Напоминание

«Природная сокровищница»


Автор: Соболева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ д/с №34
Населённый пункт: город Тольятти Самарская обл.
Наименование материала: Конспект сценария образовательного терренкура для старших дошкольников на тему: «Природная сокровищница» (для детей 6-7 лет)
Тема: «Природная сокровищница»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект сценария образовательного терренкура для старших дошкольников на тему: «Природная сокровищница»

(для детей 6-7 лет)

Вид образовательного терренкура: игра-экспедиция

Образовательные задачи:

- Закреплять у детей умение ориентироваться по плану;

- Систематизировать знания детей о полезных ископаемых Самарской области их использовании в хозяйстве;

- Формировать убеждения о необходимости бережного отношения к природе и её ресурсам;

- Формировать умение обследовать предмет, делать выводы.

Материалы и оборудование:

Беседка, оформленная в виде пещеры, аудиозапись с характерными звуками (капли воды, эхо…, запись голоса

«песка») старинная бутылка, карта с обозначениями объектов ,расположенных на территории,

«Выездная лаборатория» (рядом с беседкой стол со скамейками , на столе необходимые материалы для опытов

(вода, соль, стаканчики , блюдца деревянные палочки. лупы на каждого ребенка, поднос, глина. 2 пластиковых

бутылки , емкости с нефтью ),

Письмо, картинки ,схема со словом «сундук», «пропуск» на каждого ребенка, общая таблица.

Фото с изображениями месторождений, фото с изображением применения полезных ископаемых в жизни

человека.

коллекция полезных ископаемых(соль , песок, глина, нефть, известняк)

Загадки о полезных ископаемых

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этапы

Содержание деятельности

Методические указания

Мотивацио

нно-целевой

Гид обращает внимание детей на старинную

бутылку, которую рыбаки выловили в море.

Достает карту из бутылки. Дети

рассматривают траекторию движения с

указанием станций, способ перемещения от

станции к станции. Создается мотивационная

ситуация.

Проектиров

очно-

организацио

нный

Рассказ гида.

Гид задает вопросы к детям уточняющего и

познавательного характера.

Ответы детей.

Д е т и

в м е с т е

с

г и д о м

п р и х о д я т

н а

метеостанцию.

Гид: ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход.

Но сначала нам нужно узнать какая будет погода. А как

вы думаете, для чего нам важно это знать?

- Нам важно это знать , чтоб определиться, что же мы с

собой возьмем и как нужно правильно одеться .

Содержате

льный

1-я станция. Метеостанция

Гид

напоминает

детям,

что

на

станции

функционирует четыре площадки и предлагает

разделиться

на

четыре

команды

с

помощью

специальных

пропусков.

Каждая

команда

подходит к своему прибору и начинает снятие

показаний с приборов.

Дети выполняют измерения, заносят результат

в общую таблицу, рассказывают об этапах

исследования и приборах, позволяющих это

сделать.

(Каждая команда представляет результаты

своих исследований).

Гид: На метеостанции вы уже были и вам здесь все

знакомо, но я хочу вам напомнить:

Нам нужно будет измерить показания приборов: силу и

направление ветра, атмосферное давление, и тогда.

будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град

или ураган, будет ветер или нет.

Вы уже знаете как это делается и умеете выполнять эту

работу. Пожалуйста, приступайте!

Гид: Нам нужно составить карту погоды. Для этого

каждая команда проведет исследования, и результат

запишет в общую таблицу

2-я станция. «Гнездо орла»

Дети

вместе

с

гидом

следуют

ко

второй

станции и их

внимание привлекает гнездо,

установленное

на

высоком

пне,

вокруг

пня

разбросаны камни. (образцы известняка)

Дети

рассматривают

камни,

отгадывают

загадку, слушают рассказ гида.

Рассказ

гида

сопровождается

показом

фотографий.

Дети рассматривают, задают вопросы.

Гид задает вопросы к детям уточняющего и

познавательного характера.

Дети

отвечают

на

вопросы,

рассуждают,

высказываются.

Гид предлагает игру «Полезные ископаемые»,

излагает правила игры.

Гид: Ребята посмотрите, какое интересное гнездо. Как

вы думаете, чье это гнездо? (Дети говорят, что это

гнездо орла). Орлы селятся в горной местности, там, где

встречаются природные богатства.

Гид обращает внимание детей на несколько камней

возле гнезда. Посмотрите, тут кругом полезные

ископаемые!

Полезные ископаемые – это природные богатства,

которые добывают люди на земле и под землёй и

используют их в хозяйстве.

А теперь отгадайте загадку:

«Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение» (известняк)

Добыча строительных материалов известняка в

качестве щебня ведется также на охраняемой

территории в карьерах Богатырь и Жигулевский.

Известняки широко применяют в строительной отрасли

(получение бетонов, строительной извести, кладка

стен), в цементной промышленности, в дорожном

строительстве, сельском хозяйстве, пищевой

промышленности.

В Самарской области 16 месторождений известняка.

Самый большой карьер Самарской области –

Богатырский

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся не только с

полезными ископаемыми, но и получим

ответы на

3-я станция. «Природная сокровищница»

Звучит загадочная музыка. Дети входят в

пещеру, осматриваются.

На стене макет попугая, у него в клюве конверт

с письмом.

Дети определяют звуки,(разгадывают

кроссворд), читают письмо и находят сундук,

(в сундуке образец соли и нефти), находят

образцы в сундуке,

отгадывают загадки, рассматривают образцы.

Рассказ

гида

сопровождается

показом

фотографий.

Дети

слушают

рассказ

гида,

рассматривают

фотографии, задают вопросы, высказываются.

