Напоминание

Психологическая подготовка студента к публичному выступлению


Автор: Татаринцева Людмила Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Филиала ГПОУ "Саратовский областной колледж искусств" в г. Балашове
Населённый пункт: г. Балашов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологическая подготовка студента к публичному выступлению
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Татаринцева Л. В.,

преподаватель филиала

ГПОУ«Саратовский

областной колледж

искусств» в г. Балашове.

Методический доклад

Психологическая подготовка студента к публичному выступлению

Проблема

психологической

подготовки

музыканта

исполнителя

к

концертному

выступлению

одна

из

важнейших

в

музыкально

исполнительском искусстве. Нет артиста, который ни разу не пострадал от

негативных

форм

сценического

волнения. Н.А. Римский – Корсаков часто

повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение.

Однако

сценическое

состояние

исполнителя

зависит

не

только

от

того,

насколько надежно и крепко разучено музыкальное произведение. Многие

музыканты

тщательнейшим

образом

изучают

тонкости

нотного

текста,

обдумывают исполнительский план, бесконечно репетируют все фрагменты

предстоящего

выступления,

но,

выходя на

сцену,

теряют

способность

контролировать

происходящее

и

не

могут

успешно

реализовывать

выношенные художественные намерения.

Приёмы саморегуляции сценического состояния – важный компонент

психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению, но,

методика эта недостаточно изучена. Музыканты редко пишут научные работы

по проблемам сценического волнения, потому что не обладают необходимыми

знаниями в области психологии, а психологи с опаской обращаются к этой

теме, потому что не имеют опыта в концертно –исполнительской и музыкально

– педагогической деятельности. Многие музыкальные педагоги предлагают

ученикам рекомендации, основанные на личном опыте, на субъективных

ощущениях. Часто учащиеся получают от преподавателя единый для всех

рецепт

аутотренинга,

данный

без

учета

индивидуальных особенностей

личности.

Ценные

советы

по

психологической

подготовке

исполнителя

к

концертному

выступлению

содержатся

в

книгах,

статьях, воспоминаниях

выдающихся

музыкантов

и

педагогов

Л.А.Баренбойма,

Д.Д.Благого,

Г.М.Когана,

Г.Г.Нейгауза,

С.Е.Фейнберга

и

др.

Но,

к

сожалению,

эти

рекомендации

не систематизированы,

не

объединены

в

самостоятельный

раздел методики, а, как драгоценные камушки, рассыпаны по разным книгам.

Большинство

авторов

научных

работ

о

природе

и

саморегуляции

сценического

состояния

пианисты.

Это

привело

к

явной

однобокости

исследования проблемы. Способы устранения форм сценического волнения

равно

интересуют

музыкантов

всех исполнительских

специальностей:

вокалистов, дирижеров, исполнителей на смычковых, духовых и народных

инструментах.

Проблема эстрадного волнения – острая проблема для исполнителей.

Они

не

любят

о

ней

говорить,

но

факты

и музыкальная педагогика

свидетельствуют о том, насколько эта проблема важна и нуждается в научном

освещении.

Волнуются

на

эстраде

музыканты

любой

квалификации

и возраста.

Одним, их меньшинство, единицы – волнение не мешает, а даже помогает,

создает творческий подъем, другим – мешает, больше или меньше, иногда

очень. Многим исполнителям волнение и тревожность свойственны уже за

несколько дней до выступления. Так замечательный пианист Г.Р.Гинзбург

говорил, что он волнуется в дни подготовки к концерту до слез, до криков.

Ему кажется, что он не знает ни одной ноты, он готов отказаться играть на

концерте. А это был пианист с громадным эстрадным опытом.

Наши

виднейшие

в

недавнем

прошлом

пианисты

К.Н.Игумнов,

В.В.Софроницкий, Г.Г.Нейгауз пережили на эстраде, каждый в свое время,

такой психологический стресс, «волнение – панику», который привел их к

срыву,

вынудил

прервать

концерт

и

уйти

с эстрады. Когда такого рода

катастрофа происходит с подростком – учащимся, то неокрепшая психика

травмируется настолько глубоко, что редко удается преодолеть стойкую резко

отрицательную эмоцию к публичному выступлению.

Г.Р.Гинзбург

характеризует

физическое

состояние

на

эстраде

следующим

образом:

«На

эстраде

всегда

бывает

совершенно

другое

физическое состояние. Вот и сейчас я чувствую свое тело, чувствую его вес,

могу

кашлянуть,

чихнуть

ничего

этого

нет

на

эстраде.

