Автор: Торгашова Любовь Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №56
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: проект
Тема: Проект Тема: "Здоровый образ жизни в семье и саду»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
Проект
Тема: "Здоровый образ жизни в семье и саду»
Подготовила: Торгашова Л.В.
Г. Нижневартовск 2018г.
«Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который бы знал
лучше полезное для его здоровья, чем он сам» Сократ
Цель проекта:
Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и
физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи: 1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой
части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов
интеграции разных видов деятельности.
6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению
оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
7)
Воспитывать ответственное отношение как к собственному здоровью так и здоровью
окружающих.
8)Повысить компетентность родителей в вопросах использования двигательной
активности детей дошкольного возраста для формирования основ здорового образа
жизни
Участники проекта: дети 3-4 года, родители, воспитатель.
Длительность проекта: две недели (краткосрочный)
Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его
сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической
подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе
жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического
воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного
возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
План проекта:
1. Просмотр иллюстраций.
2. Стихи
3. Просмотр презентаций- «Ягоды»,
«Где прячется здоровье»
«Комнатные растения» ,«Полезные продукты»
4.Физкультурные и музыкальные досуги
Проблема: недостаточно знаний у родителей и детей о
Здоровом образе жизни
Актуальность
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и
счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и
экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его
законные права – право на здоровый рост и развитие
Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в
образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей –
непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной
жизнедеятельности растущего организма. Здоровый ребенок – как правило,
жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким
уровнем физического и интеллектуального развития.
В современном обществе в связи с ухудшением состояния здоровья населения и детей
особенно, остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового
подрастающего поколения. В ДОУ задача укрепления здоровья детей была всегда
приоритетной. В современном воспитании словосочетание "формирование здорового
образа жизни заняли прочное место в жизни в беседах с родителями и детьми, в
воспитательной работе, планах педагогов. Поскольку индивидуальность ребенка
изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении
не может строиться без учета этого факта. Главное, на что направлена наша работа-это
формировать у родителей и воспитанников представление о здоровом образе жизни,
доказать родителям, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов,
только они являются самым ярким примером для своих детей. Дети дошкольного
возраста имеют мало знаний о своем "здоровье", у них не сформированы представления
о здоровом образе жизни. В настоящее время в связи с переходом на личностно
ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного
воспитания над общественным
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Был произведен подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки) , были
разработаны беседы, занятия.
Подготовка печатных, дидактических и видео материалов
по теме проекта Разработка презентаций для детей.
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Воспитание у детей дошкольного
возраста здорового образа жизни» «Движение - основа здоровья» «Компьютерная
зависимость» «Одежда детей в группе и на улице» «О прогулках вечером и в выходные
дни»
Анкетирование: «Здоровый образ жизни в вашей семье» (приложение 1)
Основной этап:
Вид детской деятельности
Познавательно-исследовательская :
С детьми проводились дидактические игры:
(приложение 2)
Так же было чтение художественной литературы (приложение3)
заучили стихотворения (приложение 4)
Были проведены беседы с детьми (приложение 5)
С детьми рассмотрели иллюстрации (приложение 6)
Была запланирована и проведена работа с родителями (приложение 1)
Просмотр презентаций (приложение 7)
Заключительный этап:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Создание альбома «Моя семья и я –Спортсмены»
Используемые технологии, методы:
Игровые, метод проектов.
Заключение:
Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья ,что
предполагает определенный уровень культуры. Здоровье—это физическая выносливость
и хорошее самочувствие ,радостное настроение и оптимизм ,уверенность в завтрашнем
дне и достижении поставленных целей .Здоровье в значительной степени зависит от
самого человека. Каждый должен работать над собой, чтобы забота о своем здоровье
стала повседневной нормой жизни. Современный стиль жизни—это здоровые привычки,
здоровые приоритеты, здоровый имидж и здоровый образ жизни
Выставка рисунков и фотографий, создание альбома «Моя семья и я –Спортсмены» -
представление результатов проекта в виде заключительного путешествия «В мир
здоровья» с участием родителей и детей. Особенно радует ,что окончание проекта
показало, что наши родители приобрели конкретные знания по теме «Здоровый образ
жизни», а дети стал более развиты в этой области.
Работа с родителям
(приложение 1)
1
Беседа
«Значение режима дня в жизни дошкольника».
