Напоминание

Рабочая программа по истории 9 класс


Автор: Метелева Ирина Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ РО "Красносулинска школа-интернат спортивного профиля"
Населённый пункт: Красносулинский район, р.п. Горный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по истории 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Красносулинская школа-интернат спортивного профиля»

Рассмотрено и принято Утверждаю:

на заседании педагогического совета директор ГБОУ РО «Красносулинская

протокол от «___»_____2020 г. №__ школа-интернат спортивного профиля»

____________Л.П. Деревянченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

Учитель Метелёва Ирина Александровна

Класс 9

Количество часов в неделю 3 часа

Количество часов по учебному плану 102 часа

Количество часов согласно календарному учебному графику, расписанию уроков

и с учётом праздничных дней 100 часов

Программа

разработана

на

основе

Федерального

го сударственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования,

примерной

программы

основного

общего

образования

по

Всеобщей

истории

для

5–9

классов.

Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учебник для

общеобразовательных

организаций/А.Я.

Юдовская,

П.А.

Баранов,

Л.М.

Ванюшкина. Под редакцией Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2020 г.

История России. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Н.М.

Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович; под редакцией А.В. Торкунова. В 2-х

частях. – М.: Просвещение, 2019 г.

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год

раб. пос. Горный

1

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета «История» 9 класс

Личностные результаты изучения истории включают:

-

освоение

национальных

ценностей,

традиций,

культуры,

знаний

о

народах

и

этнических

группах

России

на

примере

историко-культурных

традиций,

сформировавшихся на территории России в XIX в.;

-

уважение

к

другим

народам

России

и

мира

и

принятие

их;

межэтническую

толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

- гражданский патриотизм, любовь к родине, чувство гордости за свою страну и её

достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

- устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

-

уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку

действиям

исторических

персонажей,

нетерпимость

к

любым

видам

насилия

и

готовность противостоять им;

- внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,

формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

- формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе

равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

-

готовность

к

выбору

профильного

образования,

определение

своих

профессиональных предпочтений.

Межпредметные результаты изучения истории включают в умения и навыки:

-

самостоятельно

анализировать

условия

достижения

цели

на

основе

учёта

обозначенных

учителем

ориентиров

действия

при

работе

с

новым

учебным

материалом;

-

планировать

пути

достижения

целей,

устанавливать

целевые

приоритеты,

адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

-

адекватно

самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения

действий

и

вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу

его реализации;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать

разные

мнения

и

стремиться

к

координации

различных

позиций

путём

сотрудничества;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и

способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группе сверстников и

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и

координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совместной деятельности;

- выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и

делать выбор;

2

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём

сотрудничества;

-

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных

задач,

владеть

устной

и

письменной

речью,

строить

монологические контекстные высказывания;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

-

оказывать

поддержку

и

содействие

тем,

от

кого

зависит

достижение

цели

в

совместной деятельности;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-

осуществлять

расширенный

поиск

информации

с

использованием

ресурсов

библиотек и Интернета;

-

проводить

соревнование,

типологизацию

и

классификацию,

самостоятельно

выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,

проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,

основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

-

представление

о

территории

России

и

её

границах,

об

их

изменениях

на

протяжении XIX в.;

- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в

изучаемый период;

- представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX

в.;

- умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий

социальных групп;

- представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

- знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники

и

славянофилы,

либералы

и

консерваторы,

народнические

и

марксистские

организации), их отличительных черт и особенностей;

- установление взаимосвязи между общественным движением и политическими

событиями (на примере реформ и контрреформ);

- определение и использование основных исторических понятий периода;

- установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

-

установление

синхронистических

связей

истории

России

и

стран

Европы,

Америки, Азии в XIX в.;

- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

-

поиск

в

источниках

различного

типа

и

вида

художественной

и

научной

литературе)

информации

о

событиях

и

явлениях

прошлого

с

использованием

понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

3

-

анализ

информации,

содержащейся

в

исторических

источниках

XIX

в.

