Напоминание

Воспитание патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Расскажем детям о войне»


Автор: Ольга Николаевна Фоминых
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/ с "Тополёк" пгт Мурыгино
Населённый пункт: пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Расскажем детям о войне»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципально казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополёк» пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области

Тема работы:

Воспитание патриотических чувств дошкольников

через реализацию проекта «Расскажем детям о войне».

Подготовила:

Фоминых Ольга Николаевна,

старший воспитатель

Адрес учреждения:613641 пгт Мурыгино

ул. Большевиков д. 2

Пгт Мурыгино 2020г.

Современные дети не знают, что такое война, День Победы — праздник, о

котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать

детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны,

для простых людей. Для наших детей это уже очень далекое прошлое, но

забывать его нельзя, мы всегда должны помнить тех, кто отдал жизни за

светлое

будущее

для

нас.

Опросы

родителей

выявили

недостаточность

уровня компетентности в решении данной проблемы в рамках семьи. Наш

проект «Расскажем детям о войне» ищет и находит пути решения проблемы

в

рамках

активного

взаимодействия

всех

участников

образовательного

процесса.

Цель проекта: Создание условий для воспитания в детях и их родителях

уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит

память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь

героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники.

Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации

произведений художественной литературы, изобразительного

искусства, музыки.

Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить,

почему он так называется, и кого поздравляют в этот день.

Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям

прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям родного

города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.

Информационная карта проекта

Тип проекта: творческий, социально-значимый.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный

руководитель, инструктор по физкультуре, родители.

Продолжительность проекта: февраль – май 2020г.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

В

системе

проекта

содержатся

формы

образовательной

деятельности

с

учётом

всех

образовательных

областей.

Использовались игровые,

словесные, наглядные, практические методы.

Работа

над

реализацией

проекта

предусматривает

три

этапа

подготовительный, деятельностный и завершающий.

Подготовительный этап.

На входном педсовете и общем родительском собрании была определена

решаемая

проблема,

высказаны

идеи

насчёт

видов,

форм

и

содержания

проектной деятельности. При проведении «утреннего круга» были проведены

беседы с детьми о Великой Отечественной войне, выслушаны их идеи и

предложения

по

теме.

На

основе

этого

составлен

план

проектной

деятельности.

Деятельностный этап.

На организованной образовательной деятельности «Салют над городом в

честь праздника Победы» выполнены рисунки в изобразительной технике

Граттаж.

Была создана выставка детских работ «Мир и дружба всем нужны».

А литературная гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами»

понравилась

всем:

детям,

родителям

и

педагогам.

Педагогами

была

представлена

электронная

презентация «Поэзия Великой Отечественной

войны». Родители и дети читали стихи о войне. Все вместе пели знаменитую

песню «Катюша». Рассматривали книги и альбомы военной тематики. Семьи

представили материалы о своих героических родственниках для организации

«Стены памяти» Юрьянского района к 75-летию Победы. В заключении было

душевное чаепитие за самоваром.

Кроме того, в рамках реализации проекта мы участвовали в мероприятиях

детского

сада,

посёлка

и

района:

акциях

«Ветеран

живёт

рядом»

и

«Бессмертный полк», конкурсе изобразительного искусства «Никто не забыт

и

ничто

не

забыто»,

музыкальном

празднике

«Памяти

павших

будьте

достойны» и других.

Завершающий этап.

Анализ промежуточных результатов проектной деятельности был проведён

на педсовете по патриотическому воспитанию в марте педагогами

(«Парад

проектов»), в индивидуальных беседах с родителями и в процессе общения

на «утреннем круге» с детьми.

Педагоги опирались на положительный опыт, который приобрели ребята и

взрослые в процессе реализации проекта, убеждали ребят в необходимости

дальнейшей работы по изучению материалов о войне.

Коллективно анализируя и оценивая сделанное, ребята приучались выдвигать

более

сложные,

чем

прежде,

задачи.

Они

учились

вырабатывать

общественное мнение и создавать добрые традиции. Взрослые и дети были

рады общению друг с другом.

Главный итог - расширение круга знаний о Великой Отечественной войне

всех

участников

проектной

деятельности.

