Напоминание

Дифференцированный подход в обучении математике как средство развития познавательных интересов у учащихся первого класса


Автор: Семенова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классовв
Учебное заведение: МБОУ "Кировская основная общеобразовательная школа имени Д.И. Николаева"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Нюрбинский район, с.Киров
Наименование материала: Выпускная квалификационная работа
Тема: Дифференцированный подход в обучении математике как средство развития познавательных интересов у учащихся первого класса
Раздел: начальное образование





Назад




1

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Дифференцированный подход в обучении математике как средство развития

познавательных интересов у учащихся первого класса

Выполнил(а): Семенова Наталья Ивановна

Студент(ка) группы ПНК 16з

Специальность

44.02.02 преподавание в

начальных классах

Руководитель: Протопопова Елена

Николаевна

Рецензент: Андросова Мария Петровна

к.п.н., доцент педагогического института

ФГАОУ ВО "СВФУ им. М.К.Аммосова"

Допущена к защите: «___»_________ 20__ г.

Защищена: «___»_________________20__г.

С оценкой____________________________

2019-2020 учебный год

2

Оглавление

Введение…………………………………………………………………

3

Глава

I.

Теоретические

аспекты

формирования

познавательного

интереса у учащихся на уроке математики на основе использования

дифференцированного подхода ……………………………………………

7

1.1.Сущность

познавательного

интереса,

его

связь

с

познавательной

деятельностью и активностью учащихся……………................................

7

1.2.Пути

активизации

познавательного

интереса

и

познавательной

деятельности школьников на уроках математики………………………….

11

1.3.

Дифференцированный

подход

и

использование

его

в

обучении

математике...………………………………………………………………….

14

ГЛАВА II. Активизация познваательного интереса учащихся на основе

дифференцированного

подхода

при

обучении

математике

в

первом

классе ……………….…………………………………………………………

19

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса и

познавательной

активности

на

уроке

математики

учащихся

первых

классов на констатирующем этапе опытно-поисковой работы……………

19

2.2.

Активизация

познавательного

интереса

учащихся

на

основе

использования

дифференцированного

подхода

на

уроке

математики……..…………………………………………………………….

24

2.3.

Диагностика

динамики

познавательного

интереса

учащихся

на

уроках

математики

на

контрольном

этапе

опытно-поисковой

работы…………………………………………………………………………

31

Заключение……………………………………………………………….….

36

Список источников и литературы ….……………………….......….….….

38

Приложение

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема активизации познавательного

интереса учащихся – одна из актуальных проблем современной школы.

С

каждым

годом

в

системе

образования

вносятся

качественные

изменения содержания образования, методов и приемов обучения. Несмотря

на традиционное обучение не все учащиеся имеют возможность осваивать

учебную программу. Ведь все дети имеют разные способности и темпы

обучения,

отличаются

друг

от

друга

по

своим

психологическим

особенностям. Нередко в одном классе есть дети с быстрым темпом обучения

и

очень

низким

темпом

обучения.

В

таких

классах

учитель

не

всегда

выбирает

индивидуализированный

подход,

а

ориентируется

на

среднего

ученика. Особенно остро данная проблема сказывается в обучении основных

предметов, таких как математика.

В

обучении

математике

эта

проблема

занимает

особое

место,

что

объясняется

спецификой

этого

учебного

предмета.

Математика

является

одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у

многих

школьников.

Как

показали

многочисленные

психолого-

педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на

уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный

минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку,

тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на

равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Таким

образом,

необходима

такая

организация

учебного

процесса,

которая

позволила

бы

учитывать

различия

между

учащимися

и

создавать

оптимальные

условия

для

эффективной

учебной

деятельности

всех

школьников,

то

есть

возникает

необходимость

перестройки

содержания,

методов,

форм

обучения,

максимально

учитывающая

индивидуальные

особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности,

является дифференциация.

4

Проблема познавательного интереса – одна из главных проблем всей

педагогики и очень важна для успешного обучения в школе по любому

предмету.

Изучение

познавательного

интереса

широко

отражено

в

психологических,

педагогических

и

методических

трудах.

Тем

не

менее,

несмотря на многочисленные исследования, единого, общепринятого взгляда

на «познавательный интерес» в педагогической науке не выработано. Не в

полной мере разработаны и вопросы о месте познавательного интереса в

структуре личности, его роли в обучении, воспитании, духовном становлении

личности ребенка, а также до сих пор не создана методическая система

формирования познавательного интереса у школьников к математике.

Таким

образом,

возникает

противоречие

между

потребностью

в

активизации

познавательного

интереса

как

одного

из

важных

факторов

формирования знаний, умений школьников и низким уровнем его развития,

необходимым для формирования компетенций учащихся.

Для

стимулирования

развития

познавательного

интереса

учащихся

необходима реализация ряда педагогических условий. Одним из них является

использование дифференцированного подхода в обучении математике.

Все

вышесказанное

определило

выбор

темы

исследования

и

ее

актуальность.

Объект

исследования:

процесс

развития

познавательных

интересов

младших школьников.

Предмет

исследования:

дифференцированный

подход

в

обучении

младших школьников.

Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать

и

практически

доказать

эффективность

дифференцированного

подхода

в

обучении математике.

Гипотеза:

познавательный

интерес

учащихся

младших

классов

повысится, если будет применяться дифференцированный подход в обучении

математике.

5

Исходя из цели поставлены задачи:

изучить

источники

литературы

и

привести

теоретическое

обоснование

дифференцированного

подхода

в

обучении

математике

младших школьников;

изучить развитие познавательных интересов учащихся первого

класса;

провести

опытно-экспериментальную

работу

по

применению

дифференцированного подхода в обучении математике;

разработать

рекомендации

по

применению

дифференцированного подхода в обучении математике.

Методологической основой исследования послужили труды и работы

педагогов и психологов: Ю.К.Бабанского, Л.И.Божович, В.Б. Бондаревского,

А.Ю.

Дейкиной,

К.П.

Королевой,

А.К.

Марковой,

Г.И.Шамовой,

Г.И.Щукиной и др.

Методы исследования обусловлены поставленными целью и задачами:

теоретические

анализ,

синтез

(анализ

литературы,

формулирование

гипотезы,

определение

теоретических

основ,

исходных

положений исследования);

экспериментальные

при

проведении

констатирующего,

формирующего и контрольного эксперимента, тестирование; статистический

метод.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней

уточнены

и

обоснованы

определения

ряда

понятий,

относящихся

к

дифференцированному подходу в обучении математике.

Практическая

значимость

заключается

в

разработке

методического

пособия

для

учителей

и

в

возможности

использования

предложенного

методического обеспечения, направленного на активизацию познавательного

интереса учащихся при обучении математике.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на

базе

МБОУ

«Мархинская

СОШ

имени

К.Д.Уткина»

МР

«Нюрбинский

6

район» среди учащихся первого класса.

Апробация

теоретических

положений

и

практических

результатов

исследования была проведена в течение педагогической и преддипломной

практики в МБОУ «Мархинская СОШ имени К.Д.Уткина» МР «Нюрбинский

район».

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из

введения,

двух

глав,

заключения,

списка

использованной

литературы

и

приложений.

7

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

1.1.

Сущность познавательного интереса, его связь с познавательной

деятельностью и познавательной активностью учащихся

Первым, кто научно рассмотрел проблему познавательного интереса,

был известный русский педагог К.Д. Ушинский. Ученый подошел к решению

данной проблемы с позиции психологии. Основной задачей формирования

познавательного

интереса

он

считал

пробуждение

в

детях

интереса

и

внимания. К.Д. Ушинский отмечал, что важно не путать такие понятия как

занимательность и развлекательство, и не подменять первое вторым [37,

с.67].

Под

познавательной

деятельностью

человека

понимается

единство

чувственного восприятия, теоретического мышления

практической

деятельности. Познавательная деятельность осуществляется в разных видах

социальных взаимоотношений и деятельности, таких, как производительная,

ценностно-ориентационная, художественно-эстетическая деятельность и др.

Основу

познавательной

деятельности

составляют

гностические

действия, внешние и внутренние. Внешние действия помогают познавать

окружающую

действительность,

непосредственно

воздействуют

на

органычувств

человека.

