр фильма «Подводный мир», коллективная работа

«Подводное царство». Экскурсия на водоем, наблюдение за рыбами (карась).

4.

В мире птиц (содержание пернатых). Теоретическая часть: Декоративные

птицы. Знакомство с конкретными видами птиц, характерными особенностями

их поведения. Мониторинг птиц, зимовка. Птицы нашего леса, многообразие

птиц, правила ухода за ними, техника безопасности. Материалы и инструменты.

Практическая часть: просмотр фильма «Птицы», наблюдение, составление

рассказа о птицах. Рисуем птиц, составляем коллаж, экскурсия в лес,

наблюдение за птицами, изготовление кормушек.

5.

Содержание млекопитающих. Теоретическая часть: знакомство с группой

млекопитающиеся, правилами поведения с животными, уход за ними.

Практическая часть: составление коллажа «Мой зоопарк».

6.

Домашние животные (живой уголок). По стопам Красной книги

(животные). Теоретическая часть: животные Красной книги, Красная книга

НСО, история одомашнивания животных, правила ухода за ними. Обитатели

живого уголка (черепахи, змеи, попугаи и др.). Практическая часть:

фотовыставка «Мои домашние питомцы».

7.

Комнатные цветы: 10 золотых правил ухода за ними. «Зеленая служба

Айболита». Теоретическая часть: растения, используемы человеком и

животными в целях лечения, секреты успеха выращивания растений.

Практическая часть: высаживание цветов, пересадка, полив, уход за цветами.

Сбор полезных растений.

8.

Растения леса, луга. Красная книга (растения). Теоретическая часть:

растения красной книги, Красная книга растений НСО, повторение ранее

изученного. Знакомство с новыми видами растений леса и луга. Практическая

работа: составление букетов из цветов, картин из сухоцветов.

9.

Мир леса (работа с природным материалом). Теоретическая часть:

повторение свойств и методов обработки природного материала. Практическая

часть: сортировка природного материала.

16

10.

Мир кожи. Теоретическая часть: кожа как материал, для изготовления

поделок. Методы обработки кожи. Практическая часть: изготовление изделий

из кожи.

11.

Удивительная береста. Теоретическая часть: береста, как материал для

поделок, методы обработки бересты, инструменты для работы, инструктаж.

Практическая часть: изготовление панно из бересты.

12.

Картины в стиле флористики. Теоретическая часть: флористика, как наука,

основные правила флористики. Практическая часть: коллективная работа над

картиной.

13.

Творческая мастерская (работа из разного материала). Теоретическая

часть: Постановка целей и задач. Определение темы работы. Совместное

обсуждение выбора материала и плана работы. Знакомство с технологией

изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы.

Техника безопасности. Практическая часть: изготовление поделок из

бросового материала. Самостоятельная творческая работа детей

14.

Выставки, праздники, экскурсии, общественно - полезный труд.

Теоретическая часть: инструктаж. Практическая часть: участие в выставках в

ДДТ, к праздникам, участие в районных и городских конкурсах, утренниках,

экскурсиях.

15. Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Беседа «Чему мы

научились».

Закончив 2 год дети должны знать:

животных, вошедших в красную книгу

разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

голоса птиц;

полезные и вредные растения (как в природе, так и в домашних условиях);

персональный компьютер;

техники работы с природным материалом.

Уметь:

определять животных и растения, вошедших в красную книгу;

определять растения по определителю НСО;

распознавать птиц по голосам (пению);

составлять презентации и рассказывать их.

17

Содержание программы 3 - го года обучения

1.

Вводное занятие. Теоретическая часть: Цели, задачи и содержание

программы обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности.

Расписание занятий. Выполнение летних творческих заданий. Практическая

часть: экскурсия в парк, сбор природного материала.

2.

Природа как стихия. Теоретическая часть: понятие стихия. Природные

стихии (земля, вода, воздух, огонь). Разрушающая сила стихий. Практическая

часть: просмотр фильма «Стихии», составление презентации, зарисовка

разрушающей деятельности стихий.

3.

Пожар. Правила поведения при пожаре. Теоретическая часть: пожар.

Правила поведения при пожаре. Что такое пал? Поражающая сила пожара.

Методы первой медицинской помощи при ожогах. Практическая часть:

просмотр фильма «Пожары», составление коллажа «звери в лесном пожаре».

Беседа о мерах первой помощи при пожаре.

4.

Её Величество Вода. Теоретическая часть: вода - как составляющая всего

живого на планете. Состав воды, химические свойства. Вода, как разрушающая

стихия (наводнения). Практическая часть: проведение опытов на расширение

и сжатие воды. Просмотр презентации «вода».

5.

Минеральное царство. Теоретическая часть: минералы их происхождение,

нахождение в природе. Свойства и состав минералов. Минералы в жизни

человека. Практическая часть: проведение опыта (выращивание кристалла

соли). Просмотр видеофильма «минералы».

