Авторы: Герб Ирина Валентиновна, Садовникова Любовь Анатольевна
Должность: учитель литературы, учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №24"
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок биологии и литературы в 5 классе "Палитра природы глазами ученого и поэта"
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок биологии и литературы в 5 классе
Тема : Палитра природы глазами ученого и поэта
Задачи урока:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение пластидов в
клетках растений, закрепление знаний о стилях речи.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с микроскопом; распознавать основные части клетки на
микропрепарате и таблице; закрепить формирование умений определять стили речи, находить в литературных текстах
сравнения, метафоры и эпитеты.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в паре .
Методы и методические приѐмы
Методы,
способствующие
первичному
усвоению
учебного
материала:
информационно-развивающие,
поисковые.
Методы,
способствующие
закреплению
и
совершенствованию
приобретѐнных
знаний
(упражнения,
практическая
работа, решение проблемных задач).
Тип урока: изучение нового материала, лабораторная работа.
Оборудование: ПК, проектор, микроскопы , оборудование для лабораторной работы, растение элодея, тексты
литературных произведений, текст «Хромопласты», видеофрагмент «Лейкопласты», презентация.
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Развиваемые УУД
1.Организац
ионный
момент
Биолог:
Всё готово? Всё в порядке: книжки,
ручки и тетрадки? Дневники,
карандаши? Чтоб учиться от души!
Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Во-первых, к нам пришли гости, чтобы
посмотреть, как вы умеете учиться, во-
вторых, урок проводит не один учитель,
а два – учитель биологии и учитель
Учащиеся
настраиваются на работу
на уроке. Подписывают
рабочие листы.
Сформировать
умение слушать и
понимать речь
других людей.
литературы.
Литератор: И это не случайно – сегодня
мы будем говорить о биологических
явлениях по-разному, используя
различные стили речи. Биологические
явления попробуем описать строками
различных литературных произведений.
Биолог: У вас на столах лежат рабочие
листы, которые вы будете заполнять в
течение урока, а затем сдадите на
проверку. Напишите на листах свою
фамилию и имя.
2.
Актуализаци
я
Выяснить степень усвоения заданного на дом
материала; определить типичные недостатки в
знаниях и их причины;
Биолог: На предыдущих уроках мы с вами
начали знакомство со строением клетки и её
органоидами.
Кто желает показать все части клетки,
которые мы уже изучили?
Сегодня мы продолжим изучение органоидов,
которые есть в клетках растений. Эти
органоиды разные, но имеют общее название.
Отвечают у доски,
показывают части клетки
и называют их функции
Воспроизведение
изученного материала,
умение выступать перед
классом.
3.
Формулиров
ание темы
урока
Литератор: А мы послушаем отрывки
из художественных произведений, вспомним
стили речи, известные вам. Для чего нам это
нужно, ответим позже. Итак, каков же объект,
который мы будем изучать на нашем уроке?
Ответить на этот вопрос нам поможет знание
Отвечают на вопросы,
разгадывают кроссворд.
Общеучебные:
Поиск и
выделение информации.
литературных произведений. Правильно
разгадав кроссворд, мы сможем узнать
название пока ещё не известных вам
органоидов клетки. (Приложение 1)
Биолог: просит ученика прочитать
выделенное слово
У нас получилось слово: ПЛАСТИДЫ.
Это органоиды, которые мы сегодня начнем
изучать.
Литератор: Благодаря наличию
пластидов в растительных клетках, растения
имеют разную окраску. Сегодня мы с вами
рассмотрим палитру, т.е. краски природы
глазами ученого и поэта.
Слово «палитра» используется, когда
хотят сказать об определенном наборе цветов
и красок.
И тема нашего урока звучит так:
«Палитра природы глазами ученого и поэта»
4.
Мотивация
Литератор: Сегодня мы будем говорить о
биологических явлениях по-разному,
используя различные стили речи.
На уроке мы должны решить следующие
задачи:
1.
Узнать что такое пластиды и их виды
2. повторить сведения об основных
стилях речи русского языка;
3. более подробно познакомиться с
признаками художественного и
научного стилей;
Настраиваются на
работу и выполнение
заданий.
