Автор: Лутовинина Оксана Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 38
Населённый пункт: город Озёрск, Челябинская область
Наименование материала: Разработка учебных заданий по географии на формирование и развитие УУД
Тема: Учебные задания, разработанные на основе типовых задач (программы формирования / развития универсальных учебных действий модельных региональных основных образовательных программ основного общего образования)
Раздел: среднее образование
Учебные задания, разработанные на основе типовых задач
(программы формирования / развития универсальных учебных
действий модельных региональных основных образовательных
программ основного общего образования), разработанные
Лутовининой Оксаной Николаевной
Различают два вида заданий, связанных с УУД (из ПООП ООО):
1)Задания,
позволяющие
в
рамках
образовательного
проце сса
сформировать универсальные учебные действия;
2)Задания, позволяющие оценить уровень сформированности УУД.
В первом случае задание направлено на формирование одного или целой
группы,
связанных
друг
с
другом,
УУД.
Во
втором
случае
задание
позволяет
выявить
способность
обучающегося
применять
какое
–
то
конкретное
УУД.
Мною
разработаны
разнообразные
задания,
которые
формируют
или
проверяют
сформированность
системы
универсальных
учебных
действий
по
4
основным
видам:
1)познавательные;
2)регулятивные; 3)коммуникативные; 4)личностные.
Примеры учебных заданий на формирование и оценку познавательных УУД на уроках
географии
Показатели
планируемых
результатов
Учебные задания
Общеучебные
УУД:
самостоятельное
в ы д е л е н и е
и
формулирование
познавательной
цели;
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
умение
структуировать
знания;
умение
о с о з н а н н о
и
произвольно
строить
речь
в
у с т н о й
и
письменной
форме;
смысловое
ч т е н и е
к а к
осмысление
цели
чтения
и
в ы б о р
в и д а
Задание 1:
Цель: освоение приемов логического запоминания информации,
извлеченной из текста
Форма выполнения работы: работа индивидуальная и в парах
Тема урока: «Высотная поясность»
Класс: 8
Описание
задания: после
чтения
текста
параграфа
32
и
составления
плана,
графических
схем
учащимся
предлагаются
следующие варианты выполнения задания: взаимная проверка по
вопросам учебника с опорой на свой план и схемы или пересказ в
парах с опорой на свой план и схемы.
Алгоритм работы с текстом
1)Прочитай текст по абзацам. О чем в них говорится?
2)Выдели ключевые слова в абзаце и озаглавь его.
3)Если
необходимо,
то
сделай
графическую
схему
по
тексту
абзаца.
Критерии оценивания:
-адекватность и точность воспроизведения текста;
-адекватность
отражения
в
графической
схеме
логических
и
смысловых фрагментов текста.
1
ч т е н и я
в
зависимости
от
цели и т.д.
Логические
У У Д : анализ
о б ъ е к т о в
с
целью
выделения
признаков;
выбор
о с н о в а н и й
и
критериев
для
сравнения,
классификации
объектов;
установление
причинно-
следственных
связей;
построение
логической цепи
рассуждений
и
т.д.
Задание 2:
Цель: выбор критериев для сравнения объектов, определить черты
сходства и различия
Форма выполнения работы: работа индивидуальная или в парах
Тема урока: «Географическое положение Австралии»
Класс: 7
О пис ание
задания: Используя
карты
атласа,
сравнить
географическое
положение
Австралии
и
Африки.
Выделить
критерии для сравнения. Определить черты сходства и различия.
Оформить полученные знания в виде таблицы.
Критерии оценивания:
-выделены не менее 3 критериев для сравнения : расположение по
отношению к линиям на карте (экватору, 0 и 180 меридианам,
тропикам, полярным кругам); по отношению к океанам и морям;
по отношению к другим материкам.
-правильно названы общие черты ГП и различия в ГП.
-правильный показ объектов по карте мира.
