Автор: Заирбекова Тамила Казимирзаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ"Новоаганский ДСКВ"Снежинка"
Населённый пункт: пгтНовоаганск
Наименование материала: Инновационный проект "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"
Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.»
Раздел: дошкольное образование
Проект:
«Развитие музыкальных способностей детей
дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских
музыкальных инструментах.»
Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами
рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге "Теория и методика
музыкального воспитания в детском саду" говорит о том, что в дошкольном
воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение.
Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным
сочетанием отдельных способностей.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в
процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах -
осуществляется, как игровая деятельность, направленная на
развитие музыкального творчества.
Интеграционный подход позволяет развивать в музыкальную, речевую,
познавательную активность, творческие способности, навыки общения,
эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского
исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и
игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их
музыкальные способности, способствует формированию музыкально-
творческих способностей и давно признана плодотворной, а её применение
как вида деятельности в современном дошкольном образовании доказывает
её эффективность, целесообразность и жизненность.
Актуальность:
Одним из современных инновационных методов обучения является
проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в
творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей,
сделать процесс обучения личностно значимым.
Актуальность проекта состоит в том, что обучаясь игре на музыкальных
инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают
красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное
качество слуха, ритма и движения.
Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать
чувства, внутренний духовный мир.
Музыка – одна из самых ярких и сильных впечатлений. Любая форма
общения с музыкой вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание
сопереживать, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Войти в этот прекрасный мир музыки поможет ребёнку с наибольшим
эффектом музицирование.
Музицирование на первом этапе является таким видом деятельности,
который не требует от детей специальной подготовки и определения
навыков.
Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребенка
к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и
воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое
направлено на развитие способностей детей чувствовать, понимать
прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование
эмоционального отношения к музыке.
Музыка является важным средством творческого, умственного и
физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы,
обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной
умственной деятельности.
Автор программы «Ладушки» И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова
подчеркивают, что у дошкольников при обучении «достаточно легко
формируется деятельность подбора мелодий по слуху при игре на детских
музыкальных инструментах»
В процессе игры на элементарных музыкальных инструментах
совершенствуются эстетические чувства и, можно сказать, все эстетическое
восприятие дошкольника.
Этот вид музыкальной деятельности воспитанников способствует
становлению и развитию волевых качеств: настойчивости, усидчивости,
целеустремленности, выдержки.
Игра на детских музыкальных инструментах помогает
совершенствованию психических процессов – восприятия, памяти, внимания,
образного и словесно – логического мышления.
У дошкольников развиваются музыкально-сенсорные способности,
гармонический, тембровый, регистровый слух, умение вслушиваться в
многоплановую и многоголосную фактуру пьесы, чувство ритма.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из самых сложных, и
вместе с тем и интересных видов деятельности.
Теоретическая основа:
Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с
инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя
обучению 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми.
Вместе с воспитателями стараемся применять разнообразные методические
приемы: показ иллюстрации, игрушек, использование музыкально -
дидактических игр, музыкальных лесенок, слушание музыки и т.д.
В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
пользуюсь стихами и попевки из «Наш весёлый оркестр» И.Каплунова.
Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление
движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.
Систематический применяю на музыкальных занятиях различные
игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям,
расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую
активность.
Начинающие азы игре на детских музыкальных инструментах дети
начинают учить в младшей группе нашего сада. Уже в младшей группе дети
начинают учиться играть на погремушке, отбивая не сложные ритмические
рисунки.
В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в
ансамбле.
В подготовительной школе группе требования к игре детей на детских
музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в
оркестре.
Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей
динамики, темпа.
Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной
работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к
более уверенному исполнению. Занятия помогают выявлять интересы и
склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли,
развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей
вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с
удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в
оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.
Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство,
оно представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику.
Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое,
раннее не известное им в мире музыки.
Вывод: таким образом можно сказать, что игра на детских музыкальных
инструментах развивает следующие музыкальные способности: музыкально-
ритмический, звуковысотный, ладовый, гармонический и полифонический,
тембровый и динамический слух, чувство музыкального темпа.
Цель:
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
Обучающие:
1 Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них;
2 Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
3 Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на
музыкальных инструментах;
Развивающие:
1 Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2 Развивать память и умение сконцентрировать внимание;
3 Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
1 Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
2 Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
3 Воспитание творческой инициативы.
Тип проекта: творческий, долгосрочный
Сроки: 2017г – 2020г
Руководитель проекта: Музыкальный руководитель – Заирбекова Тамила
Казимирзаевна
Участники проекта: Дети старшего возраста, музыкальный руководитель,
воспитатели, родители.
Основа проекта: Становление творческой личности ребенка через развитие
его музыкальных способностей посредством обучения его игре на детских
музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.
Ожидаемый результат: В результате развивающих занятий у дошкольников
должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному
музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и
потребность в этой деятельности.
Продукт проектной деятельности: Занятие - концерт «Веселые
музыканты», конкурс рисунков «Мы рисуем музыку», презентация «Наш
оркестр», итоговое занятие: «Музыкальная шкатулка».
Материальные ресурсы:
Материально-технический ресурс
Музыкальный зал;
Технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийный
проектор, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.
Детские музыкальные инструменты, фонотека, портреты
композиторов, картотека музыкальных инструментов, картотека
загадок и стихов о музыкальных инструментах, коллекция
музыкальных инструментов в миниатюре,
Родительский ресурс
Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
Консультации;
Индивидуальные беседы;
Рекомендации по каждому конкретному ребенку;
Семейные выставки
Информационный
Ресурс - использование ИКТ;
Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);
Изучение методической литературы;
Участие в конкурсах различного уровня.
Этапы:
1этап - подготовительный
Работа с методической литературой: - сентябрь 2017-октябрь 2017г.
Подбор музыкального репертуара;
Разработка перспективно-тематического плана;
Разработка конспектов занятий;
Диагностика музыкально –творческих способностей детей старшего
возраста;
Подбор иллюстраций, создание картотеки музыкальных инструментов;
Приобретение новых музыкальных инструментов;
2 этап - основной
Цикл развивающих занятий по обучению игре на детских музыкальных
инструментах- октябрь 2017-май 2020
Индивидуальные занятия, помогающие одаренным детям показать свои
способности, проявить знания и умения в игре детских на музыкальных
инструментах;
Выступление на детских утренниках;
Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми
самодельных шумовых музыкальных инструментов.
Оформление стендовой информации для родителей;
Организация музыкальных уголков в группах;
Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков;
Кружок для воспитателей (на котором воспитатели взрослые учатся
играть на музыкальных инструментах, для дальнейшей помощи
детям).
3 этап – заключительный
Доминантное музыкальное занятие «Путешествие по стране
музыкальных инструментов» - Февраль 2019;
Занятие концерт «Веселые музыканты» май 2019;
Конкурс рисунков «Мы рисует музыку» - ноябрь 2019;
Участие в фестивале – «Лети планета детства» май 2019
Оформление фотовыставки январь 2020;
Презентация «Наш весёлый оркестр» - май 2020.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в
процессе музыкальных игр. - М., 1958.
2. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика
музыкального воспитания в детском саду. – М., 1989.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
4. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1985
5. Каплунова И. «Наш весёлый оркестр» 2013.