А,

следовательно,

проявление

интереса к подвигу русского народа в годы войны, уважительное отношение

к ветеранам и труженикам тыла. Нужно отметить, что высказывание своего

отношения к героическому прошлому своего народа работало на развитие

коммуникативных умений. В процессе совместной деятельности у педагогов,

детей

и

родителей

нашли

эмоциональный

отклик

произведения

художе ственной

литературы,

устного

народного

т в о р ч е с т в а ,

изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского

народа, празднике — День Победы.

На

итоговом

педсовете

в

мае планируется провести фестиваль проектов

«Салют, Победа!» с участием детей, родителей и педагогов.

Всем

очень

понравились

продукты

проектной

деятельности:

выставка

детских работ «Мир и дружба всем нужны», папки материалов о Великой

Отечественной войне, подборка фотографий ветеранов для «Стены памяти»,

«Книги памяти» и акции «Бессмертный полк», электронные презентации

«Поэзия о Великой Отечественной войне» и «Детям о войне», подборки

стихов и песен военной тематики.

Это было дело, в которых детей и взрослых объединяли общая цель, общие

жизненно

важные

задачи,

а

их

отношения

строились

на

принципах

сотрудничества и сотворчества. Такие мероприятия нужно проводить как

можно чаще, они способствуют сплочению коллектива.

И в заключении - стихотворение, которое стало девизом проекта.

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Приложение

Вступительное слово для родительского собрания

в форме литературной гостиной

«

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами».

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная

война.

С

каждым

годом

День

Победы

становится

всё

более

грустным

праздником.

Уходят

ветераны

Великой

Отечественной

войны.

Нынешнее

поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов совсем немного. Две –

три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. А

ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от

невозможности

вернуться

в

детство,

от

кромешного

ада

бомбёжек

и

страшной тишины сиротства.

Поэтому

тема

ознакомления

дошкольников

с

событиями

Великой

Отечественной войны так актуальна в наши дни.

Подборка стихов для чтения в литературной гостиной

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний, решительный бой.

Дорогая моя, на переднем у нас передышка.

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу...

Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку.

Знай, что вас от беды я всегда берегу.

Я читаю письмо. И как будто всё ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо. И сквозь годы отчётливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо. А за окнами солнце смеётся,

Начинается день. И сердца продолжают любить.

Я читаю письмо. И уверен, что если придётся,

Всё, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

22 июня

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть…

(Д. Попов)

Перед атакой

Перед атакой

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв –

и умирает друг.

И, значит смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним

идет охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмерзшая в снега пехота…

(С. Гудзенко)

До свидания, мальчики!

Ах война, что ж ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат…

До свидания мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте

высокими

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите вы, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах война, что ж ты подлая сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников,

девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не

во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

(Б. Окуджава)

Куда б ни шёл, ни ехал ты...

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак,

шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(М. Исаковский)

Слава ветеранам

Сколько лет уж прошло, с той

поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.

И, листая альбомы в семье,

Вдруг заметит нечаянно кто-то,

Притаилась война в уголке,

В пожелтевшем от времени фото.

С фотографий с улыбкой глядят,

Те, кто жизни своей не щадил,

В тех далёких жестоких боях,

От фашистов страну защитил.

Не померкнет их слава в сердцах.

Укрепляется память с годами,

У народа жить будет в веках,

Тот, кто бился жестоко с врагами.

(Берегинюшка)

С Днём Победы, ветеран!

Шла тяжёлая война,

И в огне была страна,

Трудный бой, ночной таран,

С Днём Победы, ветеран!

Ты в бою друзей терял,

Но победный день настал,

Ждали близкие и дом,

Долгожданный мир кругом!

Где-то отблески наград,

Юбилеи и парад,

Боль потерь и слёзы вдов,

Радость встреч фронтовиков.

Ты прожил немало лет,

Жаль, Союза больше нет,

Тот, который защищал,

От большой беды спасал.

Чашу горькую испил,

Но вернулся, победил,

Выжил ты от тяжких ран,

С Днём Победы, ветеран!

Конспект ОД

(художественно – эстетическое развитие: рисование в старшей группе).