Гид: Это пещера Сокровищ.

Посмотрите, нам попугай принёс письмо. Но, чтоб его

прочитать, нужно разгадать кроссворд, определить

первый звук с каждой картинки и записать в клеточки

соответствующие буквы. (слово-сундук).

Давайте посмотрим, что в сундуке.

Отгадайте загадку:

«В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!» (соль).

Соль – это тоже полезное ископаемое, а значит

сокровище Земли. В глубокой древности соль была

дороже золота, солью расплачивались за товар вместо

денег. И её называли «белым золотом». Соль бывает

каменная, поваренная и морская. Каменную соль

добывают в соляных шахтах. Выпиливают блоки,

которые потом разбивают на куски, грузят на конвейер

и поднимают наверх. Поваренную соль добывают из

каменной соли и из соляных озёр с помощью

специальных комбайнов. Потом соль грузят в вагоны.

Морскую соль добывают путём выпаривания из

морской воды. Она необходима для жизни человека, её

не только употребляют в пищу, но и лечат различные

Дети выкладывают картинки и дают пояснения,

почему выбрали именно эту картинку.

заболевания.

Отгадайте загадку

«Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это?» (нефть)

Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в

земле из остатков животных и растений, которые жили

многие миллионы лет назад.

Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким

запахом. Нефтяники строят буровые вышки Как вы

думаете, для чего человеку нужна нефть? Нефть в воде

не растворяется. Давайте попробуем в нашей

лаборатории. Если нефть попадает в море, океан, то она

загрязняет воду и все живое при этом погибает. Нефть

хорошо горит и выделяет энергию. Нефть нужна для

того, чтоб делать из нее бензин, керосин, солярку,

смазочные вещества и т. д. А как человек должен

обращаться с нефтью?

У меня схема - модель, попробуйте дополнить ее теми

картинками, где изображено как человек использует

нефть

4 станция «Гора песочная»

Дети и гид при переходе к следующей станции

выполняют

физиче ские

упражнения

,

проговаривая слова физминутки.

Гид- Ребята, для того, чтоб нам было веселее , по пути

мы выполним движения со словами:

«По дорожке мы пойдем, много камешков найдем

По дорожке, по дорожке

Дети

подходят

к

песочнице,

в

которой

находятся песок и образцы глины.

Д е т и

р а с с м ат р и в а ют, задают

вопросы,

рассуждают, высказываются.

Рассказ

гида

сопровождается

показом

фотографий.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем ,как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И вперед опять пойдем»

Гид: Вот мы и добрались до следующей станции!

У меня для вас еще две загадки еще 2 загадки:

« И липка, и жирна, и мягка,

А посуда из неё крепка!» -(глина)

«Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Можешь ты его копать

И в ведёрко насыпать.»- (песок)

Песок и глина – это очень распространенные горные

породы, они образуются в природе при разрушении

гранита. Песок используется в строительстве, а также

при изготовлении стекл. Из глины же делают кирпичи,

черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные

горшки, посуду, красивые вазы.

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет

форму, которую ей придают. Это свойство называют

пластичностью. Изготовленные из глины изделия

обжигают в специальных печах, чтобы они стали

прочными и твердыми

5 станция «Выездная лаборатория»

При

переходе

к

следующей

станции

дети

проходят через «Полосу препятствий»

(на асфальте разложены атрибуты, спортивное

оборудование)

Дети

выполняют

разные

спортивные

упражнения: прыжки, перепрыгивания, ходьба

по

узкой

дорожке,

ходьба

по

извилистой

дорожке…

Гид и дети проходят к столам, проводят опыты.

Гид помогает детям проводить опыты.

Дети отвечают на вопросы, задают вопросы,

делают выводы.

Гид: А теперь снова в путь! Но добраться до

следующего пункта назначения нам придется через

полосу препятствий.

Гид: Мы пришли в нашу выездную лабораторию.

На столах у вас есть все необходимое для проведения

опытов.

1 опыт. Возьмите образцы с нефтью, рассмотрите ее,

понюхайте. А теперь добавим нефть в воду.

Какая она на цвет, запах?

Какой вывод можно сделать?

Правильно, она маслянистая, черного цвета, с резким

запахом. Нефть в воде не тонет.

2 опыт. Давайте рассмотрим соль поближе, определим

цвет, запах, какая она на ощупь, на вкус. Тонет-ли она в

воде, помешаем, что произошло?

Правильно, она белого цвета, соленая на вкус,

рассыпчатая, в воде растворилась.

3 опыт. Предлагаю узнать свойства песка и слепить

куличики из мокрого и сухого песка и выложить их на

поднос. Когда песок намокает, воздух между гранями

песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с

другом

4 опыт. Давайте проведем опыт с песком и глиной

.Пластиковые бутылки обрезаем, верхнею часть

бутылки переворачиваем и вставляем во вторую часть.

Насыпаем песок в одну бутылку, а в другую глину.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Она раскисает и становиться липкая.

Оценочно–

рефлексивн

ый

Гид организует сбор-финиш, подводит итоги,

озвучивает

итоговые

результаты.

Проводит

награждение участников.

Гид: Ребята, с каждым годом мы используем всё больше

и больше полезных ископаемых, и со временем они

могут иссякнуть. Полезные ископаемые нужно

экономить. Бережно относиться к воде. Чтобы

сэкономить газ, газовые плиты заменяют на

электрические. Нужно сортировать мусор, чтобы

отправить потом его на перерабатывающие заводы.

Значит, даже мы с вами можем экономить полезные

ископаемые.



В раздел образования