Напоминание

"Правила дорожные знать каждому положено"


Автор: Филоненко Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ ТЗР
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Разработка открытого занятия
Тема: "Правила дорожные знать каждому положено"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда»

ул. им. академика Богомольца 4 а, Волгоград, 400125, тел. (8442) 77-34-27, 70-99-88.

Разработка открытого занятия

«Правила дорожные знать каждому положено»

Творческое объединение «Школа юных инспекторов движения»

Разработала:

Филоненко Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Волгоград, 2017

1

План занятия

Конспект занятия: «Правила дорожные знать каждому положено».

Программа

дополнительного

образования: «Школа

юных

инспекторов

движения».

Год обучения: 2 год.

Место проведения: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района, кабинет № 16.

Педагог дополнительного образования: Филоненко Наталья Викторовна.

Дата проведения: 20.03.2017.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Тип занятия: комбинированное.

Виды деятельности: учебно-познавательная, практическая, игровая.

Направленность: социально-педагогическая.

Форма организации обучения: групповая.

Методы

обучения: словесные

беседа

в

форме

диалога,

наглядные,

практические, игровые.

Цель занятия: закрепить знания о правилах дорожного движения, о различных

видах знаков, светофоров, предупредить наиболее распространенные ошибки детей

на дорогах.

Задачи:

обучающая – научить применять полученные знания на практике;

развивающая – развить фантазию, мастерство, умение найти правильное

решение;

воспитывающая

воспитать

сплоченность,

взаимовыручку,

чувство

ответственности, умение работать в творческой группе, интерес к знаниям правил

дорожного движения.

Оборудование:

отдельные рабочие места (столы, стулья);

магнитные доски;

аудиоаппаратура.

Раздаточный материал: карточки с дорожными знаками, карточки с тестами

по

правилам

обеспечения

безопасности

дорожного

движения

и

безопасного

поведения

на

транспорте,

картинки

с

различными

видами

светофоров

и

их

названиями, зашифрованные письма.

Структура занятия:

1.

Вводный этап – 3 минуты.

2.

Основной этап – 37 минут.

- теоретическая часть – 5 минут;

- практическая часть – 32 минуты.

3.

Заключительный этап – 5 минут.

Приложения:

1.

Конспект занятия.

2.

Зашифрованные письма.

3.

Тесты.

4.

Литература.

2

Приложение 1

Конспект занятия «Правила дорожные знать каждому положено».

Содержание.

Вводный этап.

Приветствие.

Проверка

присутствующих.

Проверка

готовности

к

занятию.

Сообщение темы, постановка цели занятия.

Интересно, с каким настроением вы пришли на занятие? Сейчас каждый из вас

возьмет

кружочек,

в

соответствии

с

вашим

настроением

(

зеленый

-

отличное

настроение,

желтый

-

хорошее

настроение,

красный

грустное)

и

прикрепит

к

светофору. Я уверена, что все вы будете работать творчески, с фантазией. В конце

занятия

мы

посмотрим,

измениться

ли

ваше

настроение

в

процессе

творчества.

Работать будем в группах.

Основной этап.

Теоретическая часть.

Ребята! С каждым днем на дорогах появляется все больше и больше машин.

Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов

быть

очень

внимательными.

Дисциплина,

осторожность

и

соблюдение

правил

дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на

улице. Все мы с вами являемся пешеходами и водителями. А у дорог и улиц есть свои

законы, своя азбука – это правила дорожного движения. Незнание языка дорог может

привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям.

Ежедневно на дорогах погибают более 3 тыс. человек, большая часть которых

молодые люди от 15 до 44 лет. За 2015 год погибло 16 тысяч человек, только за

полгода произошло 80 тысяч ДТП. И если не принимать срочных мер, то в течение

ближайших

14

лет

дорожная

смертность

возрастет

еще

на

60

%.

Во

многих

происшествиях

виновниками

являются

дети,

плохо

знающие

ПДД.

Сегодня

мы

повторим и закрепим ваши знания в конкретных ситуациях на дороге.

Все участники делятся на 2 команды: «Дорожный патруль» и «Зеленый огонек».

Кто из вас перечислит основные причины ДТП?

Основные причины ДТП:

1.

Плохое состояние дорог.

2.

Снижение видимости из-за непогоды.

3.

Скользкие участки дороги во время непогоды.

4.

Рассеянное внимание водителей и пешеходов.

5.

Переход улицы в неустановленном месте.

6.

Переход перед близко идущим транспортом.

7.

Появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта.

8.

Езда на велосипедах по проезжей части.

9.

Переход на запрещающий сигнал светофора.

За

каждый

правильный

ответ

команды

получают

маленький

«светофорик»:

команда «Дорожный патруль» - красный огонёк светофора, а команда «Зеленый

огонек» - зеленый.