Благодаря

им

формируются

сенсорные

познавательные

процессы:

ощущения

и

восприятия,

направленные

на

отражения состояния окружающей среды или отдельного объекта, служащие

материалом для умственных процессов. А развитие умственных процессов в

свою очередь, делают их осмысленными и понятными для личности [33,

8

с.79].

Внутренние действия связаны с обобщением образной и отвлеченной

информации,

с

процессами,

связанными

с

памятью,

воображением

и

мышлением.

Именно

они

обеспечивают

познание

общих

существенных

свойств и качеств объектов.

Процесс познания – сложный и трудный, он требует волевых усилий.

Поэтому познавательная деятельность тесно связана с волевыми процессами,

с

чувствами

и

эмоциями

человека,

с

познавательными

способностями.

Человек

лучше

сохраняет

ту

информацию,

которая

вызывает

у

него

положительные или отрицательные чувства.

Значительно

влияет

на

активизацию

и

результат

познавательной

деятельности

личности

сформированность

мотивационной

сферы,

в

структуру которой входит познавательный интерес.

В

обучении

познавательный

интерес

играет

главную

роль.

Н.Г.

Морозова познавательный интерес характеризует следующим образом:

«Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с

положительным

эмоционально

окрашенным

отношением

к

изучению

предмета, с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха,

с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [22, с.5].

Г.И.Щукина,

исследовавшая

познавательный

интерес,

пишет

онем:«познавательный

интерес

выступает

перед

нами

как

избирательная

направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной

стороне и самому процессу овладения знаниями» [41, с. 34].

Как видим, важной особенностью познавательного интереса называют

его способность стимулировать процесс познавательной и любой другой

деятельности

человека:

познавательное

начало

лежит

в

основе

любой

человеческой

деятельности,

благодаря

ему

человек

преобразует

окружающую действительность.

К.П. Королева о познавательном интересе пишет следующее:

«Определяя интерес как познавательное отношение к объекту, психологи,

9

разделяющие эту позицию, по существу сужают понятие интереса и сводят

его

только

к

познавательному

интересу…

Очевидно,

что

интерес

как

свойство направленности личности – сложное явление…» [14,с.19].

Познавательный

интерес

является

мощным

средством

обучения:

новизна,

необычность, неожиданность,

странность –

эти

особенности не

только вызывают интерес у школьников, но и пробуждают чувства, желание

больше узнать об изучаемом материале. Познавательный интерес выражается

расположенностью школьника к познавательной деятельности конкретного

учебного предмета.

Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие исследователи выделяют ряд

стадий формирования познавательного интереса:

1.

Любопытство. Оно относится к элементарной стадии, обусловленной

внешними,

часто

неожиданными

привлекающими

внимание

обстоятельствами.

Привлечение

занимательности

в

процессе

обучения

служит началом выявления интереса к предмету и переходу интереса со

стадии

простой

ориентировки

на

стадию

устойчивого

познавательного

отношения.

2.

Любознательность

одно

из

ценностных

состояний

личности,

ее

стремление

познания

за

пределами

увиденного.

На

этой

стадии

эмоции

немалую роль играют чувства удивления и радости познания.

3.

Познавательный интерес. Его характеризует познавательная активность

и

ценностная

мотивация,

в

последней

особое

место

занимают

познавательные

мотивы.

Они

помогают

личности постичь существенные

связи изучаемых явлений, увидеть закономерности.

4.

Теоретический

интерес,

суть

которого

в

том,

что

познанные

теоретически

представления

сами

начинают

использоваться

в

качестве

инструментария

познания.

На

этой

ступени

человек характеризуется

как

деятель, субъект, творческая личность.

Г.И.

Щукина

выделяет

три

вида

познавательного

интереса:

эпизодическое переживание (ситуативный интерес), устойчивый, активный

10

интерес (эмоционально-познавательное отношение к предмету), личностный

интерес – направленность личности [41, с.69].

Другим, не менее значимым условием активизации познавательного

интереса

и

познавательной

деятельности,

выступает

познавательная

активность. Познавательную активность школьника педагоги характеризуют

как «постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности,

направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного,

значимого для него результата» [41, с. 28].

В

качестве

основных

характеристик

познавательной

активности

называют:

1.

Естественное стремление школьника к обучению.

2.

Положительное отношение к учебе.

3.

Активная

познавательная

деятельность, направленная

на

осознание предмета

деятельности

и

достижение

значимого

для

ребенка

результата.

4.

Проявление воли в процессе овладения знаниями [41,с.103].

Познавательная

активность

человека

не

является

неизменным

наследственным

свойством

личности, поэтому

в

дидактике

говорят

о

ее

формировании и развитии [41, с.74].

Так,

Н.А.

Менчинская

под

познавательной

активностью

понимает

активную направленность, связанную «…с положительным эмоционально

окрашенным

отношением

к

изучению

предмета

с

радостью

познания,

преодолению

трудностей,

созданием

успеха,

с

самовыражением

развивающейся личности» [19, с.10].

Г.И.Щукина

считает,

что

«…познавательная

активность

это

избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к

ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [40, с.19].

Познавательная

активность

школьника

направлена

не

только

на

процесс познания,

но

и

на его

результат,

что

обусловлено стремлением

ученика к цели, к ее реализации, необходимостью преодолевать трудности,

11

напряжением воли и усилиями.

При

наличии

устойчивости

познавательную

активность

школьника

характеризуют как личностное образование, которое характеризуется:

поисковой направленностью в обучении;

познавательным интересом и стремлением реализовать его как в

процессе обучения, так и во внеучебной деятельности;

эмоциональным протеканием деятельности.

Таким

образом,

все

познавательные

процессы

связаны

общей

структурой и функционированием познавательной сферы школьника, что

необходимо учитывать при решении проблемы активизации познавательного

интереса учащихся.

Подводя итог сказанному, отметим, что под познавательным процессом

понимают: средство обучения (с его помощью процесс обучения становится

привлекательным);

мотив

учебной

деятельности

(мотив

познавательной

деятельности,

стремление

совершенствовать

свою

познавательную

деятельность); устойчивое качество личности (любознательность, стремление

к познавательной деятельности, жажда знаний).

Познавательный

интерес

актуализирует

наиболее

важные

элементы

знаний, содействует успешному приобретению умений и навыков.

Под познавательной деятельностью понимается целенаправленный c

систематически

организованный

процесс

взаимодействия

учащихся

с

окружающим миром,

результатом

которого

является

овладение

системой

научных знаний и различными способами учебной деятельности.

Путь к активизации и эффективности познавательной деятельности,

учащихся

лежит

через

познавательную

активизацию

и

стимулирование

познавательного интереса.

1.2.

Пути активизации познавательного интереса и познавательной

деятельности школьников на уроках математики

12

Как было отмечено ранее, формирование познавательных интересов

учащихся – одна из важнейших задач современной системы обучения.

Рассмотрим

условия

формирования

познавательного

интереса,

описанные в педагогической литературе.

1.

Одним из основных условий стимулирования познавательного интереса

считают

активизацию

мыслительной

деятельности

учащихся,

основой

ее

развития, как и развития познавательной деятельности, называют решение

познавательных

задач,

ситуаций

активного

поиска,

мыслительного

напряжения,

столкновения

разных

позиций,

когда

необходимо

принять

решение, выбрать определенную точку зрения.

2.

Второе

условие

активизации

познавательного

интереса

выбор

оптимального уровня развития учащихся: постоянное усложнение учебной

работы,

овладение

все

более

сложными

и

совершенными

умениями,

направленными на решение более трудных задач познания.

3.

Третьим

условием

является

создание

благоприятной

эмоциональной

атмосферы

для

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

и

формирования познавательного интереса.

4.

Четвертым

условием

комфортное

общение

в

течение

учебного

процесса,

правильно

организованное

общение

на

уроке

способствует

укреплению познавательного интереса учащихся [31,с.56].

Особое место среди средств формирования познавательного интереса

учащихся

занимает

занимательность.

Под

занимательностью

понимают

средство привлечения интереса к изучению предмета или самому процессу,

способствующее

постепенному

переходу

от

стадии

ориентировки

познавательного

интереса

(ситуативного,

эпизодического)

к

стадии

устойчивого познавательного интереса [14, с. 99].

