Автор: Грехов Максим Алексеевич
Должность: студент
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: п.Ильиногорск
Наименование материала: Реферат
Тема: Оборудование стартового городка на соревнованиях по лыжам
Раздел: среднее профессиональное
Оборудование стартового городка на соревнованиях по лыжам
Работа
по
подготовке
мест
соревнований
состоит
из
двух
этапов:
- прокладка и подготовка трасс лыжных гонок, биатлона, слалома;
- оборудование мест старта и финиша - стартового городка.
Все это требует много усилий и времени.
Площадка стартового городка должна быть шириной не менее 50 м и не короче 300 м.
Ее ширина зависит от количества стартующих на первом этапе эстафеты (примерно 2 м на
каждую команду).
Городок ограждается штакетником или канатами и оформляется флагами, лозунгами,
плакатами и спортивными знаменами.
Рядом со стартом и финишем за ограждением оборудуются места для зрителей, где снег
хорошо утрамбовывается.
На
месте
старта
и
финиша
вывешиваются
двусторонние
транспаранты
с
соответствующими надписями, а коридоры, ведущие к стартовым и финишным воротам,
ограждаются гирляндами флажков или флагами.
Для удобства участников на стартовой площадке устанавливаются переносные вешалки
для
одежды,
а
для
судей
оборудуются
постоянные
или
переносные
будки-домики
с
отоплением и широкими окнами для обзора старта и финиша.
Стартовый городок должен быть радиофицирован.
Места старта и финиша в эстафетном беге и зоны передач эстафеты ограждаются от
зрителей, размечаются и оборудуются в соответствии с правилами соревнований.
На месте постоянного
п р о в е д е н и я
к р у п н ы х
соревнований
необходимо
оборудовать стационарный
стартовый
городок
или
целый лыжный стадион с
трибунами для зрителей и
полностью
оборудованной
лыжной
базой
со
всеми
подсобными
помещениями.
Продумать места старта
и финиша дистанций. Они
должны
быть
значительно
шире,
чем
вся
трасса,
для
удобства
стартующих
и
финиширующих, а также иметь достаточно места для спортсменов, ожидающих старта, и
для болельщиков и тренеров.
Желательно, чтобы места старта и финиша располагались в непосредственной близости
друг от друга, находились недалеко от лыжной
базы лагеря и были удобны даже для зрителей, которые могут быть и без лыж.
Идеальный
вариант
–
наличие
финишного
стадиона
с
трибунами.
Площадка стартового городка должна быть шириной не менее 50 м и не короче 300 м.
Городок ограждается штакетником или канатами и оформляется флагами, лозунгами,
плакатами и спортивными знаменами. Рядом со стартом и финишем за ограждением
оборудуются места для зрителей, где снег хорошо утрамбовывается. На месте старта и
финиша вывешиваются двусторонние транспаранты с соответствующими надписями, а
коридоры, ведущие к стартовым и финишным воротам, ограждаются гирляндами флажков
или флагами.
Для удобства участников на стартовой площадке устанавливаются переносные вешалки
для
одежды,
а
для
судей
оборудуются
постоянные
или
переносные
будки-домики
с
отоплением и широкими окнами для обзора старта и финиша.
Стартовый городок должен быть радиофицирован. Места старта и финиша в эстафетном
беге и зоны передач эстафеты ограждаются от зрителей, размечаются и оборудуются в
соответствии с правилами соревнований. На месте постоянного проведения крупных
соревнований
необходимо
оборудовать
стационарный
стартовый
городок
или
целый
лыжный стадион с трибунами для зрителей и полностью оборудованной лыжной базой.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
СОРЕВНОВАНИЙ В ЭСТАФЕТНЫХ ГОНКАХ
Действия судьи-стартера, подаваемые команды. Нарисовать схему места старта и
финиша для эстафетных гонок.
Организация соревнований в эстафетных гонках такая же, как и при проведении других
соревнований по лыжным гонкам с некоторыми добавлениями.
Старт является общим.
Стартовые номера определяются путем жеребьевки.
Линия
старта
представляет
собой
часть
окружности
с
радиусом
100
метров
(центр
окружности находится в 100 метрах от центральной лыжни).
Спортсмены на старте располагаются минимум в 1,5 метрах друг от друга.
Первые 500 метров трассы не должны иметь узких мест, резких поворотов, крутых
подъемов или спусков.