6.

Солнце, как источник тепла и света для животных и растений.

Теоретическая часть: солнце, из чего состоит солнце, спектры солнечного

излучения. Какие солнечные волны вредны и полезны для животных и

растений. Фотосинтез. Практическая часть: просмотр презентации «Солнце»,

постановка опыта, как солнечный свет влияет на растения.

7.

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Теоретическая часть: Кто такие

теплолюбивые и холодостойкие растения, их физиологические особенности.

Практическая часть: постановка опыта (влияние тепла и холода на

прорастание семян гороха и фасоли). Составление коллажа по группам.

8.

Приспособление животных к сезонным изменениям температур.

Теоретическая часть: колебание температуры окружающей среды, его влияние

на приспособление животных к разности температур (спячки, перелеты в

теплые края и другие приспособления). Практическая часть: просмотр

презентации (температура и животный мир), экскурсия в парк.

9.

Домик для птиц. Теоретическая часть: что такое скворечники, для чего они

нужны, какие бывают скворечники. Практическая часть: изготовление

скворечника из различного бросового материала.

10.

Работа с природным материалом. Теоретическая часть:

повторение технологии изготовления поделок с природного материала, техника

18

безопасности при работе. Практическая часть: изготовление поделок из

природного материала.

11.

Творческая мастерская (поделки из разного материала).

Теоретическая часть: повторение технологии работы с бросовым материалом.

Техника безопасности. Практическая часть: изготовление поделок из

бросового материала.

12.

Экскурсии. Теоретическая часть: инструктаж. Практическая

часть: экскурсия в парк, на реку.

13.

Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Беседа

«Чему мы научились».

Закончив 3 год должны знать:

природные стихии;

правила поведения при пожаре и методы первой медицинской помощи при

ожогах;

свойства воды;

теплолюбивые и холодостойкие растения;

приспособления животных к изменениям температуры.

Уметь:

сравнивать природные стихии и находить в них существенные отличительные

признаки и сходства;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по

определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

оказывать первую помощь при ожогах, солнечном ударе;

принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и

т.д.).

19

III. Методическое обеспечение образовательной программы

дополнительного образования детей

«Лесовичок»

Программа предусматривает различные формы работы:

групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое

использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием

элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях;

работа с учебной и художественной литературой;

подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;

работа с использованием компьютерных программ;

техническое оснащение кабинета позволяет широко использовать в программе

технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать

максимально возможного результата в обучении;

работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;

практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и

оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности: индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом

его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при

объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема),

групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы),

коллективное выполнение творческих работ.

Применяются методы обучения:

• метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно

слушать мнения выступающих;

• метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать

новые знания в процессе коллективного размышления;

• поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем

наблюдений,

сбора

данных

в

природе

с

последующей

математической

обработкой

и

анализом;

игровой

метод,

стимулирующий

рост

мотивации

к

получению

новых

знаний,

обобщению и закреплению полученных умений и навыков;

• проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в

освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности;

.•

метод

психологических

тренингов,

развивающих

умение

выступать,

навыки

продуктивного диалога, оппонирование, культуру речи, неконфликтного взаимодействия;

.

• метод

коллективных

творческих

дел

в

осуществлении

практической

природоохранной

деятельности,

развивающий

навыки

продуктивного

взаимодействия,

способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства

причастности к делам и проблемам своего социума.

Для

формирования

творчества

большое

значение

имеет

взаимодействие

художественного слова, музыки, использование наглядности. Благодаря этому педагог

20

создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать

образ в своей работе.

Обучающиеся знакомятся с различными областями знаний (для их самоопределения

и выбора вида деятельности для дальнейшего обучения, а также с целью достижения

высоких творческих результатов). Широкий набор видов деятельности и материалов для

работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но позволяет каждому

раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что,

безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать

осознанному выбору профессии.

Каждое занятие имеет свою структуру. Основные элементы занятия:

1.

Организационная часть, постановка образовательных, воспитательных,

развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2.

Проверка имеющих у обучающихся знаний и умений для подготовки их к изучению

новой темы.

3.

Ознакомление с новым материалом.

4.

Упражнения на освоение и закрепления материала.

5.

Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Программа основана на следующих принципах:

1.

Личностно-ориентированный - его сущность заключается в ориентации педагога

на создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуально-

творческого потенциала, отношение к миру, людям, самому себе.

2.

Демократический - образовательный процесс строится на основе

взаимоуважительном и доброжелательном общении педагог-ребенок, ребенок-

ребенок.

3.

Интеграция - когда на занятиях прослеживается синтез всех видов деятельности,

направленных на творческое развитие личности.

Деятельность педагога, направленная на достижение успеха воспитанником:

1.

демонстрация обучающимся возможности использования тех знаний, которые они

освоят, на практике.