В качестве

занимательного

материала

по

математике,

как

правило,

выступает дидактический материал, направленный на создание интереса к

предмету [38, с.57]. Кроме того, использование занимательности на уроке

математики

помогает

освоению

учащимися

сложного,

трудного

для

13

понимания материала.

На первом этапе формирования познавательного интереса наиболее

эффективным

средством

выступает

игра

и

применение

ее

элементов

на

уроке.

Выступая

первоначально

в

качестве

эмоционального

компонента,

игры постепенно усложняются, направляя учащихся на решение конкретных

задач.

К заданиям такого вида относят: игры-путешествия, игры-упражнения,

игры-загадки,

кроссворды,

головоломки,

ребусы,

лабиринты,

игры-

соревнования, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и т.д.

Как

было

отмечено,

особая

роль

в

познавательном

процессе

принадлежит

интеллектуальной

активности,

связанной

с

преодолением

трудностей,

с

волевым

усилиями

учеников

при

решении

сложных

познавательных задач. Дидактическим средством, стимулирующим развитие

мышления школьников в процессе обучения и направленным на развитие

познавательного интереса, являются проблемные задания.

Проблемные задания вызывают неослабевающий интерес у учащихся к

изучаемому

материалу.

Разрешение

поставленной

проблемной

ситуации

создает

особое

психическое

состояние

ученика,

побуждающее

его

к

открытию

новых

знаний

о

предмете,

новых

способов

или

условий

выполнения

действий.

Таким

образом,

активизируется

мыслительная

деятельность учащихся, которая порождает интерес и необходимую учебную

мотивацию к изучению материала[1, с. 19].

Значимым

условием

формирования

познавательного

интереса

у

школьников является создание благоприятной эмоциональной обстановки, в

которой познавательный интерес может выступать и как отношение, и как

мотив. Эмоциональная обстановка, способствующая настрою учащегося на

познавательную

деятельность,

представляет

собой

самые

разнообразные

условия, относящиеся и к содержанию учебного материала, и к процессу

деятельности, и к коллективу класса. Совокупность всех этих условий для

формирования познавательного интереса имеет большое значение.

14

Таким

образом,

формируя

познавательные

интересы

учащихся,

необходимо

учитывать

ряд

условий:

создание

условий

стимулирования

мыслительной деятельности школьников за счет привлечения проблемных и

творческих заданий, постепенное усложнение учебного материала, создание

благоприятной эмоциональной обстановки и общения на уроке.

Рассмотрев понятие познавательного интереса, можно сделать вывод:

под

познавательным

интересом

понимается

отношение

человека

к

окружающей действительности, выраженное в стремлении к изучению ее

существенных свойств.

С

позиции

психологии

и

физиологии

познавательный

интерес

представляет собой сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и

эмоциональных процессов человека. Он, несомненно, влияет на развитие

памяти,

творческого

воображения,

внимания,

мышления

учащегося,

выступает мощным стимулом в развитии настойчивости в достижении цели,

целеустремленности, стремлении к достижению намеченного результата.

Учитель,

формируя

познавательные

интересы

учащихся,

должен

способствовать

созданию

условий

стимулирования

мыслительной

деятельности

школьников

за

счет

привлечения

проблемных

заданий,

постепенного

усложнения

учебного

материала,

создания

благоприятной

эмоциональной обстановки и общения на уроке.

Формированию познавательного интереса у школьников к предмету

«математика» также способствует использование в обучении и воспитании

младших школьников дифференцированного подхода.

1.3. Дифференцированный подход и использование его в обучении

математики

Основной

формой

организации

обучения

в

современной

школе

является

урок,

который

характеризуется

разнообразием

способов

организации учебной деятельности. Выделяют следующие формы учебной

15

работы на уроке:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.

Выясним,

какие

возможности

для

дифференциации

предоставляет

каждая форма работы.

При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностью

всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое

идейно-эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, организует их

сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако фронтальная

форма

организации

обучения

не

рассчитана

на

учет

индивидуальных

различий школьников.

Характеризуя

вторую

форму

учебной

работы

групповую,

нужно

отметить,

что

еще

К.Д.Ушинский,

рассматривая

вопросы

организации

учебного процесса в школах, рекомендовал делить класс на группы для того,

чтобы давать всем детям задания в соответствии с их подготовкой [37, c.79].

Дифференцированно-групповая

работа

предполагает

организацию

работы

групп

с

разными

учебными

возможностями,

поэтому

возникает

следующий

вопрос:

как

сгруппировать

учащихся

для

работы

на

уроке?

Наиболее сложной и в то же время основной проблемой становится выбор

тех свойств учащихся, на основе которых их группируют. В педагогической

литературе

часто

ограничиваются

выражениями

«сильный»,

«средний»

и

«слабый» ученик, не уточняя, в каком отношении он силен или слаб [13,

c.93].

Дифференцированно-групповая

форма

работы

требует

от

учителя

тщательного изучения индивидуальных особенностей учеников, правильного

определения их учебных возможностей. Знание этих возможностей позволяет

подбирать оптимальные условия для развития каждого школьника. Среди

особенностей учащихся, которые необходимо учитывать при организации

дифференцированного обучения, доминируют обученность, обучаемость [37,

16

c.25].

Высший уровень обучаемости отличает тех ребят, которые свободно

анализируют материал, выделяя существенные признаки, быстро обобщают,

абстрагируют,

легко

выводят

новые

понятия,

имеют

прочные

навыки

планирования,

самоконтроля,

обладают

способностью

свободно

совершенствовать разные учебные операции.

Высокий уровень обучаемости наблюдается у тех учеников, которые

испытывают некоторые затруднения только при анализе материала с весьма

сложной

структурой,

во

всех

других

ситуациях

свободно

отделяют

существенные

признаки

от

несущественных,

в

большей

части

обладают

самостоятельностью мышления, сформированными умениями планирования,

навыками самоконтроля, свободно совершают разные учебные операции.

Средний уровень обучаемости наблюдается у тех школьников, которые

испытывают трудности в анализе материала, в выделении существенных

признаков, но с помощью учителя справляются с заданием; такие ученики

зачастую

не

отличаются

самостоятельностью

мышления,

слабо

владеют

учебными

умениями

и

навыками,

не

умеют

рационально

планировать,

осуществлять самоконтроль.

Наконец, низкий уровень обучаемости характеризует тех учеников,

которые испытывают большие трудности в анализе материала, выделении

существенных

признаков

понятий,

обобщении,

абстрагировании,

слабо

владеют или совсем не владеют умениями и навыками умственного труда.

Помимо

обучаемости

учитель

также

должен

определить

уровень

обученности

учеников.

Одним

из

ориентиров

для

определения

уровня

обученности учащихся являются оценки, выставленные за ранее изученный

материал

в

классных

журналах.

Для

более

точного

определения

этого

качества

необходимо

тщательно

наблюдать

за

учебной

деятельностью

школьников,

проводить

с

ними

диагностирующие

работы.

Одним

из

наиболее

эффективных

и

удобных

методов

диагностики

являются

предметные тесты. Они состоят из коротких заданий, на которые учащийся

17

должен реагировать или составлением ответа (что часто представляет собой

заполнение пробелов), или комбинированием предложенных ему готовых

ответов (выбор правильного ответа, объединение подходящих элементов,

суждение о правильности представленных ответов и т.д.)[31, c.69].

Пригодность предметных тестов для диагностики знаний вытекает из

того, что этот вид контроля дает возможность составлять вопросы в объеме

всего предметного курса, к тому же результаты их хорошо сравнимы между

собой.

Третья

форма

учебной

работы

на

уроке

индивидуальная

представляет

собой

такую

организацию

обучения,

где

каждый

ученик

работает

самостоятельно,

проявляя

инициативу.

Темп

работы зависит от

учебных возможностей и подготовленности учащегося.

Дифференциацию

обучения

здесь

можно

осуществить

с

помощью

индивидуализированной

самостоятельной

работы.

Она

состоит

в

том,

что

учащимся

даются

не

одинаковые

задания,

а

задания,

которые

варьируются

в

зависимости

от

особенностей учащихся.

Рассмотрим,

как

дифференциация

может

включаться

в

процесс

обучения.

