Автор: Понякшина Сания Самятовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Кадетская школа №46 г. Пензы"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Методическая разработка круглого стола
Тема: "По страницам блокадного Ленинграда"
Раздел: среднее образование
Круглый стол «По страницам блокадного Ленинграда»
На доске показывается видео.
Ведущий 1: Трехмиллионное население…
Ведущий 2: 872 дня блокады…
Ведущий 1: 125 грамм невкусного хлеба…
Ведущий 2: Около 40 километр построенных баррикад…
Ведущий 1: Свыше 100 тысяч сброшенных авиабомб…
Ведущий 2: 24 победных залпа из орудий…
Ведущий 1: И 76 лет со дня снятия зловещей блокады…
Ведущий 2: Таковы канувшие в лету истории цифры блокадного Ленинграда. Добрый день,
уважаемые участники и гости круглого стола «По станицам блокадного Ленинграда». Сегодня мы
перенесемся в «революционную столицу» нашей Родины и попытаемся ощутить на себе все тяготы и
невзгоды жителей многострадального города.
Ведущий
1:
Российское
правительство
Федеральным
законом
«О
днях
воинской
славы
(победных днях) России» от 13 марта 1995 году объявило 27 января Днем Победы русского оружия. В
этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), начавшаяся 8
сентября 1941 года.
Ведущий
2: Мы с вами работали над сбором информации о печальных историях жителей
города. Изучая материалы блокадных лет, четко понимаешь, что все рассказанное о ней не может
вместить даже ничтожной доли того, что испытали пережившие ее люди. Читая воспоминания
очевидцев, проникаясь их горем, осознаешь, что все рассказанное, лишь вершина огромного айсберга
человеческого страдания.
Ведущий 1: Ведь людская память всегда работает в щадящем режиме, фиксируя, к счастью,
лишь
небольшой
объем
негативной
информации
и
предохраняя
таким
образом
человеческое
сознание
от
чрезмерных
травм.
В
воспоминаниях
блокадников
иногда
встречаются
ужасные,
нечеловеческие подробности, в которые они сами с трудом верят теперь.
Ведущий 2: Мы пролистаем лишь несколько страниц в книге людских страданий, окунемся в
атмосферу постоянного страха, почувствуем, как щемит у блокадников в груди.
Ведущий 1: В нашей воображаемой книге пять глав. Первая глава называется «Мы увидели
траву и начали ее есть, как коровы…». Это тема голода. Невиданные трудности и страдания
пришлось пережить ленинградцам. Вспоминая то страшное время, блокадники говорили, что ко всем
бедам и лишениям можно было привыкнуть. Только к одному никак нельзя. Это – голод. Люди
ложились в холодные постели и видели сны, в которых им снилась еда. Это были мучительные сны,
не приносившие отдыха. Кто-то из детей рассказывал своим друзьям заветную мечту – найти бочку с
супом, пока взрослые стояли часами в очереди, чтобы получить крохотный кусок хлеба.
1
Ведущий 2: Исполнены болью воспоминания жителей Ленинграда о голодном времени.
Фашисты разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмилионное население
было обречено на голодное вымирание. В течение осени 1941 года нормы продовольствия снижались
5 раз, пока в ноябре не достигли минимальных показателей: 250 грамм хлеба для рабочих и 125
грамм для неработающих, стариков, инвалидов, детей. Современники блокады каждый день вступали
в смертельную схватку с голодом. Давайте услышим их голоса.
Тема 1 «Голод». Воспоминания Алешина Евгения Васильевича
«Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-1942 годов, когда морозы достигали
40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не
осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества; за
водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге… Все питание для
работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с
древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том
числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба».
Тема 1 «Голод». История Григорьева Владислава Григорьевича
«Однажды дядя Володя пришел к нам домой и принес пачку дрожжей... Бабушка удивилась,
зачем нам они, ведь муки нет, печь нечего. Он объяснил, что дрожжи можно употреблять в пищу –
прокручивать в мясорубке, подсушивать и затем варить как макароны. До сих пор вспоминаю, какое
это было удовольствие, есть не просто слегка мутную теплую водичку, а с дрожжами. Запах этой
похлебки
напоминал
грибной
суп!
