Напоминание

Физические диктанты для 9-11 классов


Автор: Горбачева Надежда Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "Школа-коллегиум" города Алушты
Населённый пункт: г. Алушта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Физические диктанты для 9-11 классов
Раздел: полное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Физические диктанты



для 9-11 классов


Работа Горбачевой Надежды Александровны - учителя физики Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа-коллегиум» города Алушты г. Алушта 2016 г.

Аннотация
В данном пособии подобраны тексты диктантов по курсу физики для 9-11 классов в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и содержанием учебного предмета «Физика» Примерной программы общеобразовательных учебных учреждений. Универсальность физических диктантов позволяет применять их при изучении физики в соответ ствии с ф ед е р а л ь н ы м и государственными образовательными стандартами, начиная с 7 класса. Задания каждого диктанта позволяют оценить знания и умения обучающихся от начального до высокого уровня, поскольку задания построены таким образом, чтобы проверить знание теоретического материала, умения приводить примеры, описывать или объяснять явления и процессы, а также применять теоретические знания в решении качественных задач. Представленные диктанты и система работы с ними отработана автором в 9-11 классах на уровне стандарта, но тексты диктантов можно применить и в профильном обучении при изучении соответствующих вопросов. П о с о б и е м о ж н о р е к о м е н д о в а т ь у ч и т е л я м ф и з и к и общеобразовательных учреждений, преподавателям и студентам старших курсов педагогических вузов. 2
Диктанты – хорошо зарекомендовавшая себя форма контроля знаний и умений обучающихся. Современная методика преподавания предметов естественно-математического цикла применяет кроме общепризнанных традиционных форм работы и такую форму, как диктанты. У многих авторов методических пособий – разработок уроков - уже встречаются диктанты как составная часть урока при проверке знаний и умений во время изучения отдельных тем по математике или физике. Данное пособие содержит диктанты при изучении всех тем курса физики для 9-11 классов. Против постоянного применения физических диктантов на уроках есть два возражения: первое – диктанты можно и нужно проводить не по всем темам, второе – учащимся тяжело воспринимать задания на слух. На первое возражение можно ответить тем, что без знания теоретического материала невозможно практическое применение. На второе возражение можно привести такой аргумент: если диктанты применяются систематически, то учащиеся подготовлены к восприятию информации на слух. А ценность такого умения несомненна: учащиеся умеют слушать учителя, выполнять задания по аудированию на уроках по другим предметам, впоследствии – слушать лекции преподавателей, что без тренировки довольно затруднительно. Известно, что слуховой канал восприятия информации занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности важно и необходимо. Почему важны физические диктанты? Более того, почему необходимо проводить диктанты не от случая к случаю, а постоянно? Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что перед изучением нового материала целесообразно выяснить, что обучающимися усвоена предыдущая порция знаний. Традиционная методика предлагает на этом этапе организовать опрос обучающихся. Но в педагогической и психологической литературе звучат нотки неудовлетворенности такой формой проверки знаний. Традиционный опрос неэффективен потому, что для большей части обучающихся класса ответ одного товарища у доски не помогает повторить пройденный материал. Уплотненный опрос, когда у доски работает до 10 обучающихся, тоже не даст результата: обучающиеся, выполняющие задание, не слушают ответ товарища. Опрос у доски учителя дополняют заданиями на определения, формулы или формулировки законов, явлений. Альтернативу устному опросу может составить физический диктант. Отсюда и его место в учебном процессе: в начале урока, на котором начинается изучение новой порции знаний, и требование к содержанию физических диктантов – ответы на задания должны продемонстрировать, усвоен ли основной материал. Сегодня учителя имеют возможность самостоятельно разрабатывать программы, преподавать материал по учебникам разных авторов, учитывать профили обучения, особенности классов, но содержание Примерной программы обучения физике для общеобразовательных 3