При

формировании

знаний

работа

может

быть

организована

следующим образом. Преподаватель сначала излагает материал всем. Затем

ученикам

с

высокими

учебными

возможностями

предлагает

работать

с

другими источниками знаний, а с остальными разбирает материал вторично,

уточняя отдельные моменты, еще раз аргументируя основные положения. На

этом

этапе

ученики

со

средними

и

низкими

учебными

возможностями,

отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания. Ученики

с

высокими

учебными

возможностями,

отличающиеся

познавательной

самостоятельностью, расширяют и углубляют знания [35, c.83].

Самые широкие возможности для дифференциации предоставляет этап

закрепления и применения знаний. На этом этапе урока необходимы прежде

всего

групповые

занятия

учащихся,

в

ходе

которых

они

бы

выполняли

конкретные задания, соответствующие их учебным возможностям. Много

18

возможностей

для

дифференциации

на

этапе

закрепления

и

применения

знаний имеется и у индивидуализированной самостоятельной работы.

При

организации

индивидуализированной

самостоятельной

работы

учитель может руководствоваться следующими схемами [12, c.49]:

Схема 1:

1) Общие задания;

2) Дополнительные задания более быстрым и сильным ученикам.

Схема 2:

1) Общие задания;

2) Разветвленные задания

более легкий вариант

средний вариант

более трудный вариант.

Схема 3:

Разветвленные задания

более легкий вариант

средний вариант

более трудный вариант.

Схема 4:

1) Разветвленные задания

более легкий вариант

средний вариант

более трудный вариант.

2) Общие задания.

Кроме того, можно использовать различные комбинации этих схем.

Эффективным

средством

для

учета

интересов

и

способностей

школьников являются и дифференцированные домашние задания, которые

могут

быть

направлены

на

дальнейшее

изучение

нового

материала,

на

закрепление и проверку знаний, умений и навыков учащихся. Например, при

19

изучении математики можно предлагать учащимся для домашнего решения

задачи разного уровня сложности, разное количество задач [41, c.34].

Это некоторые из способов реализации дифференциации в процессе

обучения.

Число

и

разнообразие

этих

способов

зависит

от

творческой

направленности и фантазии учителя, от его индивидуальных склонностей,

педагогического мастерства, от умения работать сразу со всем классом, и с

отдельным учеником в отдельности.

ГЛАВА 2. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ

ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса и

познавательной активности на уроке математики учащихся первых классов

на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

Опытно-экспериментальная

работа,

направленная

на

применение

дифференцированного

подхода

в

обучении

математике

для

учащихся

первого

класса,

проводилась

на

базе

МБОУ

«Мархинская

СОШ

имени

К.Д.Уткина».

В

качестве

экспериментального

класса

был

выбран

1

класс.

Испытуемых в классе – 13 учащихся с приблизительно одинаковым уровнем

обученности.

Для доказательства

гипотезы и

в

соответствии

с

поставленными в

начале исследования целями и задачами нами была организована и проведена

опытно-экспериментальная работа, в структуре которой было выделено три

этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этапы.

Проведенный эксперимент предполагал активизацию познавательного

интереса и познавательной деятельности школьников в процессе изучения

математики

на

основе

дифференциации.

Изучение

теоретических

основ

исследуемой темы обусловило выделение трех уровней сформированности

20

познавательного интереса школьников: низкий, средний и высокий – как

показателей активизации познавательного интереса.

Под низким уровнем сформированности познавательной активности

(воспроизводящая активность) мы понимаем неполное участие школьника в

учебной

познавательной

деятельности,

частичное

включение

ученика

в

учебный процесс, слабое проявление познавательного интереса к математике.

Ученик

стремится

понять

и

воспроизвести

материал

исключительно

по

образцу. Школьников этого уровня характеризует неустойчивость волевых

усилий и отсутствие у них интереса к знаниям. Этот уровень познавательной

активности

учащихся

соответствует

низкому

уровню

познавательного

интереса.

Под

средним

уровнем

(интерпретирующая

активность)

сформированности познавательной активности школьника мы понимаем его

участие в целом в учебном процессе и наличие периодически устойчивого

познавательного

интереса

на

уроке.

Школьник

стремится

понять

смысл

изучаемого

материала,

характер

связей

между

языковыми

единицами,

научиться применять знания в новых условиях. Учащегося характеризует

устойчивость волевых усилий: он, как правило, доводит начатое дело до

конца, при затруднении стремится найти пути решения. Данный уровень

познавательной

активности

учащихся

соответствует

среднему

уровню

познавательного интереса.

Высокому

уровню

познавательного

интереса

соответствует

тип

познавательной активности (поисковый, творческий) учащегося, которому

присущи интерес и стремление проникнуть глубоко в сущность языковых

явлений, постигнуть их взаимосвязь. Школьники полностью включаются в

учебную

деятельность

на

всех

этапах

урока

и

проявляют

высокий

познавательный интерес к познавательной деятельности.

На

констатирующем

этапе

нами

были

использованы

эмпирические

методы: метод наблюдения; анкетирование испытуемых (анкеты взяты из

методики

диагностики

познавательных

интересов,

предложенной

21

Н.Е.Елфимовой, а также методики диагностики познавательной активности

[27,

с.39]),

так

как

важной

составляющей

познавательной

активности

является познавательный интерес; также анализ продуктов деятельности.

Итак, цель:

-

выявить

уровень

развития

познавательного

интереса

у

детей

младшего школьного возраста;

В виду того, что не существует методики, которая могла бы наиболее

точно определить уровень познавательного интереса у каждого ученика, мы

определяли его исходя из беседы с учителем, наблюдений за учениками во

время уроков и на переменах, изучением документации (тетради, журнал

учителя).

Результат мы вписали в таблицу 2.1.1.:

Таблица 2.1.1.

Уровень развития познавательного интереса учащихся 1 класса

Фамилия, имя

Уровень познавательного интереса

1

Ученик 1

Средний

2

Ученик 2

Высокий

3

Ученик 3

Высокий

4

Ученик 4

Средний

5

Ученик 5

Средний

6

Ученик 6

Средний

7

Ученик 7

Средний

8

Ученик 8

Высокий

9

Ученик 9

Низкий

10

Ученик 10

Средний

11

Ученик 11

Низкий

12

Ученик 12

Средний

13

Ученик 13

Средний

Анализ

результатов

диагностического

этапа

исследования

позволил

нам определить уровни развития искомого качества: низкий – средний -

высокий.

22

Высокий уровень обучаемости наблюдается у тех учеников, которые

испытывают некоторые затруднения только при анализе материала с весьма

сложной

структурой,

во

всех

других

ситуациях

свободно

отделяют

существенные

признаки

от

несущественных,

в

большей

части

обладают

самостоятельностью мышления, сформированными умениями планирования,

навыками самоконтроля, свободно совершают разные учебные операции.

Средний уровень обучаемости наблюдается у тех школьников, которые

испытывают трудности в анализе материала, в выделении существенных

признаков, но с помощью учителя справляются с заданием; такие ученики

зачастую

не

отличаются

самостоятельностью

мышления,

слабо

владеют

учебными

умениями

и

навыками,

не

умеют

рационально

планировать,

осуществлять самоконтроль.

Наконец, низкий уровень обучаемости характеризует тех учеников,

которые испытывают большие трудности в анализе материала, выделении

существенных

признаков

понятий,

обобщении,

абстрагировании,

слабо

владеют или совсем не владеют умениями и навыками умственного труда.

Как видно из таблицы 2.1.2низкий уровень развития познавательной

активности наблюдается у2 учащихся, на среднем уровне находятся 8, на

высоком уровне находятся 3учащихся. Данные приведены в табл. 2.1.2. и

диаграмме 2.1.1.

Таблица 2.1.2

Показатели уровней развития познавательных интересов учащихся

Уровень

Количество учащихся

%

1

Высокий

3

23%

2

Средний

8

62%

3

Низкий

2

15%

Диаграмма 2.1.1.

23

С целью выявить уровень сформированности познавательного интереса

к обучению у учащихся нами была использована анкета, разработанная на

основе диагностики Н.Е.Елфимовой (см.Приложение 1).

Анкета состояла из 12 вопросов, которые были заданы школьникам.

Положительный ответ оценивался 1 баллом, отрицательный – 0 баллов.

Уровень

познавательного

интереса

рассчитывался

по

формуле:

количество баллов, деленное на количество вопросов и умноженное на сто

процентов. Результатом стал уровень познавательного интереса.

