Автор: Манаева Яна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №90
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Деловая игра по экономике
Тема: Деловая игра "Занимательная экономика"
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра: «Занимательная экономика»
Описание
материала: разработка
будет
полезна
педагогам,
для
проведения
развлекательных
мероприятий.
Сценарий
предназначен
для
подготовительной
группы.
Материал
в
яркой
и
увлекательной
форме
направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление
экономического мышления дошкольников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с
которыми дети имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку
зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной
потребности
в
новых
знаниях,
стремление
к
самовыражению
и
самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию дошкольников.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
•карточки с заданиями; •6 бумажных кошельков; •игрушечные бумажные
деньги;
•плакат
с
надписью
игры;
•листы
бумаги,
ручки;
•костюм
для
инсценировки.
Предварительная работа:
1)
Формируются
команды.
Дети
придумывают
название
и
девиз
своей
команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: дети (6-7 лет).
Ход игры:
На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя?
Кто
это?
Сегодня
мы
встретились
здесь,
чтобы
показать
свои
знания
и
выявить
лучших
знатоков
экономики,
научиться
принимать
решения,
анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак,
мы
начинаем
игру
«Занимательная
экономика».
Давайте
поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет
получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.
Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить
и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд:
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный
персонаж,
с
помощью
мистической
силы
превративший
нагревательный прибой в транспортное средство. (Емеля)
8.Самый,
если
верить
легенде,
надежный
сторож
для
крупных
ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна
из
крупнейших
в
мире
фирм
по
производству
детских
конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым
ударом копыта. (Антилопа)
12.Название
комнаты,
в
которой
хранились
несметные
сокровища,
потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.
Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические
термины
встречаются
в
литературных
произведениях,
в
устном
народном
творчестве
(пословицах,
поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов,
песен,
литературных
произведений,
пословиц,
поговорок,
в
которых
вспоминаются деньги, или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа»,
«Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о
рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен),
«Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля
нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко
деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,
«Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая
хозяйка
знает,
как
много
времени
уходит
на
приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на
отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать
и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы
остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного
пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени
(в минутах):
-мытье овощей — 10 мин.
-резку овощей — 10 мин.
-чистку картофель — 10 мин.
-варку картофеля — 30 мин.
-приготовление пюре — 10 мин.
-приготовление котлет из фарша — 10 мин.
-жарка котлет — 30 мин.
-накрывание стола — 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В
какой
последовательности
необходимо
производить
операции
по
приготовлению
ужина,
чтобы
успеть
к
мамину
приходу?
Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут.
Р е ш е н и е
е с т ь .
Ответ:
-чистку картофель — 10 мин. — варку картофеля — 30 мин.
-приготовление котлет из фарша — 10 мин. — жарка котлет — 30 мин.
-мытье овощей — 10 мин.
-резку овощей — 10 мин.
-приготовление пюре — 10 мин.
-накрывание стола — 10 мин.
Всего: 60 мин.
Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в
этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные
решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и
думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска
занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5
метров? Ответ: 4 минуты.
2.Два
землекопа
выкапывают
два
метра
канавы
за
два
часа.
Сколько
землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы? Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 монеты. Спрашивается: почему
каждая коза пошла? Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3
мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при
себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице. Ответ: две
ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна
между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток? Ответ: всего летело
три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только
четыре? Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному
зайцу. Спрашивается, как это могло случиться? Ответ: это были дедушка,
его сын и внук.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.
Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к
первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с
ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить
продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно
приобрести
в
современном
супермаркете,
участник
из
второй
команды
называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать
продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не
останется один участник.
Например: МясОкороКолбасАбрикоСметана...
Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята,
многие,
из
вас
став
взрослым,
наверное,
захотят
открыть
своё
дело,
заняться
бизнесом.
А
бизнес
-
это
непременно
рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в
конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.
Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты
поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только
для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно
имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и
удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и
показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель,
астроном,
садовник,
водитель,
повар,
дворник,
артист,
спортсмен.
Ведущий: А
какие
качества
отличают
людей
экономических
профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.
Конкурс «Реклама»
Ведущий: как
вы
думаете,
отчего
зависит
коммерческий
успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства
нацелена
на
изучение
запросов
людей
и
создания
нового
товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что
такое реклама? Ответы учащихся.
Реклама
-
это
деятельность
по
ознакомлению
людей
с
товарами
и
продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие
вы
знаете
виды
реклам? Ответ: телереклама,
объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-
продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.