Задание 3:
Форма выполнения работы: индивидуальная работа
Тема урока: «Великие географические открытия»
Класс: 5
Описание
задания: В
конце
урока
обучающиеся
должны
сформулировать по теме урока 3 тонких и 3 толстых вопроса и
записать их в тетрадь в виде таблицы
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто ….?
Почему….?
Когда ….?
Как вы считаете….?
Как звать…?
И т.п.
В чем различие….?
И т.п.
Критерии оценивания:
-вопросы составлены четко по теме урока;
-прослеживается творческий подход к составлению вопросов;
-учащиеся могут дать ответы на вопросы
Примеры учебных заданий на формирование и оценку регулятивных
УУД на уроках географии
Показатели
планируемых
результатов
Учебные задания
Целеполагание:
постановка учебной
задачи
на
основе
соотнесения
того,
что уже известно и
усвоено
учащимися, и того,
Пример 1:
Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира»
Класс: 10
Описание:
Учитель
задает
вопрос:
«Какие
особенности
населения нужно знать, чтобы дать характеристику населения
региона или страны?». Учащиеся называют эти особенности,
т.к. их они изучали уже в 8 классе по теме «Население России»
2
что ещё не известно
-
численность,
естественный
прирост,
воспроизводство,
половой,
национальный,
возрастной,
религиозный
состав,
городское и сельское население, урбанизация и т.д.. Учитель
размещает эти понятия (на магнитных полосках) на доске или
учащиеся их записывают на доску. Учитель задает вопрос «А
что из этого необходимо изучить в первую очередь ? С чего
начать
характеристику
населения?
И
почему?»
Учащиеся
определяют, что с численности и естественного прироста и
объясняют причину выбора. Таким образом, выходят на тему
урока и формулируют цель урока.
Пример 2:
Тема урока: «Мировые природные ресурсы»
Класс: 10
Описание: На слайде или на доске записан эпиграф к уроку, по
которому учащиеся самостоятельно определяют тему урока и
формулируют цель урока
Эпиграф «Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды
нет. Растительности нет. Населена роботами»
(М/ф «Тайна третьей планеты»)
Планирование:
определение
промежуточных
целей
с
у ч е т о м
конечного
результата;
составление
плана
и
последовательности
действий
3
Задание 1:
Работа
на
уроке
с
текстом
учебника,
с
картами
атласа,
с
контурной картой по Памяткам.
Правила работы с контурной картой.
1.
При
нанесении
на
контурную
карту
географических
объектов используйте линии градусной сетки, речные
системы, береговую линию и границы государств (это
нужно
для
ориентира
и
удобства,
а
также
для
правильности нанесения объектов).
2.
Названия географических объектов старайтесь писать
вдоль
параллелей
или
меридианов,
это
поможет
оформить
карту
более
аккуратно
(требование
выполнять
обязательно).
Надписи
не
должны
перекрывать
контуров
других
обозначений;
надписи
делайте по возможности мелко, но четко.
3.
Географические
названия
объектов
подписывайте
с
заглавной
буквы.
Чтобы
не
перегружать
контурную
карту,
мелкие
объекты
обозначаются
цифрами
с
последующим
их
пояснением
за
рамками
карты
(в
графе: «условные знаки»).
4.
Объекты на контурной карте подписываются печатными
буквами с помощь ручек и тонко отточенного цветного
5.
Работа
должна
быть
выполнена
аккуратно
без
грамматически ошибок (отметка за работу может быть
снижена за небрежность и грамматические ошибки на
один и более баллов). Помните: работать в контурных
картах фломастерами и маркерами ЗАПРЕЩЕНО!
