Напоминание

"Теоретические аспекты организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"


Автор: Задворнова Юлия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №72
Населённый пункт: г. Саратов, Саратовская область
Наименование материала: обобщение и распространение педагогического опыта
Тема: "Теоретические аспекты организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 72»

______________________________________________________________

410039, г. Саратов, ул. Крымский тупик дом 6 тел.: (8452) 92-17-87

ДОКЛАД

«Теоретические аспекты организации

взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и семьи»

Подготовила: воспитатель

Задворнова Ю.И.

Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения

и семьи Семья и ДОО - главные институты социализации ребенка

дошкольного возраста. У педагогов и родителей единые цели и задачи:

сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными,

жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в

школе и смогли реализоваться как личности. Дошкольная образовательная

организация - это первое образовательная организация, с которой вступают в

контакт родители и от педагогов они ждут помощи.

Семья и ДОО – два общественных института, стоящих у истоков

нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,

терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй

и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие

родители интересуются только питанием, считают, что детский сад, это

место, где только присматривают за детьми, пока они на работе. И

воспитатели испытывают трудности в общении с такими родителями. С этой

целью используя различные нетрадиционные формы работы, виден

эффективный, положительный результат.

К подготовительной к школе группе дети завершают дошкольный

возраст. Когда общение воспитателя строится на принципах доверия,

диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании

детей, они осваивают формы позитивного общения с людьми. У них

развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К

концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем

познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем

успешно обучаться. Поступление в школу – переломный момент в жизни

каждого ребёнка. Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям

подготовиться к этому. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников 6

является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его

социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

На современном этапе семейное воспитание признано

первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об

образовании в РФ» 2013 г. В ст. 44 сказано, что родители (законные

представители) несовершеннолетних обучающихся имеют

преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми

другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного

и интеллектуального развития личности ребенка.

Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями,

оказанию им педагогической помощи, поддержки. Во ФГОС ДО

взаимодействие с родителями (законными представителями) является

важным психологопедагогическим условием реализации Программы по

вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания

социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об

оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве,

об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического

процесса, о вовлечении их в образовательный процесс

В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной

образовательной организации и семьи. Согласно словарю русского языка С.И.

Ожегова взаимодействие трактуется как взаимная связь двух явлений,

взаимная поддержка.

Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и

детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно

сопровождались соответствующими действиями другого.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами

переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями

предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и

учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий

воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание

родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений

участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни

детского сада.

В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с

семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей

к участию в работе детского сада.

Это делается с целью:

- изучения семьи, семейной ситуации помогают осуществлять

индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку,

включенному в контекст семейного воспитания.

- для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных

воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и

индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать

и уметь в этом возрасте

Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги,

поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об

этом говорится в нормативных документах.

Можно отметить что, современное образование требует от педагогов

строить работу с семьей таким образом, чтобы родители стали активными

участниками воспитательно-образовательного процесса, т.е. педагоги

воспитывают и обучают вместе с родителями.

Главная цель общения или взаимодействия педагога с родителями - это

совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от

традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию

компетентного родителя и осознанного родительства - составляющих

успешной социализации ребенка.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от

сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических

знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с

родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь

является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное

общение, совместное приобретение опыта.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости

детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут

иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них

время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения

воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность

содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель

нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании .

При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент

должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование

их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного

образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее

обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в

педагогической системе дошкольного образования.

Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление

взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного

партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями

другого.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,

взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий

семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду.

Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов

поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений

участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни

детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от

сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических

знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с

родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь

является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное

общение, совместное приобретение опыта. Современные формы

взаимодействия дошкольного образовательного



В раздел образования