Автор: Камалова Полина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №236
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Как подготовить руку ребёнка к письму
Раздел: дошкольное образование
Как подготовить руку ребёнка к письму
Авторы:
Камалова П. Н. – воспитатель 1 категории
Мельшина Л.А. – воспитатель 1 категории
Как подготовить руку ребёнка к письму
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Как известно, современная школа предъявляет высокие требования к детям,
поступающим в первый класс. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как
обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно
подготовить его к школе. Учителя начальных классов говорят, что дети на первом
этапе обучения чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма:
быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание
букв.
Ребёнок
не
укладывается
в
общий
темп
работы.
Эти
затруднения
вызваны
слабостью
мышц
пальцев
руки,
недостаточной
сформированностью
навыков
зрительно-двигательной
координации,
произвольного
внимания,
аналитического
восприятия, зрительной памяти. Таким образом, изучив педагогическую литературу,
приходишь к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать
задолго до поступления ребенка в школу. Как готовить ребенка к обучению письму?
Этот вопрос начинает волновать родителей задолго до поступления ребенка в школу,
еще в детском саду. Поэтому когда ребенок приходит в детский сад, одной из главных
задач воспитателя является развитие мелкой моторики у него. Почему так важно для
детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека
центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы
мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Неподготовленность
к
письму,
недостаточное
развитие
мелкой
моторики,
зрительного восприятия, внимание, может привести к возникновению негативного
отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном
возрасте
очень
важно
развить
механизмы,
необходимые
для
овладения
письмом,
создать условия для накопления ребенка двигательного и практического опыта, для
развития
графических
навыков.
Овладев
основными
механизмами
письма,
можно
прогнозировать результат на момент выхода в школу:
— укрепление мышечного тонуса кисти руки;
— развитее четкого движения и координацию рук;
— снижение утомляемости и повышение работоспособности;
— навык владением карандашом, ручкой;
— графические навыки на уровне возрастных требований;
— ориентировка на листе бумаги;
— ориентировка в пространстве;
—
развитие
глазомера
(формирование
умения
видеть
контуры
фигур
и
при
штриховании не выходить за их приделы, соблюдать одинаковое расстояние между
линиями);
— овладение гигиеническими правилами (как правильно сидеть, как положить руки,
листок, карандаш, ручку, тетрадь).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:.
Система
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
позволить
совершенствовать графические навыки ребенка.
Мы разработали
систему работы по подготовке руки к письму. Одним из
основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки.
У этого направления три задачи:
1.
Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами
– большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой
стороне
среднего
пальца.
Большой
палец
поддерживает
карандаш
слева,
а
указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном
захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не
падает.
Для
развития
щепоти
используются
пальчиковые
игры
(особенно
для
большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом «Покрути карандаш
двумя пальцами, тремя пальцами», игровые упражнения типа «Посолим суп».
2.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и
расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление, когда
пишем
снизу
вверх.)
Формирование
правильного
распределения
мышечной
нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при
работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе
лепки.
3.Развивать мелкую моторику руки. Работа с детьми по развитию руки началась еще
в средней группе. Дети с удовольствием выполняли пальчиковую зарядку. Играли с
мозаикой, конструктором, лего. Раскладывали и складывали разборные игрушки
(матрёшки,
пирамидки,
чашечки).
Нанизывали
бусы
на
веревочки,
наматывали
нитки на катушки.
Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки руки
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для
удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и
расслабления.
Такая
последовательность
смены
тонуса
мускулатуры
рук
осуществляется при правильном письме.
Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения
мелкой
мускулатуры
руки
и
расслабления.
Обрывание
листа
бумаги
показывает
содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только
произвольное обрывание, но и обрывание по контуру. Сюжеты детских работ могут
быть
самыми
разнообразными.
Работы
детей
подготовительной
к
школе
группы
«Осеннее дерево».
Развитие мелкой моторики руки
Для развития мелкой моторики руки можно использовать работу с бумажными
шариками из салфеток или крепированной бумаги.