ДЛЯ ОБЩЕГО СТАРТА В ЭСТАФЕТЕ С КЛАССИЧЕСКИМ СТИЛЕМ:
должны использоваться параллельные лыжни протяженностью 100-150 метров, и каждый
участник не должен покидать свою лыжню.
На следующих 100 метрах количество лыжней уменьшается, затем они сходятся в 1-2
лыжни.
В ЭСТАФЕТЕ СВОБОДНЫМ СТИЛЕМ:
используются параллельные лыжни протяженностью 100-150 метров, и каждый участник
не должен покидать свою лыжню и не использовать коньковый ход. Затем следует участок
трассы минимум 100 метров без лыжни.
Участники первого этапа стартуют от линии старта.
Стартовый номер 1 стартует по центральной лыжне, номер 2 - справа от него, 3- слева от
центральной лыжни и т.д.
Каждой команде разрешается заявить более одной официальной команды.
Первая
команда
от
каждой
организации
размещается
на
стартовой
позиции
впереди
второй команды, так же для третьей команды и т.д.
Неофициальные команды занимают наименее удобные стартовые позиции.
Зона передачи эстафеты представляет собой прямоугольник длиной 30 метров и
достаточной ширины, отчетливо размеченный, огороженный шнуром и расположенный на
ровной или слегка поднимающейся поверхности рядом со стартом и финишем.
Зона передачи находится за финишной линией, минимум в пяти метрах от нее, чтобы
спортсмены не мешали хронометражу.
Передача эстафеты совершается в зоне передачи эстафеты путем касания рукой
финиширующего участника любой части тела стартующего участника.
Если при передаче эстафеты нарушаются правила, то оба участника возвращаются в зону
передачи и выполняют правильное касание рукой, после чего следующий участник может
стартовать.
Работы по выбору и подготовке трасс будущих соревнований можно поручать только
опытным
лыжникам,
имеющим
большой
стаж
и
хорошо
знающим
современные
требования к технике и тактике лыжного спорта. Естественно, что начальник будущей
трассы должен хорошо знать район предстоящих соревнований. Трассы лыжных гонок
должны
отвечать
следующим
требованиям:
при
их
прохождении
спортсмен
должен
продемонстрировать весь арсенал техники, тактики передвижения на лыжах, физическую
подготовку; преодоление трасс должно стать проверкой квалификации лыжников. Трасса
по возможности прокладывается в лесу и должна сочетать подъемы, спуски с равнинными
участками, быть более естественной и немонотонной.
В принципе на дистанции
лыжной гонки подъемы, спуски
и ровные участки должны быть
в равных долях от общей длины
трассы.
При
прокладке
трасс
для женщин, юношей и девушек
особенно
следует
избегать
монотонности открытых ровных
пространств
и
длительных
подъемов. На последних 50 м
трассы не должно быть спусков.
Запрещается прокладывать дистанцию, пересекающую железные дороги и шоссе, а также
дороги с интенсивным движением, через плохо замерзшие реки, озера и болота. Не
рекомендуется включать участки, неудобные для движения, - длинные косогоры, густой
кустарник и большие населенные пункты; трасса должна быть безопасна для участников.
Предварительно намечается несколько вариантов трасс. Дистанции в зависимости от
необходимого
количества
кругов,
загрузки
трассы
участниками,
рельефа
и
характера
местности могут быть самой разнообразной формы.
СХЕМЫ ДИСТАНЦИЙ ЛЫЖНЫХ ГОНОК
Удобнее всего для участников, тренеров и зрителей прокладка дистанции в виде одной
или нескольких петель с приближением к стартовому городку, что создает благоприятные
условия для наблюдения за ходом борьбы для зрителей и работы тренеров, облегчает
обслуживание трассы.
Место финиша должно быть расположено так, чтобы приближающийся к нему участник
был виден не менее чем за 50 м. Если прилегающая к старту местность застроена,
пересекается
дорогами
или
встречаются
другие
затруднения,
дистанцию
можно
проложить
самой
разнообразной
формы - в виде круга, овала, по прямой
с
поворотом и возвращением обратно по
параллельной
лыжне,
один
круг
в
другом и т.п.
Если
стартовая
площадка
достаточно
велика, не следует уводить трассу сразу
в
сторону,
целесообразно
увеличить
отрезки дистанции, проходящие по ней
как со старта, так и на финише.
