Автор: Безрукова Елена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 75
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Дошкольное образование в цифровой интерактивной среде
Раздел: дошкольное образование
Безрукова Елена Викторовна,
Старший воспитатель МБДОУ № 75 «Лебедушка»
«Дошкольное образование в цифровой интерактивной среде»
(из опыта работы)
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не
такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что
изменилась
природа
самого
ребенка
или
закономерности
развития.
Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания
взрослых от детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в
детском саду.
Дошкольное образование должно создать условия для развития детей в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Поэтому
современная
образовательная
среда
детского
сада
включает
информационные технологии как одну из важнейших составляющих.
В
МБДОУ
№
75
«Лебедушка»
реализуется
долгосрочный
проект
«Дошкольное
образование
в
цифровой
интерактивной
среде».
Педагоги
трех
возрастных групп (среднего-4-5 лет и старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7
лет) используют в образовательном процессе цифровую платформу «Мобильное
электронное образование» (МЭО).
МЭО - это инструмент, который обеспечивает единую методологическую
платформу для решения единых задач, достижения дидактических целей для того,
чтобы обучение стало системным, а успешность заложена именно в системности.
Цель проекта: Формирование творческой личности ребенка-дошкольника,
готового к обучению в школе средствами информационно-образовательной среды
«Мобильное Электронное Образование».
Задачи проекта:
-Создать
информационно-образовательную
среду
для
дошкольного
обучения
на
основе
внедрения
в
образовательный
процесс
информационно-
образовательной системы «МЭО».
-Организовать
образовательную
деятельность
воспитанников
с
использованием Мобильного электронного образования.
-Повысить
уровень
профессиональной
компетентности
педагогов
по
вопросам
применения
технологий
мобильного
обучения
в
образовательном
процессе.
-
Повысить
мотивацию
родителей
использовать
ресурс
Мобильного
электронного образования совместно с ребенком вне детского сада.
Срок реализации проекта: 3 года (2019-2022 учебные годы).
Проект построен на основе модульного принципа:
Модуль
1-осуществление
деятельности
с
коллективом
МБДОУ
по
применению
технологий
мобильного
обучения
в
образовательном
процессе
с
использованием комплексной электронной образовательной системы «МЭО»
Модуль 2-создание условий для объединения усилий семьи и МБДОУ по
организации
образовательной
деятельности
воспитанников
с
использованием
МЭО (организация работы с родителями (законными представителями))
Модуль 3-Организация работы с воспитанниками МБДОУ.
Промежуточные итоги 1 модуля:
Воспитатели используют МЭО для организации развивающих занятий с
детьми
и
других
видов
детской
деятельности
(двигательная,
игровая,
коммуникативная,
изобразительная,
музыкальная,
п о з н а ват е л ь н о -
исследовательская деятельность, конструирование, восприятие художественной
литературы и фольклора), а также для организации индивидуальной работы с
детьми. Перспективное планирование составлено на каждую возрастную группу
с
учетом
утвержденного
тематического
планирования
МБДОУ
и
с
учетом
требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования.
Работа с педагогами
•Педагоги
МБДОУ
приняли
участие
в
организационном
вебинаре
«Применение технологий мобильного обучения в образовательном процессе с
использованием
комплексной
электронной
образовательной
системы
«МЭО.
Детский сад».
•Знакомство
педагогов
с
системой
«МЭО».
(Первичное
знакомство
педагогов с МЭО включает самостоятельное изучение руководства пользователя
и просмотр записей обзорных вебинаров по МЭО).
•Подготовлен
кабинет
МБДОУ,
технически
оснащенный.
(Проверка
оборудования
на
соответствие
минимальным
техническим
требованиям,
обеспечивающих условия использования МЭО в учебном процессе).
•Участие педагогов-пользователей в программе повышения квалификации
(программа 18 часов).
•Разработан перспективный план работы на каждую возрастную группу с
использованием
информационно
образовательной
среды
«Мобильное
Электронное Образование».
•Организована
образовательная
деятельность
воспитанников
с
использованием Мобильного электронного образования, проведены открытые
просмотры занятий, мастер- классы.
•Проведены
входное,
итоговое
анкетирование
педагогов
(анализ
полученных результатов).
•Запланировано проведение круглого стола: «Подведение итогов первого
года реализации проекта».
Изучался опыт других образовательных учреждений.
Промежуточные итоги 2 модуля:
Родителям МЭО дает возможности:
-Использовать ресурс совместно с ребенком вне детского сада.
-Активно участвовать в жизни дошкольного учреждения.
-Создавать семейные проекты.
Коммуникация с родителями в МЭО:
-Возможность
в
онлайн-режиме
решать
все
насущные
проблемы
и
вопросы,
возникающие в детском саду.
