Напоминание

Особенности профориентации обучающихся городских и сельских образовательных учреждений


Автор: Инна Николаевна Щербакова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: учитель биологии
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: Реферат
Тема: Особенности профориентации обучающихся городских и сельских образовательных учреждений
Раздел: среднее образование





Назад




РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Особенности профориентации обучающихся городских и

сельских образовательных учреждений

Выполнил: учитель биологии

Щербакова И.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Профессия

в

сознании

человека

связана

с

судьбой,

с

жизненным

предназначением. Смысл профессионального определения в том, чтобы помочь

школьникам и их родителям правильно сориентироваться в мире современных

профессий и не ошибиться в выборе будущего.

Одним из самых серьезных выборов в жизни школьника является выбор

профессии.

Этим

выбором

он

определяет

свою

дальнейшую

жизнь,

круг

общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Наибольших результатов в жизни и в

профессиональной деятельности человек добивается тогда, когда делает то, что

ему

нравится,

то

к

чему

имеет

способности.

Помощь

в

решении

данной

проблемы

оказывает

профе ссиональная

ориентация

ш кол ь н и ка.

Профессиональная

ориентация

это

система

научно

обоснованных

мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с

учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке

труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и

трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1.профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников

учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-

экономическими

и

психофизиологическими

особенностями

различных

профессий,

потребностями

в

квалифицированных

кадрах,

требованиями,

предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-

квалификационного

роста

и

самосовершенствования

в

процессе

трудовой

деятельности.

Профессиональное

просвещение

формирует

у

молодежи

мотивированные

профессиональные

намерения,

в

основе

которых

лежит

осознание

ими

социально-экономических

потребностей

и

своих

психофизиологических возможностей.

2.профессиональное

консультирование —

оказание

помощи

учащимся

в

профессиональном

самоопределении

и

предоставление

рекомендаций

учащимся

о

возможных

направлениях

профессиональной

деятельности,

наиболее

соответствующих

его

психологическим,

психофизиологическим,

физиологическим

особенностям,

на

основе

результатов

психологической,

психофизиологической и медицинской диагностики;

3.психологическую

поддержку —

методы,

способствующие

снижению

Профориентация

школьников

является

одним

из

важнейших

факторов

правильного выбора будущей профессии. Целью профориентационной работы

является

выработка

у

школьников

сознательного

отношения

к

труду,

профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями,

способностями и учётом рынка труда.

3

Профессиональная ориентация школьников позволяет правильно выбрать

будущую профессию, легко учиться в ВУЗе и построить успешную карьеру в

будущем. Кроме того, она

позволяет детям с раннего возраста развивать

врожденные способности, выбирая интересные ему секции и учебные курсы.

Актуальность изучения данной темы состоит в том, что выбор профессии

всегда связан с профессиональными интересами, мировоззрением и идеалами.

В

процессе

самоопределения

учащиеся

испытывают

трудности,

которые

связаны с субъективными и объективными факторами, оказывающими влияние

на

самоопределение,

многие

из

которых

стали

особенностью

современной

жизни. Остро встают перед школьниками вопросы о своем предназначении, о

своих

способностях

в

профессиональной

сфере.

На

современном

этапе

развития

общества

условия

жизни,

социальные

изменения,

следующие

за

реформами

экономики

и

образования,

оказывают

влияния

на

ценности

и

ориентиры

для

жизненного

пути

молодежи,

предъявляют

к

ним

жесткие

требования к выработке и самостоятельному определению своего жизненного

пути, принятие решения о выборе профессии. Эти умения формируются на

этапе

завершения

обучения

в

школе.

Прохождение

через

Единый

государственный

экзамен

мобилизирует

детей,

обучает

рациональному

распределению сил, максимально развивает способности и волевые качества.

Жизненное

самоопределение

ведущая

проблема

в

жизни

молодых

людей, так как от этого зависит дальнейшее содержание жизни и жизненный

успех каждого. Проблемы: кем быть, в чем смысл жизни, в чем ценности жизни,

предназначение – волнуют учащихся старших классов, особенно выпускников.

Жизненное

самоопределение

сельских

школьников

го р а зд о

проблематичнее городских, что связано со сменой места жительства на период

получения

профе ссии

и

вытекающими

отсюда

мат е р иа льны м и,

психологическими

последствиями.

Абсолютное

большинство

уходящих

из

школы ребят стремится покинуть село навсегда. Выбор молодежи села иного

образа жизни, чем их родители ведет к серьезным демографическим, социально

– экономическим проблемам.

4

5

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие профессионального определения школьников

Профессиональное

самоопределение

является

сложным

динамическим

процессом

формирования

личностью

системы

своего

понимания

к

профессиональной и трудовой среде, осуществляет развитие и самореализацию

духовных и физических возможностей, формирование личностью адекватных

профессиональных

планов

и

намерений,

реалистичного

образа

себя

как

профессионала своего дела.