Потом
оказалось,
что
дрожжи
очень
хорошо
способствуют
восстановлению сил».
Тема 1 «Голод». Рассказывает Айзин Маргарита Владимировна
«Работникам детских учреждений пришло специальное распоряжение: «Отвлекать детей от
разговоров
и
рассказов
о
пище».
Но,
как
ни
старались
это
делать,
не
получалось.
Шести-
и
семилетние детишки, как только просыпались, начинали перечислять, что им варила мама, и как
было вкусно. В итоге все шишки сыпались на нашего повара. Тогда она придумала свой рецепт и
назвала его «витаминчики». Повар жила у лесопарка и по дороге на работу рвала сосновые иголки,
кипятила их. Я же вечерами ходила в госпиталь, который располагался в здании Лесотехнической
академии, помогала раскладывать порционно для раненых бойцов сахарный песок и масло. За это
мне давали две столовых ложки песку, который мы добавляли в «витаминчики».
Тема 1 «Голод». Вспоминает Овчаре́
нко Зинаида Павловна
«... Узнали, что ... разбомбили продуктовые Бадаевские склады. Они горели несколько дней.
Горел в том числе и сахар. Голодной зимой 1941-1942 годов многие ленинградцы, у кого хватало
2
сил, приходили туда, собирали эту землю, вываривали ее и пили „сладкий чай“. И когда уже земля
была не сладкая, ее все равно копали и тут же ели».
Тема
1
«Голод».
Делятся
воспоминаниями
Болдырева
Александра
Васильевна
и
Дерезова Валентина Андреевна
«Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее
выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе — как можно было отказаться от
котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что … негде в такое голодное время достать фарш».
«Однажды на обед нам подали суп, а на второе котлету с гарниром. Вдруг сидящая рядом со
мной девочка Нина упала в обморок. Ее привели в чувство, и она снова потеряла сознание. Когда мы
ее спросили, что происходит, она ответила, что не может спокойно есть котлеты…».
Тема 1 «Голод». С ужасом рассказывает Потравнова Ирина Константиновна
«5 апреля 1942 года была Пасха, и мама пошла на базар — купить хотя бы дуранды, мякоти
семечек, остававшейся после отжима масла. Вернулась она с температурой и больше уже не встала. Я
пошла к проруби за водой. Несу ее по коридору, слышу, мама стонет. Она умирала, и это был
последний ее крик. Видно, она что-то хотела сказать. Так сестры одиннадцати и четырнадцати лет
остались вдвоем. Чтобы получить хоть какие-то карточки, им пришлось идти в центр города — иначе
бы никто не поверил, что они еще живы. Пешком — транспорт давно не ходил. И медленно —
потому что не было сил. Добирались три дня. И у них снова украли карточки — все, кроме одной. Ее
девочки отдали, чтобы хоть как-то похоронить маму.
В Ярославской области, куда эвакуировали детей, колхозники были готовы отдать им все что
угодно — так больно было смотреть на костлявых, изможденных ребят. Только вот дать особо было
нечего. "Мы увидели траву и начали ее есть, как коровы. Ели все что могли. Кстати, никто не заболел
ничем».
3
Ведущий 1: Перелистнем страницу, откроем вторую главу «У дистрофиков нет страха…Я
спокойно
перелезала
через
…
гору
трупов…».
Столкновение
с
голодом
и
холодом
порой
оканчивалось плачевно – люди умирали. Умирали тихо… Умирали дома и на улице, падали в
очередях за хлебом, так и не взяв в руки заветный кусочек, или навсегда оставались на лестнице, не
поднявшись пару этажей до собственной квартиры. Известия о смерти уже не волнуют и не пугают. К
ней привыкли. Она вступила в свои права.
Ведущий 2: Каждый день в Ленинграде зимой 1941-1942 годов умирало более трех тысяч
человек. И хотя к февралю продуктовый паек заметно увеличился, спасти многих голодающих было
уже
невозможно.
Всего
за
время
блокады
только
по
официальным
данным
от
голода
и
его
последствий умерло около 700 тысяч жителей. Смерть ходила по пятам за каждым и каждый смотрел
ей в лицо. Полистаем страницы нелегкой судьбы ленинградцев.