Тема: «Салют над городом в честь праздника Победы»

Технологическая карта ОД

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Раздел: «Рисование».

Тема: «Салют над городом в честь праздника Победы».

Интеграция: «Познавательное

развитие»,

«Коммуникация»,

«Музыка»,

«Физическое развитие».

Цель: Формирование умения рисовать салют новым способом – картонным

штампом из тубуса одноразовых полотенец.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о подвиге русского народа,

освободившего свою Родину от фашистских захватчиков.

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, разный нажим на штамп.

Развивать выработку умений видеть цветовую гамму.

Воспитательные: В о с п и т ы ват ь

и н т е р е с

к

с п о с о бу

в ы п о л н е н и я

изобразительных работ, посредством использования способа нестандартного

рисования.

Воспитывать

гордость

за

свою

Родину,

к

её

защитникам.

Воспитывать умение убирать за собой рабочее место.

Методы обучения: Словесные (вопросы к детям, ответы на вопросы),

наглядные (рассматривание картинок с изображением салюта), практические.

Предварительная работа: беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов

Л. Кассиля "Твои защитники", "Памятник советскому солдату", просмотр

видео сюжетов с изображением салюта, чтение стихов о войне.

Материал: Альбомный лист А4, гуашь 3 цветов (красный, жёлтый. зелёный);

акварельные краски; тарелочки для гуаши, картонные штампы из тубуса

одноразовых полотенец; клеёнки; салфетки; кисточки разного размера,

иллюстрации с изображением салюта, магнитофон, ноутбук, проектор, экран.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Приветствие педагога:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг

другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети приветствуют

друг друга.

Организационно-

поисковый

Воспитатель: Ребята, скажите

какой праздник, празднует наш

народ в мае? Что это за праздник?

Правильно - это День Победы

нашей страны в войне над

Фашисткой Германией.

На душе светло сегодня,

От улыбок и цветов.

Это праздник – День победы!

Праздник дедов и отцов.

Воспитатель: Как вы думаете,

дети, этот праздник весёлый или

грустный?

Воспитатель: День Победы

праздник одновременно грустный

и радостный, счастливый и

печальный. Люди радуются

Победе и скорбят, вспоминая

погибших в этой войне. День этот

начинается с поклонения

погибшим. Люди идут к

памятникам воинов – защитников,

к могилам неизвестных героев,

чтобы возложить цветы, почтить

память всех, кто погиб, защищая

Родину. Мы от всей души

радуемся великому празднику,

поздравляем всех ветеранов –

участников войны, говорим им

«спасибо» за спасённый мир.

Воспитатель: Давайте еще раз

вспомним, что это была за победа,

над кем?

Воспитатель: Да, это была очень

страшная война. Фашисты очень

хотели захватить нашу страну,

поработить наш народ, но у них

ничего не получилось. Целых

четыре года день за днём, месяц за

месяцем, год за годом сражался

наш народ с фашистской армией.

И, наконец, одержал победу.

Потому что тот, кто борется за

справедливость, защищает свою

Родину, свой народ, всегда

побеждает.

Ответы детей.

9 мая 1945 года-

День Победы.

Ответы детей.

Дети: над

фашистами.

Дети читают

стихотворения.

Дети поднимают

красную карточку,

если показывается

мирное время и

чёрную карточку

военное время.

Ответы детей.

Ответы детей: шары,

флаги, ленточки.

Ответы детей.

Дети рассматривают

слайд с

изображением

салюта

Дети выполняют

физкультминутку

согласно тексту.

Дети подходят к

столикам.

Дети наклеивают

дома, деревья.

Творческая

деятельность детей.

Воспитатель: Про этот великий

день сложено много песен и

стихотворений, а кто из вас знает

стихотворение про День Победы?

1. Майский праздник – День

Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды боевые

ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

2.Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Воспитатель: А сейчас поиграем в

игру «Будь внимателен».

-У детей карточки красного и

черного цвета. Воспитатель

показывает иллюстрации с

изображением мирной жизни и с

изображением войны.

Воспитатель:

-Много на свете есть важных слов.

А ещё есть важное слово – МИР.

Что такое мир?