учреждений остается единым и должно соответствовать государственным образовательным стандартам. Данный сборник диктантов соответствует содержанию фундаментального ядра по предмету «Физика» и может использоваться независимо от программы учителя и авторов учебника. Проведение диктантов, особенно по двум вариантам, требует от учителя профессионального напряжения: необходимо читать в оптимальном темпе, следить за работой класса, реагировать на вынужденные остановки. К тому же обучающиеся могут ошибаться, какой из вариантов надиктовывается. В этом случае можно предварительно записывать диктанты и на уроке прослушивать тексты в различном исполнении (например, один – женским голосом, а другой – мужским). Прослушивание диктантов еще больше дисциплинирует обучающихся, ведь понятно, что техника не станет «ждать», если кто-то не успел. Учитель во время прослушивания имеет возможность следить за работой класса. Недостатком записи диктанта является тот факт, что невозможно изменить его содержание во время урока, но вполне возможно это сделать после завершения прослушивания, а также во время подготовки к уроку. В любом случае каждое задание необходимо повторять. Например. Учитель. Задание первое. Запишите основную единицу измерения времени. Повторяю. Запишите основную единицу измерения времени. Пауза. Задание второе. … … Диктант окончен. Темп чтения должен быть стандартным: паузы определяются по темпу работы «среднего» обучающегося. Как правило, достаточно бывает паузы, во время которой повторяется задание. Кроме того, нужно учитывать, что физический диктант не проверяет сообразительность обучающегося. Задача диктанта – проверить уровень знаний и умение их применить в конкретной ситуации. В отдельных случаях для выполнения физических диктантов можно на доске демонстрировать необходимые записи, пометки, схемы и прочее. Важной составляющей является и проверка физического диктанта. Обычный способ, когда диктанты собираются, и результаты становятся известны к следующему уроку, малоэффективен. Во-первых, обучающийся хочет узнать результат как можно быстрее, а через несколько дней интерес снижается. Во-вторых, если знание теоретического материала важно для изучения следующей темы, учителю необходимо оценить степень усвоения вопросов и при необходимости ликвидировать пробелы в знаниях. В современных условиях можно использовать возможности компьютерной техники: после диктанта для всего класса на доске высветить правильные ответы или персонально - на дисплее. Можно организовать самопроверку диктанта или взаимопроверку. Главное – 4
научить правильно проверять работы. В случае правильного ответа ставится «+», в случае неверного ответа – «-», если спорный вопрос – можно ставить знак «?». Со временем обучающиеся научаются быстро и правильно отмечать результаты проверки, учитель просматривает работы и выставляет окончательные баллы. После проведения диктанта появляется возможность обсудить вопросы, вызвавшие затруднения и необходимые для дальнейшего изучения темы. Это можно сделать самым простым способом: после проверки первого задания учитель просит поднять руку тех, кто выполнил правильно. Если ошибок немного, задание несложное, можно перейти к следующему. Если же ошибок много или решение требует объяснения, то сам учитель или выбранный обучающийся дают разъяснения. В этом случае учитель получает возможность оценить степень усвоения материала. Важно подчеркнуть, что специфика физических диктантов (восприятие на слух, лаконичные ответы) позволяет проверить усвоение обучающимися обязательного минимума теоретических знаний, но не позволяет организовать углубленную проверку. Поэтому проведение диктантов нельзя противопоставить другим формам проверки знаний, таким, как самостоятельные, контрольные работы. Одни и те же задания могут встречаться в диктанте и в самостоятельной работе, но они выполняют различные дидактические функции. В самостоятельной работе от обучающегося требуется фиксирование хода работы, контролируется поиск результата, а в физических диктантах контроль ведется по конечному результату. В данном пособии изложены физические диктанты для 9-11 классов по основным темам: «Основы кинематики», «Основы динамики», «Колебания и волны», «Свойства газов, жидкостей, твердых тел», «Основы термодинамики», «Законы сохранения», «Электрическое поле», «Электрический ток», «Магнитное поле», «Электромагнитное поле», «Атомная и ядерная физика», «Квантовые явления». 5