Задание 2:
На уроке учащимся предлагается в ходе работы с текстом заполнить
таблицу:
ЗНАЮ
ХОЧУ
УЗНАТЬ
УЗНАЛ
ЧТО ЕЩЁ
ХОЧУ
УЗНАТЬ
Учащийся
заполняет
до чтения
текста
параграфа
Учащийся
заполняет
до чтения
текста
параграфа
Учащийся
заполняет
после
чтения
текста
параграфа
Учащийся
заполняет
после
чтения
текста
параграфа
Прогнозирование:
предвосхищение
результата и уровня
его усвоения
Во время проведения тематического контроля учащиеся перед
выполнением контрольной работы самостоятельно выставляют
прогностическую отметку и только после этого приступают к
выполнению работы. Учащиеся отмечают по каждому заданию
свой прогноз выполнения этого задания. Рисуют кружок или
точку слева – если ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ, СПРАВЛЮСЬ С
ЗАДАНИЕМ; посередине – если НЕ УВЕРЕН, НО МОЖЕТ
БЫТЬ СПРАВЛЮСЬ; справа – если НЕ СПРАВЛЮСЬ
4
А после проверки учителем эти работы выдаются учащимся и
они
сравнивают
совпадает
ли
прогностическая
оценка
с
реальной.
Тема: «Атмосфера Земли»
Класс: 7
Контрольная работа
Прогности
-ческая
оценка
Задания 1 вариант
1.Зарисовать схему распределения давления,
осадков.
2.Какая территория получит наибольшее
количество солнечного тепла:
А- Б-
___________ ______________
_____________
3.При движении от полюсов к экватору
количество солнечного тепла:
А- увеличивается, Б- не изменяется, В-
уменьшается
4.Много осадков выпадает: А- на экваторе, Б- на
тропиках, В- в умер-х широтах, Г- на полюсах
5.Области высокого давления: А- на экваторе, Б-
тропиках, В- умеренных широтах, Г- на полюсах
6Пониженное давление возникает, когда воздух:
А- поднимается, Б- опускается
7Отчего зависит: А- образование ветра, Б-
выпадение осадков
8.Что такое воздушные массы и назовите их типы,
и подтипы?
9.Если в климатическом поясе господствует одна
воздушная масса, то это:
А- основной пояс, Б- переходный пояс
10.Узнай климатический пояс: А- четко
выражены четыре сезона года; Б- весь год
высокие температуры воздуха и выпадает очень
много осадков; В- длинная и суровая зима
сменяется коротким и прохладным летом,
связанным с приходом умеренной воздушной
массы; Г-этот пояс формируют тропические
воздушные массы и умеренные воздушные массы
Д- круглый год господствует сухая и холодная
5
воздушная масса; Е- в течение года
господствует тропическая воздушная масса; Ж-
этот пояс формируют экваториальные и тропич.
воздуш. массы
К о н т р о л ь
и
коррекция:
сличение
способа
д е й с т в и я
и
е г о
р е з у л ь т а т а
с
заданным эталоном
с
ц е л ь ю
обнаружения
отклонений от него
и
в н е с е н и е
д о п о л н е н и й
и
корректив в план и
способ
действия
в
случае расхождения
ожидаемого
результата действия
и
его
ре а льного
продукта
Задание 1:
Тема урока: «Великие географические открытия»
Класс: 5
Описание задания: Учащимся выдаётся текст, составленный по
параграфу 2, изученному на предыдущем уроке. Игра «Найди
ошибку».
Текст
(учащимся выдается текст с невыделенными ошибками)
Землю
изучают
разные
науки.
Астрономия
исследует
космические тела. Биология познает населяющие Землю живые
организмы. А география – это наука, изучающая поверхность
планет
Солнечной
Системы.
География
изучает
природные
географические
объекты
и
антропогенные,
т.е.
созданные
человеком. Наука география делится на две ветви: физическую
географию и экологическую географию. В глубокой древности у
людей уже были разнообразные географические сведения, карты.
Считается, что география как наука зародилась в Древней Индии,
а
её
основоположник
–
Гомер.
Древнегреческий
мыслитель
Аристотель
более 5000 лет назад впервые употребил слово
«география».