(законодательные

акты,

конституционные

проекты,

документы

декабристских

обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

- анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых

ими решений;

- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических

событий и личностей;

- определение собственного отношения к дисскусионным проблемам прошлого и

трудным

вопросам

истории

(фундаментальные

особенности

социального

и

политического

строя

России

(крепостное

право,

самодержавие)

в

сравнении

с

государствами Западной Европы);

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её

результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

-

приобретение

опыта

историко-культурного,

историко-антропологического,

цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

- представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места

культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «История» 9 класс

Выпускник научится:

-

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового

времени

как

исторической

эпохи,

основные

этапы

отечественной

и

всеобщей

истории Нового времени;

- соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов,

явлений, ключевых событий;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России и

других

государств

в

Новое

время,

об

основных

процессах

социально-

экономического

развития,

о

местах

важнейших

событий,

направлениях

значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

-

анализировать

информацию

из

различных

источников

по

отечественной

и

всеобщей истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в

России

и

других

странах

в

Новое

время,

памятников

материальной

и

художественной культуры;

-

рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей

истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,

«абсолютизм» и др.;

в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»;

г) представлений о мире и общественных ценностях;

д) художественной культуры Нового времени;

4

- объяснять причины и следствия, ключевых событий и процессов отечественной и

всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,

взаимодействий между народами и др.);

-

сопоставлять

развитие

России

и

других

стран

в

Новое

время,

сравнивать

исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового

времени.

Выпускник получит возможность научиться:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять

последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей

истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении

различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

-

показывать

на

исторической

карте

территории

расселения

народов,

границы

государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на

знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и

иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе

сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-

объяснять

смысл

изученных

исторических

понятий

и

терминов,

выявлять

общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-

определять

на

основе

учебного

материала

причины

и

следствия

важнейших

исторических событий;

-

объяснять своё отношение к наиболее значительным

событиям и личностям

истории

России

и

всеобщей

истории,

достижениям

отечественной

и

мировой

культуры;

-

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения

событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений

об

историческом

наследии

народов

России

и

мира,

объяснения

исторически

сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом

пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры,

национальной и религиозной принадлежности.

Содержание учебного курса: «История Нового времени 1800-1913 гг.» (35 часов)

Введение.

Глава I. Начало индустриальной эпохи в XIX в.

Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии

машинного

производства.

Изобретения

Ж.М.

Жаккара.

Дальнейшее

углубление

5

экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в

Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах

транспорта.

Паровоз.

Железнодорожное

строительство.

Изобретения

Эванса,

Тревитика.

Автомобиль

Г.Форда.

Дорожное

строительство.

Братья

Монгольфье,

Ж.Шарль:

создание

аэростата.

Ф.фон

Цеппелин

и

его

изобретение. Военная

техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её

использования.

Революция

в

средствах

связи.

Развитие

транспортных

сетей

сократило

пространство

и

время.

Интеграция

мира

в

единую

экономическую

систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных

процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной

структуры

общества.

Изменение

политической

и

экономической

сущности

аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества:

буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма: эксплуатация

женского

и

детского

труда.

Женское

движение.

Человек

в

системе

капиталистических отношений.

Технический

прогресс

и

повседневность.

Городской

рельсовый

путь.

Распространение

периодической

печати.

Газета

в

городе.

Зингер:

бытовая

швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие и

совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед.

Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменение в

моде. Новые развлечения.

Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии,

биологии,

медицины

в XIX

в.

Социальный

эффект

научных

открытий

и

достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения

Ч.

Дарвина

для

формирования

нового

мировоззрения.

Микробиология.

Достижения

медицины.

Роль

и

развитие

образования

в

капиталистическом

обществе.

Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей

и

ценностей

эпохи

Просвещения.

Рационализм

и

критический

реализм.

Натурализм.

Романтизм.

Новое

поколение

«наследников»

Робинзона

в

произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя.

Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют

новую

эпоху

в

европейской

художественной

культуре.

Реализация

идеи

раскрытия

трагических

противоречий

между

гармоничной

личностью

и

обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм

в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф. Гойя как преддверие реализма. Т.

Жерико и Э. Делакруа. Карикатура и графика О. Домье. Реализм: Ж. Милле.