В

результате

анализа

внутренних

ресурсов

и

соотнесения

их

с

требованиями,

выбор

профессии,

который

осуществляется

человеком,

определяет основу самоутверждения человека в обществе, одним из главных

решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет

собой двух аспектное явление:

1) субъект выбора (тот, кто выбирает);

2) объект выбора (то, что выбирают).

Субъект

и

объект

выбора

определяют

неоднозначность

выбора

профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они

обладают.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

- ознакомление со множеством профессий;

- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

- ознакомление с правилами выбора профессии;

- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

Поскольку

объектом

профессиональной

ориентационной

деятельности

является

процесс

социально-профессионального

самоопределения

человека,

важно

в

первую

очередь

сформулировать

группу

принципов,

которыми

руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной

структуре общества.

Для

принципа

сознательности

при

выборе

профессии

характерно

6

стремление удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в

труде, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип

соответствия

это

соответствие

избранной

профессии

склонностям, интересам и способностям личности одновременно потребности

общества в профессионалах, выражает связь личного и общественного аспекта

выбора деятельности. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе

и

быть

свободным

от

общества

-

можно

также

сказать:

нельзя

выбирать

профессию,

исходя

только

из

собственных

интересов

и

не

считаясь

с

интересами общества. Если нарушен принцип соответствия – это приводит к

несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Характеристика

принципа

активности

при

профессиональном

самоопределении

заключается

в

типе

деятельности

личности

при

выборе

профессии. Выбором профессии необходимо заниматься самому. Для этого

имеют значение: использование своих сил на практике в процессе трудовой и

профессиональной

подготовки,

советы

родителей

и

их

опыт

в

профессиональной деятельности, поиск информации о выбранной профессии,

активная работа во время практики и т.д.

Принцип развития основывается на идее выбора той профессии, которая

даст

личности

возможность

повышать

свою

квалификацию,

увеличивать

заработок по мере роста профессионального опыта и мастерства, получение

возможности

участия

в

общественной

деятельности,

а

также

возможность

удовлетворить свои культурные потребности, потребности в жилье, отдыхе и

т.д.

Следует сделать вывод, что выбор профессии – это не ежесекундное

решение, он состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем,

продолжительность этапов зависит от:

- внешних условий;

- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший

школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

7

1. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного

возраста).

2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст).

3. Профессиональная адаптация.

4. Самореализация в труде.

В

настоящее

время

возникло

и

продолжает

возникать

профессии,

существование

которых

не

предполагалось

ранее,

из

чего

следует,

что

профессиональное

ориентирование

и

самоопределение

должно

быть

направлено на не столько на получение конкретной профессии, сколько на вид

профессиональной деятельности в целом.

И в такой ситуации личностные

качества

ученика

выходят

на

первый

план.

Наличие

компетентности,

квалификации, умения использовать новые знания – все это приводит к его

экономической и социальной состоятельности.

В чем заключается сущность профессиональной ориентации? Это система

мероприятий,

направленных

на

выявление

личностных

особенностей,

интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в

разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным

возможностям.

Целью

работы

при

профессиональном

самоопределении

является активизация процесса самопознания и самоопределения. И для таких

целей

совершенно

не

обязательно,

чтобы

ученики

выбрали

сразу

узкую

профессиональную сферу деятельности. В данном случае важно чтобы они

ориентировались

в

более

широких

профессиональных

направлениях

(гуманитарном, техническом и т.д.), чтобы было понятие близкой по интересам,

характеру, способностям сферы деятельности. И это относится не только к

выпускникам, но и к детям дошкольного возраста. Дети трехлетнего возраста

уже проявляют себя как отдельную личность. У него проявляются способности,

наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная

психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте

можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации, знаний в

8

какой либо конкретной области.

Готовить ребенка к выбору своей будущей профессии нужно достаточно

серьезно. Ему необходимы знания о работе мамы, папы, бабушки и дедушки,

знакомство

со

спецификой

различных

профессий

и

требования,

которые

предъявляются к человеку, а также постепенное осознание того, кем он хочет

стать, когда вырастет. И чем больше ребенок получит разнообразной и богатой

информации, тем легче ему будет определить свой выбор, который определит

его дальнейшую жизнь.

Все закладывается с детства,

а профессиональная

направленность тем более.

Такая

ранняя

подготовка

ребенка

к

выбору

профессии

состоит

не

в

навязывании ему того, кем он должен стать, по мнению родителей, или потому

что все в семье работают данной сфере, а в том, чтобы ознакомить его с

различными

профессиями,

облегчить

ребенку

самостоятельный

выбор

в

будущем. При этом есть необходимость развивать у него веру в свои силы,

поддерживая его веру в свои силы, поддерживая его начинания и в творчестве, и

в спорте, и в технике и т.д. И если у ребенка развито как можно больше разных

умений и навыков, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в

старшем возрасте. Сложная задача для родителей – помочь ребенку сделать

правильный выбор. Однако разносторонне развивая ребенка в раннем возрасте,

они дают ему возможность найти в будущем работу, которая будет приносить

удовлетворение и радость.