Более того, можно проложить лыжню с
возвращением на стартовую площадку
1-2 раза по ходу дистанции, что значительно повысит интерес зрителей, которые будут
видеть участников несколько раз и одновременно получать информацию о ходе гонки,
организованной в стартовом городке. Если лыжни при этом неизбежно пересекаются,
необходимо построить деревянные эстакады-мостики, обеспечивающие переход лыжников
с круга на круг на разных уровнях, не мешая друг другу. Мостики засыпают, укатывают и
прокладывают лыжню.
Начальник дистанции на местах возможного ухода участников с трассы намечает
контрольные пункты. Они устанавливаются в местах резкого изменения направления
движения,
на
развилках
лыжней,
возможного
скопления
катающихся
лыжников
и
зрителей, на сложных участках лыжни и т.д. Кроме того, уточняются места для пунктов
медицинской
помощи,
питания
участников
и
связи.
Пункты
устанавливаются
по
возможности
в
закрытом
от
ветра
месте.
На
соревнованиях
небольшого
масштаба
крутизна склонов может измеряться самим начальником дистанции и его помощниками
при помощи угломера, сделанного из большого транспортира. На крупных соревнованиях
(областных, зональных, республиканских и всесоюзных) профиль дистанции снимается
топографами.
Схема и профиль дистанции в день соревнований вывешиваются на большом щите. На
схеме должны быть обозначены все подъемы, спуски и сложные или опасные места,
пункты
питания
и
медицинской
помощи.
Различные
дистанции
наносятся
на
схему
цветными
линиями,
соответствующими
цвету
разметки
данной
трассы.
На
профиле
дистанции показана в масштабе длина всех равнинных участков, подъемов и спусков с
указанием их крутизны в градусах.
Окончательная подготовка трасс начинается за несколько дней до начала соревнований,
чтобы проложенная лыжня плотно слежалась. Лыжня хорошо накатывается - для этого по
ней должно пройти не менее 10-15 лыжников, кроме этого подготавливаются места для
отталкивания палками. Ширина лыжни должна быть 15-18 см, глубина колеи для каждой
лыжни не менее 2 см. Заранее и хорошо подготовленная лыжня сохраняет прочность в
течение всех соревнований и при большом количестве стартующих. Лыжня, проложенная
непосредственно в день соревнований или даже накануне, довольно быстро разбивается.
Дистанция соревнований размечается специальными флажками яркого цвета (красного,
оранжевого, синего) размером не менее 16x20 см. На всесоюзных и республиканских
соревнованиях
цвет
флажков
для
разметки
трасс
должен
соответствовать
правилам
соревнований (по возрасту, полу участников и длине дистанции). На флажке необходимо
напечатать цифру, обозначающую длину данной дистанции.
Разметка на трассе лыжных гонок частично устанавливается заранее, что позволяет
участникам накануне гонок просмотреть дистанцию. Окончательная разметка проводится
рано
утром,
так
как
ночной
снегопад
или
метель
могут
закрыть
предварительную
разметку. Флажки устанавливаются в 1-1,5 м от лыжни с внутренней стороны дистанции,
особенно на поворотах, чтобы не допустить возможное сокращение длины дистанции.
При
необходимости
разметка
устанавливается
и
по
обе
стороны
от
лыжни
в
виде
коридора. Так делают в сложных местах дистанции, где участники могут избрать неверное
направление. С этой целью на поворотах или развилках лыжни может быть развешена
гирлянда флажков или дополнительно установлены ветки, «закрывающие» постороннюю
лыжню. Расстояние между отдельными флажками зависит от изгиба лыжни, рельефа и
видимости в деревьях и кустарнике: важно, чтобы участник, проходя мимо одного флажка,
ясно видел другой. В среднем на километр трассы должно быть поставлено не менее 100
флажков.
По ходу дистанции у участников не должно возникать ни малейшего сомнения в выборе
правильного
направления
движения.
Вдоль
лыжни
через
каждый
километр
устанавливаются указатели километража. Ширина трассы должна быть достаточной для
прокладки двух пар лыжней и прохождения снегоутрамбовывающей машины. На трассе
после утрамбовывания не должен оставаться след от обуви пешехода.
Утром в день соревнований начальник дистанции уводит общей колонной контролеров
на
пункты,
одновременно
с
ними
окончательно
размечает
трассу. Судьи-
контролеры должны
иметь
красные
нарукавные
повязки
и
нагрудные
номера,
соответствующие номеру контрольного пункта. Перед контрольным пунктом должен быть
прямой,
хорошо
просматриваемый
участок
лыжни
(25-30
м),
чтобы
контролер
мог
записать номер проходящего участника.