Автор: Павлова Елена Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 8
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: "Техники эффективного слушания"
Раздел: среднее образование
Техника эффективного
Техника эффективного
педагогического
педагогического
общения
общения
«Принцип сэндвича»
1.Хорошая информация о ребенке должна
предшествовать плохой, а завершение
беседы проходит снова на «хорошей» ноте.
2. Педагог говорит только о поступке, а не
личности ребенка.
3. Выявление сильных сторон ребенка, что
может стать опорой для поиска
конструктивного решения проблемы.
Использование речевых штампов
«Вера Алексеевна! Я требую ...!»
«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...»
«Вера Алексеевна! Я прошу ...»
«Саша постоянно .., сегодня он снова
...»
«Вы не замечали, что в последнее время ...» «Как
вы думаете, с чем это может быть связано?»
«Ваш ребенок ... (такой-то), все
время ... »
«Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы
думаете, что может этому быть этому
причиной?»
«У Саши ( такие-то проблемы) .., вам
обязательно нужно показаться к ...
(врачу, психологу, психиатру)
«Как вы думаете, с каким специалистом вам лучше
обсудить ..?»
«Давайте вместе попробуем поступить…(так или
так)»
«Давайте вместе подумаем, как ...»
«Мы с вами могли бы помочь Саше ...»
«Как мы можем помочь вам в том чтобы ...»
Передача негативной
информации о ребенке в
позитивном ключе
«Ваня сегодня смог целых 10
минут внимательно
выполнять задание и ни разу
не отвлекся.»
«Ваня не может усидеть
спокойно больше
10 минут, постоянно
отвлекается.»
Стиль «Адвокат»
«Какой бы серьезной ни была ситуация, мы
попытаемся найти выход, и я протягиваю вам
руку помощи»
«Я не обвиняю вас и вашего ребенка в
случившемся. Если это произошло, значит, на
это все же есть какие-то причины»
«Для меня важно не выявление этих причин
(кто прав, кто виноват - решать не мне), не
выражение своего одобрения или порицания, а
оказание помощи в сложившейся ситуации»
«Я педагог, и моя профессиональная задача -
дать знания ребенку, которые он сможет
использовать в жизни»
Алгоритм построения
«Я – высказывания»
Объективное описание произошедшего (без
собственной оценки происходящего).
«Когда я вижу, что…»
«Когда я слышу…»
«Когда я сталкиваюсь с тем, что…»
Точная вербализация своих чувств, возникших у
говорящего в напряженной ситуации.
«… я чувствую раздражение (беспомощность, боль,
огорчение и т.д.)»
Описание причины возникновения чувства.
Выражение просьбы.
Кодекс общения
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и
быть
приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние
родителей
Находить возможность каждый раз говорить
родителям
что-нибудь положительное о ребенке.
Давать родителям возможность высказаться, не
перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении
с
родителями, подавать пример воспитанности и
такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример
уступчивости.
Активное слушание
Прием отражения
чувств
«Мне кажется, что вы чувствуете...»
«У меня такое ощущение, что вы чем-то...»
«Я вижу, что вы очень сердиты».
Прием выяснения
«Не повторите ли вы еще раз?»
«Что вы имеете в виду?»
«Не объясните ли вы это?»
«Извините, я не совсем понял вас...»
Прием
перефразирования
«Если я вас правильно понял, то...»
«Другими словами, вы считаете...»
Прием
резюмирования
«Таким образом, главное...»
«Итак, вы предлагаете...»
«Ваша основная идея, как я понял, в том,
что...»,
«Если теперь подытожить сказанное
вами…»