Профориентационная

работа

в

школе

это

комплекс

мероприятий,

направленный

на

формирование

осознанного

выбора

учащимися

будущей

профессии,

который

осуществляется

администрацией

школы,

классными

руководителями, родителями учащихся и психологической службой учреждения

(если она есть). Сегодняшние реалии требуют от школы создание системы

условий

для

формирования

у

подростка

индивидуального

образовательного

запроса,

личностной

потребности

в

осознанном

выборе

направления

продолжения

образования,

готовности

к

последующей

самореализации

в

избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной

9

самоактуализации

в

новых

экономических

и

социокультурных

условиях.

Каждая

школа

строит

свою

систему

профориентационной

работы

согласно

общей

образовательной

программе

школы,

ее

целям

и

задачам,

при

этом

учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая

школа

строит

удобную

для

себя

и

работающую

систему.

Возникает

необходимость рассмотреть опыт профориентационной работы в сельской и

городской школе: определить различия и сходства, преимущества и недостатки.

С

первого

класса

необходимо

начинать

работу

со

школьниками

по

определению профессионального направления деятельности в будущем. Когда

ребенок приходит в школу, у него уже есть смутные представления о том, чем

он хочет заниматься в будущем.

Определить,

что

человек

поступить

именно

каким-то

определенным

образом,

не

может

ни

один

профессиональный

психолог.

Однако

систематическое

тестирование

позволяет

с

достаточно

высокой

точностью

выявить закономерность такого рода поступков и дать человеку необходимые

рекомендации.

Это,

во-первых,

исключит

или

значительно

снизит

долю

вероятности потери человеком времени на ненужное обучение. Во-вторых, у

человека будет достаточно времени, чтобы осмыслить и принять свое будущее

призвание

как

неизбежность.

В-третьих,

человек,

который

получит

четкую

характеристику своего призвания, будет готовиться к нему соответствующим

образом, не распыляясь на ненужные ему в будущей профессии науки. Конечно,

последнее не совсем правильно, поскольку получение основ фундаментальных

наук никому еще не вредило. Незнание этих основ лишает человека огромного

багажа

общечеловеческих

знаний,

которые

обязательно

ему

пригодятся

независимо от выбранной профессии.

1

Недостаточное

материально-техническое

и

кадровое

обеспечение

в

сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений

создает значительные трудности в разработке концепции профессионального

1



Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие / Е.И. Фадеева, М.В.

Ясюкевич - М.: УЦ Перспектива, 2016, с. 176-183

10

самоопределения

сельских

школьников.

Если

раньше,

трудовое

обучение

сельских

школьников

было

ориентировано,

в

основном,

лишь

на

механизаторские

работы

(мальчики)

и

уход

за

домашними

животными

(девочки),

то

сейчас

в

ряде

регионов

появилось

увлечение

созданием

фермерских школ, которые формируют более интегрированное представление о

крестьянском труде. Безусловно положительным в работе таких школ является

сочетание

в

обучении

современных

агро

-

и

зоотехнологий,

технического

оснащения сельскохозяйственных процессов с психологическим освещением

значимости

труда

сельского

жителя,

привлечением

генетического

фонда

хозяина и труженика, приглушенного в силу известных причин в нескольких

поколениях селян.

Организация

профессиональной

ориентации

в

сельской

школе

также

имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и

воспитания сельских школьников оказывают влияние объективные факторы

(отсутствие

профессиональных

учебных

заведений

и

промышленных

предприятий

на

территории

села;

узкий

спектр

специалистов

различных

профессий, которыми владеют сельские жители; отсутствие центров занятости

населения

и

специалистов-профориентологов,

ограниченность

информации,

малое количество учащихся).

Профессиональное самоопределение сельских школьников представляет

собой

сложный

процесс

выбора

профессиональной

деятельно сти,

осуществляемого

под

влиянием

совокупности

внешних

(социокультурных,

информационных,

экономических,

географических)

и

внутренних

(содержательных,

технологических,

организационных)

условий.

Внешние

условия

профессионального

самоопределения

определяют

мотивационную

сторону

(желания,

стремления,

потребности,

мотивы,

цели),

а

внутренние

условия

обеспечивают

осуществляемый

выбор

необходимыми

знаниями

и

умениями, позволяющими реализовать поставленные цели.