В
эпоху
Средневековья
наследниками
географии
стали ученые Арабского Востока, Индии, Китая. В Европе же в
это время география пришла в упадок. Особое место на этом
этапе принадлежит странствиям купца из Венеции Марко Поло
через Центральную Азию в Индию. Подробные описания Китая
сделаны русским купцом Афанасием Никитиным в его путевых
заметках под названием «Хождение за три моря»
Оценка: выделение
и
о с о з н а н и е
учащимся того, что
уже усвоено и что
е щ ё
п о д л е ж и т
усвоению,
оценивание
качества
и
уровня
усвоения;
умение
пользоваться
критериями
в
ходе
о ц е н к и
и
самооценки.
Задание 1:
Тема
урока: на
любом
уроке
при
проверке
выполненной
работы на контурной карте
Форма выполнения работы: работа в парах (взаимопроверка)
Описание
задания: Учитель
учащимся
выдает
список
критериев оценки выполнения учебных заданий. Предлагается
выбрать из этого списка критерии, по которым можно оценить
работу на контурной карте и записать их в предложенную
таблицу.
Перечень
критериев
может
включать
не
только
критерии
оценки работы по контурной карте, но и критерии оценки
работы
с
текстом,
с
рисунком.
Учащиеся
должны
самостоятельно отобрать необходимые им критерии. Перечень
критериев
оценки
может
быть
следующим:
правильность
нанесения
объектов,
заполнение
графы
«Условные
знаки»,
правильность
ответа,
полнота
и
развернутость
ответа,
6
аккуратность
выполнения
работы,
оригинальность
способа
решения,
использование
только
ручки
или
цветных
карандашей,
умение
доказать
свою
точку
з р е н и я ,
самостоятельность, скорость ответа, ориентация на градусную
сетку и т.п. Лишние критерии не используются.
Фамилия Имя -
Критерии
оценки
Оценка
Отметка
Саморегуляция:
способность
осуществлять
л и ч н о с т н у ю
и
познавательную
рефлексию,
владение
основами
самоконтроля,
способность
прилагать
волевые
у с и л и я
и
преодолевать
трудности
на
пути
достижения целей.
Задание 1:
Тема урока: «Ветер»
Класс: 6
Описание
задания: Учитель
в
конце
урока
дает
задание
составить синквейн по изученной теме.
Синквейн
1.Понятие (Кто? Что? Одно существительное)
2.Опис ание
понятия
(Какой?
Какая?
Како е?
Д ва
прилагательных)
3.Описание действия (Что делает? Три глагола)
4.Фраза,
которая
выражает
отношение
автора
к
понятию
(предложение из 3-4 слов)
5.Одно слово – обобщение, ассоциация.
Синквейн по теме урока
1.Ветер
2.Холодный, теплый
3.Разрушает, создает, перемещает
4.Переносит воздушные массы
5.Движение.
Задание 2:
Учитель на доске рисует «Лесенку успеха» и учащиеся по
очереди размещают магниты или листки с клейкой основой на
ступеньках, тем самым, оценивая свою работу на уроке.
1-я ступень – учащийся не понял новое знание, ничего не
запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной
работой на уроке не справился;
2-я ступень – у учащегося остались вопросы по новой теме, в
самостоятельной работе были допущены ошибки;
3-я ступень – учащийся хорошо усвоил новое знание и может
его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил
3 ступенька
7
2 ступенька
1 ступенька
Примеры учебных заданий на формирование и оценку коммуникативных УУД на уроках
географии
Показатели
планируемых
результатов
Учебные задания
Социальная
компетентность и
у ч е т
п о з и ц и и
других
л юд е й ,
п а р т н е р а
п о
о б щ е н и ю
и л и
деятельности,
умение слушать и
вступать в диалог,
у ч а с т в о в ат ь
в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в
группу и строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество,
распределять
роли,
в з а и м н о
контролировать
действ ия
д р у г
д ру г а ,
у м е н и е
вести дискуссию,
эффективно
сотрудничать
как
с учителем, так и
со сверстниками.
Задание 1:
Ц е л ь : формирование
коммуникативных
действий
по
согласованию усилий в процессе организации и осуществления
сотрудничества
Форма выполнения работы: работа в парах или в группах по 3-4
человека
Тема урока: «Природные зоны России»
Класс: 8
Описание задания: Класс разделен на шесть групп, т.к. изучаем
шесть
природных
зон.