2.

демонстрация приемов и методов, направленных на формирование интереса

обучающихся к преподаваемому занятию.

3.

использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации

учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и

форм работы и т.д.

4.

использование педагогического оценивания как метода повышения учебной

активности и учебной мотивации обучающихся.

5.

планирование использовать различные задания так, чтобы обучающиеся

почувствовали свой успех.

6.

Давать возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в

рамках изучаемой темы.

Большое

значение

уделяется

практическим

занятиям,

на

которых

выполняются

совмещение

эколого-биологических

знаний

и

творческой

деятельности

детей.По

завершению

работы

каждого

проекта

педагог

вместе

с

ребятами

составляет

методическую

папку

(последовательность

выполнения

задания,

использование

различных материалов, фотографии, советы по выполнению).

Материально - техническое обеспечение программы:

1.

Помещение для занятий. Площадь помещения: 12 кв.м.

2.

Санитарно-гигиенические требования к помещению: освещение, вентиляция, вода

и т.п.

3.

Оборудование учебных мест (рабочее место обучающегося): столы учебные, стулья

для обучающихся

21

4.

Рабочее место педагога: стол педагога, стул.

5.

Оборудование: шкафы для хранения методического фонда, компьютер.

6.

Инструменты:

ножницы,

резаки,

линейки,

карандаши

простые,

зубочистки,

фломастеры, бумага белая А-4, бумага гафрированная, цветная офисная бумага, краски

акварельные, гуашь, баночки для воды, клеевой пистолет.

7.

Расходные материалы: клей ПВА, природный материал, цветная бумага, береста,

кожа, картон, ткань, крупа.

Информационное обеспечение программы

1.Иллюстративный материал: фото животных, растений, плакаты (животные леса,

луга)

2.Технические средства: персональный компьютер, фотоаппарат.

3.Аудиозаписи: звуки природы.

4.Видеозаписи: научные фильмы о природе.

5.Специальная литература: «Поделки из природного материала», «Кожа», «Береста,

поделки из бересты».

6. Методические папки.

7.Технологические карты.

8.Папки с шаблонами.

22

IV.

Условия реализации данной программы:

1.

Оснащенный кабинет.

2.

Создание доброжелательной атмосферы занятий.

3.

Высокий профессионализм педагога.

4.

Методическое обеспечение

5.

Учебный процесс:

Необходимо 3\4 занятия отводить на практическую деятельность;

Создание увлекательной, но развлекательной атмосферы занятий.

Ознакомление

обучающихся

с

историческим

наследием,

народными

традициями

(по

истории

искусств,

декоративно

-

прикладному

искусству,

композиции),

что

поощряет

и

стимулирует

рост

их

эстетических

чувств

и

потребностей.

6. Использование различных методов диагностики, которые

определяют уровень

развития творческого потенциала личности детей.

Финансовое

обеспечение

программы. Осуществляется за счет средств местного

бюджета.

23

V. Список используемой литературы

1.

Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Н.В. Николаева. Юный эколог Волгоград:

2010. – 331 с.

2.

Дубровская Н.В. Поделки из природных материалов., -М.: Астрель; СПб.: Сова,

2010.- 112с.: ил.

3.

Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.,– М.: Вита - Пресс, 1995

4.

Клёнов, А Малышам о минералах Педагогика - Пресс, 1993

4.

Крылов Г. Растения здоровья– Новосибирск,1989.

5.

Лазаревич К. С. Физическая география –М.: Московский лицей, 1996.

6.

Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению . – М.: Учпедгиз,

1961

7.

Моложавенко, В. С. Тайна красоты – М.,1993

8.

Майорова Ю.А. Поделки мастерим вместе с детьми. Необычные аппликации,

подарки к праздникам, игрушки из природных материалов. Нижний

Новгород.:ЗАО Издательство «Доброе слово».,2010.

9.

Попов, А. Траволечебник – Кемерово, 1993.

10. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. Начальная школа.

– 1991. - № 5. – С. 2-8.

11. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики –

М.: Просвещение, 2009

12. Плешаков, А. А. Зелёные страницы–М.: Просвещение, 2008

13. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам. –М.: Просвещение, 1988.

14. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение – Чапаевск,1998.

15. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе – М.: Просвещение, 1986.

Список литературы для детей и родителей

1.

Гаев, Л. Наши следы в природе – М. : Недра, 1991.

2.

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Начальная школа. –

1992. - № 11-12. – С.19-22.

3.

Крылов, Г. Растения здоровья– Новосибирск,1989.

4.

Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению . – М.: Учпедгиз,

1961.

5.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики –

М.: Просвещение, 2009.

6.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы –М.: Просвещение, 2008.

7.

Смирнова, Н. П. По материкам и океанам –М.: Просвещение, 1988.

8.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,

2000

9.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

10. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

11. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

24



В раздел образования