Автор: Задворнова Юлия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №72
Населённый пункт: г. Саратов, Саратовская область
Наименование материала: обобщение и распространение педагогического опыта
Тема: "Теоретические аспекты организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 72»
______________________________________________________________
410039, г. Саратов, ул. Крымский тупик дом 6 тел.: (8452) 92-17-87
ДОКЛАД
«Теоретические аспекты организации
взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи»
Подготовила: воспитатель
Задворнова Ю.И.
Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения
и семьи Семья и ДОО - главные институты социализации ребенка
дошкольного возраста. У педагогов и родителей единые цели и задачи:
сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными,
жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в
школе и смогли реализоваться как личности. Дошкольная образовательная
организация - это первое образовательная организация, с которой вступают в
контакт родители и от педагогов они ждут помощи.
Семья и ДОО – два общественных института, стоящих у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй
и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие
родители интересуются только питанием, считают, что детский сад, это
место, где только присматривают за детьми, пока они на работе. И
воспитатели испытывают трудности в общении с такими родителями. С этой
целью используя различные нетрадиционные формы работы, виден
эффективный, положительный результат.
К подготовительной к школе группе дети завершают дошкольный
возраст. Когда общение воспитателя строится на принципах доверия,
диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании
детей, они осваивают формы позитивного общения с людьми. У них
развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К
концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно обучаться. Поступление в школу – переломный момент в жизни
каждого ребёнка. Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям
подготовиться к этому. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников 6
является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его
социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
На современном этапе семейное воспитание признано
первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об
образовании в РФ» 2013 г. В ст. 44 сказано, что родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми
другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного
и интеллектуального развития личности ребенка.
Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями,
оказанию им педагогической помощи, поддержки. Во ФГОС ДО
взаимодействие с родителями (законными представителями) является
важным психологопедагогическим условием реализации Программы по
вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания
социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об
оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве,
об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического
процесса, о вовлечении их в образовательный процесс
В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной
образовательной организации и семьи. Согласно словарю русского языка С.И.
Ожегова взаимодействие трактуется как взаимная связь двух явлений,
взаимная поддержка.
Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и
детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно
сопровождались соответствующими действиями другого.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами
переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями
предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и
учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий
воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание
родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия - установление партнерских отношений
участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни
детского сада.
В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с
семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей
к участию в работе детского сада.
Это делается с целью:
- изучения семьи, семейной ситуации помогают осуществлять
индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку,
включенному в контекст семейного воспитания.
- для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных
воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать
и уметь в этом возрасте
Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги,
поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об
этом говорится в нормативных документах.
Можно отметить что, современное образование требует от педагогов
строить работу с семьей таким образом, чтобы родители стали активными
участниками воспитательно-образовательного процесса, т.е. педагоги
воспитывают и обучают вместе с родителями.
Главная цель общения или взаимодействия педагога с родителями - это
совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.
Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от
традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию
компетентного родителя и осознанного родительства - составляющих
успешной социализации ребенка.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от
сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических
знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с
родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь
является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное
общение, совместное приобретение опыта.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости
детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут
иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них
время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения
воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность
содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель
нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании .
При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент
должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование
их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного
образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее
обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в
педагогической системе дошкольного образования.
Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление
взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного
партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями
другого.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,
взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий
семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду.
Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов
поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия - установление партнерских отношений
участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни
детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от
сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических
знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с
родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь
является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное
общение, совместное приобретение опыта. Современные формы
взаимодействия дошкольного образовательного