Тема 2 «Смерть». Воспоминания Лакша Нины Ивановны
«У дистрофиков
нет страха.
У Академии
художеств
на спуске
к Неве
сбрасывали
трупы.
Я спокойно
перелезала
через эту
гору
трупов…
Казалось бы, чем
слабее
человек, тем
ему
страшнее, ан нет, страх
исчез.
Что
было бы
со мною, если бы
это
в мирное
время, —
умерла бы
от ужаса. И сейчас ведь: нет света на лестнице — боюсь. Как только люди поели — страх появился».
Тема 2 «Смерть». Рассказывает Аншелес Ирина Иосифовна
«Было очень плохо, когда умерла мама. 1 января она не вышла на работу, и я вызвала врача.
Он выписал
ей больничный
лист
с диагнозом
дистрофия, и вскоре
ее не стало.
Одна
женщина
согласилась помочь мне похоронить маму — при условии, что я дам ей два килограмма хлеба. И за 40
д н е й
я накопила
эти
два
килограмма.
У мамы
было
несколько
золотых
ве ще й:
браслеты, медальон, часы — я отдала их в обмен на баночку крупы и белый хлеб. Так я осталась
одна.
Чуть
позже
мамина
приятельница, узнав
о моей
беде, предложила
мне
работать
в садике
уборщицей, и я согласилась. Я работала там до конца 1942 года и получала дополнительную тарелку
супа, она мне очень помогла».
Тема 2 «Смерть». С содроганием говорит Григорьева Зинаида Федоровна
«В ночь на 1 января 1942 года папа умер. Два дня мы спали с умершим отцом в одной постели.
В этот же день умерли и хозяева квартиры. Три трупа находились в комнате. Уходя на работу, мама
предупредила дворника, что в квартире осталось двое детей и нужно убрать тела умерших. ...Я
4
помню, что нам с братом было не страшно находиться в одной комнате с трупами, но мы очень
боялись крыс. Они обгрызали у покойников кисти рук, ноги и носы. Мы отказывались оставаться
одни в комнате. Мама, плача, объясняла нам, что она на казарменном положении, и ей надо идти на
работу».
Тема 2 «Смерть». История Васильева Валентина Леонидовича
«Уже
в
конце
октября
можно
было
изредка
встретить
на
улице
горожанина,
который
покачивался из-за слабости от недоедания так, будто он невзначай «перебрал». А уже через месяц
можно было, если не повезет, повстречаться с покойником, которого на салазках (как бурлаки)
тащили на кладбище близкие ему люди. В конце ноября уже ничего необычного не было в том, чтобы
увидеть
лежащего
на
улице
мертвеца.
Декабрь:
зима
входила
в
свои
права,
и
теперь
частота
возможных встреч с покойниками зависела от длины пройденного тобой пути и от того, шел ли ты по
проспекту или же передвигался по «занюханной» боковой улочке. Трупы выносили из жилых домов,
сбрасывали из окон нижних этажей, складывали в нежилых помещениях».
Тема 2 «Смерть». С болью в душе вспоминает Грязнова Валентина Васильевна
«Первым умер от голода мой родной брат Леня – ему было 3 года. Мама на саночках отвезла
его на кладбище, захоронила в снегу. Через неделю пошла на кладбище, но там валялись лишь его
останки – все мягкие места были вырезаны. Его съели. В январе 1942 года от голода умерла тетя
Шура, мамина родная сестра. Ей было 32 года. Через 2 дня умерла от голода ее дочь Нюра, ей было
12 лет, через день умер сын тети Шуры – Ваня, ему было 9 лет. Трупы лежали в комнате – не было
сил их вынести. Они не разлагались. В комнате были промерзшие насквозь стены, замерзшая вода в
кружках и ни крупинки хлеба. Только трупы и мы с мамой. Потом дворник вынес тела – мертвецов из
нашего дома складывали во дворе дома штабелями. Их была целая гора. ...Мама умерла от голода в
марте 1942 года. Ей было 29 лет. Совершенно больную дистрофией, меня отвезли в детский дом. Так
я осталась одна».