Смыслообразование
Развитие познавательных
интересов, учебных
мотивов
5. Изучение
нового
материала.
Литератор: Я предлагаю вам вспомнить
стили речи, изученные на уроках русского
языка в 5 классе. (дети отвечают)
Стили речи:
- научный;
- художественный;
- разговорный
Научный стиль: мы сообщаем научные
сведения, объясняем факты. Научный стиль
речи отличается логическим,
последовательным изложением, точным
выражением, сохранением информации.
Если писатель красочно изображает
какое-то событие, явление природы, чувства
человека и т.д., он пользуется
художественным стилем
Художественный стиль:
1.
применяется в художественной
литературе.
2.
воздействует на воображение и
чувства читателя,
3.
передаёт мысли и чувства автора,
4.
использует всё богатство лексики,
возможности разных стилей,
5.
характеризуется образностью,
эмоциональностью речи.
Разговорный стиль речи:
1. используется в устной речи, в
диалоге;
2. употребляется разговорная и
просторечная лексика;
Вспоминают известные
им стили речи
Познавательные:
подведение под понятие,
выведение следствий;
постановка вопросов
(инициативное
сотрудничество в поиске
и сборе информации)
Формирование умения
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление причинно-
следственных связей.
Общеучебные
Поиск и выделение
информации,
Структурирование знаний
Построение речевого
высказывания (в устной и
письменной форме)
Смысловое чтение,
владение ряда общих
приёмов решения задач
Коммуникативные
учебное сотрудничество с
3. большую роль играют мимика, жесты,
окружающая обстановка.
Послушайте стихотворение Надежды
Дипон «Зелёная листва» в исполнении
ученицы нашего класса:
Весенняя пора с собой несёт цветенье,
Природа просыпается от сна,
Прекрасные картины с умиленьем,
С любовью в сердце, наблюдаю я ….
Листва, что распустилась на днях ,
Весенних красок свежесть отражает ,
Купаясь в тёплых , солнечных лучах ,
Как будто изумрудами сверкает …
Литератор: Какой стиль речи
использовал автор в этом стихотворении?
Запишите ответ в рабочих листах.
(художественный)
1. Кто хочет ответить?
2. Как вы это определили?
3. Назовите словосочетание, с помощью
которого автор описывает краски летней
природы. (сравнение: Листва как будто
изумрудами сверкает).
Вывод: Приметой художественного стиля,
безусловно, являются образные средства:
сравнения, метафоры и эпитеты.
Биолог: Изумрудная листва…
Красивый, зеленый цвет. Почему же листья
растений зеленые? Что придает им такую
окраску? Давайте разберемся.
Рассмотрим клетки листа водного
растения элодеи.
Слушают стихотворение,
проводят его анализ,
отвечают на вопросы
учителя.
Самостоятельно
рассматривают
учителем и сверстниками,
умение работать в паре
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Личностные
Формирование чувства
прекрасного и
эстетических чувств
Найдите плазматическую мембрану,
цитоплазму. Что ещё мы видим в этих
клетках? Мелкие зеленые точки. Это
органоиды клетки, которые называются
ХЛОРОПЛАСТЫ. Запишите название этих
органоидов в таблицу под №1. Давайте
заполним 2 и 3 колонки таблицы. Какой цвет
придают хлоропласты органам растений? В
каких органах растений они чаще всего
присутствуют?
микропрепарат,
заполняют таблицу,
делают вывод.
Физкультминутка
Литератор: Послушаем отрывок из
стихотворения русского писателя и поэта,
лауреата Нобелевской премии по литературе
Ивана Алексеевича Бунина в исполнении
ученицы нашего класса.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Слушают стихотворение,
проводят его анализ,
отвечают на вопросы
учителя.
Литератор: Какой стиль речи
использовал автор в этом стихотворении?
Запишите ответ в рабочих листах.
(художественный).
1. Кто хочет ответить?
2. Как вы это определили?
3. Назовите слова и словосочетания,
которыми автор описывает палитру осенней
природы, и их немало.