Критический

реализм

Г.

Курбе.

Двенадцать

лет

истории

французского

импрессионизма: Э. Мане, К. Моне, К. Писарро, О. Ренуар, Э. Дета, Ж. Сер и П.

Синьяк.

Конец

импрессионизма.

Скульптор

О.Роден.

Постимпрессионизм:

П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф. Шопен, Д. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси.

Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и

Нового Света.

6

Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного

переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития.

Социалистические учения первой половины XIX в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш.

Фурье. Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф.

Энгельс

об

устройстве

и

развитии

общества.

Революционный

социализм

марксизм. Рождение ревизионизма Э. Бернштейн. Анархизм.

Повторение и обобщение.

Глава II. Европа и США в первой половине XIX в.

От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне.

Режим

личной

власти

Наполеона

Бонапарта.

Наполеоновская

империя.

Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства

и империи. Французский гражданский кодекс.

Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход на

Россию.

Причины

ослабления

империи.

Крушение

наполеоновской

империи.

Освобождение

европейских

государств.

Вступление

союзников

в

Париж.

Реставрация

Бурбонов.

Сто

дней

императора

Наполеона.

Венский

конгресс.

Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система

международных отношений.

Англия в первой половине XIX в. противоречия и социальные реформы.

Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и

её

социальные

последствия.

Чартизм:

неоднородность

идей,

требований.

Предотвращение

революции

в

40-е

гг. XIX

в.

«Эпоха

Викторианского

компромисса». Окончательное утверждение парламентского режима. Англия –

«мастерская

мира».

Тред-юнионы

и

их

роль

в

создании

основ

социального

государства. Направления и особенности внешней политики Англии. Величие и

достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

Промышленная революция продолжается Франция: экономическая жизнь и

политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и

новой

Франции.

Герцог

Ришелье.

Революция

1830

г.

Переход

французской

короны

к

Орлеанской

династии.

Упрочнение

парламентского

строя.

Кризис

Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Бланкизм. Политический

кризис накануне революции 1848 г.

Мировой

промышленный

кризис

и

его

последствия

для

французской

экономики.

Вооружённое

восстание

и

победа

революции

над

Июльской

монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и

его

попытки

выйти

из

кризиса.

Учредительное

собрание.

Социальное

недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарта Наполеона. Режим Второй

империи

Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции.

Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй

империи.

Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии.

Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии.

Победа

революционного

восстание

в

Берлине.

Франкфуртский

парламент.

Дальнейшая

модернизация

страны

во

имя

её

объединения.

Вильгельм

I

и

7

«железный канцлер». Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за

лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове.

Образование Северогерманского союза.

Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое

отставание

Италии.

Борьба

за

независимость

и

национальное

объединение

Италии.

Мировой

промышленный

кризис

и

Италия.

Начало

революции.

Национальные герои Италии – Дж. Гарибальди и Д.Мадзини. Поражение

итальянской

революции

и

его

причины.

Усиление

Сардинского

королевства

К.Кавур.

Сицилия

и

Гарибальди.

Национальное

объединение

Италии.

Роль

Пьемонта.

Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона

III. Франко – прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и

конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец

франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью»

и

провозглашение

Германской

империи.

Восстание

в

Париже

Парижская

коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?

США вначале XIX в. Экономическое, политическое развитие и проблема

рабства. Гражданская война 1861-1865 гг.

Повторение и обобщение.

Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

Страны Азии в XIX – начале XX в. Индия к началу

XIX в. Британское

владычество в Индии. Восстание сипаев. Начало борьбы с независимостью.

Персия в первой половине XIX в. От восстания бабидов до революции 1905-1911

гг. Афганистан в XIX в. Китай в первой половине XIX в. Восстание тайпинов.

Раздел Китая. Япония в первой половине XIX в. «Реставрация Мэйдзи» 1868 г. и

реформы.

Африка в XIX – начале XX в. Африка к началу XIX в. «Открытие» Африки.

Покорение Северной Африки. «Схватка за Африку». Цветок из европейских

садов на африканской почве. Эфиопия – страна, оставшаяся самостоятельной.

Колониальное

господство

в

Африке.

Колониальное

соперничество.

