Напоминание

"В помощь концертмейстеру"


Автор: Дмитриева Елена Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ОГБПОУ "Димитровградский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В помощь концертмейстеру"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

« Димитровградский музыкальный колледж »

« В помощь концертмейстеру. »

Методическая разработка

концертмейстера

Дмитриевой Елены Владимировны

Димитровград 2020 год

Содержание :

1.

Некоторые необходимые концертмейстеру навыки.

2.

Транспозиция как один из навыков чтения с листа.

3.

Несколько приёмов для развития навыка транспонирования.

4.

Данная методическая разработка написана в помощь концертмейстерам;

рассказано об одной из сторон их профессионализма.

В своей работе концертмейстер сталкивается с произведениями различной

сложности в соответствии с программой обучения студента. Часто он должен

играть эти произведения практически с листа и аккомпанировать на уроке.

Поэтому у концертмейстера , например , на уроке постановки голоса у

дирижёров-хоровиков , читка с листа присутствует практически с каждым

студентом. В дальнейшем это произведение будет выучено тщательно , тем не

менее, сначала он должен сыграть его с листа. Это умение концертмейстера

нарабатывается с практикой , тем самым повышается его профессиональный

уровень. Случается , что певцу не подходит тональность , и у

концертмейстера возникает необходимость транспонировать это

произведение выше или ниже. Концертмейстер в процессе своего обучения

получил определённые умения , но нужен ещё и определённый навык и опыт.

В процессе работы ему нужно самому много заниматься для приобретения

опыта транспонирования. Соответственно для концертмейстера на уроке

постановки голоса на дирижёрско-хоровом отделении необходимы знания и

умения в чтении с листа , в том числе и умение транспонирования

( транспозиции ). В связи с этим можно вспомнить несколько приёмов для

развития умения транспонировать.

В состав курса чтения с листа входят такие занятия , как занятия по подбору

на слух, транспонирование по нотам , упражнения ; занятия по воспитанию

чувства метра , ритма.

При транспонировании тот или иной нотный рисунок , благодаря

многократному повторению в разных тональностях , запечатлевается в нашем

сознании как определённый музыкальный образ. Во время транспонирования

в разные тональности мы всё более привыкаем к определению и осмыслению

интервальных соотношений данного ряда звуков ( по горизонтали или

вертикали). Эти соотношения сохраняются неизменными при

транспонировании в любую тональность. Точно также мы привыкаем и к

записи ритмических рисунков , не меняющихся от «перенесения» всей

музыки в иную тональную сферу. Поэтому транспонирование вправе войти в

состав курса чтения с листа в качестве одного из его важнейших элементов.

Транспонированием или транспозицией называется перенос всех звуков

какого-либо произведения , отдельной мелодии или определённой

последовательности аккордов на другую высоту – выше или ниже

предшествующей.

Транспонирование может быть осуществлено на установленное количество

тонов : на полтона , на тон и т.д. или определённый интервал : увеличенная

прима , малая или большая секунда и т.д. Нередко при определённости

основной тональности в партитуре или в отрывке из неё перемещение

производят , исходя из этой тональности – в другую.

Обязательным условием всякого транспонирования является то , что музыка

произведения при перемещениях должна излагаться без внесения каких-либо

изменений. Последовательность ритмического и гармонического строения , в

партитуре – количество голосов , особенности их расположения и все прочие

детали при транспонировании сохраняются. Но транспонирование

немыслимо без основательного знания ( т.е. «чувствования» под пальцами )

всех тональностей , поскольку интервалика сохраняется в пределах данного

лада , состоит ли он из одних только натуральных ступеней или включает

также и альтерированные. В овладении тональностями может помочь система

упражнений , основанных на гаммах и последовательностях аккордов

главных ступеней ( кадансовых оборотах ). Так выявляется один из элементов

курса – упражнения , которые включают не только гаммы и кадансы , но и те

фактурные комплексы , которые в педагогическом репертуаре встречаются

чаще всего ( разумеется , играть такие комплексы следует также во всех

тональностях ).Всё это создаёт определённый запас стереотипов , не только

помогающих даже в сложных сочетаниях нот увидеть и услышать знакомые

комплексы , но и готовых – в виде игровых навыков – в любую минуту

придти на помощь во время игры.

Самым простым транспонированием является транспонирование способом

передвижения на интервал увеличенная секунда . В игре на фортепиано во

многих случаях можно осуществлять его очень простым способом –

передвижением на интервал увеличенная секунда или иначе - на

хроматический полутон. Исполнителю необходимо мысленно изменить

только ключевые знаки и по ходу исполнения произведения соответственно

изменять все случайные. Например : произведение написано в до мажоре , а

исполнять его требуется на полтона выше , то делается это следующим

образом – играющий устанавливает , что при транспонировании из до мажора

на увеличенную секунду вверх новая тональность должна быть определена

как до диез мажор. Данная тональность имеет в ключе семь диезов.

Мысленно он ставит эти знаки в ключе в должном порядке и внимательно

закрепив их в своём сознании , играет произведение как написанное с этими

знаками. Встреченные случайные знаки исполняются с учётом их

изменённого выражения – например : фа диез будет исполняться как фа дубль

диез ; ля бемоль повышаем на полтона – получается чистая ля и т.д.

Интервальное соотношение между первоначальной и последующей

тональностями при транспонировании хоровых партитур , как правило , не

бывает очень широкими. Обычно используются перемещение на полтона,

один тон. Транспонирование на малую терцию используется уже значительно

реже , а на большую терцию – только в исключительных случаях.

Перемещение произведения на два тона представляет собой уже

сравнительно далёкий и поэтому заметный уход от оригинальной

тональности. Произведение , транспонированное на такой интервал вверх

или вниз , заметно изменяется при исполнении по силе звучности , по

соотношению тембров голосовых партий , что связано с использованием

повышенных или пониженных регистров голосов.

Но при работе над транспонированием , как одним из важных элементов

курса чтения с листа , полезно перемещение и на большее количество тонов.

Из числа пьес , недавно пройденных по чтению с листа , выбирается

сравнительно несложная и , главное , хорошо знакомая пьеса , чтобы при

транспонировании можно было слухом контролировать свою работу. Это

может быть и короткий ( но обязательно осмысленный ) отрывок из четырёх

или даже двух тактов. Нужно сыграть его сначала в основной тональности , а

потом в трёх-четырёх рядом находящихся тональностях , в тех , которые

кажутся наиболее лёгкими. На другой день повторить этот отрывок в

тональности , вызвавшей накануне затруднения , и играть её ещё в

нескольких тональностях. При работе над транспонированием очень полезно

давать такие задания и на дом.

Но главное условие успеха в работе – её систематичность. Систематичность

должна быть и в занятиях учащихся , и в работе педагога. На уроке

транспонированием можно заниматься в течение 4-5 минут , но заниматься

этим нужно систематически.

В заключении можно сказать , что профессионализм концертмейстера

определяется знанием и умением выполнять все требования , необходимые

для обучения студента , поддерживать творческую и доброжелательную

обстановку на уроке.

В этом ему поможет его богатый исполнительский опыт , а его увлечённость

и работоспособность помогут долго сохранять высокий профессиональный

уровень.

Литература :

1.

Е Мейлих « У истоков музицирования»

2.

Н.В.Шелков «Хрестоматия по чтению хоровых партитур»

3.

Н.В.Варшавская,Е.В.Коростяков «Работа педагога и концертмейстера с

вокалистами», Казань , 2011г.

4.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

«Концертмейстерское искусство», Казань , 2009г.



В раздел образования