Вывод: в стихотворении много
изобразительно - выразительных средств,
которыми автор описывает палитру осенней
природы:
сравнения: (лес, точно терем расписной);
эпитеты: (лес лиловый, золотой, багряный,
пестрый терем); метафоры:
(пестрою стеной, желтою резьбой,)
елочки темнеют, синеют просветы
Биолог: Почему листья зеленые, мы
узнали. А почему осенние листья оранжевые?
Цветки мака красные? Плоды яблони желтые?
За этот цвет отвечают другие пластиды
растительной клетки. Какие же? Вы узнаете
это, поработав с текстом, который лежит у вас
на столах. Прочитайте его и занесите данные
в таблицу. (Приложение 2)
Литератор: 1. К какому стилю речи
относится данный вам текст? Запишите ответ
в рабочих листах. (научный)
1. Кто хочет ответить?
2. Как вы это определили?
Работают в парах с
текстом, заполняют
таблицу
Анализируют текст с
литературной точки
зрения,, выделяют
3. Что характерно для научного стиля?
(сообщает научные сведения, объясняет
факты, приметой научного стиля, безусловно,
являются употребление специальных
терминов.)
4. Назовите термины, имеющиеся в данном
тексте:
хромопласты, органоиды, растительные
клетки, различной формы: шарообразными,
веретеновидными, серповидными и пр.,
пигменты (красящие вещества), плоды,
цветки, корнеплоды, насекомых –
опылителей, семена.
А теперь давайте послушаем отрывок из
романа А. Фадеева «Разгром» в исполнении
вашей одноклассницы. (Приложение 3)
1.
Элементы какого стиля
использованы в данном отрывке в речи
персонажей? Запишите ответ в рабочие листы.
(разговорного)
2.
Кто хочет ответить?
3.
Как вы это определили?
(в диалоге используется
а) просторечная лексика: напужался, гибель,
б) разговорная: грязную ручонку, глазёнки,
худенький черноголовый мальчишка,
штанишках, это здорово, картошку,
кнутовищем, уселся, парнишка, картофелину,
сунул в рот, повертел на языке.
в) большую роль играют мимика: вытаращив
испуганные глазёнки,
г) жесты: держась одной рукой за кнут, а
основные научные
термины
Слушают отрывок,
отвечают на вопросы
учителя
другую, приподняв, точно защищаясь,
выпростал из рукава, повёл руками вокруг,
д) окружающая обстановка: у костра,
Биолог: Листья зеленые, розы красные,
а клубни картофеля – не раскрашены в яркие
цвета. Они внутри белые. Значит ли это, что в
клетках картофеля нет никаких пластидов?
Мы узнаем это, посмотрев небольшой
видеосюжет. Будьте внимательны, т.к. вам
необходимо заполнить последнюю строку
нашей таблицы.
Смотрят видеосюжет,
заполняют таблицу
6. Первичное
закрепление
Установить, усвоили или нет учащиеся связь
между фактами, содержание новых понятий,
закономерностей, устранить обнаруженные
пробелы
Литератор: Предлагаю послушать ещё одно
замечательное стихотворение «ТЮЛЬПАНЫ»
Ах, эти первые тюльпаны!
Как я люблю их нежный цвет!
Туманно-розовый, обманный,
Как ранний, призрачный рассвет…
Природы искренний подарок,
Гонцы проснувшейся весны,
Их первый вздох лучист и ярок,
Прелестны, юны и стройны…
1.Какой стиль речи использовал автор в этом
стихотворении?
2. Кто хочет ответить? (художественный
стиль)
3. Назовите слова и словосочетание,
Слушают стихотворение,
анализируют его
оценка выделение и
осознание учащимися
того, что уже усвоено и
что ещѐ подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения
которыми автор описывает цветок (нежный
цвет, туманно-розовый)
Биолог: Мы не случайно сейчас вспомнили о
красивом цветке – тюльпане. Именно он
поможет нам проверить – хорошо ли вы
усвоили тему нашего урока. Переверните
ваши рабочие листы – вы видите рисунок
тюльпана, а рядом написаны названия тех
пластидов, с которыми мы сегодня
познакомились. Проведите стрелки от
названия пластидов к тем органам тюльпана,
где они могу находиться.
Выполняют задание в
рабочих листах.