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА Тема 1. Основы кинематики. Тема 2. Основы динамики. Тема 3. Законы сохранения в механике. Тема 4. Механические колебания и волны. РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА Тема 1. Основы МКТ. Тема 2. Основы термодинамики. Тема 3. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ. Тема 1. Электростатика. Тема 2. Электрический ток. Электрическая цепь. Тема 3. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Тема 4. Электрическое напряжение. Тема 5. Электрический ток в различных средах. Тема 6. Магнитное поле тока. Тема 7. Электромагнитная индукция. Тема 8. Электромагнитное поле. РАЗДЕЛ 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 1. Геометрическая оптика. Тема 2. Корпускулярно-волновой дуализм света. РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 1. Модель атома. Тема 2. Атомное ядро. Тема 3. Ядерная физика. 6
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА Тема 1. Основы кинематики. 1. Продолжите предложение «Основная задача механики – уметь …». 2. Запишите единицу измерения времени в Международной системе единиц СИ. 3. Если скорость тела не изменяется с течением времени, то такое движение называется … 4. Дайте определение «Траекторией движения тела называется …» 5. Как определить координату тела в любой момент времени? 6. Продолжите предложение «Перемещение – это направленный отрезок, …». 7. Запишите формулу для определения ускорения. 8. Как определить скорость тела в любой момент времени? 9. Какое значение имеет ускорение свободного падения? 10.Запишите формулу для нахождения перемещения тела при равноускоренном движении. 7 РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА
Тема 2. Основы динамики. 1. В каких системах отсчета выполнимы законы динамики? 2. Запишите второй закон Ньютона. 3. Вставьте пропущенное слово «Масса – мера … тела». 4. Какими способами можно определить массу тела? 5. При одинаковых силах воздействия тело с большей массой приобретет какое ускорение (большее или меньшее)? 6. По третьему закону Ньютона силы всегда возникают …, имеют … природу и направлены … стороны. 7. Продолжите предложение «При движении по окружности ускорение тела направлено …» . 8. Как направлена скорость тела при движении по окружности? 9. Запишите формулу закона всемирного тяготения. 10.Как изменится сила всемирного тяготения между двумя телами при уменьшении расстояния между ними в 2 раза ? 8 РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА
Тема 3. Законы сохранения в механике. 1. Что называется импульсом тела? 2. Запишите единицу измерения импульса в Международной системе единиц СИ. 3. Запишите формулу закона сохранения импульса тел при взаимодействии. 4. Какие виды энергии составляют механическую энергию? 5. Каким видом энергии обладает движущееся тело? 6. При неизменной массе тела скорость возросла в 3 раза. Как изменилась кинетическая энергия тела? 7. Какой энергией обладает тело в крайней верхней точке при движении вверх? 8. Как определить высоту, на которой окажется тело, брошенное с начальной скоростью вертикально вверх? 9. Запишите выражение для определения скорости тела при падении. 10.Запишите закон сохранения механической энергии тела в момент падения на землю. 9 РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА
Тема 4. Механические колебания и волны. 1. Продолжите предложение «Движение, при котором положение тела повторяется …». 2. Амплитуда – это … . 3. Запишите связь между частотой и периодом колебаний. 4. Запишите единицу измерения частоты в Международной системе единиц СИ. 5. Запишите формулу периода колебаний математического маятника. 6. Если увеличить длину нити математического маятника в 4 раза, как изменится период колебаний этого маятника? 7. Запишите формулу периода колебаний пружинного маятника. 8. Если у пружинного маятника уменьшить массу прикрепленного тела в 4 раза, как изменится частота его колебаний? 9. Какая связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой колебаний? 10.На каком расстоянии от наблюдателя произошел выстрел, если звук от него пришел через 5 секунд? Скорость звука в воздухе 340 м/с. 10 РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. Тема 1.
