Напоминание

"Специфика воспитательной работы классного руководителя начальной школы и определяющие её факторы"


Автор: Оксана Юрьевна Стальская
Должность: студент
Учебное заведение: Филиал СГПИ
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика воспитательной работы классного руководителя начальной школы и определяющие её факторы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья

на

тему:

«Специфика

воспитательной

работы

классного

руководителя начальной школы и определяющие её факторы»

Спeцифика воспитательной работы классного руководителя всегда была

важнейшей частью педагогической деятельности. Педагог является участником

постоянного

процесса

обучения,

или

по-другому

педагогичeского

процесса.

Обучение и воспитание не выступает автономной деятельностью, а служат

сoставными

чaстями

системы

срeдств

подготовки

человека

к

жизни

и

профессиональной деятельности, развития у него необходимых общественных

свойств

и

качеств.

Значит,

закономерности

обучения

и

воспитания

и

их

методические

основы

обуслaвливаются

закономерностями

развития

и

формирования

человека

как

социального

существа,

а

также

требованиями,

предъявляемыми

к

нему

со

стороны

общества.

Одной

из

движущих

сил

прогресса

в

любой

области

человеческой

деятельности

и

знаний

признано

синтезирование накопленного мирового опыта. В России, ученики проходят

несколько этапов обучения. Каждый класс ведет один учитель. В России его

называют «классным руководителем».

В работе класснoгo рукoвoдителя начальнoй шкoлы есть свои особенности,

такие

как

[46]:

младший

школьный

возраст

это

возраст,

наиболее

благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период

ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые

социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться

общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных

оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск

творческой активности.

Главной

целью

для

классного

руководителя

является

создание

психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного

сплочённого

коллектива.

Прежде

чем

этого

достигнуть,

нужно

пройти

ряд

важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие 1

класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к

школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя

познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ

класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный

руководитель сам управляет, и это правильно. Для маленьких детей он - образец

для подражания во всём.

На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс,

учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива.

Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает

укрепить

межличностные

отношения

между

детьми,

начинает

сплачивать

коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.

Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для

развития

личности,

творческая

индивидуальность

раскрывается

ярче,

определяются

явные

лидеры.

Теперь

нужно

развивать

самоуправление,

прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса –

большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая

роль.

В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное

«Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать самостоятельно,

распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На

этом этапе учитель сотрудничает со своими детьми. Формы работы с классом

самые

разнообразные.

Это

тематические

экскурсии,

праздники,

конкурсы,

викторины,

интересные

проекты,

коллективно-творческие

дела.

Все

эти

мероприятия способствуют сплочению класса. При проведении классных часов

и бесед учитель должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или

отдельных учеников.

Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это

умение работать с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы,

содружество учителя и родителей очень важно для целостного развития. Ему

одинаково

значимы

школа

и

семья.

В

начальных

классах

связь

школы

с

родителями осуществляет учитель. Он делает первый шаг к взаимодействию.

Очень важно, чтобы родители стали его единомышленниками и помощниками.

Если

созданы

хорошие,

доверительные

отношения,

в

таком

коллективе

комфортно всем [51].

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления,

формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть

демократический,

основанный

на

взаимном

доверии,

взаимодействии

с

родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка.

Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–

профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о

развитии

и

воспитании

учащегося,

его

самочувствии,

физическом

и

психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и

притязаниях,

способностях

и

перспективах

развития.

Иными

словами,

необходимо

помочь

школьнику

выявить

свои

возможности,

задатки,

склонности,

интересы

и

развить

их

в

различных

видах

деятельности.

Это

позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни [46].

Таким образом, специфика воспитательной работы класса не может дать

необходимых результатов в воспитании, обучении, развитии детей, если в ней

не

будет

обеспечена

активная

позиция

семьи,

сформирован

коллектив

родителей.

Коллектив

родителей

должен

позитивно

взаимодействовать

с

педагогическим и ученическим коллективами, и взаимодействие это должно

быть развивающимся. Следствием этого будет создание единой развивающей

среды

для

ребёнка

и

осуществление

закономерных

связей

между

образовательным

учреждением

и

семьёй.

Из

всего

многообразия

форм

взаимодействия школы и семьи совместная деятельность разных видов является

наиболее эффективным путем формирования гуманных отношений учителей,

учащихся, родителей.

Таким образом, под воспитательной деятельностью учителя

начальной

школы

понимается

деятельность,

направленная

на

создание

благоприятных

условий

для

развития

личности

младшего

школьника.

Эта

деятельность

2

является

определяющей

в

структуре

всей

профессиональной

деятельности

учителя начальных классов. Воспитательная деятельность учителя – классного

руководителя

начальной

школы

детерминирована

следующими

факторами:

биологическими,

включающими

индивидные

характеристики

младшего

школьника;

психологическими,

характеризующими

личностные

особенности

ребенка (особенности характера, мотивации, системы ценностных отношений и

др.); социально-педагогическими, включающими характер детско-родительских

отношений

в

семье,

личностно-профессиональную

позицию

педагога,

проявляющуюся

через

выбор

им

определенной

системы

начального

образования и концепции воспитания.

Специфика

воспитательной

работы

учителя

классного

руководителя

начальной

школы

состоит

в

том,

что

она:

разворачивается

в

условиях

продолжительно-интенсивного

характера

его

взаимодействия

с

младшими

школьниками;

направлена

на

адаптацию

ребенка

к

условиям

школьного

обучения,

развитие

самостоятельности

в

различных

видах

деятельности,

в

первую очередь, учебной, становление элементарной культуры деятельности у

ребенка;

обеспечивает

формирование

и

закрепление

опыта

субъект

-

субъектных

отношений

в

системах

«ученик-учитель»,

«ученик-ученик»,

осознание младшим школьником своего нового социального статуса; опирается

на

всестороннее,

глубокое

взаимодействие

с

семьей

ребенка,

как

правило,

активно настроенной по отношению к школе.

3



В раздел образования