Англо-

бурская война.

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. Латинская Америка н

началу XIX в. Война за независимость. После освобождения. Латинская Америка

на рубеже XIX – XX вв.

Повторение и обобщение.

Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в.

Великобритания до Первой мировой войны. Викторианская эпоха. Больше не

«мастерская

мира».

Парламентские

реформы.

Рабочий

вопрос.

Ирландский

вопрос. От империи к содружеству наций.

Франция: Вторая империя и Третья республика. Вторая империя во Франции

1852-1870 гг. Франко-германская война 1870-1871 гг. Парижская коммуна 1871 г.

Борьба

за

республику.

Социально-экономическое

и

политическое

развитие.

Рабочий

вопрос.

Германия

на

пути

к

европейскому

лидерству.

Внутреннее

8

устройство. Германское общество. Экономическое развитие. Политика Бисмарка.

«Личное правление» Вильгельма II. Рост национализма.

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Система дуализма.

Экономическое,

социальное

и

политическое

развитие.

Национальная

борьба.

Балканские страны.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения.

Конституционная монархия. Мучительный путь развития сельского хозяйства.

Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического

капитализма. «Мировое экономическое проникновение». Плата за отсталость

страны

эмиграция.

Движение

протеста

в

стране.

Виктор

Эммануил III

сторонник нового курса. «Социализм может быть побеждён только оружием

свободы».

Колониальные авантюры – «стать не хуже других». Между двумя

блоками.

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». Реконструкция

Юга.

Экономический

рынок.

Монополии,

рабочее

и

фермерское

движение.

Двухпартийная система в конце в конце XIX – начале XX в. расовая проблема

после Гражданской войны. Идеи экспансии.

Международные отношения в конце XIX – начале XX в. Венская система.

Международные отношения до Крымской войны 1853-1856 гг. Крымская война

1853-1856 гг. Кризис Великой системы. Система союзов Бисмарка. Особенности

колониальной

политики

ведущих

держав.

Англо-германская

противоречия

и

складывание Антанты. Предвоенные кризисы.

Повторение и обобщение.

Содержание учебного курса «История России XIX в.» (67 часов)

Введение.

Тема I. Россия в эпоху правления Александра I.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический

строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 -1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые

преобразования. Александр 1. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о

вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в

Прибалтике. Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к

уложению государственных законов» Учреждение Государственного совета.

Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и следствия.

Внешняя политика 1801-1812 гг. Международное положение России в начале

века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и

четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном.

Расширение Российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807г. и

его

последствия.

Присоединение

к

России

Финляндии.

Разрыв

русско-

французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон.

Смоленское

сражение.

Назначение

М.И.

Кутузова

главнокомандующим.

Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское

9

движение.

Гибель

«Великой

армии»

Наполеона.

Освобождение

России

от

захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825

гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом.

Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в

Священном Союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра 1.

Россия и Америка. Россия – мировая держава.

Внутренняя

политика

в

1814-1825

гг.

Причины

изменения

внутриполитического курса Александра 1. Польская Конституция. «Уставная

грамота

Российской

империи»

Н.Н.Новосильцева.

Усиление

политической

реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра 1.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг.

Аграрный

проект

А.А.

Аракчеева.

Проект

крестьянской

реформы

Д.А.

Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы

общественных движений. Тайные масонские организации. Союз Спасения.

Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты

П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра 1

и

династический

кризис.

Восстание

14

декабря

1825

г.

и

его

значение.

Восстание

Черниговского

полка на

Украине.

Историческое

значение

и

последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая 1. Укрепление роли государственного

аппарата.

Усиление

социальной

базы

самодержавия.

Попытки

решения

крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский

надзор,

цензура).

Централизация

и

бюрократизация

государственного

управления.

Свод

Законов

Российской

империи.

Русская

православная

церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III

отделение царской канцелярии.

Повторение и обобщение.

Тема II. Правление Николая I.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития.

Кризис

феодально-крепостнической

системы.

Начало

промышленного

переворота.

Первые

железные

дороги.

Новые явления

в

промышленности,

сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа

управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826-1849 гг.

Участие

России

в

подавлении

революционных

движений

в

европейских

странах.