Чтобы перейти к следующему заданию, отгадайте мою загадку:

3

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет,

И напомнит, что и как

Вам в пути …(дорожный знак).

Ребята, а кто мне ответит – для чего нужны дорожные знаки?

1.

Для чего нужны дорожные знаки? (в целом они служат для облегчения

движения транспортным средствам и повышения уровня безопасности движения –

они

ориентируют

в

окружающей

местности,

указывают

направление

движения,

сообщают допустимую скорость…)

2.

Сколько групп знаков мы знаем? (8) Назовите эти группы.

3.

В чем различие знаков каждой группы? (различаются по форме, цвету,

месту и способу установки).

Первые

в

мире

дорожные

знаки

были

утверждены

в

1909

году

на

Международной конференции в Париже. Их было всего 4, и выглядели они вот так

(показ знаков). Все они были круглой формы, но цвет их был строго регламентирован,

на черном или синем фоне. Последующие международные конференции 1926, 1931,

1964 и 1968 годов увеличивали число дорожных знаков, делили их на группы. В

действующих в настоящее время Правилах дорожного движения в нашей стране 267

дорожных знаков.

Практическая часть.

Для того чтобы вы лучше ориентировались в дорожных знаках, предлагаю

поиграть в игру. Команда «Дорожный патруль» из всех категорий дорожных знаков

выбирает предупреждающие знаки и прикрепляет их на доску, а команда «Зеленый

огонек» - запрещающие знаки и крепит их на другую доску. Время выполнения

задания – 1 минута. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество

знаков. Итак, начали!

(Игра «Выбери знаки»).

По завершении игровых действий подведение итогов.

А теперь я раздам вам тесты на тему «Правила обеспечения безопасности

дорожного движения и безопасного поведения на транспорте», дети работают в

командах, на команду 2 теста.

1.

Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных

аварий:

А) отсутствие разметки на дороге;

Б) плохие погодные условия;

В) невнимательность участников дорожного движения;

Г) отсутствие светофоров на перекрестках;

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов;

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств;

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрестке;

З) неправильное поведение пассажиров.

(Правильные ответы – Б, В, Е, З).

2.

У

междугороднего

автобуса,

на

котором

вы

ехали,

на

склоне

горы

отказали

тормоза,

и

он,

набирая

скорость,

скатывается

вниз.

Как

вы

будете

действовать в этой ситуации?

4

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь;

Б) поспешите на помощь водителю;

В) останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь

ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла;

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни;

Д) ляжете на пол в проходе автобуса.

(Правильный ответ – В).

3.

Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололед. Вы сидите на

заднем

сиденье.

Вдруг

на

проезжую

часть

наперерез

машине

выбегает

собака.

Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите,

что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие

действия и их очередность.

А) кричать, давать советы водителю;

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья;

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками;

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья;

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их;

Е) при остановке покинуть машину.

(Правильные ответы – Б, Е).

4.

Во

время

аварии

загорелась

машина,

в

которой

люди.

Обозначьте

последовательность правильных действий в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся;

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям;

В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. Учреждение

или вызвать скорую помощь;

Г) принять меры по тушению пожара;

Д) собрать свои вещи и продолжить поездку.

(Правильные ответы – Б, В, Г, А, Д).

(Пока

команды

выполняют

задания,

игра-викторина

со

зрителями

«Автоэрудит»)

1.

Дом для автомобиля. (Гараж)

2.

Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)

3.

Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)

4.

Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход)

5.

Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена)

6.

Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)

7.

Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта.

(Остановка)

8.

Прочная

широкая

лямка,

обеспечивающая

безопасность

водителя

и

пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности).

9.

Место пересечения улиц. (Перекресток).

10.

Изгиб дороги. (Поворот)

11.

Полосатая разметка перехода. (Зебра)

5

12.

Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем)

13.

При поездке в общественном транспорте держитесь за …(поручень)

14.

Человек, едущий в общественном транспорте, но не за рулем. (Пассажир)

15.

Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)

16.

Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз)

По завершении игровых действий подведение итогов.

Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нужно отгадать загадку:

Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю.

Три сигнала у меня

Как зовут меня друзья? (Светофор)

Каждой

команде

раздается

по

4

цветные

картинки

со

светофорами,

и

10

наименований

светофоров.

Нужно

найти

правильное

название

светофоров

и

прикрепить их к картинкам.

(Пока

ребята

работают

в

командах,

продолжение

игры-викторины

«Автоэрудит».)

По завершении игровых действий подведение итогов.

Ребята, для каждой команды от Светофор - Светофорыча пришло письмо,

посвященное

Правилам

дорожного

движения,

но

текст

он

зашифровал.

Вам

предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.