При выявлении уровня мы ориентировались на следующие критерии:

было

подсчитано

общее

количество

баллов

и

найден

процент,

соответствующий уровню познавательного интереса:

низкий уровень сформированности познавательного интереса –

от 30% до50%;

средний уровень сформированности познавательного интереса:

от 50% до75%;

высокий уровень познавательного интереса– от 75% до100%.

Итак,

в

ходе

диагностики

мы

получили

результаты

анкетирования

уровня познавательного интереса, представленные нами в таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3

15%

62%

23%

Диаграмма 1.

Уровень познавательного интереса

Низкий

Средний

Высокий

24

Результаты диагностики уровня познавательного интереса учащихся первого

класса

низкий

средний

высокий

36

40

24

Как

видно

из

таблицы,

преобладает

средний

уровень

сформированности познавательного интереса к обучению.

На

следующем

этапе

констатирующей

части

опытно-

экспериментальной

работы

нами

была

проведена

диагностика

познавательной активности школьников[24].

В ходе наблюдения над учебной деятельностью школьников на уроках

и на основе беседы учителями и родителями (см. Приложение 4) нами был

получен уровень познавательной активности ученика, или индекс мотивации

познавательной деятельности.

Так,

в

классе

из

13

испытуемых

4

учащихся

продемонстрировали

высокий уровень познавательной активности (31%), 6 человек – средний

(46%), 3 – низкий (23%).

Для подтверждения предыдущих результатов также была проведена

диагностика

уровня

познавательной

активности

на

основе

материалов

М.Лукьяновой

[17,

с.20],

в

результате

которой

получены

следующие

результаты.

Так, в классе наблюдался высокий уровень познавательной активности

20% из числа испытуемых,48% – средний, 32% – низкий. Средний индекс

познавательной активности учащихся класса составил 2,9.

Таким

образом,

уровень

познавательной

активности

испытуемых

находится на среднем уровне.

Выводы:

результаты

диагностики

познавательной

активности

и

познавательного интереса учащихся свидетельствуют о том, что высокий

уровень их сформированности мало представлен у школьников, большинство

испытуемых

в

первом

классе

имеют

средний

и

низкий

уровень

25

познавательной

активности

и

познавательного

интереса,

таким

образом,

существует объективная необходимость их активизации. На формирующем

этапе опытно-экспериментальной работы стояла задача: проверить, влияет ли

на

активизацию

познавательного

интереса

школьников

применение

дифференцированного подхода.

2.2. Активизация познавательного интереса учащихся на основе

использования дифференцированного подхода на уроке математики

В ходе организации формирующей части эксперимента мы учитывали,

что

активизация

познавательного

интереса и

познавательной

активности

школьников зависит не от того, сколько учебного времени выделено на нее, а

от

того,

насколько

школьники

самостоятельны

в

освоении

знаний

и

формировании практических умений и навыков.

При организации формирующего этапа опытно-поисковой работы мы

исходили из следующего: познавательная активность учащегося в сочетании

с

эмоциональным

отношением,

волевыми

усилиями

включаются

в

содержание

познавательного

интереса.

Как

было

отмечено,

под

познавательным интересом понимают средство активизации познавательной

деятельности школьника. Познавательный интерес способствует тому, что

процесс получения знаний становится привлекательным, заставляет думать

школьника, саморазвиваться. Л.С. Выготский придавал большое значение

познавательному интересу, его формированию у школьников, указывал на

его связь с познавательной активностью и деятельностью: «Он является

выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность

ребѐнка совпадает с его органическими потребностями» [13,с.154].

Н.Г.

Морозова

указывает,

что

«интерес

можно

определить

как

эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно

мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных

условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [22,

26

с.6].Так,

становление

познавательного

интереса,

его

формирование

обусловлено

познавательной

активностью

и

деятельностью

учащегося:

развивается

познавательная

активность

школьника

развивается

познавательный

интерес,

что

способствует

постижению

школьником

существенных связей, отношений, закономерностей познания.

Таким

образом,

система

работы

по

формированию

познавательных

интересов и познавательных действий школьника через его включение в

разные

виды

деятельности

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных

особенностей

позволяет

реализовать

цели

и

задачи

активизации

его

познавательного развития.

Цель формирующего этапа: формировать познавательный интерес и

стимулировать развитие познавательной деятельности учащихся на основе

дифференциации на уроке математики.

Задачи:

- организовать предметно – развивающую среду;

- разработать методические рекомендации;

- оценить эффективность методики.

Методика:

Цель методики – показать систему заданий, которые мы предлагали

детям.

Содержание работы:

-использование

на

уроках

разработанных

дифференцированных

заданий;

Рассмотрим

примеры

заданий

для

дифференциации

учебной

деятельности учащихся при обучении их решению задач на примере урока

математики (см. Приложение 5):

Задание №1

На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин. Сколько

машин на стоянке?

1 вариант.

27

1. Закончи краткую запись задачи:

Стояло –м

Приехали –м

Стало-м

2. Вспомни, как найти, сколько всего стало….

3. Используя схему, запиши выражение для решения задачи:

4. Запиши ответ.

2 вариант.

Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются

действием сложения (+)

действием вычитания (–)

а) На одном участке посадили 46 елок, а на другом 30.На сколько

больше елок посадили на первом участке?

б) На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин.

Сколько машин на стоянке?

в) В одной коробке лежало 20 карандашей, это на 4 карандаша больше,

чем в другой. Сколько карандашей во второй коробке?

3 вариант:

Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются

действием сложения (+)

действием вычитания (–)

а) На одном участке посадили 46 елок, а на другом 30. На сколько

больше елок посадили на первом участке?

б) На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин.

Сколько машин на стоянке?

в) В одной коробке лежало 20 карандашей, это на 4 карандаша больше,

чем в другой. Сколько карандашей во второй коробке.

Реши вторую задачу.

Закончи краткую запись задачи:

Стояло –м

28

Приехали –м

Стало-м

Вспомни, как найти, сколько всего стало….

Используя схему, запиши выражение для решения задачи:

Задание №2

Бабушка испекла 10 пирожков с капустой, а с мясом на 4 меньше.

Сколько пирожков с мясом испекла бабушка?

Вариант 1.

Реши задачу.

Вариант 2.

Каким действием решается задача?

Что мы будем искать?

Реши задачу.

Вариант 3.

Каким действием мы находим разность? А сумму?

Каким действием решается задача?

Что мы будем искать?

Реши задачу.

Пример: У поезда 16 колес, а у автомобиля на 12 меньше. Сколько

колес у автомобиля?

16-12=4

Ответ: у автомобиля 4 колеса.

Задание №3

Вариант 1:

Реши уравнение:х+6=9

Вариант 2: х+3=9

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как найти первое слагаемое?

Вариант 3:

29

Х+5=7

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как мы находим сумму?

Как мы находим первое слагаемое?

7-5=2

Х=2

Реши уравнение: х+3=9

Задание №4

Вариант 1:

Реши уравнение:х-5=2

Вариант 2: х-5=2

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как найти уменьшаемое?

Вариант 3:

Х-4=3

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Как мы находим разность?

Как мы находим вычитаемое?

3+4=7

Х=7

Реши уравнение: х-5=2

Задание №5.

Вариант 1:

Реши выражение: 3+(5-2)

Вариант2:

3+(5-2)

Что особенного в этом выражение?

30

Какое действие будем выполнять первым? А вторым?

Реши выражение.

Вариант 3:

3+(5-2)

Что особенного в этом выражение?

Какое действие будем выполнять первым? А вторым?

Рассмотри пример, затем реши выражение.

Пример:

4+(7-3)

7-3=4

4+4=8

4+(7-3)=8

Анализ показал, что поставленные цели решены, дети занимались с

удовольствием, проявляли интерес и активность в ходе занятий. В связи с

этим,

произошлиизменения,

которые

были

выявлены

также

с

помощью

наблюдения за учащимися, анализом документов на контрольном этапе.

В ходе формирующей части экспериментальной работы ставился ряд

задач:

1.

Разработать дидактический материал, направленный на формирование

познавательной

деятельности

и

познавательного

интереса

школьников

с

применением дифференцированного подхода на уроках математики.