В
начале
урока
фронт а льно
разрабатывается
план
описания
природной
зоны
и
листы
с
пунктами плана размещаются на доске, чтобы во время работы
группы могли постоянно его видеть. Каждая группа получает
карточку с инструкцией. Работая с текстом учебника, картами
атласа
и
иллюстрациями
составляют
логический
опорный
конспект по своей природной зоне.
Инструкция к работе в группах
1)Выберите
руководителя
группы
и
спикера,
который
будет
докладывать
о
результатах
вашей
работы,
демонстрировать
логический опорный конспект ЛОК (можно два или три человека)
2)Изучите материал по вашей теме в учебнике и картах атласа,
выберите нужный материал по вашей теме (по плану)
3)На листе А3 выполните изобразите ЛОК. По плану описания
природной
зоны
разместите
записи
и
рисунки,
которые
будут
нужны спикеру для доклада о вашей природной зоне.
4)Руководителю группы заполнить оценочный лист по каждому
участнику группы, оценив его работу и личный вклад в выполнение
задания, и составление ЛОК.
Пример ЛОК по тундре
ТУНДРА
Побережье Северного Ледовитого океана
ЛЕТО
–
прохладное,
короткое.
Реки
Болота
т.к. многолетняя
мерзлота
8
З И М А
–
д о л г а я ,
холодная
О - мало 200-500 мм
К Увл. – более 1,5
ЛЕС низкие t,
ветер
3 ПОДЗОНЫ:
1 – арктическая тундра
2 – мохово-лишайниковая тундра
3 – кустарничковая тундра
Критерии оценивания:
-продуктивность совместной деятельности
-создание осмысленного ЛОК
-
умение
договариваться,
приходить
к
общему
решению,
убеждать друг друга
- взаимопомощь по ходу составления ЛОК
-
эмоциональное
отношение
к
совместной
деятельности:
позитивное или нейтральное.
Примеры учебных заданий на формирование и оценку личностных
УУД на уроках географии
Показатели
планируемых
результатов
Учебные задания
Умение
соотносить
п о с т у п к и
и
с о б ы т и я
с
принятыми
этическими
принципами,
знание
моральных
норм
и
ум е н и е
выделить
нравственный
аспект
поведения,
о р и е н т а ц и я
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях;
личностное,
профессиональное
,
ж и з н е н н о е
Задание 1:
Форма выполнения работы: работа в группах
Тема урока: «Народы России»
Класс: 8
Описание
задания: Класс разделен на 5 групп. Каждая группа
представляет
один
из
пяти
самых
многочисленных
народов
России.
Групповой
проектный
продукт
представляет
каждая
группа на уроке. Это может быть презентация, буклет, газета.
Совместно
с
учителем
разрабатывается
план
характеристики
народа
(численность
народа
и
показатели
естественного
прироста,
районы
проживания,
религия,
традиции,
культура
народа, музыка, великие представители народа, национальные
костюмы
и
кухня).
Учащиеся
работают
с
дополнительной
литературой,
источниками
интернета,
представителями
этих
народов.
9
самоопределение.
При разработке заданий были использованы источники:
1.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего образования; Примерная программа основного общего образования
по географии; авторская программа ООО по географии 5-9 классы. Авторы
И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева.
2.УМК:
«География.
Землеведение.
5—6
классы»;
УМК
«География.
Материки, океаны, народы и страны.7 класс» издательства «Дрофа»; УМК
«География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс» В.П.Дронов,
И.И.Баринова, В.Я.Ром;
3.Асмолов А.Г. «Формирование УУД в основной школе от действия к
мысли. Система заданий», «Просвещение» г.Москва, 2011 год.
4.Сборник
методических
рекомендаций
ЧИППКРО
«Проектирование
типовых задач применения УУД (на материале естественно – научного и
технологического образования), 2017 год.
10