Сначала следует научить ребенка отрывать от салфетки кусочки. Салфетку ребенок
держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает кусочек. Готовые кусочки
ребенок катает в бумажные шарики. В идеале он должен это делать тремя пальцами
(большим,
указательным
и
средним),
делая
круговые
движения.
Этим
у
ребенка
развивается мелкая моторика пальцев . которые участвуют в процессе письма. Затем
ребенок клеит заготовленные шарики на картинки, стараясь плотно прижимать их друг
к
другу.
При
этом
тренируются
мышцы
руки,
мелкая
моторика,
развивается
координация и точность движений.
Для развития мелкой моторики рук использовали следующие приемы и упражнения:
Массаж кистей рук;
Пальчиковую гимнастику или физкультминутки;
Пальчиковые игры: со стихами, со скороговорками, со счётными палочками;
Пальчиковый театр;
Лепку из пластилина;
Аппликацию;
Работу с бумагой в технике «Оригами»;
Рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д.;
Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек,
вырезание ножницами);
Рисование по трафаретам;
Дорисовку (по принципу симметрии);
Штриховку;
Графические диктанты;
Лабиринты;
Копирование (по точкам, по образцу);
Специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет
собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу
объемных
объектов
на
горизонтальной
поверхности.
По
сути
своей,
это
редко
встречающийся, очень выразительный вид "живописи". Вы практически "рисуете"
пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением
различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и
эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и
декоративным.
Рисование пластилином или пластилинография также прекрасно помогает развивать
мелкую моторику рук.
Для развития мелкой моторики руки можно использовать технику квилинг.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные
и узкие
полоски
бумаги
в спиральки,
видоизменять
их форму
и составлять
из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Кроме
того,
можно
использовать
разные
дидактические
игры,
нестандартное
оборудование.
Дидактическая игра: «Накорми колобка»
Описание игры
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа)
из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно
вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу).
Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и его нужно
покормить. Дети берут из баночки фасоль и кладут в отверстие рта.
Дидактическая
игра
« «Волшебный
мешочек»
способствует
развитию
тактильных ощущений у дошкольников. Определение на ощупь формы, количества
обследуемых
предметов
активизирует
мыслительную
деятельность,
восприятие.
Помогите ребенку познать новые загадочные ощущения.
Материалы:
1. Крышки от пластиковых бутылок
2. Клей
3. Несколько полос из потолочной плитки (плотного картона и т.д.)
4. Ткань
5. Резиночки или ленты для завязывания мешочка
В начале готовим необходимые материалы. Определяем необходимое количество
крышек на полосе: для младших дошкольников 1 – 3 штуки, а для детей постарше –
можно
наклеивать
крышки
в
два
ряда.
Затем
помещаем
полоски
с
наклеенными
крышками в сшитые мешочки и завязываем резинкой или лентой. Теперь можно
предложить
ребенку
несколько
мешочков,
чтобы
малыш
ощупал
содержимое,
определил форму и количество обследуемых предметов.
Дидактическая игра «Чудесные прищепки»: «Солнышко» и не только…
Особенный интерес у малышей вызывают прищепки. Использование прищепок –
это развитие не только тонких движений пальцев, но и речи.
Материалы:
1. Бумага для нанесения шаблона
2. Фанера, ДВП или потолочная плитка для основной формы оборудования
3. Цветные прищепки
4. Краски гуашь (акрил)
5. Ножницы
6. Электролобзик
7. Канцелярский нож.
На бумаге создаем эскиз оборудования, переносим на материал для основы. Если
использовать
более
плотные
материалы
(фанера,
ДВП),
то
необходимо
для
выпиливания
воспользоваться
электролобзиком,
если
же
Вы
воспользуетесь
потолочной плиткой, то силуэт оборудования можно вырезать канцелярским ножом.
Затем необходимо приступить к окрашиванию поверхности гуашью (акриловой
краской). Если использовать плитку, то для ее окрашивания необходимо в краску
добавить немного обезжиривающего средства (шампунь, жидкое мыло и т.д.)