2
Родительское собрание
«Чтобы ребенок рос здоровым». Цель - установление
тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья
детей.
3
-Оздоровительные игры в семье
профилактика осанки; зрения; плоскостопия;
4
Консультация Адаптация в детском саду, «Причина частых заболеваний», «Режим
дня и питания», «Закаливание».
5
Создание для родителей «Уголка здоровья» -
информация (туберкулез, грипп,
бронхиальная астма, стригущий лишай, ветряная оспа, гепатит, гайморит и др.,)
6.
Советы родителям
(советы по созданию здоровьесберегающей среды дома)
(приложение 5)
АНКЕТА
для совместной оценки формирования культуры здоровья
ребёнка педагогами и родителями
Уважаемые родители _________________________________________!
Просим Вас ответить на вопросы о развитии ребёнка в детском саду.
Дата __________________
Вопросы:
1. Улучшилось самочувствие, ребёнок болеет реже.
2. Ребёнок освоил правила гигиены, стал более аккуратным.
З. Стал более координированным и ловким, лучше двигается.
4. Ребёнок имеет позитивный настрой.
5. Стал более восприимчивым, открытым.
6. Проявляет любознательность, интерес.
7. Стал творчески, нестандартно мыслить.
8. Стал внимательнее, сосредоточен на том, что делает.
9. Улучшилась память, увеличился словарный запас, речь стала образной.
10. Ребёнок стал свободнее общаться со сверстниками.
11. Стал свободнее в общении со взрослыми людьми.
12. Ребёнок научился сочувствовать и сопереживать, стал добрее.
1З. Самостоятельно рисует, играет; игра имеет созидательный характер.
14.Умеет оценивать свои действия.
15. Проявляет целеустремленность, выполняет задуманное.
16. Научился управлять собой, выполняет задуманное.
17. Любит помогать, проявляет трудолюбие.
18. Проявляет любовь и ответственность, заботится о других (в семье,
в детском саду).
Какими видами деятельности Ваш ребенок преимущественно занят дома?
(Подчеркните 2 варианта):
1. Игра.
2.Просмотр телепередач.
3. Компьютерные игры.
4. Прогулки на свежем воздухе.
5. Рисование, лепка.
6. Слушание радио, магнитофона.
7. Помощь в бытовых делах.
8. Другое.
___________________________________________________________
Подчеркните, какие традиционные праздники Вы отмечаете в семье?
1. Праздник урожая.
2. Рождество.
3. Пасха.
4. Масленица.
5. Троица.
6. День Ивана Купалы.
7. Другие.
АНКЕТА
для родителей
1. Что беспокоит вас в состоянии здоровья ребенка?
2. Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные?
3. Применяете ли вы сами какие-либо закаливающие процедуры?
4 . Какие виды закаливания вы сами проводите?
5. Делаете ли вы утром зарядку?
6. Каким видом спорта вы увлекаетесь?
7. Как часто ходите с детьми на спортивные мероприятия?
8. Что бы вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребенка?
9. Какую помощь вы можете предложить в нашей группе для оздоровления детей.
(приложение 2)
Дидактические игры по формированию здорового образа жизни
1
Оденем куклу на прогулку Цель: закреплять знания детей об одежде,
формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде,
систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память,
логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей
одеть, сейчас зима и на улице холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
2
Что такое хорошо, что такое плохо
Цель: познакомить детей с правилами
личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у
детей речь, внимание, память.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная
картинка, картинки с различными ситуациями.
Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или
позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая
свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей.
Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной
картинке садятся на пол
3
Азбука здоровья
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и
здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит
карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок
говорит, что нужно делать в данной ситуации.
4
Где живет витаминка?
Дидактическая задача: знакомить детей с видами
витаминов и их источником.
Игровые правила: Нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном
фрукте или овоще.
Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой
команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с
изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй
команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой
команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую
картинку.
5
Что любит сердце?
Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять
кругозор детей по профилактике болезни сердца.
Игровые правила: Нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для
сердца. Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности,
полезные для сердца. Каждое названное слово – это часть сердца. Постепенно по мере
названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в
свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
6
Дерево здоровья
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах
питания.