Нет

никаких

физических

ощущений,

нет

ни

насморка,

ни головной боли, ни голода –

ничего. Это просто особое, совершенно иное состояние».

В одном из своих сообщений К.Н.Игумнов вспоминает высказывания

крупного

пианиста

педагога

и

музыкального деятеля В.И.Сафонова по

поводу

эстрадного

самочувствия: «Сафонов

всегда

говорил,

что

всякий

исполнитель на эстраде должен себя чувствовать как полководец на поле

сражения. На эстраде могут быть всякие неожиданности, неприятности, и

исполнитель должен быстро находить средства их парализовать. Я считаю, что

Сафонов

был

совершенно

прав.

Представьте

себе,

что

в силу, например,

волнения, вы затянули какой – то нюанс, или, наоборот, пропустили его. Это

сейчас же надо учесть, исправить, найти какой – то эквивалент, а для этого

надо, чтобы голова очень хорошо работала».

В сообщениях М.Гринберг мы встречаем, прежде всего, указание на

особенности

проявления

эстрадного

волнения,

отражающегося

на

исполнении:

«

Я

никогда

не

волновалась

так,

чтобы

дрожать физически,

забывать. В этом смысле я очень эстрадная пианистка. Если я волнуюсь, то это

выражается в том, что я, оставаясь внешне совершенно спокойной, внутренне

скована, играю вяло, апатично. Бывало так, что, играя дома, я что – то думала,

переживала, но из этого большей частью ничего не получалось на эстраде. Я

никогда не

чувствую

себя

на

эстраде

так,

как

дома;

я

могу

на

эстраде

чувствовать себя хорошо, но это совсем не так, как дома». Так же М.Гринберг

говорила: «То, что ты находишься в центре внимания зала, создаёт ощущение

праздничности,

необычности,

и

это придаёт тебе силы. Знаешь, что тебя

слушают и слушают внимательно, и если в какой – то момент почувствуешь,

что сумела полностью овладеть вниманием публики, тогда может придти

ощущение свободы, импровизационности.... Это ощущение свободы бывает

так велико, что я могу сделать что – нибудь и не так, как я делаю дома.

Оно

проявляется

в

том,

что

я

чувствую

себя

как

бы

композитором

данного

произведения. Это и отличает самые удачные моменты. Так что теперь я стала

подходить к этому обратным путём: когда я занимаюсь дома, я думаю о том,

что я написала эту пьесу. Это помогает мне как исполнителю лучше раскрыть

её. Но началось это, возникло это ощущение на эстраде».

Широкое и многостороннее освещение эстрадного самочувствия дают

нам сообщения А. Иохелеса: « Основное моё требование к себе, когда я

выхожу играть на концерте,

максимальная собранность. Когда я играю, самое

главное не о чём другом не думать. От этого зависит удача концерта. Пальцы

сами делают, что нужно, всё идёт великолепно. Но вдруг я ловлю себя на

мысли, что думаю не о том, что я играю, а о чём – то другом, тогда и результат

получается иной.... Когда я волнуюсь, у меня это выражается в том, что я говорю

себе, что надо делать, а мысли всё время где-то не тут... Волнуешься же

потому, что наступает тот момент, к которому готовился длительное время,

даётся только час – два, и никто уже не даст второй раз этого часа. Я никогда

не волнуюсь задолго до концерта. Даже и в день концерта я не волнуюсь. Я

волнуюсь лишь тогда, когда прихожу в артистическую, когда уже выхожу на

эстраду. Но проходит какое – то время, и я перестаю волноваться. Это при

первом

исполнении,

а при повторных исполнениях я почти не волнуюсь.

Обычно

состояние

приподнятости

наступает

не

с

первых

же

нот...

.До

концерта, как правило, думаешь о первой вещи: как выйдешь, сядешь, как

начнёшь. Всегда кажется, что самое трудное – начало.... С самого начала

чувствуешь какую – то отчуждённость между собою и роялем, между собою

и своими руками; всё ещё как – то не едино. Только после какого – то момента,

большею

частью после самых трудных вещей в программе, относительно

которых

больше

всего

волнуешься,

наступает

облегчение.

Всё

дело

заключается в том, чтобы до этого играть хорошо, а после этого играть уже не

трудно».

Эстрадное

исполнение

Я.Флиера

оценивается

им

как

наиболее

творческое: «Для меня эстрада приятна, я очень люблю выступать.