Русско-иранская

война

1826-1828

гг.

Русско-турецкая

война

1828-1829

гг.

Обострение

русско-

английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во

внешней политике.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос.

Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

10

Общественные движения 30-50-х гг. Особенности общественного движения

30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С.

Уварова. Либеральное движение. Западники. Т.Н. Грановский. С.М. Соловьев.

Славянофилы. И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. Революционное

движение. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Теория «общественного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели,

силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С.

Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги

войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные

открытия.

Открытия

в

биологии

И.А.

Двигубского,

И.Е.

Дядьковского, К.М. Бэра, Н.И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии.

Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В. Остроградского и

Н.И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С. Якоби и Э.Х. Ленца. А.А.

Воскресенский, Н.Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции

И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и

Е.В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм,

классицизм, реализм).

Литература. В.А. Жуковский. К.Ф. Рылеев. А.И. Одоевский. Золотой век

русской поэзии. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н.В.

Гоголь. И.С. Тургенев. Д.В. Григорович. Драматургические произведения А.Н.

Островского.

Театр. П.С. Мочалов. М.С. Щепкин. А.Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е.

Варламов. А.А. Алябьев. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский.

Живопись. К.П. Брюлов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.А. Иванов. П.А.

Федотов. А.Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д. Захаров.

(здание

Адмиралтейства).

А.Н.

Воронихин

(Казанский

собор).

К.И.

России

(Русский

музей,

ансамбль

Дворцовой

площади).

О.И.

Бове

(Триумфальные

ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-

византийский стиль. К.А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский

дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Повторение и обобщение.

Тема II. Россия в правление Александра II

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к

началу

60-х

годов XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II.

Начало

его

правления

Александра

II.

Смягчение

политического

режима.

Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской

11

реформы.

Великий

князь

Константин

Николаевич.

Основные

положения

крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание

местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в

области образования. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность

реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве

на рубеже 70-80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание

1863г.

Рост

национального

самосознания

на

Украине

и

в

Белоруссии.

Усиление

русификаторской

политики.

Расширение

автономии

Финляндии.

Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народ Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.

Перестройка

сельскохозяйственного

и

промышленного

производства.

Реорганизация

финансово-кредитной

системы.

«Железнодорожная

горячка».

Завершение

промышленного

переворота

и

его

последствия.

Начало

индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины

50-х – начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном

движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы М.Н. Катков.

Причины

роста

революционного

движения

в

пореформенный

период.

Н.Г.

Чернышевский.

Теория

революционного

народничества:

М.А.

Бакунин,

П.Л.

Лавров, П.Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860 -

начала 1870-х гг. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и

воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля».

Убийство Александра II.

Внешняя

политика

Александра

II.

Основные

направления

внешней

политики

России

в

1860-1870

гг.

А.М.

Горчаков.

Европейская

политика

России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии.

Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг., причины, ход военных действий, итоги.

М.Д. Скобелев. И.В.Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от

османского ига.

Повторение и обобщение.

Тема IV.

Россия

в

правление

Александра III. Социально – экономическое

развитие страны в конце XIX - начале XX в.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало

нового

царствования.

К.П.

Победоносцев.

Попытки

решения

крестьянского

вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики.

Политика в области просвещения и печати Укрепление позиций дворянства.

Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Общая характеристика

экономической

политики

Александра

III.

Деятельность

Н.Х.

Бунге.

Экономическая

политика

И.А.

Вышнеградского

Начало

государственной

12

деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.

Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная структура

пореформенного общества.

Размывание

дворянского

сословия.

Дворянское

предпринимательство.

Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность.

Положение

и

роль

духовенства.

Разночинная

интеллигенция.

Крестьянская

община. Ускорение процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в

образе

жизни

пореформенного

крестьянства. Казачество.

Особенности

российского пролетариата.

Общественное

движение

в

80-90-х

гг.

Кризис

революционного

народничества.

Изменения

в

либеральном

движении.

Усиление

позиций

консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления

внешней

политики Александра

III.

Ослабление

российского

влияния

на

Балканах.

Поиск

союзников

в

Европе.

Сближение

России

и

Франции.