2.

Апробировать

разработанную

нами

систему

работы

в

процессе

обучения математике.

Нами

также

были

использованы

следующие

методы:

контрольный

эксперимент, педагогическое наблюдение и опрос.

Основными

условиями

активизации

познавательного

интереса

и

познавательной деятельности учащихся стало:

1.

Сформированность

учебных

умений

школьников

(сравнивать,

анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу ит.д.).

2.

Создание мотивации изучения материала за счет четкого представления

31

о его нужности и значимости, а также за счет понимания учебной проблемы.

3.

Постановка учебной проблемы, понимаемой учащимися.

4.

Содержание

заданий,

отвечающее

задачам

стимулирования

познавательного интереса и познавательной деятельности школьников.

5.

Формирование

мотивационной

сферы

личностного

отношения

школьников к самостоятельной деятельности за счет доступности задания,

поддерживающего

их

уверенность

в

успехе;

создания

атмосферы

положительных переживаний успеха; системы поощрений.

Отбор форм работы на урок математики в основном был направлен на

формирование

познавательного

интереса

и

познавательной

деятельности

школьников.

Формирующий

этап

опытно-экспериментальной

работы

проходил

в

период с апреля 2020 года по май 2020 г.

Основными принципами организованной нами работы стали:

Применение дифференцированного подхода;

интеграция учебной

работы

с

разными

видами

деятельности

школьников (наблюдение над природой, различные игры, счет и игры).

2.3. Диагностика динамики познавательного интереса учащихся на

уроках математики на контрольном этапе работы

Цель:

- оценить эффективность используемой нами методики.

Контрольное

исследование

было

проведено

нами

с

целью

подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы: что если в

процессе

обучения

математики

будет

использован

дифференцированный

подход, то познавательный интерес учащихся повысится.

В

результате

контрольного

исследования

наблюдается

повышение

уровня познавательного интереса учащихся. Данные приведены в таблице

2.3.1:

32

Таблица 2.3.1

Уровень познавательного интереса на контрольном этапе

Фамилия, имя

Уровень познавательного интереса

1

Ученик 1

Средний

2

Ученик 2

Высокий

3

Ученик 3

Средний

4

Ученик 4

Средний

5

Ученик 5

Средний

6

Ученик 6

Средний

7

Ученик 7

Высокий

8

Ученик 8

Высокий

9

Ученик 9

Средний

10

Ученик 10

Средний

11

Ученик 11

Средний

12

Ученик 12

Средний

13

Ученик 13

Низкий

Как видно из таблицы 2.3.1, на низком уровне находится 1 учащийся,

на среднем уровне 9, на высоком уровне 3детей.

Эти

данные

мы

так

же

представляем

в

виде

таблицы

2.3.2

и

электронных диаграмм 2.3.1, 2.3.2, данные которой находятся в % (общее

количество детей взято за 100%). В диаграмме 2.3.2 приведен сравнительный

анализ

данных

на

уровня

развития

познавательных

интересов

на

констатирующем и контрольном этапах.

Таблица 2.3.2

Результаты диагностики уровня познавательного интереса учащихся первого

класса на контрольном этапе

низкий

средний

высокий

8%

34%

58%

Диаграмма 2.3.1

33

Диаграмма 2.3.2

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов

Как видно из диаграммы, количество учащихся с низким уровнем стало

8%, со средним уровнем познавательного интереса стало 34%, с высоким

уровнем – 58%.

Опытно- экспериментальная работа показала, что у детей повысился

интерес к математике, они стали более активны не только на занятиях, но и в

повседневной деятельности. Таким образом, данное исследование показало,

8%

34%

58%

0%

Диаграмма 2.

Уровень познавательного интереса

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

15%

62

23

8

34

58

Констатирующий эксперимент

контрольный эскперимент

34

что

формирование

познавательного

интереса

у

младших

школьников

к

математике

успешно

осуществляется

в

процессе

использования

дифференцированного

математического

материала.

Это

возможно

при

условии систематического использования дифференцированного материала

как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом

взрослому

важно

обеспечить

детскую

активность и

самостоятельность в

процессе поиска решения.

На

контрольном

этапе,

так

же,

как

и

на

констатирующем,

были

использованы

эмпирические

методы:

метод

наблюдения,

анкетирование

(методика диагностики познавательных интересов Н.Е. Елфимовой, методика

диагностики познавательной активности М. Лукьяновой).

С целью выявления уровня сформированности познавательного интереса

у

школьников

нами

была

использована

анкета

из

диагностических

материалов Н.Е.Елфимовой. В ходе наблюдения мы обращали внимание на

присутствие

у

школьников

интереса

к

математике,

любознательности,

активности

и

эмоциональности

учащихся

на

уроке,

а

также

на

уровень

самостоятельности

в

ходе

выполнения

работы.

В

результате

нами

было

отмечено, что школьники проявляют большой интерес к работе, имеют в

целом положительную мотивацию и эмоциональный настрой. Кроме того,

увеличилась производительность труда: вместо 10-12 минут на выполнение

задания одинакового объема и степени трудности стало уходить 6-8минут.

Повторно было проведено диагностическое анкетирование на основе

методики Н.Е. Елфимовой. Учащимся задавались те же вопросы, что и на

констатирующем этапе (см. Приложение 1). Анкета состояла из 12 вопросов,

которые

были

заданы

школьникам.

Положительный

ответ

оценивался

1

баллом,

отрицательный

0

баллов.

Расчет

производился

по

формуле:

количество баллов, деленное на количество вопросов и умноженное на сто

процентов. Результатом стали показатели уровня познавательного интереса.

Практическая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной

работы по активизации познавательного интереса школьников на уроках

35

математики.

Констатирующий

этап

опытно-экспериментальной

работы

выявил

проблему

исследования,

определил

уровень

сформированности

познавательной

активности

и

познавательного

интереса,

показателей

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

на

начало

эксперимента.

Формирующий

этап

эксперимента

был

направлен

на

активизацию

познавательного

интереса

и

познавательной

активности

школьников

на

основе дифференциации на уроке математики.

Диагностика уровня сформированности познавательной активности и

познавательного интереса школьников на уроке математики на контрольном

этапе показала эффективность примененной системы работы.

Уровень познавательного интереса детей первого класса повысился:

стало меньше учащихся с низким и средним уровнем познавательного

интереса на 7% и 28%, а вот количество учащихся с высоким уровнем

сформированности

познавательного

интереса

увеличилось

на

35%.

Данные

результаты

подтверждают

рост

познавательного

интереса

школьников.

Таким образом, цель проведенного исследования достигнута, задачи

решены, гипотеза нашла практическое подтверждение в ходе реализации

опытно-экспериментальной работы.

Действительно,

организация

обучения

математики

на

основе

применения

дифференцированного

подхода

активизирует

процесс

формирования познавательного интереса учащихся.

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование познавательного интереса школьников характеризуется

в

педагогике

как

одна

из

важных

составляющих

процесса

обучения,

благодаря

чему

осуществляется

целенаправленное,

систематическое,

организованное

овладение

учащимися

системой

научных

знаний

и

представлений

об

окружающем

мире

и

разными

способами

учебной

деятельности.

Активизация познавательного интереса и познавательной активности

школьников – это путь к эффективности познавательной деятельности.

Под познавательным интересом понимают активную познавательную

направленность, связанную с положительным эмоциональным отношением

школьника к изучению предмета, с преодолением трудностей и радостью

познания личности в процессе освоения знаний о мире и себе, созданием

атмосферы успеха, с самовыражением.

Познавательный интерес тесно связан с проявлением познавательной

активности учащихся – постоянно изменяющимся, качественным свойством

личности,

направленным

на

осознание

предмета

познавательной

деятельности с целью достичь конечный, значимый результат.

Формирование

познавательного

интереса

и

познавательной

деятельности опирается на принципы:

проблемности,

максимальной адекватности

учебно-познавательной деятельности характеру практических задач,

взаимообучения,

исследования изучаемых проблем,

самообучения, индивидуализации,

мотивации.

Практическая

глава

исследования

посвящена

описанию

опытно-

37

поисковой работы по активизации познавательного интереса школьников на

уроках математики на основе применения дифференцированного подхода.