-Возможность
конфиденциального
общения
с
родителями
по
вопросам
психологического и физического состояния ребёнка.
-Возможность непосредственного контакта ребёнка с родителями в ситуациях,
когда он в этом нуждается.
Работа с родителями
-Проведены встречи с родителями-информирование родителей о цели, задачах
деятельности
(презентация
плана
мероприятий
совместной
деятельности
с
родителями через рекламные листовки, афиши, размещение информации на
сайте МБДОУ и адресные приглашения);
-Проведены встречи с родителями, с целью ознакомления
с МЭО через
открытые занятия, мастер-класс («Открытка для мамы»), родительские собрания
(«Внедрение
МЭО
в
образовательную
деятельность
детского
сада»,
«Подведение итогов первого года реализации проекта»;
-Разработаны анкеты и опросники;
-Разработан перспективный план работы с родителями;
-Форма
работы
с
родителями:
личные
и
групповые
сообщения
и
видеоконференции на платформе МЭО.
-Проведен
анализ
по
результатам
работ
(анкетирование,
проектная
деятельность)
Промежуточные итоги 3 модуля:
Педагоги
используют
смешанные
модели
организации
деятельности
дошкольника
-сочетание
информационно-образовательной
среды
МЭО
с
применением традиционных средств
-Разработан
перспективный
план
на
каждую
возрастную
группу
с
использованием
информационно
образовательной
среды
«Мобильное
Электронное Образование»;
-Дети
ознакомлены
с
интерактивными
мультимедийными
объектами,
формирующие
основные
психические
процессы,
такие
как
обобщение,
классификация, сравнение, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
-Проводятся занятия согласно перспективному плану;
-Разработаны
семейные
проекты
(«Правила
движения-достойны
уважения!»,
«Спасибо деду за Победу!», «Космическое путешествие»).
Итоги первого этапа:
В целом, МЭО - это удобная платформа для педагога. Она может успешно
использоваться
и
при
работе
с
детьми
разного
возраста,
но
требует
отбора
предложенного
информационного
материала
с
учётом
особенностей
воспитанников и уровня их подготовки.
Результаты опроса педагогов, наблюдения за их деятельностью показали,
что
у
всех
воспитателей
(100%),
работающих
в
этом
направлении
к
концу
учебного года осведомленность об
ИОС «МЭО» находится на достаточном
уровне.
Педагоги хорошо разбираются в вопросах
в теории, используют
смешанные
модели
организации
деятельности
дошкольника,
но
необходимо
больше
применять
образовательные
ресурсы
«МЭО»
в
практической
деятельности.
Результаты проведенных
опросов
родителей
(законных
представителей)
показали, что к концу учебного года большинство опрошенных считают, что
система «МЭО» в значительной степени позволяет сделать занятия с детьми
интересней
и
эффективна
для
всестороннего
развития
ребенка
в
домашних
условиях. Даёт возможность дистанционного образования.
Средний дошкольный
возраст (4-5 лет)
(списочный состав 35д)
Старший дошкольный
возраст (5-6 лет)
(списочный состав 38д)
Старший дошкольный
возраст (6-7 лет)
(списочный состав 33д)
Начало
года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
17
48%
25
71%
20
52%
29
82%
21
63%
31
93%
Количество родителей, применяющих ИОС «МЭО» в домашних условиях:
Средний дошкольный
возраст (4-5 лет)
(списочный состав 35д)
Старший дошкольный
возраст (5-6 лет)
(списочный состав 38д)
Старший дошкольный
возраст (6-7 лет)
(списочный состав 33д)
Начало
года
Конец года
Начало
года
Конец года
Начало
года
Конец года
10
28%
15
51%
10
26%
20
52%
8
24%
20
69%
Предложенные родителям задания
носили рекомендательный характер,
были тщательно проанализированы педагогами групп с целью продуктивного и
целесообразного использования их на занятии в домашних условиях.
В
МБДОУ
создан
технически
оснащенный
кабинет
(на личие
интерактивного
оборудования
–
интерактивной
доски,
индивидуальные
планшеты,
наличие
интернета),
подготовлены
педагоги
в
части
владения
информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет эффективно
использовать
МЭО,
интегрировать
все
виды
образовательной
деятельности,
повышать мотивацию познавательной деятельности детей.
Трудности реализации 1 этапа проекта:
Технические:
-Отсутствие технической оснащенности в семье: компьютер (планшет, ноутбук) и
выход в Интернет.
-Загруженность МЭО во время дистанционного обучения.
Коммуникационные:
-Организация и получение обратной связи от родителей.
Здоровьесберегающие:
-Недостаточный контроль со стороны родителей за соблюдение требований
СанПиН при работе с компьютером (длительность работы, правильная посадка во
время выполнения работы. правильное освещение)