Азиатская политика России.

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской

демократической

культуры.

Просвещение

во

второй

половине

XIX

века.

Школьная

реформа.

Развитие

естественных

и

общественных

наук.

Успехи

физико-математических,

прикладных,

химических

наук.

Географы

и

путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие

российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Искусство.

Общественно-политическое

значение

деятельности

передвижников. «Могучая кучка» и П.И.Чайковский, их значение для развития

русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировой значение русской

музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и

его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимосвязь культур народов России. Роль русской культуры в

развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация.

Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и

быт городских «верхов». Жизнь и быт городских «окраин». Досуг горожан.

Изменения в деревенской жизни.

Тема V. Кризис империив начале XX в.

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.: динамика и противоречия развития.

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. Николай II:

начало

правления.

Политическое

развитие

страны

в

1894-1904

гг.

Внешняя

политика Николая

II. Русско – японская война 1904-1905 гг. Первая российская

революция и политические реформы 1905-1907 гг. Социально – экономические

реформы

П.А.

Столыпина.

Политическое

развитие

страны

в

1907-1914

гг.

Серебряный век русской культуры.

Итоговое повторение и обобщение.

13

14

Календарно-тематическое планирование курса истории

для 9 класса (102 часа)

п/п

Содержание (раздела, темы урока)

Кол-во

часов

Дата проведения

Домашнее задание

пл.

факт.

История Нового времени 1800-1913 гг. (35 часов)

1

Введение.

1

с. 3-6

Глава I. Начало Индустриальной эпохи. (9 часов)

2

Экономическое развитие в XIX- начале XX в.

1

§ 1 с. 7-17

3

Меняющееся общество.

1

§ 2 с. 17-26

4

Век демократизации.

1

§ 3 с. 26-32

5

«Великие идеологии»

1

§ 4 с. 33-39

6

Образование и наука.

1

§ 5 с. 42-47

7-8

XIX век в зеркале художественных исканий.

2

§ 6 с. 48-53

§ 6 с. 53-58

9

Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в.

1

§ 7 с. 58-67

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Начало

индустриальной жизни».

1

Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. (9 часов)

11-12

Консульство и империя.

2

§ 8 с. 70-75

§ 8 с. 75-81

13

Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи.

1

§ 9 с. 81-90

14

Великобритания: экономическое лидерство и политические

1

§10 с. 91-99

15

реформы.

15

«От Альп до Сицилии»: объединение Италии.

1

§ 11 с. 100-106

16

Германия в первой половине XIX в.

1

§ 12 с. 108-115

17

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в.

1

§ 13 с. 116-123

18

США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и

экономический рост.

1

§ 14 с. 124-130

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Страны Европы и

США в первой половине XIX в.»

1

Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX- начале XX в. (7 часов)

20-21

Страны Азии в XIX- начале XX в.

2

§ 15 с. 134-139

§ 15 с. 139-145

22-23

Африка в XIX- начале XX в.

2

§ 16 с. 146-151

§ 16 с. 151-155

24-25

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

2

§ 17 с. 155-158

§ 17 с. 158-164

26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Азия, Африка и

Латинская Америка в XIX- начале XX в.»

1

Глава IV. Страны Европы и США во второй половине в XIX- начале XX в. (9 часов)

27

Великобритания до Первой мировой войны.

1

§ 18 с. 165-172

28

Франция: Вторая империя и Третья республика.

1

§ 19 с. 174-182

29

Германия на пути к европейскому лидерству.

1

§ 20 с. 182-190

30

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.

1

§ 21 с. 191-199

31

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

§ 22 с. 200-207

32

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры».

1

§ 23 с. 207-214

16

33-34

Международные отношения в XIX- начале XX в.

2

§ 24 с. 215-220

§ 24 с. 220-227

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Страны Европы и

США во второй половине в XIX- начале XX в.»

1

История России XIX в. (67 часов)

1

Введение.

1

с. 5-6

Тема I. Россия в эпоху правления Александра I. (16 часов)

2-3

Россия и мир на рубеже XVIII - XIX вв.

2

§ 1 с. 8-11

§ 1 с. 11-14

4-5

Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.

