Автор: Идиятуллина Анастасия Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса и осознанного отношения к занятиям физической культурой как основы формирования потребности в целенаправленной двигательной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса и
осознанного отношения к занятиям физической культурой как основы
формирования потребности в целенаправленной двигательной
деятельности.
«Движение – это жизнь. Ничто так не
ослабевает человека, как продолжительное
физическое бездействие» АРИСТОТЕЛЬ
В настоящее время физическая культура стала одним из важнейших направлений
государственной политики РФ. В постановлении «О повышении роли физической культуры
и спорта в формировании здорового образа жизни населения» президент России В.В. Путин
призвал представителей Министерства образования и науки РФ, а также Федерального
агентства по физической культуре и спорту обратить самое пристальное внимание на этот
вопрос (СЛАЙД №2).
Физическое
воспитание
в
дошкольных
учреждениях
является
частью
общегосударственной системы физического воспитания. Именно в дошкольном возрасте
закладывается фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
В соответствии с ФГОС ДО приоритетной в детских садах является работа по охране
и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального
благополучия.
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
включает
не
только
приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств,
формирование
опорно-двигательной
системы
организма,
начальных
представлений
о
некоторых
видах
спорта,
но
и
становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной сфере (СЛАЙД №3). Таким образом, требования к содержанию психолого-
педагогической работы, указанные в Стандарте дошкольного образования, нацеливают на
более широкое понимание возможностей физической культуры в общем развитии ребёнка.
Для повышения результативности работы целенаправленно использую средства физического
воспитания,
что
обеспечивает
не
только
формирование
знаний,
умений,
навыков
в
двигательной деятельности, но и развитие личностных качеств, получение метапредметных
результатов (СЛАЙД №4).
Двигательная
активность
является
естественной
биологической
потребностью
организма
детей.
Однако
современные
дети
испытывают
«двигательный
дефицит».
По
данным ряда исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста
за время пребывания в детском саду составляет менее 40% периода бодрствования. Не
секрет, что современные дети большую часть времени проводят в статическом положении (за
столами, на ковре, дома за компьютером, планшетом, телевизором…), и они, к сожалению, не
испытывают
дискомфорт
от
недостаточной
двигательной
активности.
Это
увеличивает
статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижается
сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма.
Физически
ослабленные
дети
подвергаются
быстрому
утомлению,
у
них
снижены
эмоциональный тонус и настроение.
Наблюдая за своими воспитанниками в старшей группе, беседуя с ними, выяснила,
что только небольшое количество детей:
-реализовывали свою потребность в движении через самостоятельную организацию
подвижных игр (у остальных - движения чаще всего сводились к бесцельному бегу);
-активно использовали в самостоятельной деятельности оборудование физкультурного
уголка (более востребовано было оборудование уголков для организации спокойных видов
деятельности);
- проявляли творчество в двигательной деятельности;
-могли назвать несколько видов спорта, объяснить, почему им нравится тот или иной
вид спорта, рассказать, для чего необходимо заниматься физкультурой, рассказать, что
нужно делать, для того, чтобы стать чемпионом (хотя практически все хотели быть ими)
(СЛАЙД №5).
Опрос и анкетирование родителей показали, что в семьях воспитанников группы
превалирует гиподинамическая модель семейной жизни. Родители редко вместе с детьми
смотрят спортивные передачи, рассказывают им о пользе физических упражнений, посещают
бассейн, ездят на лыжные базы, ходят на каток, в походы, хотя все они понимают роль
физической культуры в жизни детей. При этом большинство считает, что этим должен
заниматься детский сад.
В связи
с
этим,
особенно
актуальным
для
меня
стал
поиск
путей
оптимизации
двигательного режима в детском саду, увеличения двигательной активности детей и на этой
основе
организация
целенаправленной
работы
по
формированию
у
них
потребности
в
систематических
занятиях
физической
культурой.
Формирование
данной
потребности
у
ребенка-дошкольника невозможно без наличия активного интереса и желания ею заниматься.
А также без осознанного отношения к выполнению физических упражнений, т.е. понимания,
что
сильным,
ловким,
выносливым
он
станет
только
тогда,
когда
будет
заниматься
физической культурой, научится правильно выполнять движения.