1.

«Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное* место для перехода.

Остановись у

края*

тротуара.

Посмотри

внимательно

сначала налево*,

потом

направо*, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой*.

Всегда* соблюдай правила

дорожного движения*! Будь внимательным* пешеходом!»

2.

«Ребята!

Изучайте

и соблюдайте*

правила дорожного* движения!

Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в ее полной безопасности*. Переходите

дорогу только на зеленый* сигнал светофора. Не* переходите проезжую часть улицы

перед близко* идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя*!

Дорога – это не место для игры*!»

(*выделенные слова должны быть вписаны в зашифрованное письмо).

По завершении практических действий подведение итогов и награждение.

Заключительный этап.

В

заключение

занятия

в

зависимости

от

настроения,

снова

выберите

цвет

кружочка (зеленый - отличное настроение, желтый - хорошее настроение, красный -

грустное) и прикрепите к светофору. Давайте проанализируем смену настроения.

Педагогом подводятся итоги занятия.

- Сложно ли было? Что оказалось трудным, интересным? Понравилось ли

работать в команде?

Обсуждение и анализ работы.

6

Педагог дает положительную оценку работы детей, задает вопросы по теме

закрепления

полученных

знаний,

называет

участников,

наиболее

успешно

справившихся с заданиями.

В

заключении

я

хочу

сказать:

«Знайте

и

соблюдайте

правила

дорожного

движения. Будьте примером дисциплинированности на дорогах и улицах. Правила

дорожного движения написаны не только для инспекторов и водителей, не для мам и

не для пап, а для каждого из нас. Благодаря правилам, нам удается сохранить самое

ценное и дорогое – жизнь!»

Пожелаю вам пути прямого

И любых аварий избежать,

И о правилах таких знакомых

Никогда, нигде не забывать!

7

Приложение 2

Зашифрованные письма.

1 письмо

«Прежде, чем перейти дорогу, найди _______________________

место для перехода. Остановись у ___________ тротуара.

Посмотри внимательно сначала _____________, потом_____________,

нет ли машин. Переходи дорогу _____________________.

_______________ соблюдай правила

дорожного___________________! Будь __________________ пешеходом!»

Светофор Светофорыч

2 письмо

«Ребята! Изучайте и _______________ правила _________________

движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в ее полной

___________________. Переходите дорогу только на ________________

сигнал светофора.

__________ переходите проезжую часть улицы перед ________________

идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить

__________________! Дорога – это не место для _________________!»

Светофор Светофорыч.

8

Приложение 3

Тесты на тему «Правила обеспечения безопасности дорожного движения и

безопасного поведения на транспорте».

1.Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных

аварий:

А) отсутствие разметки на дороге;

Б) плохие погодные условия;

В) невнимательность участников дорожного движения;

Г) отсутствие светофоров на перекрестках;

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов;

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств;

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрестке;

З) неправильное поведение пассажиров;

(Правильные ответы – Б, В, Е, З)

2.У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали

тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой

ситуации?

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь;

Б) поспешите на помощь водителю;

В) останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь

ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла;

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни;

Д) ляжете на пол в проходе автобуса;

(Правильный ответ – В)

3.Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололед. Вы сидите на заднем

сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель

начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что

возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие

действия и их очередность.

А) кричать, давать советы водителю;

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья;

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками;

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья;

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их;

Е) при остановке покинуть машину.

(Правильные ответы – Б, Е)

4.Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте

последовательность правильных действий в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о случившемся;

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям;

В) отправить на попутной машине, нуждающихся в помощи в медицинское

учреждение или вызвать скорую помощь;

Г) принять меры по тушению пожара;

Д) собрать свои вещи и продолжить поездку.

(Правильные ответы – Б, В, Г, А, Д)

9

Приложение 4

Список литературы.

1.

В.А.

Лобашкин,

Д.Е.

Яковлев,

Б.О.Хренников,

М.В.

Маслов:

Безопасность

дорожного движения, программы для системы дополнительного образования детей,

под ред. П.В.Ижевского, Москва. Просвещение, 2009.

2.

В.Е. Амелина: Справочник классного руководителя: внеклассная работа по изучению

правил дорожного движения, Москва: Глобус, 2008.

3.

А.Л.Рыбин: обучение правилам дорожного движения: методическое пособие. М.:

Просвещение, 2008.

4.

Е.А.Воронова: Красный. Желтый, Зеленый. Правила дорожного движения во

внеклассной работе, Ростов: Феникс, 2006.

5.

В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова: Профилактика детского дорожно- транспортного

травматизма в начальной и средней школе, Волгоград: Учитель, 2007.

6.

М.С. Коган: Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры

со школьниками. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007.

10



В раздел образования