Результатом

профессионального

самоопределения

старшеклассников

в

условиях сельской школы должна стать не узконаправленная профессиональная

11

специализация, а готовность учащегося к профессиональному и карьерному

росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно

ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при

этом имеющиеся ресурсы. В настоящее время школьники оказываются слабо

информированными

в

ᴄᴫοжном

мире

специальностей,

и

нередко

их

выбор

считается

бездоказательным,

неадекватным

и

случайным,

а

планирование

собствеʜʜой

профессиональной

карьеры

проᴎᴄходᴎт

под

воздействием

широкого спекᴛра разных факторов:

• Будущая специальность, которая уже конечно подобрана для себя

• Стремление продолжить изучение в точном проф учебном заведении

• Специальности родᴎтелей

• Школьные предметы, которыми бы хотелось углублеʜʜо заниматься

• Художествеʜʜая литература, кино - и ʙᴎдеофильмы, СМИ

• Собствеʜʜый фактический навык профессиональной работы

• Примеры и опыт друзей, знакомых

• Рекомендации родᴎтелей либо иных родствеʜʜиков

• Советы учителей

• Увереʜʜость в собственных возможностях и мастерски актуальных качествах

• Профильное образοвание в 10-11-х классах

• Интуитиʙное ᴨрᴎнятие решений

• Выбор покуда не сделан, вероятно, будет сделан после завершения школы

Престиж профессии в обществе

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Для выбора профессии современных школьников характерен сдвиг с цели

на

процесс

родители

мало

обсуждают

с

детьми

содержание

и

условия

профессиональной деятельности, акцентируя внимание на получении ребенком

следующего уровня образования.

Работа

по

профессиональной

ориентации

включает

в

себя

несколько

направлений деятельности:

12

1. Организационно - методическая работа:

- деятельность координаторов по профессиональной ориентационной работе с

обучающимися;

- методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических

карт.

2. Работа с обучающимися:

-

комплекс

профориентационных

услуг

в

виде

профессиональных

диагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

- консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые),

анкетирование;

-

организация

и

проведение

экскурсий

учреждения

профессионального

образования,

на

предприятия)

и

встречи

с

представителями

предприятий,

учреждений профессионального образования.

3. Работа с родителями обучающихся:

- проведение родительских собраний (общешкольных и классных);

- лектории и индивидуальные беседы;

- анкетирование и организация и проведение профориентационной работы;

- руководство кружками, спортивными секциями, художественными студиями,

ученическими театрами, общественными ученическими организациями;

-

помощь

в

организации

профессиональных

проб

старшеклассников

на

предприятиях;

-

помощь

в

организации

временного

трудоустройства

обучающихся

в

каникулярное время;

-

участие

в

работе

родительских

комитетов,

совета

школы

и

других

общественных формирований школы.

Профессиональное

самоопределение

в

учебном

процессе

реализуется

через следующие формы: специальный курс по выбору профессии; урок и

факультативы; предметные кружки; научное общество учащихся; олимпиады,

конкурсы, тематические вечера; работа групп консультантов по предметам;

тематические газеты по предметам.

13

К современным формам и методам профориентационной работы, можно

отнести следующие:

-

внедрение

в

учебный

процесс

программ

по

профессиональному

самоопределению, например таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и

твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия»,

«Пропуск

в

профессию»,

«Путь

в

профессионализм»,

«Основы

профессионального выбора» и т.д.;

-

разработка

дифференцированных

(индивидуализированных)

программ

по

профориентации;

-

организация

элективных

курсов

и

курсов

по

выбору

в

образовательных

учреждениях;

-

курс

лекций

для

выпускников

и

их

родителей

о

профессиональном

продвижении

и

развитии,

а

также

курс

лекций

по

ряду

востребованных

рыночных профессий - менеджменту, маркетингу, рекламе;

-

психологические

консультации

для

старшеклассников

и

их

родителей

по

выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории

профессионального и личностного развития.

Особенно

уместно

в

профессиональном

ориентировании

использовать

активизирующие

методы.

Данные

методики

направлены

на

формирование

субъекта профессионального ориентирования, а также должны вызватль не

только интерес у подростка к рассмотрению своих проблем, но и вооружение

его понятным ему способом планирования, корректировки и реализации своих

профессиональных перспектив.

Для

профессионального

консультирования

наиболее

продуктивной

является следующая схема:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа «идеальной» профессии.

3.

Анализ

мира

профессий

и

конкретизация

«идеального»

образа

в

виде

возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

14

5. Изучение индивидуально - психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7.

Уточнение

профессии,

разработка

программы

и

способов

овладения

профессией.

С

целью

о суще ствления

более

эффективного

у п р а в л е н и я

профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся

с учетом их условного деления на три уровня:

1)

когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка

труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных

образовательных программах и учреждениях);

2)

мотивационно-ценностный

(формирование

у

школьников

всей

гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

3)

деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и

реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о

труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания

о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим

качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня

результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими

учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми

для

него

носителями

профессионального

знания

и

положительного

повседневного опыта.

Второй

уровень

результатов

получение

обучающимися

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

труду,

как

базовой

ценности

общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой

деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,

образовательного

учреждения,

т.

е.

в

защищённой,

дружественной

просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое

практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или

15

отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта

самостоятельного общественно полезного действия, формирование у младшего

подростка

социально

приемлемых

моделей

поведения.

