Напоминание

"Техники эффективного слушания"


Автор: Павлова Елена Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 8
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: "Техники эффективного слушания"
Раздел: среднее образование





Назад




Техника эффективного

Техника эффективного

педагогического

педагогического

общения

общения

«Принцип сэндвича»

1.Хорошая информация о ребенке должна

предшествовать плохой, а завершение

беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

2. Педагог говорит только о поступке, а не

личности ребенка.

3. Выявление сильных сторон ребенка, что

может стать опорой для поиска

конструктивного решения проблемы.

Использование речевых штампов

«Вера Алексеевна! Я требую ...!»

«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...»

«Вера Алексеевна! Я прошу ...»

«Саша постоянно .., сегодня он снова

...»

«Вы не замечали, что в последнее время ...» «Как

вы думаете, с чем это может быть связано?»

«Ваш ребенок ... (такой-то), все

время ... »

«Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы

думаете, что может этому быть этому

причиной?»

«У Саши ( такие-то проблемы) .., вам

обязательно нужно показаться к ...

(врачу, психологу, психиатру)

«Как вы думаете, с каким специалистом вам лучше

обсудить ..?»

«Давайте вместе попробуем поступить…(так или

так)»

«Давайте вместе подумаем, как ...»

«Мы с вами могли бы помочь Саше ...»

«Как мы можем помочь вам в том чтобы ...»

Передача негативной

информации о ребенке в

позитивном ключе

«Ваня сегодня смог целых 10

минут внимательно

выполнять задание и ни разу

не отвлекся.»

«Ваня не может усидеть

спокойно больше

10 минут, постоянно

отвлекается.»

Стиль «Адвокат»

«Какой бы серьезной ни была ситуация, мы

попытаемся найти выход, и я протягиваю вам

руку помощи»

«Я не обвиняю вас и вашего ребенка в

случившемся. Если это произошло, значит, на

это все же есть какие-то причины»

«Для меня важно не выявление этих причин

(кто прав, кто виноват - решать не мне), не

выражение своего одобрения или порицания, а

оказание помощи в сложившейся ситуации»

«Я педагог, и моя профессиональная задача -

дать знания ребенку, которые он сможет

использовать в жизни»

Алгоритм построения

«Я – высказывания»

Объективное описание произошедшего (без

собственной оценки происходящего).

«Когда я вижу, что…»

«Когда я слышу…»

«Когда я сталкиваюсь с тем, что…»

Точная вербализация своих чувств, возникших у

говорящего в напряженной ситуации.

«… я чувствую раздражение (беспомощность, боль,

огорчение и т.д.)»

Описание причины возникновения чувства.

Выражение просьбы.

Кодекс общения

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и

быть

приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние

родителей

Находить возможность каждый раз говорить

родителям

что-нибудь положительное о ребенке.

Давать родителям возможность высказаться, не

перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении

с

родителями, подавать пример воспитанности и

такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример

уступчивости.

Активное слушание

Прием отражения

чувств

«Мне кажется, что вы чувствуете...»

«У меня такое ощущение, что вы чем-то...»

«Я вижу, что вы очень сердиты».

Прием выяснения

«Не повторите ли вы еще раз?»

«Что вы имеете в виду?»

«Не объясните ли вы это?»

«Извините, я не совсем понял вас...»

Прием

перефразирования

«Если я вас правильно понял, то...»

«Другими словами, вы считаете...»

Прием

резюмирования

«Таким образом, главное...»

«Итак, вы предлагаете...»

«Ваша основная идея, как я понял, в том,

что...»,

«Если теперь подытожить сказанное

вами…»



В раздел образования