Основы МКТ. 1. Запишите единицу измерения количества вещества в системе единиц СИ. 2. Перечислите основные положения молекулярно-кинетической теории. 3. Запишите основное уравнение МКТ. 4. Как определить массу молекулы вещества? 5. Чему равно число Авогадро? Объясните его смысл. 6. Запишите связь давления идеального газа со средним значением кинетической энергии движения молекулы. 7. Запишите уравнение состояния идеального газа. 8. Какие закономерности и для какого процесса устанавливает закон Бойля-Мариотта? 9. Запишите, какие закономерности устанавливает закон Гей-Люссака. 10. Какие закономерности устанавливает закон Шарля? Для какого процесса? 11 РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. Тема 2.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. 1. Какой пар называется насыщенным? 2. Что означает динамическое равновесие жидкости и ее пара? 3. Что называют абсолютной влажностью? 4. Как определяется относительная влажность? 5. Объясните смысл понятия «точка росы». 6. Какими приборами измеряют влажность воздуха? 7. В каком случае жидкость смачивает поверхность твердого тела? 8. Запишите формулу для вычисления высоты поднятия жидкости в капилляре. 9. Как определяется механическое напряжение? 10.Запишите закон Гука. 12 РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.
Тема 3. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. 1. Какой пар называется насыщенным? 2. Что означает динамическое равновесие жидкости и ее пара? 3. Что называют абсолютной влажностью? 4. Как определяется относительная влажность? 5. Объясните смысл понятия «точка росы». 6. Какими приборами измеряют влажность воздуха? 7. В каком случае жидкость смачивает поверхность твердого тела? 8. Запишите формулу для вычисления высоты поднятия жидкости в капилляре. 9. Как определяется механическое напряжение для твердого тела ? 10.Запишите закон Гука. 13 РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ Тема 1.
Электрическое поле 1. Что называют элементарным зарядом? 2. Чему равен заряд электрона? 3. Продолжите предложение «Электрический заряд – это …». 4. Что такое точечный заряд? 5. Запишите единицу измерения электрического заряда в Международной системе единиц. 6. Дайте определение электрического поля. 7. Вследствие электризации двух тел на поверхности одного из них образовались негативные заряды. Какие заряды преобладают на поверхности другого тела? 8. Запишите формулу закона Кулона. 9. Если заряд одного тела увеличить в 3 раза, а второго тела уменьшить в 3 раза, то какой будет сила взаимодействия заряженных тел? 10.Если расстояние между заряженными телами увеличить в 2 раза, как изменится сила взаимодействия заряженных тел? 14 РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 2.
Электрический ток. Электрическая цепь. 1. Запишите единицу измерения электрического тока в Международной системе единиц. 2. Продолжите предложение «Сила тока – это …». 3. Какими приборами измеряют силу тока? 4. Как изображается амперметр на электрических схемах? 5. Какой порядок подключения амперметра в электрической схеме? 6. Изобразите на схеме соединение гальванического элемента, резистора, электрической лампочки и ключа. 7. Покажите направление электрического тока в замкнутой цепи. 8. Какое соединение элементов показано на схеме? 9. Если в электрической цепи измерить силу тока, проходящего через электрическую лампочку и через резистор, то какие значения получатся? 10.Какие виды соединений проводников в электрических цепях вам известны? 15 РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 3.
Закон Ома. Электрическое сопротивление. 1. Какие виды соединений проводников в электрических цепях вам известны? 2. Запишите закон Ома для участка цепи. 3. Запишите единицу измерения электрического сопротивления в в Международной системе единиц. 4. Сопротивление одного проводника 4 Ома, а другого – 2 Ома. Каково общее сопротивление участка цепи при последовательном соединении проводников? 5. Каково общее сопротивление участка цепи при параллельном соединении этих проводников? 6. Если при одном и том же напряжении уменьшить сопротивление участка цепи, как изменится сила тока в этой цепи? 7. Если сила тока на участке цепи увеличилась вдвое при неизменном сопротивлении участка, что можно сказать об изменении напряжения на этом участке? 8. При каком соединении одинаковых проводников общее сопротивление участка цепи уменьшается? 9. Как изменится сопротивление проводника, если медный проводник заменить алюминиевым с такими же параметрами (длина, площадь поперечного сечения)? 10.Как изменится электрическое сопротивление, если взять проводник из такого же материала вдвое большего диаметра? 16 РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 4.