5
Ведущий 1: Мы переходим к третьей главе нашей книге судеб «Снаряд в 23-24 килограмма
я швыряла как картошку…». Между тем город продолжал жить. Работали многие заводы и
фабрики, функционировали магазины, ученые проводили исследования и писали научные труды,
действовали кинотеатры, художники писали картины, поэты – стихи, а диктор вещал по радио.
Ведущий 2: Лед на полу в цехах и прикосновение к холодному металлу, нетопленные классы
и замерзшие чернила, плачущие от голода детки и отсутствие продуктов в детсадах, постоянные
пожары вследствие налетов вражеской авиации и нехватка медикаментов – все это не мешало
рабочим, учителям, воспитателям, поварам, пожарным и врачам выполнять свой трудовой долг.
Утреннее солнце поднимало на работу не только взрослых, но и детей. Вот что говорят о трудовых
буднях жители Ленинграда.
Тема 3 «Трудовые будни». Трудное время вспоминает Жиронкина Кира Владимировна
«Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять,
сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом
заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно. Норма за смену была 240 снарядов. Вся куртка
6
на животе у меня была рваная. Сначала, конечно, было очень тяжело, а потом я их швыряла как
картошку и делала тысячу снарядов за смену. Смена была 12 часов».
Тема 3 «Трудовые будни». Рассказывает Богданов Юрий Иванович
«Очень запомнился на всю жизнь … Дворец Кирова. Там был ожоговый госпиталь. Мы
ходили туда в 1942 и 1943 году, поили, кормили раненых, читали им письма, газеты. Был там летчик
Саша, ему перестала писать его девушка. Чтобы его поддержать, мы каждую неделю писали ему
письма – якобы от нее. И он всегда ждал это письмо – оно было для него как лекарство».
Тема 3 «Трудовые будни». Вот что осталось в памяти Калинина Георгия Михайловича
«… Одно из немногих исключений – моя учительница Екатерина Степановна Рыжова. В
тяжелейшее время она собрала нас, своих учеников, обойдя сама темные глухие подъезды домов, и,
единственная
из
преподавателей,
занималась
с
нами
в
пустой,
промерзшей
школе
(№
26,
Петроградский район). До конца, не побоюсь сказать — до последнего вздоха, исполняла она то, что
почитала своим долгом, в чем видела свое призвание (умерла в середине декабря 41 года)...»
7
Ведущий 1: Глава с названием «Они с мамой выдирали у меня игрушку…» повествует о
бытовой суете ленинградцев. При всей чудовищности той действительности повседневная жизнь не
останавливала свой круговорот. Несмотря на все ужасы, превозмогая упадок сил, люди бежали на
работу, где трудились 12-14 часов, а затем занимались домашними делами: готовили еду, топили
печи,
устраняли
последствия
бомбежек
в
собственных
домах,
заботились
о
детях,
следили
за
санитарным состоянием жилища и гигиеной.
Ведущий 2: Перебои в системе водо- и электроснабжения, канализации лишь усложняли
жизнь и без того лишенных людей. Особенно трудно дело обстояло с питьевой водой. Дойти до
реки, прорубить толстый лед и донести как можно больше воды до дома, при этом не расплескав ее, –
было очень сложной задачей для ослабленных людей. Впрочем, о повседневных нуждах расскажут
сами блокадники.
Тема 4 «Повседневность». История Зиновьевой Регины Романовны
Мама пыталась накормить дочь как могла. Однажды пригласила спекулянтку — обменять
отрезы ткани на пару кусков хлеба. Женщина, оглядевшись, спросила, нет ли в доме детских
игрушек. А Регине перед самой войной подарили плюшевую обезьянку, ее назвали Фока.
«Я схватила эту обезьянку и закричала: "Бери что хочешь, а эту я не отдам! Это моя любимая".
А ей она очень понравилась. Они с мамой выдирали у меня игрушку, а я реву… Взяв обезьянку,
женщина отрезала еще хлеба — больше, чем за ткань. Уже став взрослой, Регина Романовна спросит
у мамы: "Ну как ты могла у маленького ребенка отнять любимую игрушку?" Мама ответила:
"Возможно, эта игрушка спасла тебе жизнь».