Дидактическая игра» Сухой бассейн»» может служить средством для развития и
коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но
и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта
расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной
активности. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его,
создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же
сухие
бассейны
создают
непередаваемую
атмосферу
радости
и
веселья.
Любому
ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.
Материалы:
1. Пластиковые бутылки (вместительность и количество по вашему выбору). В
нашем бассейне их 14 штук.
2. Цветная самоклеящаяся пленка (бумага) для украшения бутылок
3. Ножницы
4. Скотч
5. Крышки от пластиковых бутылок или пластмассовые контейнеры от Киндер-
сюрпризов (чем больше, тем лучше)
6. Ткань для оформления бассейна снаружи в виде чашеложе цветка.
7. Потолочная плитка, коробочный картон для основания сухого бассейна.
Подготавливаем
необходимые
материалы
и
запасаемся
содержимым
сухого
бассейна. Практика показала, что для дошкольников интересен любой предлагаемый
материал? Крышки, киндеры, маленькие игрушки. Если размер игрушек слишком
маленький, а ребенок в возрасте до 3 лет, то обратите особое внимание на то, чтобы
Ваш дошколенок не брал игрушки в рот.Далее вырезаем основание сухого бассейна в
виде круга. Размер определите оптимальный для Вашего помещения и применения.
Бутылки украшаем разноцветной самоклеящейся пленкой и размещаем горловиной
вниз. У самого горлышка бутылки тонкое место лучше срезать ножом или ножницами
для более плотного прилегания ко дну. Бутылки между собой склеиваем скотчем.
Далее приступаем к оформлению внешней стороны «Цветка». Используем для этого
зеленую ткань, драпируем ее с помощью ниток и иголки.
Заполняем бассейн крышками, мелкими игрушками и т.д.
Среди приоритетных направлений в работе определим такие:
1) упражнения на укрепление мышц руки;
2) упражнения на ориентировку в пространстве и плоскости.
Упражнения на укрепление мышц руки
Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму,
наиболее эффективными считают такие:
1. Раскрашивание рисунков.
Обязательно нужно учитывать потребности и интересы детей. Раскраска не должна
быть сложной, чем меньше дети – тем меньше количество элементов в рисунке.
Обратите внимание на то, как дети держат карандаш во время работ (фломастер лучше
не использовать).
2. Копирование рисунков (картинок, орнаментов) через копировальную бумагу.
3. Упражнения с пластилином и глиной.
Разминая,
вылепливая
пальчиками
фигурки,
ребенок
укрепляет
мелкие
мышцы
пальцев.
4. Упражнения с мелким материалом.
Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать
пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя
пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с
пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например,
закладки) и так далее.
5. Выполнение пальчиковой гимнастики.
Например:
1. «Море».
Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
На месте волна замри.
2. «Встреча».
Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к
безымянному и так далее.
Пальчики проснулись,
Пальчики встречались.
Бегали, играли,
Дружно попрощались.
3. «Кошка».
Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
Упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости
К упражнениям, которые способствуют ориентированию детей в пространстве и на
плоскости, относят упражнения в раскрашивании и рисовании. Именно на бумаге
ребенок учится определять положение объектов в пространстве и относительно друг
друга.
Также
к
эффективным
заданиям
относят
задания,
предложенные
Б. Никитиным.
Рассмотрим несколько из них более детально.
1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3
точки, по 4 точки и так далее. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и
учится считать.
2. Кто сумеет ставить точки «на перекрестке», то есть на пересечении линеек? Задавать
можно разное число точек – от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения – весь
треугольник из точек, как на рисунке.
3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по
линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?
4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке;
линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?
5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует 1
кружок, 2 кружка, 3 кружка и так далее?
6. То же, но кружки расположить иначе (в «колонку»).
7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со
стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?
8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом
так, чтобы не выходить за контур? И т. Д….
В
группе были созданы соответствующие условия по развитию мелкой моторики.
Имеющийся материал располагался таким образом, чтобы дети могли свободно, по
интересам
себе
выбирать
игрушки,
пособия
для
этого
вида
деятельности,
при
желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в
совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую
игру, работу, реализовать свои замыслы.