2

§ 2 с. 14-17

§ 2 с. 17-21

6

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

1

§ 3 с.22-27

7-8

Отечественная война 1812 г.

2

§ 4 с. 27-31

§ 4 с. 31-34

9-10

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика

Александра I в 1813-1825 гг.

2

§ 5 с. 34-36

§ 5 с. 36-39

11

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней

политике Александра I в 1815-1825 гг.

1

§ 6 с. 40-43

12

Национальная политика Александра I.

1

с. 44-48

13-14

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти

XIX в.

2

§7 с. 49-51

§ 7 с. 52-54

15-16

Общественное движение при Александре I. Выступление

декабристов.

2

§ 8 с. 55-59

§ 9 с. 59-64

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху

правления Александра I».

1

Тема II. Правление Николая II. (10 часов)

18

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней

политике Николая I.

1

§ 10 с. 66-69

17

19

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти

XIX в.

1

§ 11 с. 69-75

20-21

Общественное движение при Николае I.

2

§ 12 с. 75-76

§ 12 с. 76-79

22

Национальная и религиозная политика Николая I.

Этнокультурный облик страны.

1

с. 80-86

23-24

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.

Крымская война 1853-1856 гг.

2

§ 13 с. 86-92

§ 14 с. 92-97

25

Культурное пространство России в первой половине XIX в.:

наука и образование.

1

§ 15 с. 97-103

26

Культурное пространство России в первой половине XIX в.:

художественная культура народов России.

1

§ 16 с. 103-109

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правление Николая

II».

1

Тема III. Россия в правление Александра II. (11 часов)

28

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.

1

§ 17 с. 112-116

29-30

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861.

2

§ 18 с. 117-121

§ 18 с. 121-123

31-32

Реформы 1860-1870 гг.: социальная и правовая модернизация.

2

§ 19 с. 124-126

§ 19 с. 126-129

33

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный

период.

1

§ 20 с. 130-137

34-35

Общественное движение при Александре II и политика

правительства.

2

§ 21 с. 137-142

§ 22 с. 142-145

36

Национальная и религиозная политика Александра II.

Национальный вопрос в Европе и в России.

1

§ 23 с. 146-151

37

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-

1878 гг.

1

§ 24 с. 152-159

38

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в правление

Александра II».

1

Тема IV. Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в. (13 часов)

18

39

Александр III: особенности внутренней политики.

1

§ 25 с. 4-10

40-41

Перемены в экономике и социальном строе.

2

§ 26 с. 11-14

§ 26 с. 14-20

42

Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг.

1

§ 27 с. 20-24

43-44

Национальная и религиозная политика Александра III.

2

§ 28 с. 25-28

§ 28 с. 28-30

45

Внешняя политика Александра III.

1

§ 29 с. 30-35

46

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:

достижения российской науки и образования.

1

§ 30 с. 36-41

47

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:

русская литература.

1

§ 31 с. 42-46

48

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:

Художественная культура народов России.

1

§ 32 с. 47-53

49-50

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

2

с. 54-58

с. 58-61

51

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в правление

Александра III».

1

Тема V. Кризис империи в начале XX в. (16 часов)

52-53

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.: динамика и противоречия

развития.

2

§ 33 с. 64-67

§ 33 с. 67-71

54-55

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX

вв.

2

§ 34 с. 71-73

§ 34 с. 73-75

56

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в

1894-1904 гг.

1

§ 35 с.75-80

57-58

Внешняя политика Николая II. Русско – японская война 1904-

1905 гг.

2

§ 36 с. 82-83

§ 36 с. 83-87

59-60

Первая российская революция и политические реформы 1905-

1907 гг.

2

§ 37 с. 88-94

§ 37 с. 94-96

61-62

Социально – экономические реформы П.А. Столыпина.

2

§ 38 с. 98-101

19

§ 38 с. 101-104

63

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.

1

§ 39 с. 104-110

64-65

Серебряный век русской культуры.

2

§ 40 с. 111-114

§ 40 с. 114-117

66

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале XX

в.»

1

67

Итоговое повторение курса «Россия в XIX -начале XX в.»

1

20

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

___________Н.. Кичкина

«___»_______2020 г.



В раздел образования