Только

в

самостоятельном

общественно

полезном

действии

человек

действительно

становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным

деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

обучающегося

с

представителями

различных

профессиональных

и

социальных

субъектов

за

пределами

образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С

переходом

от

одного

уровня

результатов

к

другому

существенно

возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом

предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические

знания, сколько знания о ценностях;

на

втором

уровне

профориентация

осуществляется

в

контексте

жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме

отдельных профессионально ориентированных поступков;

на

третьем

уровне

создаются

необходимые

условия

для

участия

обучающихся

в

профессионально

ориентированной,

социально

значимой

деятельности

и

приобретения

ими

элементов

опыта

трудового

творческого

сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально

действующие,

осознанные

мотивы

трудового

поведения,

его

значение

присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

В

настоящее

время

в

образовательных

учреждениях

самыми

эффективными являются такие методы профессиональной ориентации, как:

- профессиональные ориентационные тренинги и игры, которые направлены на

помощь в осознании привлекательности и доступности той или иной профессии

в форме игры, призваны сформировать деловые навыки, а также развить у

16

подростков

чувство

самостоятельности,

ответственности

за

свое

будущее,

повысить

мотивацию

при

выборе

профессии

и

помочь

в

осуществлении

осознанного выбора профессии;

-

проведение

бизнес

-

игр.

Такие

методы

являются

достаточно

новыми

в

профессиональной ориентации школьников. Создание различных ситуаций в

процессе бизнес игр позволяют развить такие качества как умение творчески

мыслить,

находить

решения,

аргументировать.

Они

приучают

планировать

время, ставить цели и достигать их, лучше понимать что такое доходы и

расходы, а также дают первоначальные навыки управления финансами;

-

создание

и

развитие

кружков

и

внешкольных

занятий

по

интересам

в

профессиональном

направлении

(развитие

взаимодействия

между

образовательными организациями, а также предприятиями и организациями);

2

-

привлечение

представителей

различных

предприятий

к

мероприятиям

по

профориентации, проведение совместных мероприятий;

- привлечение различных предприятий в качестве спонсоров определенных

мероприятий;

- сотрудничество с учениками, ранее отучившимися в учебном заведении, в

частности с теми, кто является работодателем в настоящее время;

-

привлечение

выпускников,

успешно

трудоустроившихся

в

качестве

консультантов в образовательное учреждение;

- создание и оформление кабинета (уголка) профессиональной ориентации для:

а) оказания информационно - справочной поддержки учащимся, педагогам,

родителям;

б)

знакомства

с

профессиональными

учебными

заведениями

разного

типа,

учреждениями внешкольного воспитания и обучения;

в) информирования о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях

данного региона, местных организациях;

г)

знакомства

с

миром

профессий

(профессиографической

информацией,

2



Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е.А. Климов. М.:

Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2017, с. 209-214

17

справочной информацией о различных сферах профессиональной деятельности,

отраслях народного хозяйства);

д)

содействия

изучению

индивидуальных

психологических

особенностей

личности, профессиональных интересов и склонностей;

е) виртуальный кабинет профориентации (создан в сети Интернет) для помощи

учащимся

при

ознакомлении

с

миром

профессий,

их

описаний,

получения

информации

о

вузах

и

колледжах

определенного

города

и

райна,

а

также

России,

дать

возможность

пройти

профессиональное

ориентационное

и

психологическое

тестирование,

получить

консультацию

психолога

о

своих

индивидуальных психологических особенностях и как это использовать при

построении профессиональной карьеры, а также возможность консультации по

данным

психологической

диагностики,

возможность

по смот реть

видеоматериалы о профессиях и т.д.;

ж) формирование книжного фонда и медиаресурсов о профессиях, с наличием

популярной

психологической

литературой,

которая

призвана

помочь

обучающимся получить информацию о свойствах своей личности, побольше

узнать

о

себе.

В

современности

существует

достаточное

количество

интерактивных

программ,

которые

направлены

на

о п р ед е л е н и е

профессиональных

интересов

старшеклассника.

Они

тоже

могут

быть

использованы, но тут главное понимать, что: - не каждый школьник по своему

личностному

развитию

может

извлечь

из

этого

пользу;

-

для

хорошей

и

качественной интерпретации нужен профессионал. Подавляющее большинство

медиаресурсов

представлено

в

электронном

варианте

профориентационных

тестов на выявление профессиональных интересов;

з)

компьютерные

информационно

-

справочные

системы,

глобальная

информационная сеть Интернет;

и) размещение на сайте школы информации о выпускниках, у которых успешно

сложилась профессиональная карьера;

к) проведение конкурсов по профориентации в образовательных учреждениях,

участие в окружных конкурсах по профориентации;

18

л)

применение

потрфолио

в

предпрофильной

подготовке

и

профильном

обучении.

В каждой школе, и городской и сельской, старшеклассники на основе

своего опыта, наблюдений, интересов, способностей и увлечений строят свои

будущие

планы.

Профессионализм

и

знания

профессиональных

сфер

деятельности могут помочь им в процессе выбора и принятия решения. Однако

при

этом

личные

притязания

учащегося

сельской

школы

часто

входят

в

противоречие

с

его

реальными

возможностями.