Проведенный эксперимент предполагал активизацию познавательной

активности и познавательного интереса школьников в процессе изучения

математики

с

привлечением

дифференцированного

дидактического

материала. В связи с тем, что все познавательные процессы связаны общей

структурой и функционированием познавательной сферы школьника, этот

фактор

необходимо

учитывать

при

решении

проблемы

активизации

познавательного

интереса

учащихся.

Так,

для

диагностики

динамики

познавательного интереса нами были определены уровни сформированности

познавательной активности и познавательного интереса школьников: низкий,

средний и высокий.

В

ходе

констатирующего

этапа

опытно-экспериментальной

работы

была

определена

проблема

исследования,

выявлен

на основе диагностик

уровень сформированности познавательной активности и познавательного

интереса учащихся.

Формирующий

этап

эксперимента

был

направлен

на

активизацию

познавательной

деятельности

школьников

и

познавательного

интереса

учащихся

экспериментального

класса

на

основе

использования

дифференцированного материала.

Диагностика уровня сформированности познавательной активности и

познавательного интереса школьников на уроке математики на контрольном

этапе показала эффективность разработанной системы работы.

Уровень познавательного интереса детей первого класса повысился:

стало

меньше

учащихся

с

низким

и

средним

уровнем

познавательного

интереса на 7% и 28%, а вот количество учащихся с высоким уровнем

сформированности познавательного интереса увеличилось на 35%. Данные

результаты подтверждают рост познавательного интереса школьников.

Таким образом, цель проведенного исследования достигнута, задачи

решены, гипотеза нашла практическое подтверждение в ходе реализации

38

опытно-поисковой работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев.

– Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 254с.

2.

Бабанский,

Ю.К.

Оптимизация

учебно-воспитательного

процесса.

Методические основы / Ю.К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 2008. – 193с.

3.

Божович, Л.И. Возрастные закономерности формирования личности

ребѐнка / Л.И. Божович // АПН. – 2006. – №5. – С.5-8

4.

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. –

Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 400с.

5.

Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к

самообразованию / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 2005. – 513с.

Выготский

Л.С.

Педагогическая

психология

/Л.С.

Выготский.

Москва:

АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 672с.

6.

Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов /

П.Я. Гальперин. – Москва: Книжный дом «Университет», 1999. –332с.

7.

Голомшток, А.Я. Анкета интересов / А.Я. Голомшток // Воспитание

школьников. –2007. – №1. – С. 57-60.

8.

Гордон, Л.А.

Психология

и

педагогика

интереса

/

Л.А.

Гордон

// Радяньска школа. – 2000. – №11. – С.33-41.

9.

Давыдов,

В.В.

Теория

развивающего

обучения

/

В.В.

Давыдов.

Москва: Академия, 2004. – 288с.

10.

Дейкина,

А.Ю.

Познавательный

интерес:

сущность

и

проблемы

изучения

/

А.Ю. Дейкина. – М.: МПГУ, 2007. – 475 с.

11.

ДорофеевГ.В.,КузнецоваЛ.В.«Дифференциация

в

обучении

математике».//Математикавшколе.1990.-№4.

12.

Жужгова, К.А. Дифференциация в процессе обучения математике /

К.А. Жужгова. – М.,2005. – 156 с.

39

13.

Клевченя,

М.С

Психологические

проблемы

дифференцированного

обучения

//Актуальныепроблемыдифференцированногообучения.

Мн.,«Народнаяасвета»,1999.

14.

Королѐва,

К.П.

Формирование

познавательных

интересов

и

творческого

отношениякучению/К.П.Королѐва.–

Свердловск:Свердл.ГПИ,2008.– 159 с.

15.

Коротяев, Б.И. Учение – процесс творческий / Б.И. Коротяев. – М.:

Просвещение, 2007. – 159с.

16.

Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности /И.Я. Лернер. –

М.: Просвещение, 2007. – 86с.

17.

Лукьянова,

М.

Учебная

мотивация

как

показатель

качества

образования / М. Лукьянова // Народное образование. – 2001. – №8. –С.16-20

18.

Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для

учителя/ А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 2007. – 323 с.

19.

Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического

развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М. : МПСИ, 2004. – 512с.

20.

Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие /

Сост. Е.Е. Миронова – Москва: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 87 с.

21.

Монахов,В.М.,Орлов,В.А.,Фирсов,В.В.Проблемадифференциацииобуч

ениявшколе / В.М.Монахов. В.А.Орлов, В.В.Фирсов. – М.,1990. – 250 с.

22.

Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова //

Диагностика и психология. – 2009. – №2. – С.5

23.

Мухина, В.С. Возрастная психологии: Учебник для студ. вузов.-7-е

изд. / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.

24.

Мясищев,

В.Н.

Структура

личности

и

отношение

человека

к

действиям / В.Н. Мясищев. – М.: Просвещение, 2006. – 184с.

25.

Огородников,

И.Т.

Основные

проблемы

и

методика

изучения

эффективности урока по основам наук в школе / И.Т. Огородников. – М.:

МГПИ, 2005. – 32с.

40

26.

Педагогика

/

Под

ред.

П.И.

Пидкасистого.

М.:

Педагогическое

общество России, 2005. – 640с.

27.

Педагогические проблемы формирования познавательных

интересов

учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 2007. – 208с.

28.

Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. –

М.: Большая Российская Энциклопедия, 2013. – 528с.

29.

Перевозный,А.В.Дифференциацияшкольногообразования:историяисов

ременность / А.В.Перевозный. – Мн.,1996.

30.

Петровский, A.B. Мотивация как проявление потребностей личности/

A.B. Петровский // Общая психология. – 2010. – №7. – С. 101-117 38.

31.Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в

процессе изучения / О.П. Савельева.– М.: Просвещение 2006. – 133 с.

32.

Савина,

Ф.К.

Формирование

познавательных

интересов

учащихся

в

условиях

реформы

школы:

Учеб.

пособие

к

спецкурсу

/

Ф.К

Савина.–

Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2007. –67с.

33. Сафин, В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника / В.Ф.

Сафин.– Уфа: КраП, 2006. – 96с.

34.

Селевко,

Г.К.

Современные

образовательные

технологии

//Учебное

пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256с.

35. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин. –

М.: Просвещение, 2007. – 320с.

36.

Утеева,

Р.А.

Дифференцированные

формы

учебной

деятельности

учащихся.// Математика в школе. – №5. – с.32-33.

37. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф.

Егоров. – М.: Педагогика, 2010. –391с.

38. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

(с изменениями на 23 июня 2015 года). – М.: Просвещение, 2015. – 406с.

39. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. – М.:

Педагогика, 2004. – 355с.

40.

Щукина,

Г.И.

Методика

диагностики

познавательной

активности

41

учащихся / Г.И. Щукина, Е.В. Коротаева, А.К. Маркова. – М.: Наука, 2013. –

45с.

41.

Щукина,

Г.И.

Методы

изучения

и

формирования

познавательных

интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2007. – 358с.

42.

Юрченко,

О.

Из

опыта

использования

групповой

формы

работы

//

Математика. – 2006. – №21.

42

Приложение 1

Анкета для диагностики уровней сформированности познавательных

интересов школьников (Елфимова Н.Е)

1.

Это интересный предмет

2.

Мне нравится, как учитель ведет урок

3.

Учитель интересно объясняет

4.

У меня хорошие отношения с учителем

5.

Получаю удовольствие от урока

6.

Интересны отдельные факты

7.

Учитель часто хвалит

8.

Родители считают его важным

9.

Он требует терпения

10.

Он считается выгодным

11.

Просто интересно

12.

Он влияет на изменение знаний об окружающем мире

43

Приложение 2

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И.

Щукиной, Т.И. Шамовой)

Уровни

познавательной

активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Нулевой уровень

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя,

не проявляет желания к самостоятельной работе,

предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень

Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением

учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания,

овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень

отличается неустойчивостью волевых усилий

школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению

знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».

Средний уровень

Интерпретирующая активность. Характеризуется

стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого

содержания, стремлением познать связи между явлениями и

процессами, овладеть способами применения знаний в

измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых

усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится

довести начатое дело до конца, при затруднении не

отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень

(творческий)

Характеризуется интересом и стремлением не только

проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей,

но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых

качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении

цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

44

Приложение 3

Методика диагностики познавательной активности учащихся на основе

исследований Г.И.Щукиной, Е.В.Коротаевой, А.К.Марковой

I.