Поставила
перед
собой
цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста
устойчивого интереса и осознанного отношения к занятиям физической культурой (СЛАЙД
№6).
Для реализации обозначенной цели определила следующие задачи:
2.
Оптимизировать двигательный режим детей, особое внимание уделить увеличению
двигательной активности.
3.
Обеспечивать положительное психоэмоциональное благополучие в процессе занятий
физической культурой.
4. Воспитывать интерес и желание детей заниматься двигательной деятельностью.
5. Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
6. Развивать у детей творчество и самостоятельность в двигательной деятельности.
7. Активизировать работу с родителями по вопросам физического развития детей.
Реализацию цели и задач осуществляла в течение двух лет, начиная со старшей
группы (с сентября 2012 по май 2014 года).
Начала работу с обогащения физкультурно-игровой среды нестандартным инвентарем
и
оборудованием,
что
позволило
повысить
эффективность
самостоятельной
и
организованной двигательной деятельности детей, обеспечить развитие интереса к ней,
превратить обычные занятия в увлекательные путешествия в мир движений (СЛАЙД №7).
На прогулочном участке совместно с родителями создала благоприятные условия,
которые вовлекают детей в целенаправленную двигательную деятельность, обеспечивают
накопление
их
двигательного
опыта,
способствуют
проявлению
самостоятельности,
инициативы, волевых усилий.
В физкультурном
уголке
группы
помимо
оборудования
и
инвентаря
разместила
подборку
книг,
журналов,
альбомов
на
спортивную
тематику,
картотеку
разнообразных
подвижных
игр,
схем
и
пиктограмм
движений,
упражнений
для
самостоятельного
выполнения.
Особое
место
в
нем
занимают
дидактические
игры,
позволяющие
решать
задачи,
направленные
на
закрепление
и
обогащение
знаний
о
физкультуре
и
спорте
и
развитие интереса к ним (СЛАЙД №8).
Спортивная тематика присутствует и в настольно-печатных, дидактических играх,
используемых
в
других
направлениях
развития
детей
(интеллектуальное,
речевое,
художественно-эстетическое).
Это
способствует
непроизвольному
развитию
интереса
к
физкультурно-спортивной деятельности.
Стимулом для реализации себя в двигательной деятельности, поддержания интереса к
физическим упражнениям являются «Полоса препятствий», преодоление которой позволяет
детям проявлять физические и личностные качества, а также оформление стенда «Мы –
чемпионы!». На нем отмечаются достижения, успехи детей в физическом воспитании, их
первые победы в спортивных соревнованиях (СЛАЙД №9).
Большое значение в повышении двигательной активности детей имеет оптимизация
двигательного
режима.
Помимо
традиционных
(общепринятых)
видов
двигательной
деятельности,
включаю
в
него
оздоровительно-игровые
мероприятия,
стимулирующие
интерес и желание проявить себя. Это «Час двигательного творчества», на котором дети
самостоятельно выбирают вид двигательной деятельности и реализуют свой творческий
потенциал в применении различного оборудования и выполнении движений. «Динамический
час» в виде оздоровительно - развивающей тренировки, построенной на основе разных видов
игр
(подвижных,
спортивных,
хороводных,
игр-эстафет).
«Физкультурный
досуг
с
элементами спортивного ориентирования», где дети приобретают навыки ходьбы и бега по
пересеченной местности, проявляют волевые усилия, преодолевая различные препятствия,
учатся ориентироваться в окружающем пространстве, пользуясь картой-схемой. «Прогулки-
походы», во время которых не только совершенствуются двигательные навыки и физические
качества детей, но обогащаются их представления об окружающем мире, воспитывается
любовь к природе, формируются навыки взаимодействия.