Игровые правила: Нужно распределить картинки на листочках по соответствующим
деревьям.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя
дерево «здоровья» или дерево «нездоровья» и включает легкую музыку.
Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим
деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания.
Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в
свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
чтение художественной литературы
(приложение3)
О физкультуре и спорте
1
А. Бах «Надо спортом заниматься»
2 А. Барто «Зарядка»
3. Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка.
4.Е. Канн «Наша зарядка»
О питании
1. Александрова «Большая ложка»
2.Е. Благина «Про малину»
3.В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»
4.А. Кардашова «За ужином»
5.С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
О сне
1.П. Воронько «Спать пора»
2.Н. Лоткин «Тихий час»
О теле
1.С. Волков «Руки могут всё достать»
2.«Для чего всем людям уши?»
3. «Зачем нам рот»
4.М. Ефремов «Тело человека»
О гигиене
1.А .Барто «Девочка чумазая»
2.Г. Голова «Заморашка»
3.М. Аким «Мыло»
О режиме дня
1.Т. Варламова «Мой день»
2.С. Олексяк «Распорядок дня»
(приложение 4)
Стихотворения
1.Стих о здоровье для детей
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!
2
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься
Надо всем, ребята, нам!
Так же загадывали загадки
(приложение 5)
Беседы с детьми
1.Тема-
Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье?
Беседа -Правильно! Связаны. Недаром говорится: «Чистота — залог здоровья».Это
означает, что, если человек чист и опрятен, вокруг него царит чистота, — он соблюдает
одно из важных жизненных правил, позволяющих быть здоровым.Представьте себе
неопрятно одетого неряшливого мальчугана Петю. Он редко моет руки с мылом, не
любит стричь ногти, поэтому под ногтями у него образовались темные полосочки
грязи. Петя забывает мыть руки перед едой, после туалета, после того как поиграл со
своей любимой собакой.
2.Тема-Хотели бы вы дружить с этим мальчиком?
Беседа -На руках скапливается огромное количество вредных микробов, которые могут
стать причиной опасных заразных болезней. Помните, как называются эти болезни?
«Болезни грязных рук». К ним относятся желтуха и дизентерия. На шерсти животных —
собак, кошек — всегда есть крошечные, невидимые глазу яйца глистов. Они попадают на
кожу рук человека, погладившего своих любимцев, а если руки потом не помыть, то с
едой яйца глистов могут оказаться в вашем желудке и вызвать заболевание гельминтозом.
3
Тема- Давайте вместе припомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом.
Беседа -Правильно! Когда вы приходите домой из детского сада, с прогулки, из
магазина, поликлиники. Руки нужно мыть перед едой и после еды. Руки нужно
обязательно хорошенько помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или
собакой, хомячком, попугайчиком, другими животными. Не забывайте также мыть руки
после туалета! Почаще стригите ногти. Ногти должны быть закругленными, короткими, а
главное — под ними не должно быть грязи! Поэтому, когда вы моете руки с мылом,
тщательно почистите ногти щеточкой, удаляя из-под ногтей грязь. Вечером перед сном
обязательно вымойте ноги теплой водой, а потом облейте их прохладной водой. Это, во-
первых, хорошая закалка, а во-вторых — прекрасное средство, помогающее быстро
уснуть. А ведь глубокий, спокойный сон — непременное условие хорошего здоровья. Я
думаю, никому из вас не нужно напоминать, что ваша одежда должна быть опрятной и
чистой.
4. Тема- «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Беседа -Витамины очень нужны детям для укрепления организма. - А вы, ребята,
пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих
продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В
них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В
- мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста,
лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все
вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для
здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень
строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен,
стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу
мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны
витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не
может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с
болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные
продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево
(на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
Ребята сегодня мы с вами узнали, что овощи и фрукты содержат витамины, которые очень
нам нужны, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми.
(приложение 6)
Иллюстрации
(приложение 7) Ссылки
1
«Где прячется здоровье»
Цель –Учить детей заботится о своем здоровье
2
«Комнатные растения»
Цель- Формировать взгляд дошкольника на комнатные
растения , как помошников в здоровом образе жизни
3
«Полезные продукты»
Цель- закрепить знания детей , что полезные продукты
людей являются основным источником витаминов
4
«Ягода»
Цель- Сохранение и укрепление здоровья за счет витаминов
содержащихся в ягодах