Электрическое напряжение. 1. Запишите единицу измерения электрического напряжения в Международной системе единиц. 2. Каким прибором измеряется напряжение? 3. Какая особенность подключения вольтметров к элементам цепи? 4. Как обозначается вольтметр на электрических схемах? 5. Запишите выражение для вычисления напряжения на участке цепи, если знаете силу тока и общее сопротивление этого участка. 6. При последовательном соединении двух проводников как определить общее напряжение на участке цепи? 7. При параллельном соединении электрической лампочки и резистора напряжение на резисторе 3 вольта. Каково напряжение на лампочке? 8. Из предыдущего задания определите общее напряжение участка цепи, содержащего лампочку и резистор. 9. Если общее сопротивление участка увеличилось в 3 раза, а сила тока не изменилась, как изменилось напряжение на этом участке? 10.Напряжение на участке цепи не изменилось, а сила тока уменьшилась в 2 раза. Как при этом изменилось сопротивление участка цепи? 17 РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 5.
Электрический ток в различных средах 1. Какие основные носители электрического заряда в металлах? 2. Какой результат наблюдается при прохождении электрического тока через раствор электролита? 3. Запишите формулу для определения количества вещества, которое выделяется при электролизе. 4. Объясните природу электрического тока в полупроводниках. 5. Какие примеси используются в полупроводниках? 6. Как изменяется проводимость полупроводников с повышением температуры? 7. Какие носители зарядов преобладают в полупроводниках р-типа? 8. Объясните возникновение электрического тока в газах. 9. Возможно ли существование электрического тока в вакууме? За счет чего? 10. Какой минимальный по абсолютному значению электрический заряд может быть перенесен в вакууме? 18 РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 6.
Магнитное поле тока. 1. Как обозначают полюса магнитов? 2. Какими способами можно выявить магнитное поле? 3. Что доказал опыт Эрстеда? 4. Существует ли магнитный заряд? 5. Изобразите линии индукции магнитного поля вокруг линейного проводника с током. 6. Каково действие магнитного поля на проводник с током? 7. Запишите формулу для вычисления силы Ампера. 8. Объясните явление электромагнитной индукции. 9. Какое явление положено в основу работы электродвигателя? 10. Сформулируйте правило левой руки. 19 РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 7.
Электромагнитная индукция. 1. Продолжите предложение «Индукционный ток в замкнутом проводящем контуре возникает, если …». 2. Запишите единицу измерения ЭДС в Международной системе единиц. 3. Объясните явление электромагнитной индукции. 4. Напишите формулу закона электромагнитной индукции. 5. Запишите единицу измерения индуктивности в Международной системе единиц. 6. Объясните назначение микрофона в электрической цепи. 7. Перечислите основные экологические проблемы при передаче электроэнергии от производителя к потребителю. 8. Объясните назначение трансформаторов. 9. Запишите формулу для вычисления энергии магнитного поля контура. 10. Как изменится энергия магнитного поля контура, если увеличить силу тока в нем в 2 раза? 20 РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ Тема 8.
Электромагнитное поле. 1. Перечислите составляющие колебательного контура. 2. Свободными электромагнитными колебаниями называют … . 3. Запишите связь между периодом и частотой собственных колебаний в контуре. 4. Продолжите предложение «Гармоническими электромагнитными колебаниями называют …». 5. Запишите формулу периода электромагнитных колебаний. 6. Что такое электромагнитная волна? 7. Какова скорость распространения электромагнитных волн в вакууме? 8. Как связаны скорость распространения, длина и частота электромагнитной волны? 9. Какие электромагнитные волны имеют наименьшую частоту колебаний? 10.Волны какого диапазона используют для радиолокации? 21 РАЗДЕЛ 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 1.
Геометрическая оптика. 1. Как распространяется свет в однородной среде? 2. Угол падения света на поверхность составил 40 0 . Каков угол отражения света от поверхности? 3. Запишите выражение для определения абсолютного показателя преломления света. 4. Запишите формулу тонкой линзы. 5. Что такое оптическая сила линзы? 6. Как изменится угол между падающим и отраженным лучами, если угол падения луча на поверхность уменьшить на 10 0 ? 7. Как изменяется угол преломления света при переходе из оптически более плотной среды в среду оптически менее плотную? 8. Запишите единицу измерения оптической силы линзы в системе измерения СИ. 9. Свет какого цвета имеет наибольший показатель преломления при переходе из воздуха в стекло? 10.На каком явлении основано действие спектроскопа? 22 РАЗДЕЛ 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 2.