Тема 4 «Повседневность». Случай из жизни рассказывает Крупнова-Шамова Ангелина
(к сожалению, без отчества)
«В квартире пусто, кроме нас никого, все ушли на фронт. И так день за днем. От мужа —
ничего. И вот наступила роковая ночь 7 апреля 1942 года. Час ночи, схватки. Пока одела троих детей,
белье собрала в чемодан, двоих сыновей привязала к санкам, чтобы не упали — отвезла их во двор к
помойке, а дочь и чемодан оставила в подворотне. И родила… в брюки…
Забыла, что у меня дети на улице. Шла медленно, держась за стену своего дома, тихо-тихо,
боялась задавить малютку. А в квартире — темно, а в коридоре — вода с потолка капает. А коридор
8
— 3 метра шириной и 12 в длину. Иду тихо-тихо. Пришла, скорее расстегнула штаны, хотела
положить малыша на оттоманку и от боли потеряла сознание…
Темно, холодно, и вдруг открывается дверь — входит мужчина. Оказалось, он шел через двор,
увидел двоих детей, привязанных к санкам, спросил: „Куда едете?“ А пятилетний мой Костя и
говорит: „Мы едем в родильный дом!“ „Эх, дети, наверное, вас мама на смерть привезла“, —
предположил мужчина. А Костя и говорит: „Нет“. Мужчина молча взялся за санки: „Куда везти?“ А
Костюха командует. Смотрит человек, а тут еще одни санки, еще ребенок.
Так и довез детей до дому, а дома зажег огарок в блюдечке, лак-фитиль — коптит ужасно.
Сломал стул, разжег печурку, поставил кастрюлю с водой — 12 литров, побежал в родильный… А я
встала, дотянулась до ножниц, а ножницы черные от копоти. Фитилек обрезала и разрезала такими
ножницами
пуповину
напополам…
Говорю:
„Ну,
Федька,
половина
тебе,
а
другая
—
мне…“
Пуповину ему я обвязала черной ниткой 40-го номера, а свою — нет.
Я же, хоть и четвертого родила, но ничегошеньки не знала. А тут Костя достал из-под кровати
книгу „Мать и дитя“… Встала, вода нагрелась. Перевязала Федору пуповину, отрезала лишний кусок,
смазала йодом, а в глаза нечем пускать. Едва дождалась утра».
Тема 4 «Повседневность». Вспоминает Айзин Маргарита Владимировна
«Ходили в туалет тогда в ведро, и у людей потом не было сил спуститься на улицу, чтобы
вынести его. Выливали прямо от дверей по лестнице, потом все это замерзало, и лестницы были
покрыты
замерзшими
нечистотами.
Запаха
особого
не
было,
стояли
страшные
морозы,
до -30
градусов и даже ниже. А потом весна. Из подтаявших сугробов торчат ноги мертвецов, город замерз
в нечистотах. Мы выходили на очистительные работы. Лом трудно поднимать, трудно скалывать лед.
Но мы чистили дворы и улицы, и весной город засиял чистотой».
Тема 4 «Повседневность». Говорит Алексеева А.В. (к сожалению, без инициалов)
«У
меня
к
тому
моменту
были
отморожены
руки
и
ноги. ...Когда
нянечка
начала
меня
раздевать и сняла мою шапку, она ужаснулась – вшей у меня было больше, чем волос. Был не только
голод, но и холод, поэтому шапку я не снимала где-то полгода. В те времена вода была в виде льда,
поэтому помыть голову я не могла. Меня побрили наголо. ...На детей было невозможно смотреть,
стоило им открыть рот, как сразу лилась кровь, выпадали зубы. Все эти дети были такими же
дистрофиками, как и я. У них были пролежни, кости кровоточили. Это было ужасно».
9
Ведущий 1: Тяжелые испытания, выпавшие на плечи ленинградцев, не смогли сломить
жителей. Да, жизнь каждого человека была монотонной, рутинной, серой, но люди не сдавались и
находили поводы для радости, тем самым эмоционально поддерживая друг друга. О нотках радости –
завершающая глава книги «Я очень хорошо помню в эфире голос поэтессы Ольги Берггольц…».