Соотносят название
пластидов с частями
растения.
6. Рефлексия
учебной
деятельност
и
Литератор:
Ребята, я предлагаю вам вспомнить,
чему вы сегодня учились на уроке?
1. узнали, что такое пластиды, какую
роль играют они в …
2. вспомнили 3 основных стиля речи:
научный, разговорный, стиль художественной
литературы, закрепляли умения определять
стили речи предложенных текстов: учебных,
стихотворных и прозаических.
Биолог: А теперь мы предлагаем вам
оценить свою работу на уроке, раскрасив
листок в один из цветов:
ЗЕЛЕНЫЙ – Я всё очень хорошо понял,
мне было интересно
ЖЕЛТЫЙ – На уроке я немного
затруднялся, не всё понятно
КРАСНЫЙ – На уроке было трудно,
ничего не понял
Заканчивают фразы,
начатые учителем
Раскрашивают листочек
в выбранный цвет.
Логические: построение
цепи рассуждений,
обобщение, анализ,
синтез.
Формирование умения в
диалоге с учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные критерии
оценки.
7. Домашнее
задание
По биологии:
Найдите в литературе или сети Интернет
ответ на вопрос: «Почему осенью листья из
зеленых становятся желтыми и красными?»
По литературе:
1. Повторите основные признаки
научного, разговорного, художественного
стилей; назовите отличия научного,
художественного и разговорного стилей речи.
На выбор:
Индивидуальное задание: Подберите
стихотворение об осени и выучите наизусть.
Творческое задание: Опишите памятный
осенний день (в прозе или стихах).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КРОССВОРД
1. Фамилия автора «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (А.С. Пушкин.)
2. Имя жениха главной героини поэмы А.С. Пушкина Людмилы (Руслан)
3. Стихотворное литературное произведение нравоучительного характера, в котором содержится краткое
нравоучительное заключение — так называемая мораль. ( Ба́
сня)
4. Как звали героиню сказки «Царевна – лягушка» (Василиса)
5. Исторический литературный жанр, представляющий собой запись исторических событий по годам
(Летопись)
6. Героиня басни Крылова, мораль которой заключена в словах: « Невежда также в ослепленье бранит
науки и ученье и все ученые труды, не ведая, что он вкушает их плоды».
7. Дерево, растущее у Лукоморья (дуб)
8. Древнерусские эпические песни-сказания, воспевающие подвиги богатырей, отражавшие
исторические события 11 – 16 веков. ( Былины)
Пушкин
РусЛан
бАсня
ваСилиса
леТопись
свИнья
Дуб
бЫлины
Приложение 2.
Хромопласты (от греческого «хромо» - цвет) – окрашенные органоиды растительных клеток.
Хромопласты бывают различной формы - шарообразными, веретеновидными, серповидными и
неправильно многоугольными.
Внутри хромопластов содержатся различные пигменты (красящие вещества), которые окрашивают эти
органоиды в желтые, красные и оранжевые цвета.
Хромопласты придают желтую, оранжевую или красную окраску таким частям высших растений, как
плоды, цветки, осенние листья, корнеплоды. Благодаря такой окраске растения могут привлекать
насекомых – опылителей и распространителей семян и плодов.
Приложение 3.
отрывок из романа А. Фадеева «Разгром»
У костра, вытаращив испуганные глазёнки, держась одной рукой за кнут, а другую, приподняв, точно
защищаясь, стоял худенький черноголовый мальчишка. Он был в лаптях, в изорванных штанишках, в
длинном, не по росту, пиджаке.
- А я так напужался,— сознался парнишка.— Кони тут у меня. А я картошку пеку.
- Картошку? Это здорово! — Метелица уселся рядом, не выпуская из рук уздечки.— Где же ты берёшь
её, картошку?
— «Где берёшь»... Да тут её гибель! — И парнишка повёл руками вокруг.
Парнишка выпростал из рукава худую, грязную ручонку и кнутовищем стал раскапывать золу, откуда
заманчиво и ловко покатились чёрные картофелины.
Парнишка разломил картофелину, подул на неё, сунул в рот половинку вместе с кожурой, повертел на
языке и с аппетитом стал жевать.