Корпускуляро-волновой дуализм света. 1. Какова природа света? 2. Какие явления подтверждают волновые свойства света? 3. Чему равна скорость распространения света в вакууме? 4. Чему равен импульс фотона? 5. Запишите уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. 6. Как определить массу фотона с определенной частотой ? 7. Объясните явление фотоэффекта. 8. Продолжите предложение «Красной границей фотоэффекта называют …». 9. Запишите выражение для определения энергии фотона. 10. Во время освещения вакуумного катода фотоэлемента монохроматическим светом освобождаются фотоэлектроны. Как изменится количество фотоэлектронов, вылетающих с поверхности за 1 секунду, если интенсивность освещения уменьшить в 4 раза? 23 РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 1.
Модель атома. 1. Какой состав атома любого вещества? 2. Какие частицы рассеивались в опыте Резерфорда? 3. Какой знак имеет заряд ядра атома? 4. Сколько электронов имеет нейтральный атом для химического элемента с порядковым номером 3 и относительной массой 6? 5. Что доказали опыты Резерфорда? Запишите основные выводы. 6. Опишите модель атома химического элемента с порядковым номером 20 в таблице Менделеева. 7. Сформулируйте квантовые постулаты Бора. 8. Как рассчитать частоту фотона, поглощенного атомом? 9. Чему равна постоянная Планка? 10. Одинаковая ли энергия выделяется атомом при переходе из возбужденного состояния в основное и поглощается при обратном процессе? 24 РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 2.
Атомное ядро. 1. Продолжите предложение «Нуклонами называют …». 2. Что такое изотоп химического элемента? 3. Сколько протонов и нейтронов в ядре изотопа кислорода 17 8 О? 4. Запишите соотношение между массой атомного ядра и суммой масс свободных частиц, из которых создано ядро. 5. Что такое альфа-частица? 6. Какую природу имеет β-излучение? 7. Как определяется массовое число? 8. Что такое дефект массы? 9. С каким порядковым номером в таблице Менделеева будет получен химический элемент в результате альфа-распада ядра элемента с порядковым номером Z? 10. Что происходит с химическим элементом в таблице Менделеева в результате β-излучения? Изменится ли массовое число? 25 РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 3.
Ядерная физика. 1. Назовите виды радиоактивного излучения. 2. Какое излучение не взаимодействует с электрическими и магнитными полями? 3. Запишите формулу для расчета периода полураспада радиоактивного элемента. 4. За 8 дней активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза. Каков период полураспада этого элемента? 5. Как влияет радиоактивное излучение на живые организмы? 6. Дайте определение периода полураспада радиоактивного элемента. 7. Какой вид излучения имеет наибольшую проникающую способность? 8. Запишите единицу измерения дозы излучения в системе СИ. 9. Объясните механизм образования цепной ядерной реакции. 10. Перечислите несколько примеров использования радионуклидов в народном хозяйстве. 26
Литература

1. Б а б а н с к и й Ю . Я . М е т о д ы о б у ч е н и я в с о в р е м е н н о й общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985 г. 2. Лернер В.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981 г. 3. Примерные программы по физике для общеобразовательных учреждений. 4. Авторская программа по физике О.Ф.Кабардина, сборник «Рабочие программы: предметная линия «Архимед». Физика 7 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». – М.: Просвещение, 2011 г. 5. Авторская программа В.А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А. Коровина, сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы», М.: Дрофа, 2009 г. 6. Рабочие программы по физике для 9-11 классов МОУ «Школа- коллегиум» города Алушты, 2014-2015 г.г. 7. Учебник: Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /О.Ф.Кабардин. М.: Просвещение, 2014. 8. Учебник: Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.Ф.Кабардин. М.: Просвещение, 2014. 9. Учебник: Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.Ф.Кабардин. М.: Просвещение, 2014. 10. Учебник: Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (Под ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А). с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни. М.: Просвещение, 2014. 11. Учебник: Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (Под ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А). с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни. М.: Просвещение, 2014.


В раздел образования