В

отличие

от

городских

сверстников

он

не

имеет

возможности

обучаться

в

различных

школах

с

продвинутым

уровнем

образования,

получать

консультации

у

репетиторов,

учиться

на

подготовительных

курсах

в

ВУЗах.

Задача

директора

сельской

школы в разработке такой концепции учебного заведения, которая позволяла,

несмотря

на

малокомплектность

и

другие

объективные

и

субъективные

негативные факторы, каждому ее питомцу наиболее полно раскрыть и развить

свои возможности.

Первостепенное

значение

при

этом

придается

анализу

планов

и

индивидуально личностных склонностей учащихся. В идеале в школе с первого

класса на каждого ребенка должно бы заводиться «досье», где бы собирались

данные

о

проявлении

его

интересов,

психологические

наблюдения

за

динамикой

роста

ученика,

раскрывались

бы

такие

качества,

как

умение

работать в коллективе, способность лидерства, умения взять на себя и разделить

ответственность, анализировать и принимать решение и т. п. Тем более, что

именно от директора сельской школы в значительной мере зависит социум и

к ул ьт у р н а я

с р е д а

в

с е л е :

у е д у т

е го

в ы п у с к н и к и

у ч и т ь с я

в

сельскохозяйственный, медицинский, педагогический и другие ВУЗы, и получат

селяне через 4-5 лет грамотных молодых специалистов.

Профессиональная

ориентация

в

общеобразовательном

учреждении

представляет

собой

научно-обоснованную

систему

мер,

способствующих

профессиональному

самоопределению

личности

и

формированию

будущего

профессионала,

умеющего

с

наибольшей

пользой

для

себя

и

общества

19

применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности,

свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Выбор

форм

и

методов

в

профориентационной

работы

зависит

от

специфики конкретного образовательного учреждения.

Из

представленного

выше

материала

следует

вывод,

что

существует

широкое многообразие форм и методов профессионального самоопределение и

профориентирования в школе. Такая работа ведется не только отдельно для

учащихся и родителей, но и в организационно-методическом направлении.

Наибольшей популярностью у учащихся пользуется такие формы работы

как профориентационные игры и тренинги, информирование о ситуации на

рынке труда, ознакомление с учебными заведениями, о том какие профессии

можно

получить

в

них,

сообщение

информации

о

профильном

обучении,

экскурсии

на

предприятия,

организации

и

учебные

з а в е д е н и я

профессионального образования.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Профессиональное информирование является составной частью системы

профессиональной

ориентации

и

представляет

собой

групповое

и

индивидуальное

информирование

учащихся

о

состоянии

и

перспективах

развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях,

предъявляемых будущей профессией к личности, условиях и режиме труда,

возможностях

трудоустройства

и

получения

специальности.

Цель

профессионального информирования – просвещение учащихся по основным

вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства.

Профессиональное

информирование

может

выступать

в

каче стве

самостоятельной

профориентационной

задачи

(справочно-информационная

консультация)

или

проводиться

в

рамках

работы

по

профессиональному

консультированию.

Профессиональное

информирование

должно

быть

достоверным,

полным,

убедительным,

своевременным,

доступным

для

20

учащихся по форме, содержанию и проводиться как через средства массовой

информации,

печатные

издания

(буклеты,

справочники,

и

т. д . ) ,

информационные

стенды,

так

и

посредством

информационного

консультирования. Ключевое значение в профессиональном информировании

имеют три вида информации: профессии (специальности) - её содержании,

условиях, организации труда, обучении конкретной профессии, оплате труда,

требованиях

к

личности

человека,

возможностях

квалифицированного

и

должностного роста; человеке – его возможностях и способностях, интересах и

склонностях; текущем и перспективном кадровом спросе - состоянии спроса и

возможности развития рынка труда. Выбор профессии, места обучения или

работы

происходит

на

основе

сопоставления

информации

по

этим

трём

позициям.

От

того,

насколько

будет

достоверной

и

подробной

полученная

информация,

зависит

правильность

выбора

профессии,

успешность

профессионального обучения и деятельности, закрепление человека на рабочем

месте. Результатом профессионального информирования является овладение

учащимися информацией такого объема и содержания, которые необходимы для

сознательного

профессионального

самоопределения,

а

также

овладения

способами самостоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми

для

этого

средствами

(справочниками,

бюллетенями

и

т.п.)

Методы

профессионального

информирования

одним

из

ведущих

методов

профессионального информирования является

ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ

В

профессиональном

информировании

чаще

всего

используется

групповая форма информирования, реже – индивидуальная. Индивидуальное

информирование можно разделить на два вида по степени ответственности

самого

информируемого

и

педагога

(психолога)

профконсультанта

за

результаты профессионального информирования. Первый вид информирования

21

(человек знает, что он хочет). Это мероприятие можно легко автоматизировать.