(солнце, небо, звезды, люди, дети,

спокойная и радостная жизнь, нет

войны, нет горя, нет слёз).

- Мир – главное слово на свете.

Мир – это Земля, мир – это

Солнце, небо, звёзды. Мир – это

люди. Мир – это дети. Мир – это

спокойная радостная жизнь. Нет

войны, нет горя, нет слёз. Мир –

главное слово на свете. Мир

нужен всем.

Воспитатель: -

-Ходите ли вы 9 Мая на праздник

День Победы?

Что вы держите в руках? (Шары,

флаги, ленточки).

В этот день во всех городах нашей

страны проходят парады.

-А вечером салют.

-Ребята, вы видели салют?

- Скажите, что такое салют?

Салют – приветствие кого-нибудь

или отдание почестей кому-

нибудь, а также стрельба,

фейерверк в честь торжественного

события.

- Посмотрите на изображения

салюта и послушайте

стихотворение.

«Алые букеты

В небе расцветают.

Искорками света

Лепестки сверкают.

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными,

Синими, лиловыми –

Каждый раз всё новыми!

А потом рекою

Золотой текут.»

Физкультминутка: «Салют»

Вокруг все было тихо. (Встать

прямо, руки опустить).

И вдруг - салют! Салют! (Поднять

руки вверх).

Ракеты в небе вспыхнули

(Раскрыть пальчики веером),

И там, и тут! (помахать руками

над головой)

Влево – вправо.

Над праздничной Москвой

Над площадью, над крышами,

(Присесть, встать, руки с

раскрытыми пальчиками)

Взвивается все выше поднять

вверх (2-3 раза)

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу (легкий бег на

месте)

Все радостно бегут,

Кричат: " Ура!"(Поднять руки

вверх, крикнуть «Ура»)

Любуются (Раскрыть пальчики

веером),

На праздничный салют! (руками

над головой)

Воспитатель:

-Ребята, в честь дедушек и

бабушек, победивших в войне,

пустим разноцветные салюты.

(Давайте подойдём к столикам.)

-Салют гремит над городом (над

крышами домов, над башнями

Кремля). Внизу наклеим улицу

(дома, деревья).

Воспитатель: Наша работа будет

выполняться последовательно;

Сначала на альбомные листы мы

будем делать отпечатки из рулона

одноразового полотенца,

разрезанного по краям, будем

макать картонный штамп в

тарелочки с гуашью 3 основных

цветов: красный, жёлтый,

зелёный. Отпечатки наносятся на

листы с разной силой нажима;

нажим посильнее – изображение

поярче, нажим послабее-

изображение побледнее. При

постановке штампа можно

прижать лучики, а можно

развернуть и с какой-то стороны

нажать посильнее или наоборот

послабее. Затем мы берём и

дорисовываем акварельными

красками изображение, внутри

наших оттисков, похожих на круг

с лучами, или полукруг, с

расходящимися лучами, внутри

можно нарисовать звезду любой

формы, а на концах лучей точечки,

овалы. Кистями разных размеров,

прямые лучики и геометрические

фигуры и т. д. Всё зависит от

вашей фантазии.

-Самостоятельная деятельность

детей. (Во время рисования

подхожу к детям, помогаю при

затруднениях, обращаю внимание

на аккуратность.)

Рефлексивно-

корригирующий

Выставка работ детей

- Приятно любоваться

праздничными салютами Победы?

- Какие у нас получились

Салюты?

«Будет вечером салют

Все его смотреть пойдут!

Ярким праздничным букетом

В небе звёзды расцветут».

-Молодцы, ребята! Хорошо

отвечали, внимательно слушали,

творчески работали. Красивые,

разноцветные, праздничные

получились у вас салюты!

(фонограмма салюта).

-А сейчас наша встреча

заканчивается.

Ответы детей.

Дети рассматривают

работы.

Дети слушают

фонограмму салюта.

Ожидаемый результат:

Знать: о подвиге русского народа, освободившего свою Родину от

фашистских захватчиков.

Уметь: использовать способы нестандартного рисования, уметь рисовать

салют новым способом – картонным штампом из тубуса одноразовых

полотенец.

Иметь: навыки рисования салюта новым способом.



В раздел образования