Внешние критерии оценки познавательной активности:

1.

Поисковая направленность учения (привлечение различных

источников знаний, кроме обязательных)

2.

Приобретение знаний через различные формы работы (в том числе

внеклассные).

3.

Выполнение самостоятельного домашнего задания, направленного

на закрепление материала (с учетом отрицательного, нейтрального,

положительного и активного отношения к обучению).

4.

Благоприятные отношения с учителем.

5.

Активное общение, обмен информацией с другими школьниками.

6.

Эффективность учебной работы за определенный промежуток

времени.

7.

Самостоятельность в процессе выполнения заданий.

8.

Знакомство с дополнительной литературой.

9.

Успеваемость.

10.

Эмоциональная реакция учащегося на конец урока.

II.

Внутренние критерии оценки познавательной активности:

1.

Эмоциональная реакция на процесс обучения (чувство

удовлетворения в разрешении познавательными потребностями).

2.

Потребность в усвоении знаний, нестандартным решениям и

творчеству.

3.

Мотивация (состояние ученика, основанное на основе стойкого

45

интереса к процессу обучения);

4.

Внимание (направленность и сосредоточенность деятельности

учащихся на предмете обучения).

12 балльная шкала:

Низкий уровень: 0-3, 0*15, 3*15// 0-45 баллов. Частично-активный уровень

(ЧА):46-59.

Относительно-активный уровень (ОА): 4-6 (4*15;6*15) // 60-90. Рецептивно-

активный уровень (РА):91-104.

Исполнительно-активный уровень ( ИА): 7-9(7*15; 9*15) // 105-135.

Рефлексивно-активный уровень (РфА):136-149.

Творческий уровень (Т): 10-12 (10*15, 12*15 // 150-180.

46

Приложение 4

Диагностика познавательной активности учащихся на основе исследования

М.Лукьяновой

Карта для диагностики познавательной активности школьника

1.

Как долго ученик занимается умственной деятельностью (кроме уроков

в школе)?

а) часто (5 баллов); б) иногда (3 балла);

в) очень редко (1 балл).

2.

Как ведет себя ученик, когда задан вопрос на сообразительность? а)

предпочитается помучиться, но сам находит ответ (5баллов);

б) когда как (3 балла);

в) предпочитает получить готовый ответ от других (0 баллов). 3.Много ли

читает ученик дополнительной литературы?

а) постоянно много (5 баллов); б) мало читает (3 балла);

в) не читает совсем (0 баллов).

4.

Насколько эмоционально относится к интеллектуальной деятельности?

а) очень эмоционально (5 баллов);

б) средний уровень выраженности эмоций (3 балла); в) эмоции ярко не

выражены (1 балл).

5.

Часто ли ученик задает вопросы? а) часто (5баллов);

б) иногда (3балла);

в) не задает совсем (0 баллов).

Примечание: беседуя с учеником, наблюдая за его поведением на

уроках, беседуя с родителями, можно заполнить данную карту. Подсчитав

47

средний балл, получим индекс познавательной активности ученика, или

индекс мотивации познавательной деятельности

1.

от 3,5 до 5 – высокий уровень познавательной активности;

2.

от 2,5 до 3,5 – средний уровень познавательной активности;

3.

меньше 2,5 – низкий уровень познавательный активности.

48

Приложение 5

Пример конспекта урока по математике в первом классе с

дифференцированными заданиями

Цель: формировать навыки устного счёта в пределах 10.

Задачи:

Образовательная:

сформировать навыки устного счёта в пределах 10, знание состава чисел, умение решать

простые задачи изученных типов.

Развивающая:

способствовать развитию логического мышления, умению наблюдать и анализировать.

Воспитательная:

воспитывать дружбу, стремление прийти на помощь товарищу, формировать

положительную мотивацию учебной деятельности.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.

Методы и приемы: фронтальная работа, парная работа, самостоятельная работа.

Оборудование: карточки для работы в парах, веер 1- 10, презентация с домиками на состав

чисел, компьютер, экран.

I. Организационный этап. Психологический настрой.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас -

Математика сейчас.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Повернитесь,

давайте все вместе поздороваемся. Мы повторим состав чисел в пределах 10. Будем

решать примеры и задачи, сравнивать выражения.

Сегодня на урок пришёл герой сказки. Догадайтесь, кто?

Я мальчишка - шалунишка,

Знаменитый коротышка,

Мне учиться ни к чему,

Без учебы все пойму.

Незнайка.

Ребята, Незнайка немного загрустил. Как вы думаете, почему?

Поможем ему научиться тому, чему научились вы на уроках математики?

Незнайка будет наблюдать, как вы работаете на уроке и учиться.

1. Устная разминка.

Приготовили веер с цифрами.

- к 2 прибавить 7

- 6 да 2 – это …

- 4 и 3сложите

- 10 минус 3

- к 5 прибавить 3

- от 9 отнять 3

2. Игра «Кто быстрее».

49

Раздаю листы с примерами. Вам даётся 2 минуты. Кто больше решит примеров за это

время.

2) Индивидуальная работа. «Засели домики» (карточки)

В этих домика живут числа. Нужно поселить числа в окошки.

Состав чисел 10, 9, 8,

(Ученики пишут числа в окошки домиков)

Проверьте по доске. По слайду.

Слайд: 1,2,3

3) Работа в тетради.

Слайд:4

Найди закономерность и продолжи ряд чисел.

1, 3, 5, . , .

10, 8, 6, . , .

(дети находят закономерность и продолжают ряды чисел)

4) Устно:

На доске пишу пример 6+1-3+2-4=

Поиграем в игру «Секретик». Кто первым решит пример – поднимает руку. Подходит ко

мне, шепчет «по секрету» ответ. (Если правильный ответ, стоит рядом со мной и

принимает ответы других учеников, если неверно, садится и решает снова.)

Числа составили цепочку. Найди значение выражения.

IV Физминутка.

5. Решение задач.

Задание №1

На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин. Сколько машин на стоянке?

1 вариант.

1. Закончи краткую запись задачи:

Стояло – м

Приехали – м

Стало - м

2. Вспомни, как найти, сколько всего стало….

3. Используя схему, запиши выражение для решения задачи:

4. Запиши ответ.

2 вариант.

Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются

действием сложения (+)

действием вычитания (–)

а) На одном участке посадили 46 елок, а на другом 30.На сколько больше елок посадили на первом участке?

б) На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин. Сколько машин на стоянке?

в) В одной коробке лежало 20 карандашей, это на 4 карандаша больше, чем в другой. Сколько карандашей

во второй коробке?

3 вариант:

Отметь те задачи, которые, по-твоему, решаются

действием сложения (+)

действием вычитания (–)

а) На одном участке посадили 46 елок, а на другом 30. На сколько больше елок посадили на первом участке?

б) На стоянке стояло 59 машин. Потом подъехали еще 13 машин. Сколько машин на стоянке?

в) В одной коробке лежало 20 карандашей, это на 4 карандаша больше, чем в другой. Сколько карандашей

во второй коробке.

Реши вторую задачу.

Закончи краткую запись задачи:

Стояло – м

Приехали – м

Стало - м

Вспомни, как найти, сколько всего стало….

Используя схему, запиши выражение для решения задачи:

50

6. Станция «Дружная»

Работа в парах в рабочих тетрадях.

Ребята, Незнайка хочет вам сказать:

- Спасибо, ребята, да вот задача:

Но никак её выполнить не могу.

Я прошу вас, помогите,

И уж числа мне сравните.

Слайд:5

9*9-1 3*3+4

7*7+3 8*8-3

(Дети работают в парах, сравнивают выражения. Вместо окошек вставляют знаки

«больше», «меньше» ).

2.Станция «Геометрическая»

Слайд:6

-ломаная -1

-луч-2

-прямоугольник -3

-отрезок -4

-прямая-5

-многоугольник-6

-Проверка по слайду

VII. Подведение итогов.

Наш урок заканчивается.

Ребята, Незнайка хочет сказать вам спасибо, он многому научился у вас

Чем на уроке мы занимались?

Что повторяли?

Что понравилось на уроке?



В раздел образования