Может

быть,

для

меня

это

самое

приятное

в

жизни.

Волнение

есть,

но

в

нём

чувствуется какая – то приподнятость. Это – «помогающее» волнение. На

эстраде у меня возникает какая – то творческая свобода действия.... Во время

исполнения на эстраде всё, что до сих пор в работе было существенно (текст,

пальцы

и

прочее),

закрывается чем

то

другим

состоянием

упоения

музыкой. В тех случаях, когда я думал о всяких побочных вещах, я играл

хуже; это были наименее удачные выступления. Я знаю, что лучше всего я

играю на эстраде. Почти никогда у меня не бывало, чтобы я в домашней

обстановке играл так, как я играю на эстраде. На эстраде у меня всегда есть

момент

художественной

импровизации.

Для

меня эстрада

это

начало

настоящего творчества. Она меня вдохновляет, на эстраде я могу искать и

находить такие вещи, которых я не могу найти дома».

Красочную

характеристику

условий

эстрады

(напоминающую

сафоновскую) находим у Э. Гилельса. « Это всё равно, говорит Гилельс, что

отправляешься в какое – то далёкое путешествие. Всё должно быть тщательно

подготовлено, проверено, предусмотрено. Могут быть на эстраде отдельные

удачные моменты, когда играешь с большим вдохновением. Но, как правило, в

среднем, на эстраде играешь хуже, чем дома. А дома бывает спокойнее. Все

самые лучшие, сокровенные мысли возникают дома, а не на эстраде».

В сообщениях Г. Нейгауза мы находим освещение различных сторон

переживаний, связанных с эстрадным исполнением: «Когда я думаю о том,

какие импульсы у меня бывают при публичном исполнении, то нахожу, что

самый

главный

заставить

других

полюбить

то,

что

я

люблю.

Лучшее

качество

исполнения

бывает тогда, когда я играю перед публикой так же

искренне и просто, как у себя дома, когда я чувствую, что зал становится

одной семьёй, что все мы становимся близкими, что все мы «родственники»,

лишь тогда бывает действительно хорошо....».

Нет двух артистов, которые испытывают одинаковое психологическое

состояние

в

момент

выхода

на

концертную площадку. Один исполнитель

смертельно

боится

ошибиться, забыть текст, другой смущен обстановкой

концертного зала, ему не по себе от сотен устремленных на него глаз, кто – то

хочет

больше

того,

на

что

способен,

и

мучается,

чувствуя

свою

беспомощность, кому – то всё надоело и он мечтает поскорее уйти домой, а

некоторые

музыканты

испытывают

состояние

творческого

подъема и

с

радостью, с нетерпением ждут общения с публикой. Кому – то необходима

эмоциональная встряска, а кому – то – покой, одни употребляют допинг,

другие

валерьянку,

а

третьи

не

пользуются ничем.

Есть

исполнители,

которые

перед

выходом

на

эстраду много и оживлённо разговаривают на

отвлечённые темы, но есть и такие, кто предпочитает посидеть в тишине.

Некоторые

стараются

всё

внимание

сосредоточить

на

предстоящем

выступлении,

но многим важно подумать о чём – то своём, не связанном с

концертом. Наконец,

один

музыкант

привык

перед

выступлением

много

разыгрываться, а другому это вовсе не нужно, он боится устать и бережёт свои

физические силы. Самые доброжелательные рекомендации, данные без учёта

индивидуальных

особенностей

личности

исполнителя,

как

правило,

не

приносят пользы.

Итак, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм

сценического

волнения

не

существует.

Выбирая

те

или

иные

приёмы

психологической

подготовки,

необходимо

учитывать особенности психики

учащегося. Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют

частые выступления. Известно, что даже самые опытные исполнители после

долгого перерыва в концертной работе, как правило, волнуются значительно

больше, чем в период систематических выступлений. Вместе с тем и самые

робкие ученики, если им приходится играть часто, начинают чувствовать себя

на эстраде значительно увереннее. Уже в период обучения в музыкальной школе

ученику необходимо прививать любовь к игре при публике. Учащийся с

детских лет должен привыкать к тому, что выступление – это серьёзное дело,

з а которое

он

несёт

ответственность

перед

слушателями,

перед

автором

произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем

это

праздник,

лучшие

минуты

его

жизни,

когда

он

может

получить

громадное художественное удовлетворение.



В раздел образования