Ведущий 2:
Шумели ребята, играла музыка, читались стихи по радио, диктор сообщал
радостную новость с фронта, праздновался Новый год – все это хоть как-то приглушало горечь и
боль в сердце, давало силы жить, вставать после падения. О счастливых минутах, в которых все-таки
была толика отчаяния, вспоминают ленинградцы.
Тема 5 «Радости». Рассказывает Потравнова Ирина Константиновна
«Как-то на прогулке увидела нарисованные "классики", — рассказывает она. — Захотелось
прыгнуть. Встала, а мне не оторвать ноги-то! Стою, и все. И я смотрю на воспитательницу и не могу
понять, что со мной. И слезы текут. Она мне: "Не плачь, лапонька, потом попрыгаешь". Настолько мы
были слабы»
Тема 5 «Радости». Говорит Иванов Юрий Ильич
«Я вспоминаю, как шли мы с мамой по нашему двору уже весной. Было солнечно, тепло, на
душе было весело, мы пережили зиму, мы живы. И мне захотелось побегать. Я выпустил мамину
10
руку и попробовал побежать. Но смог сделать только несколько медленных шагов. Я очень этому
удивился. В моей детской голове, как сейчас помню, пронеслось: «Ведь я же помню, что до войны я
бегал! Почему я не могу сделать это сейчас?!»
Тема 5 «Радости». Вспоминает Алешин Евгений Васильевич
«Ольга
Берггольц
читала
свои
стихи
жителям
города
по
радио в
перерывах
между
бомбежками и артобстрелами простуженным голосом, вселяющим бодрость, ненависть к оккупантам
и веру в победу. ...Знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, транслируемая из
концертного зала Государственной филармонии, произвела «взрыв» в умах не только союзников, но и
врагов. Войска ПВО тщательно подготовились к этому концерту: ни одному вражескому самолету не
удалось в этот день прорваться к городу. Работал и один театр – Театр музыкальной комедии.
Спектакли проходили в Александринке, как любовно называли, да и сейчас называют ленинградцы
театр имени А. С. Пушкина. Помню, был на спектакле «Давным-давно» («Гусарская баллада»). В
холодном зале голодные актеры пели и танцевали, как в мирное время. Разве это не подвиг?»
Тема 5 «Радости». Со скупой улыбкой вспоминает Букуев Владимир Иванович
31 декабря 1941 года наша мать откуда-то принесла домой маленькую елку. Мы
установили ее в нашей комнате и нарядили самодельными елочными игрушками, сохранившимися у
нас
с
довоенных
лет.
На
ветвях
елки
укрепили
маленькие
свечи
в
специальных
елочных
подсвечниках, похожих на бельевые прищепки, — об электрических елочных гирляндах тогда еще не
имели представления. На елку мы также повесили несколько маленьких кусочков хлеба и сахара.
Ровно в полночь мать зажгла на елке свечи, и мы встретили Новый год, выпив горячего кипятка и
съев свои порции хлеба и сахара, висевшие на елке. Свет горячих свечей разогнал сумрак от слабо
горящей коптилки — привычного осветительного прибора блокадного времени.
11
Ведущий
1: Сегодня
мы
стали
свидетелями
необычных
историй
о
судьбах
обычных
людей.
Надеемся,
что
каждый
из
вас
понял,
насколько
важно
оставаться
человеком
в
нечеловеческих
условиях и как дорога жизнь каждого. Мы хотим, чтобы вы поняли, что человеческая природа очень
сложна и многогранна и никто не знает, как бы ты ответил на вызов жизни в экстремальных
ситуациях.
Ведущий 2: В истории нашей страны было немало переломных моментов, социальных катаклизмов,
восстаний, войн, революций. Но это не мешало подниматься с колен вновь и вновь вопреки всему и
доказывать
право
на
существование.
Блокадный
Ленинград
на
то
яркий
пример.
Как
говорил
известный философ Иван Александрович Ильин «Русская способность – незримо возрождаться в
зримом умирании…».
Ведущий 1: Да, страшным был итог блокады. Им, погибшим, но несдавшимся посвящены печальные
и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища:
«Их имен
благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но
знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
Ведущий 2: Прошу всех встать и почтить помять погибших. Объявляется минута молчания.
12