Положительную роль в работе по формированию устойчивого интереса к физкультуре
и спорту сыграло использование таких видов деятельности, как:
час двигательного творчества;
динамический час;
прогулки-походы;
физкультурный досуг с элементами спортивного ориентирования;
рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение
движений с ними в соответствии с этими свойствами;
экскурсии в спортивный зал школы, спортивные комплексы города;
создание фотоальбома «Знаменитые Олимпийцы России»;
викторины по олимпийской тематике;
просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций спортивной направленности и
их обсуждение;
конкурс группы «Чемпионы среди нас»,
фотовыставки «Мама, папа, я – спортивная семья», «Олимпийские чемпионы»,
«Сочи 2014»;
изобразительная деятельность, позволяющая детям отразить свое отношение
к физической культуре, свои спортивные интересы.
и др. (СЛАЙД №10).
Особое место в моей работе занимают физкультурные занятия, которые являются
базой для всех видов двигательной деятельности. Каждое физкультурное занятие - это
познание окружающей действительности через движения, которые приносят детям радость.
Поскольку
желание
вновь
ощутить
положительные
эмоции
от
выполненного
движения
является основой формирования у них потребности в двигательной деятельности, стараюсь
на каждом занятии обеспечить ребенку удовольствие от процесса освоения того или иного
движения и получение удовлетворения от продукта собственной деятельности (СЛАЙД
№11).
В
этом
мне
помогает,
в
первую
очередь,
использование
разнообразных
видов
физкультурного занятия (СЛАЙД №12).
Одним из эффективных видов являются физкультурно-познавательные занятия. Они
направлены не только на развитие двигательных умений и навыков, физических качеств, но
и
на
формирование
знаний
о
пользе
занятий
физической
культурой,
воспитание
самостоятельности, интереса к активной двигательной деятельности. Большое внимание на
данных
занятиях
уделяю
работе
по
формированию
осознанного
отношения
к
занятиям
физической культурой через обогащение представлений детей о назначении и способах
применения разных видов движений (СЛАЙД №13).
Развитию
воображения,
фантазии,
творчества
способствуют
занятия
с
одним
пособием. На таких занятиях демонстрирую детям многообразие способов использования
какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании,
лазании, равновесии). Дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях.
Диагностические занятия стараюсь провести необычно, например, в виде приема в
школу
космонавтов,
спортивную
школу,
в
олимпийскую
сборную.
Данная
форма
способствует максимальному вовлечению детей в процесс выполнения заданий, стимулирует
качественное
выполнение
основных
движений,
максимальное
проявление
физических
и
личностных качеств.
Качество
проведения
занятий
возрастает,
если
дети
активно
воспринимают
информацию, и она вызывает у них интерес, т.е. положительное эмоциональное состояние,
мотивирующее обучение, побуждающее ребенка к активности, преодолению трудностей. С
учетом
этого
предпочитаю
использовать
сюжетно-образную
форму
проведения
занятий.
Использование приемов имитации, подражания, образных сравнений обеспечивает должную
мотивацию
и
положительный
эмоциональный
фон
занятия,
помогает
мне
максимально
включить
детей
в
деятельность,
формировать
и
поддерживать
интерес
к
ней.
А
самое
главное, свести к минимуму механическое усвоение техники движений, заучивание детьми
только
жестких
стереотипов
их
выполнения,
что
лишает
детей
возможности
проявить
творческую инициативу и приводит к потере интереса (СЛАЙД №14).
Не секрет, что необходимое условие для создания и поддержания у детей интереса к
любому
виду
деятельности
-
возможность
проявить
самостоятельность,
активность
и
инициативность. В этом мне помогает:
предложение детям стать организатором подвижной игры,
привлечение к рассказу о последовательности и способах выполнения движений, их
показу,
оценке
качества
выполнения
упражнений,
анализу
содержания
упражнения,
изображенного на рисунке,
выполнение упражнения (движения) по схеме, фотографии, картинке,
самостоятельный выбор физкультурного оборудования, необходимого для занятия;
придумывание вариантов знакомой игры,
и др. (СЛАЙД №15).
Большой
популярностью
у
детей
пользуются
карточки
с
изображением
детей
и
животных,
выполняющих
физические
упражнения.
Использование
данной
наглядности
способствует
формированию
более
точного
представления
о
конкретном
движении,
двигательном действии, лучшему его освоению и активному применению в самостоятельной
деятельности. Кроме того, использование карточек способствует концентрации внимания и
повышает интерес к движениям.
Формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой способствует
использование
проблемных
ситуаций
и
творческих
заданий,
столкновение
детей
с
трудностями,
преодоление
которых
требует
от
них
активной
поисковой
деятельности,
проявления
творчества
(СЛАЙД
№16).
Таким
образом,
в
ходе
постановки
и
решения
различных
проблем
у
моих
воспитанников
интенсивно
формируется
способность
к
творческому
освоению
и
гибкому
применению
двигательного
опыта,
развивается
двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики.
Общеизвестно, что любая двигательная активность только тогда приобретает характер
внутренней
жизненно
необходимой
потребности,
когда
она
становится
сознательной
и
произвольной.
В
связи
с
этим,
большое
внимание
уделяю
использованию
специальных
методических
приемов,
обеспечивающих
понимание
детьми
характера
и
качества
выполняемых движений, осознанное усвоение двигательных представлений (СЛАЙД №17).
С этой целью:
- краткое, четкое объяснение и показ сочетаю с анализом новых элементов движения
до того, как дети начнут его выполнять;
-
до начала выполнения движения предлагаю детям рассказать, как они его будут
выполнять;
-
обращаюсь с просьбой проследить за выполнением движения другим ребенком,
отметить, что в нем было правильно, а что можно исправить;
-
даю задание сопоставить выполненное упражнение с образцом, определить, чем
отличается;
-
учу самоанализу выполняемых движений (Получилось или нет? Почему? Что
необходимо исправить?);
-
использую
подводящие
упражнения,
обеспечивающие
максимально
полное
понимание объяснения нового движения, лучшее его осознание, более точное выполнение,
помогающие усвоить общую структуру основного движения, наиболее существенные и
трудные элементы.
- провожу беседы по вопросам физического воспитания, используя репродуктивно-
познавательные и продуктивно-познавательные вопросы (СЛАЙД №18).
Получению
положительных
результатов
в
формировании
интереса
и
осознанного
отношения к занятиям физической культурой способствует и использование метода проектов.
В своей работе реализовала такие проекты как «Для чего нужен спорт?», «Волшебная
скакалка», «Школа мяча», «Мой любимый вид спорта». Особый интерес у детей вызвало
участие
в
феврале
2014
года
в
проекте
«Путешествие
в
страну
«Олимпия»,
где
они
познакомились с олимпийским движением, узнали, чем отличается древнее и современное
олимпийское движение, расширили знания о видах спорта, получили представления об этих
играх как о мирном соревновании, в котором участвуют народы всего мира. (СЛАЙД №19)
Особое место в моей работе занимает организация работы с родителями по активному
включению
их
в
процесс
физического
воспитания
детей.
С
этой
целью
использую
разнообразные формы, предпочтение отдаю проведению совместных мероприятий детей и
родителей. (СЛАЙД №20)
В процессе проведенной работы к концу подготовительной группы у детей
появился устойчивый интерес к занятиям физической культурой (СЛАЙД №21)
94% детей самостоятельно могут выбрать и организовать подвижную игру;
100% активно используют в самостоятельной деятельности оборудование
физкультурного уголка;
80% проявляют творчество в двигательной деятельности;
100% могут назвать любимый вид спорта и рассказать о нём;
90% детей называют несколько видов спорта, объясняют, почему им нравится тот
или иной вид спорта, для чего необходимо заниматься физкультурой, могут
рассказать, что нужно делать, для того, чтобы стать чемпионом.
Родители из пассивных зрителей превратились в активных участников спортивных
праздников и досугов, чаще делятся впечатлениями, фотографиями об активном отдыхе в
выходные дни, стали отдавать предпочтение занятиям детей спортом, а не компьютерным
играм.
Полученные
результаты
свидетельствуют
об
эффективности
проделанной
работы.
Надеюсь,
что
мои
воспитанники
вырастут
крепкими,
здоровыми
людьми.
Станут
достойными
членами
общества
с
активной
жизненной
позицией,
предпочитающими
двигательную деятельность и занятия спортом другим развлечениям, зачастую оказывающим
негативное влияние на здоровье, не способствующим развитию и самосовершенствованию.
(СЛАЙД №22)