При

информировании

учащийся

обычно

задает

вопросы,

очерчивающие

проблему

(об

обучении:

форме

и

сроках;

о

профессии:

её

требованиях

к

человеку, перспективах на рынке труда и т.д.). После получения ответов на эти

вопросы

учащийся

самостоятельно

обращается

к

соответствующему

информационному материалу. Второй вид индивидуального профессионального

информирования

(человек

не

знает,

что

он

хочет)

в

этой

ситуации,

профессиональное информирование чаще всего переходит в профессиональное

консультирование,

так

как

нацелено

на

активизацию

проце ссов

самоопределения учащегося. Данный вид профессионального информирования,

чаще всего проходящий в форме беседы, может продолжаться от нескольких

минут до одного часа. По окончании беседы консультируемому может быть

назначено еще одно собеседование – в форме профессиональной консультации.

В

данном

случае

педагог

(психолог)

-

профконсультант

несет

основную

ответственность

за

организацию

и

проведение

индивидуа льной

профинформационной и профконсультационной работы, так как учащийся не

знает,

какая

информация

ему

нужна

и

как

воспользоваться

полученной

информацией.

Групповая

форма

профессионального

информирования

по

сравнению

с

индивидуальной

позволяет

педагогу

(психологу)

-

профконсультанту

за

ограниченное

время

проинформировать

большое

количество учащихся. При подготовке групповой формы профессионального

информирования

необходимо

учитывать

психологические

особенности

восприятия

информации

человеком.

Наиболее

продуктивно

информация

воспринимается первые 10-15 минут. Поэтому наиболее важные, ключевые

понятия, сведения установочного характера следует давать в начале встречи.

Затем

можно

рекомендовать

использовать

более

активные

формы

подачи

информации:

анализ

печатных

материалов

(листовок,

инструкций,

иллюстраций), решение проблемных ситуаций, применение диагностических

методик. Обычно продолжительность профессионального информирования от

15

до

45

минут,

численность

группы

до

20

человек.

Эффективность

22

профессионального информирования можно повысить, пригласив для участия в

ней

представителей

организаций

и

предприятий,

специалистов

различного

профиля.

Предложения

по

организации

профориентационной

работы

со

старшеклассниками

и

абитуриентами:

-

участие

в

ярмарках

учебных

мест

выездная

профориентационная

работа;

-

информирование

учащихся

о

профессиях и колледже путем распространения печатной продукции: рекламно-

информационных

листовок,

буклетов,

бюллетеней,

спецгазет;

создание

электронных ресурсов по профориентации – сайтов, электронных библиотек и

т.д.; - организация рекламной деятельности (выход объявлений, публикаций в

периодической

печати);

-

усиление

мер

по

разъяснительной

работе

среди

учащихся

и

родителей

о

специальностях

и

возможностях

трудоустройства,

повышении уровня образования и квалификации, мерах социальной защиты

педагога системы дошкольного образования; 5 - создание электронного банка

профессиограмм

и

обеспечение

свободного

доступа

учащихся

к

информационным

профориентационным

ресурсам;

-

активизация

профориентационной деятельности путем использования анкетирования,

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Проблема

подготовки

будущих

выпускников

к

профессиональному

ориентированию

и

выбору

профессии

в

будущем,

выбор

направления

образования также заявлена в новом Законе об образовании, Государственной

программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы,

в

Плане

деятельности

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации на 2013-2018 годы, Федеральном государственном образовательном

стандарте

основного

общего

образования,

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

среднего

(полного)

общего

образования,

других

нормативных, и инструктивных документах Министерства образовании и науки

23

России.

В данных документах, помимо условий, необходимых для повышения

качества

образования

в

целом,

есть

акцент

на

создание

условий

для

предоставления молодежи педагогической, психологической, информационной

поддержки

при

выявлении

профессиональных

интересов,

склонностей,

определения реальных возможностей при выборе той или иной профессии.

3

Профессиональная ориентация является для человека определением себя

относительно

установленных

в

обществе

критериев

профессионализма.

Сущностью

профессионального

самоопределения

является

нахождение

личностных

смыслов

в

выбираемой,

осваиваемой

или

уже

выполняемой

деятельности.

Проблемы профориентации школьников включают в себя:

1. нестабильные всплески интереса к профессиям и труду;

2. отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и

способностей применительно к выбираемым профессиям;

3. затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных

профессиях;

4. гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за

него ответственность;

5. увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень

подготовленности к профессиональному определению;

6. отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для

школьника;

7. отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы

для

знакомства

с

разнообразными

специальностями,

рынком

труда,

его

требованиями и потребностями.

Отсутствие индивидуального подхода к личности при выборе профессии,

расчет

на

некоего

усредненного

ученика,

использование

только

словесных

3



Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов - М.:

Знание, 2014, с. 289-296

24

методов без приобщения к труду, без возможности попробовать себя в той или

иной

деятельно сти

являет ся

главным

тормозом

для

р а з в и т и я

профессионального самоопределения. Множество городов, сел, поселков не

обладают информацией о потребностях в кадрах, существует слабая подготовка

профессионалов в области профессионального ориентирования.