В учебной зоне имеются разнообразные ручки, карандаши, тетради, счётные палочки,
образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, прописи.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, глина, тесто, раскраски, цветные
карандаши,
краски,
мелки,
кисточки,
трафареты,
ножницы,
фигурные
линейки,
альбомы, раскраски и другое.
Для
развития
и
коррекции
зрительно-пространственной
ориентации:
имеются
мелкие
игрушки,
пуговицы
разных
цветов
и
размеров,
камешки,
ракушки,
геометрические
фигуры. В
нашей
работе
помогло
нам
известное
педагогическое
правило: хочешь, чтобы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим
правилом
пользуемся
мы
и
рекомендуем
его
родителям
наших
воспитанников:
«
Обращайте
внимание
не
на
то,
что
плохо,
а
на
то,
что
хорошо.
Если
ребёнок
почувствует
успех,
то
будет
стараться
ещё
больше».
Задания
должны
приносить
ребенку
радость,
нельзя
допускать
скуки
и
переутомления,
так
как
всякого
рода
перегрузки негативным образом сказываются на развитии детского организма.
Предлагаем
вашему
вниманию
некоторые
игры
на
развитие
мелкой
моторики,
к о т о р ы м и
м о ж н о
з а н и м а т ь с я
в
д е т с к о м
с а д у
и
д о м а .
1.
Ребенок
опускает
кисти
рук
в
сосуд,
заполненный
каким-либо
однородным
наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут
как - бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой
наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в
предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его
отдельные элемент
2.
"Повтори
движение"
(вариант
игры
Б.
П.
Никитина
"Обе зьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру"
(какие-то
пальцы
согнуты,
какие-то
выпрямлены
-
любая
комбинация).
Ребенок
должен
точно
в
такое
же
положение
привести
пальцы
своей
руки
-
повторить
"фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально
отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка
сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не
напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
3. Игры с рисованием. Взрослый и ребенок продвигаются по нарисованному заранее
лабиринту (наиболее интересно,
когда ребенок
рисует лабиринт для взрослого, а
взрослый - для ребенка. И каждый старается нарисовать посложнее). Как можно
чаще,
рисуйте
ребенку
всевозможные
лабиринты.
Пусть
"пройдет"
по
ним
карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт,
куда он ведет, и кто по нему должен пройти.
4. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами,
затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок
научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои
варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку,
снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другое.
5.Насыпаем
горох
на
блюдце.
Ребенок
большим
и
указательным
пальцами
берет
горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет
следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать
это одной или двумя руками.
6.
Ребенок
катает
грецкий
орех
между
ладонями
и
п р и го ва р и ва е т :
" Я
к а т а ю
м о й
о р е х ,
Ч т о б ы
с т а л
к р у г л е е
в с е х " .
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
7.Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что
нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и другое. Можно составлять
бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе
сухих, ягод рябины.
8.
Плетение
бумажных
ковриков
из
разноцветных
полосок
бумаги
-
задание
на
тренировку руки и на аккуратность.
На
основе
проделанной
работы
мы
получили
положительные
результаты.
У
большинства
детей
улучшились
показатели
уровня
развития
мелкой
моторики,
наглядно-образного
мышления,
зрительного
восприятия.
Наши
воспитанники
научились « управлять своими руками», держать уверенно ручку в руке и карандаш.
Движения
пальцев
рук
стали
точнее,
увереннее.
Дети
научились
действовать
по
словесным инструкциям и самостоятельно продолжать начатое упражнение, стали
намного усидчивее.
Вывод: В дошкольном возрасте начинается работа по подготовке детей к письму.
Взрослые должны научить ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и
ориентироваться в пространстве (на листе бумаги).
Обратите внимание, что сложности, которые в процессе письма связанны чаще всего
именно с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому с этой целью
важно
обратить
внимание
в
подготовительный
к
школе
период
на
упражнения,
которые подготавливали бы ребенка к письму.