Напоминание

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.»


Автор: Заирбекова Тамила Казимирзаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ"Новоаганский ДСКВ"Снежинка"
Населённый пункт: пгтНовоаганск
Наименование материала: Инновационный проект "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"
Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект:

«Развитие музыкальных способностей детей

дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских

музыкальных инструментах.»

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами

рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге "Теория и методика

музыкального воспитания в детском саду" говорит о том, что в дошкольном

воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение.

Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным

сочетанием отдельных способностей.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в

процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах -

осуществляется, как игровая деятельность, направленная на

развитие музыкального творчества.

Интеграционный подход позволяет развивать в музыкальную, речевую,

познавательную активность, творческие способности, навыки общения,

эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского

исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и

игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их

музыкальные способности, способствует формированию музыкально-

творческих способностей и давно признана плодотворной, а её применение

как вида деятельности в современном дошкольном образовании доказывает

её эффективность, целесообразность и жизненность.

Актуальность:

Одним из современных инновационных методов обучения является

проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в

творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей,

сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что обучаясь игре на музыкальных

инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают

красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное

качество слуха, ритма и движения.

Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать

чувства, внутренний духовный мир.

Музыка – одна из самых ярких и сильных впечатлений. Любая форма

общения с музыкой вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание

сопереживать, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Войти в этот прекрасный мир музыки поможет ребёнку с наибольшим

эффектом музицирование.

Музицирование на первом этапе является таким видом деятельности,

который не требует от детей специальной подготовки и определения

навыков.

Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребенка

к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и

воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое

направлено на развитие способностей детей чувствовать, понимать

прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование

эмоционального отношения к музыке.

Музыка является важным средством творческого, умственного и

физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы,

обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной

умственной деятельности.

Автор программы «Ладушки» И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова

подчеркивают, что у дошкольников при обучении «достаточно легко

формируется деятельность подбора мелодий по слуху при игре на детских

музыкальных инструментах»

В процессе игры на элементарных музыкальных инструментах

совершенствуются эстетические чувства и, можно сказать, все эстетическое

восприятие дошкольника.

Этот вид музыкальной деятельности воспитанников способствует

становлению и развитию волевых качеств: настойчивости, усидчивости,

целеустремленности, выдержки.

Игра на детских музыкальных инструментах помогает

совершенствованию психических процессов – восприятия, памяти, внимания,

образного и словесно – логического мышления.

У дошкольников развиваются музыкально-сенсорные способности,

гармонический, тембровый, регистровый слух, умение вслушиваться в

многоплановую и многоголосную фактуру пьесы, чувство ритма.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из самых сложных, и

вместе с тем и интересных видов деятельности.

Теоретическая основа:

Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах

стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с

инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя

обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми.

Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические

приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально -

дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т.д.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

пользуюсь стихами и попевки из «Наш весёлый оркестр» И.Каплунова.

Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление

движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Систематический применяю на музыкальных занятиях различные

игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям,

расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую

активность.

Начинающие азы игре на детских музыкальных инструментах дети

начинают учить в младшей группе нашего сада. Уже в младшей группе дети

начинают учиться играть на погремушке, отбивая не сложные ритмические

рисунки.

В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в

ансамбле.

В подготовительной школе группе требования к игре детей на детских

музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в

оркестре.

Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей

динамики, темпа.

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной

работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к

более уверенному исполнению. Занятия помогают выявлять интересы и

склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли,

развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей

вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с

удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в

оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.

Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство,

оно представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику.

Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое,

раннее не известное им в мире музыки.

Вывод: таким образом можно сказать, что игра на детских музыкальных

инструментах развивает следующие музыкальные способности: музыкально-

ритмический, звуковысотный, ладовый, гармонический и полифонический,

тембровый и динамический слух, чувство музыкального темпа.

Цель:

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного

возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

Обучающие:

1 Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них;

2 Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;

3 Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на

музыкальных инструментах;

Развивающие:

1 Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как

выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

2 Развивать память и умение сконцентрировать внимание;

3 Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

1 Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2 Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3 Воспитание творческой инициативы.

Тип проекта: творческий, долгосрочный

Сроки: 2017г – 2020г

Руководитель проекта: Музыкальный руководитель – Заирбекова Тамила

Казимирзаевна

Участники проекта: Дети старшего возраста, музыкальный руководитель,

воспитатели, родители.

Основа проекта: Становление творческой личности ребенка через развитие

его музыкальных способностей посредством обучения его игре на детских

музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.

Ожидаемый результат: В результате развивающих занятий у дошкольников

должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному

музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и

потребность в этой деятельности.

Продукт проектной деятельности: Занятие - концерт «Веселые

музыканты», конкурс рисунков «Мы рисуем музыку», презентация «Наш

оркестр», итоговое занятие: «Музыкальная шкатулка».

Материальные ресурсы:

Материально-технический ресурс

Музыкальный зал;

Технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийный

проектор, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.

Детские музыкальные инструменты, фонотека, портреты

композиторов, картотека музыкальных инструментов, картотека

загадок и стихов о музыкальных инструментах, коллекция

музыкальных инструментов в миниатюре,

Родительский ресурс

Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

Консультации;

Индивидуальные беседы;

Рекомендации по каждому конкретному ребенку;

Семейные выставки

Информационный

Ресурс - использование ИКТ;

Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);

Изучение методической литературы;

Участие в конкурсах различного уровня.

Этапы:

1этап - подготовительный

Работа с методической литературой: - сентябрь 2017-октябрь 2017г.

Подбор музыкального репертуара;

Разработка перспективно-тематического плана;

Разработка конспектов занятий;

Диагностика музыкально –творческих способностей детей старшего

возраста;

Подбор иллюстраций, создание картотеки музыкальных инструментов;

Приобретение новых музыкальных инструментов;

2 этап - основной

Цикл развивающих занятий по обучению игре на детских музыкальных

инструментах- октябрь 2017-май 2020

Индивидуальные занятия, помогающие одаренным детям показать свои

способности, проявить знания и умения в игре детских на музыкальных

инструментах;

Выступление на детских утренниках;

Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми

самодельных шумовых музыкальных инструментов.

Оформление стендовой информации для родителей;

Организация музыкальных уголков в группах;

Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков;

Кружок для воспитателей (на котором воспитатели взрослые учатся

играть на музыкальных инструментах, для дальнейшей помощи

детям).

3 этап – заключительный

Доминантное музыкальное занятие «Путешествие по стране

музыкальных инструментов» - Февраль 2019;

Занятие концерт «Веселые музыканты» май 2019;

Конкурс рисунков «Мы рисует музыку» - ноябрь 2019;

Участие в фестивале – «Лети планета детства» май 2019

Оформление фотовыставки январь 2020;

Презентация «Наш весёлый оркестр» - май 2020.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в

процессе музыкальных игр. - М., 1958.

2. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика

музыкального воспитания в детском саду. – М., 1989.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

4. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1985

5. Каплунова И. «Наш весёлый оркестр» 2013.



В раздел образования