При

таком

подходе

возникают

противоречия

при

пофессиональном

самоориентировки

между

склонностями,

способностями

и

требованиями,

предъявляемыми к избираемой профессии, между осознанием своего уровня

развития

и

возможностью

менее

квалифицированной

работы,

между

притязаниями и существующими возможностями заполнения вакантных мест,

между склонностями и представлениями о престижности профессии, между

желанием заранее попробовать себя в избранной профессии и отсутствием

таковой

возможности,

несоответствие

здоровья,

склонностей,

характера

требованиям, предъявляемым выбранной профессии.

Данные противоречия

можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

В настоящее время все более устойчивой является тенденция учитывать

индивидуальные способности детей при профессиональном самоопределении,

и

личностное

самоопределение

приобретает

черты

профессионального.

Профессиональная

ориентация

это

внутренняя

готовность

личности

к

самостоятельному

и

осознанному

выбору

одного

из

множества

вариантов

развития, как жизненного, так и профессионального.

Школьники приучаются рассматривать себя не только в данный момент в

настоящее время, но и начинают учитывать и строить планы жизненного и

профессионального

развития,

при

этом

самостоятельно

выделяя

значимые

именно для них назначения профессиональной деятельности.

Профориентация

в

сельской

местности,

несомненно,

имеет

свою

специфику.

Во-первых, отсутствуют профессиональные учебные заведения, либо их

число ограничено (например, в нашем селе одним ПУ).

Во-вторых,

нет

крупных

промышленных

предприятий

на

территории

25

села,

где

бы

можно

было

знакомиться

с

рабочими

и

инженерными

специальностями.

В-третьих, узок спектр специалистов различных профессий, которыми

владеют сельские жители.

В - ч е т ве рт ы х ,

от су т с т в и е

с п е ц и а л и с то в ,

гото в ы х

о к а з а т ь

профессиональную

помощь

или

предоставить

информацию,

например,

о

рынках профессий в селе, регионе.

Поэтому,

основная

роль

в

условиях

сельской

местности

в

профориентации

учащихся

принадлежит

школе,

ибо

именно

школа

имеет

возможность

привлечь

дополнительные

ресурсы,

скоординировать

и

систематизировать эту работу.

Сельская школа признана изменить отношение социума к окружающей

действительности, способна помочь своим выпускникам быть успешными и

самоопределившимися.

Школа,

открытая

к

сотрудничеству

со

средой,

которая

мобилизирует

внутренние силы сельского сообщества и закладывает основу для создания

социально безопасной среды обитания, способна оказать действенную помощь

каждому

выпускнику,

как

в

жизненном,

так

и

в

профессиональном

самоопределении

Для выбора профессии современных школьников характерен сдвиг с цели

на

процесс

родители

мало

обсуждают

с

детьми

содержание

и

условия

профессиональной деятельности, акцентируя внимание на получении ребенком

следующего уровня образования.

В рейтинге профессий можно отметить две «вершины распределения»,

две тенденции – ориентацию на модные специальности (психолог, менеджер) и

на профессии востребованные (водитель, врач). Отсутствует ориентация на те

профессии,

которые

рассматриваются

как

перспективные

с

точки

зрения

развития страны и региона – робототехника, нанотехнологии и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессия

в

человеческом

сознании

практически

всегда

связана

с

26

жизненным предназначением, с судьбой. Назначение профориентации в школе

сводится

к

помощи

ученикам

и

их

родителям

своевременно

и

правильно

ориентироваться во множестве профессий и не ошибиться при ее выборе в

будущем. На данный момент практически все выпускники школ испытывают

затруднения в профессиональном определении. Нестабильность рынка труда,

постоянные

изменения

к

качествам

профессионалов,

возникновение

новых

профессий создают сложности для профориентирования школьников.

Профессиональное

самоопределение

является

довольно

сложным

процессом,

охватывающим

весь

период

профессиональной

деятельности

личности от начала возникновения профессиональных намерений до окончания

трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация – это сложный процесс. Для принятия

правильного выбора подростком нужно не только его продиагностировать, и

осведомить о той или иной профессии. Ему необходима уверенность, что это

лучший выбор из всех возможных, который соответствует его возможностям,

способностям и стремлениям.

Именно в настоящее время приобрели особую актуальность проблемы

профессионального

самоопределения

и

ориентирования.

Необходимо

подчеркнуть, что правильный выбор профессии и профориентация, которая на

это направлена, важны не только для профессионального развития человека, но

и для развития общества в целом.

И городской и сельской школе необходима единая профориентационная

система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса,

которая должна быть построена за счет имеющихся ресурсов, но при этом

давать учащимся одинаковую профориентационную подготовку. Такая система

должна

сочетать

в себе

все

основные

подходы, —

информационный,

консультативно-диагностический,

развивающий,

активизирующий.

Для

ее

разработки необходимо использовать эффективные отечественные разработки,

учесть

успешный

опыт

зарубежных

коллег

(американская

психолого-

педагогическая служба «Гайденс», японский метод «профессиональных проб»

27

профессора Фукуямы и другие). В этом случае она будет способствовать тому,

чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники

могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально

раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, имеющую для них

смысл и востребованную в обществе.



В раздел образования