Автор: Дмитриева Елена Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ОГБПОУ "Димитровградский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В помощь концертмейстеру"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
« Димитровградский музыкальный колледж »
« В помощь концертмейстеру. »
Методическая разработка
концертмейстера
Дмитриевой Елены Владимировны
Димитровград 2020 год
Содержание :
1.
Некоторые необходимые концертмейстеру навыки.
2.
Транспозиция как один из навыков чтения с листа.
3.
Несколько приёмов для развития навыка транспонирования.
4.
Данная методическая разработка написана в помощь концертмейстерам;
рассказано об одной из сторон их профессионализма.
В своей работе концертмейстер сталкивается с произведениями различной
сложности в соответствии с программой обучения студента. Часто он должен
играть эти произведения практически с листа и аккомпанировать на уроке.
Поэтому у концертмейстера , например , на уроке постановки голоса у
дирижёров-хоровиков , читка с листа присутствует практически с каждым
студентом. В дальнейшем это произведение будет выучено тщательно , тем не
менее, сначала он должен сыграть его с листа. Это умение концертмейстера
нарабатывается с практикой , тем самым повышается его профессиональный
уровень. Случается , что певцу не подходит тональность , и у
концертмейстера возникает необходимость транспонировать это
произведение выше или ниже. Концертмейстер в процессе своего обучения
получил определённые умения , но нужен ещё и определённый навык и опыт.
В процессе работы ему нужно самому много заниматься для приобретения
опыта транспонирования. Соответственно для концертмейстера на уроке
постановки голоса на дирижёрско-хоровом отделении необходимы знания и
умения в чтении с листа , в том числе и умение транспонирования
( транспозиции ). В связи с этим можно вспомнить несколько приёмов для
развития умения транспонировать.
В состав курса чтения с листа входят такие занятия , как занятия по подбору
на слух, транспонирование по нотам , упражнения ; занятия по воспитанию
чувства метра , ритма.
При транспонировании тот или иной нотный рисунок , благодаря
многократному повторению в разных тональностях , запечатлевается в нашем
сознании как определённый музыкальный образ. Во время транспонирования
в разные тональности мы всё более привыкаем к определению и осмыслению
интервальных соотношений данного ряда звуков ( по горизонтали или
вертикали). Эти соотношения сохраняются неизменными при
транспонировании в любую тональность. Точно также мы привыкаем и к
записи ритмических рисунков , не меняющихся от «перенесения» всей
музыки в иную тональную сферу. Поэтому транспонирование вправе войти в
состав курса чтения с листа в качестве одного из его важнейших элементов.
Транспонированием или транспозицией называется перенос всех звуков
какого-либо произведения , отдельной мелодии или определённой
последовательности аккордов на другую высоту – выше или ниже
предшествующей.
Транспонирование может быть осуществлено на установленное количество
тонов : на полтона , на тон и т.д. или определённый интервал : увеличенная
прима , малая или большая секунда и т.д. Нередко при определённости
основной тональности в партитуре или в отрывке из неё перемещение
производят , исходя из этой тональности – в другую.
Обязательным условием всякого транспонирования является то , что музыка
произведения при перемещениях должна излагаться без внесения каких-либо
изменений. Последовательность ритмического и гармонического строения , в
партитуре – количество голосов , особенности их расположения и все прочие
детали при транспонировании сохраняются. Но транспонирование
немыслимо без основательного знания ( т.е. «чувствования» под пальцами )
всех тональностей , поскольку интервалика сохраняется в пределах данного
лада , состоит ли он из одних только натуральных ступеней или включает
также и альтерированные. В овладении тональностями может помочь система
упражнений , основанных на гаммах и последовательностях аккордов
главных ступеней ( кадансовых оборотах ). Так выявляется один из элементов
курса – упражнения , которые включают не только гаммы и кадансы , но и те
фактурные комплексы , которые в педагогическом репертуаре встречаются
чаще всего ( разумеется , играть такие комплексы следует также во всех
тональностях ).Всё это создаёт определённый запас стереотипов , не только
помогающих даже в сложных сочетаниях нот увидеть и услышать знакомые
комплексы , но и готовых – в виде игровых навыков – в любую минуту
придти на помощь во время игры.
Самым простым транспонированием является транспонирование способом
передвижения на интервал увеличенная секунда . В игре на фортепиано во
многих случаях можно осуществлять его очень простым способом –
передвижением на интервал увеличенная секунда или иначе - на
хроматический полутон. Исполнителю необходимо мысленно изменить
только ключевые знаки и по ходу исполнения произведения соответственно
изменять все случайные. Например : произведение написано в до мажоре , а
исполнять его требуется на полтона выше , то делается это следующим
образом – играющий устанавливает , что при транспонировании из до мажора
на увеличенную секунду вверх новая тональность должна быть определена
как до диез мажор. Данная тональность имеет в ключе семь диезов.
Мысленно он ставит эти знаки в ключе в должном порядке и внимательно
закрепив их в своём сознании , играет произведение как написанное с этими
знаками. Встреченные случайные знаки исполняются с учётом их
изменённого выражения – например : фа диез будет исполняться как фа дубль
диез ; ля бемоль повышаем на полтона – получается чистая ля и т.д.
Интервальное соотношение между первоначальной и последующей
тональностями при транспонировании хоровых партитур , как правило , не
бывает очень широкими. Обычно используются перемещение на полтона,
один тон. Транспонирование на малую терцию используется уже значительно
реже , а на большую терцию – только в исключительных случаях.
Перемещение произведения на два тона представляет собой уже
сравнительно далёкий и поэтому заметный уход от оригинальной
тональности. Произведение , транспонированное на такой интервал вверх
или вниз , заметно изменяется при исполнении по силе звучности , по
соотношению тембров голосовых партий , что связано с использованием
повышенных или пониженных регистров голосов.
Но при работе над транспонированием , как одним из важных элементов
курса чтения с листа , полезно перемещение и на большее количество тонов.
Из числа пьес , недавно пройденных по чтению с листа , выбирается
сравнительно несложная и , главное , хорошо знакомая пьеса , чтобы при
транспонировании можно было слухом контролировать свою работу. Это
может быть и короткий ( но обязательно осмысленный ) отрывок из четырёх
или даже двух тактов. Нужно сыграть его сначала в основной тональности , а
потом в трёх-четырёх рядом находящихся тональностях , в тех , которые
кажутся наиболее лёгкими. На другой день повторить этот отрывок в
тональности , вызвавшей накануне затруднения , и играть её ещё в
нескольких тональностях. При работе над транспонированием очень полезно
давать такие задания и на дом.
Но главное условие успеха в работе – её систематичность. Систематичность
должна быть и в занятиях учащихся , и в работе педагога. На уроке
транспонированием можно заниматься в течение 4-5 минут , но заниматься
этим нужно систематически.
В заключении можно сказать , что профессионализм концертмейстера
определяется знанием и умением выполнять все требования , необходимые
для обучения студента , поддерживать творческую и доброжелательную
обстановку на уроке.
В этом ему поможет его богатый исполнительский опыт , а его увлечённость
и работоспособность помогут долго сохранять высокий профессиональный
уровень.
Литература :
1.
Е Мейлих « У истоков музицирования»
2.
Н.В.Шелков «Хрестоматия по чтению хоровых партитур»
3.
Н.В.Варшавская,Е.В.Коростяков «Работа педагога и концертмейстера с
вокалистами», Казань , 2011г.
4.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Концертмейстерское искусство», Казань , 2009г.