Напоминание

«КИНЕЗИОЛОГИЯ, КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФОРМА, ПРИМЕНЯЕМАЯ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»


Автор: Савкова Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ Новоаннинский детский сад №4
Населённый пункт: город Новоаннинский, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «КИНЕЗИОЛОГИЯ, КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФОРМА, ПРИМЕНЯЕМАЯ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Савкова Светлана Александровна

педагог-психолог

МКДОУ Новоаннинский детский сад №4

Россия, г. Новоаннинский

«КИНЕЗИОЛОГИЯ, КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФОРМА,

ПРИМЕНЯЕМАЯ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ

ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мастер-класс

для

педагогов

с

целью

представить

работу

педагога-

психолога

по

физическому

развитию.

Показать

взаимосвязь

между

развитием функций головного мозга и движениями ребенка. Сформировать

потребность

педагогов

для

внедрения

опыта

в

практическую

работу

с

детьми.

Цель: познакомить

педагогов

с

кинезиологическими

упражнениями,

применение

которых

возможно

в

образовательном

процессе

в

целях

умственного и физического оздоровления дошкольников

Задачи:

1.

Теоретическая

часть

-

знакомство

с

теорией

о

функциональных

блоках мозга, с кинезиологией, как одним из методов здоровьесберегающей

технологии.

2.

Практическая

часть

-

знакомство

и

отработка

некоторых

кинезиологических упражнений.

Статистика последних лет неутешительна – педагоги детских садов и

начальных классов все чаще сетуют на трудности при взаимодействии с

детьми. Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в

соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта

тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый

характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так

называемыми трудностями обучения.

Среди

них

часто

можно

наблюдать

детей

очень

подвижных,

не

умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять

его

инструкции,

с

быстрой

отвлекаемостью

и

беспокойством

поведения.

Такой

ребенок

не

может

запомнить

пошаговую

инструкцию

педагога

и

поэтому

не

может

выполнить

рекомендуемое

задание,

теряет

интерес

и

начинает заниматься посторонними делами.

Такие дети моторно неловки, слабо координированы. В дальнейшем

при обучении в школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут,

делая

большое

число

ошибок,

которые

взрослые

называют

"нелепыми".

Встречаются

и

ребята,

испытывающие

трудности

в

счете,

а

также

при

решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем,

что ребенок не старается или не хочет быть успешным. Причины этих и

многих других проблем связаны с особенностями анатомического строения

мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

Для

совме стной

работы

обоих

полушарий

требуется

и х

функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время

ползания, благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног, когда

образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария

головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Если

же

период

ползания

оказывается,

сокращен,

то

недостаточно

развиваются координация движений, координация деятельности полушарий

между собой, и координация мозга и тела в целом.

При

несформированности

межполушарного

взаимодействия

не

происходит

полноценного

обмена

информацией

между

правым

и

левым

полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Полный

анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода

осуществляется

при

их

тесном

сотрудничестве.

Поэтому

практически

в

каждом виде деятельности можно выделить компоненты работы, как правого,

так

и

левого

полушарий.

Их

координация

и

взаимная

дополняемость

необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие

же слаженности в их работе – основная причина трудностей в обучении.

Как

известно мозолистое

тело,

координирующее

одновременную

работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 10-12-летнего возраста

поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем

предпосылки

для

полноценного

функционального

становления

многих

психических процессов. Чтобы быть стройными и красивыми, мы выбираем

здоровое

питание,

занимаемся

физкультурой

и

дополняем

все

это

положительными

эмоциями.

Не

только

тело,

но

и

мозг

нуждается

в

постоянных тренировках и в этом нам помогает

Кинезиология

наука

о

развитии умственных

способностей

и

физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий

активизировать

межполушарное

взаимодействие,

развивать

умственные

способности

и

физическое

здоровье,

они

позволяют

активизировать

различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию

способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Еще в 1981 году ученые из СССР разработали тест, который позволяет

с

невероятной

точностью

определить

доминирующее

полушарие

мозга

человека.

Возьмите

карандаш

и

бумагу

после

прохождения

каждого

задания

будем отмечать результат, записывая его на бумаге.

1. Переплетите пальцы

Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки

оказался сверху?

Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки —

букву «Л».

Тут

нет

ошибки.

Каждое

полушарие

мозга

у п р а вл я е т

противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то

это левое полушарие, и наоборот.

2. Проба Розенбаха

Возьмите

в

руку

карандаш

и

вытяните

его

перед

глазами,

как

на

картинке.

Теперь

посмотрите

на

кончик

карандаша

и «прицельтесь».

Закройте

сначала

один

глаз,

затем

другой.

При

закрытии

какого

глаза

изображение смещается сильнее?

Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то

поставьте

на

листе

букву «Л»,

если

левого

— «П».

Если

изображение

смещается одинаково, то поставьте «ноль».

3. Поза Наполеона

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки

лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».

4. Аплодисменты

Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом

оказалась у вас сверху.

Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».

5. Положите ногу на ногу

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если

правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».

6. Подмигните

Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».

7. Вращение

Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую

сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П».

8. Штрихи

Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая, нарисуйте в

ряд

несколько

вертикальных

штрихов.

Затем

посчитайте

штрихи.

Какой

рукой вы нарисовали больше штрихов?

Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой

— букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

9. Окружность

Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой. Если

линия идет против часовой стрелки — поставьте «Л», по часовой — «П».

А теперь посчитайте, какое именно полушарие преобладает у вас.

Какие

бы

результаты

Вы

не

получили,

никогда

не

поздно

начать

тренировать

свой

мозг,

чтобы

оба

полушария

головного

мозга

стали

равноценно развиты. Я предлагаю Вам выполнить гимнастику для мозга

состоящую

их

простых

и

уникальных

доставляющих

удовольствие

упражнений:

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку

показывают

три

положения

руки

на

плоскости

стола,

последовательно

сменяющих

друг

друга:

ладонь

на

плоскости;

ладонь,

сжатая

в

кулак;

ладонь

ребром

на

плоскости

стола.

Ребенок

выполняет

упражнение вместе со

взрослым,

затем

по

памяти

8-10 повторений.

Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками

вместе.

«Ухо-нос»

Левой

рукой

взяться

за

кончик

носа,

а

правой

рукой

-

за

противоположное

ухо.

Одновременно

опустить

ухо

и

нос,

хлопнуть

в

ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Лезгинка»

Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в

сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой.

Потом — одновременная смена положений рук.

«Зеркальное рисование»

Рисовать

одновременно

обеими

руками

зеркально

симметричные

рисунки.

«Горизонтальная

(ленивая) восьмерка»

Нарисуйте

в

воздухе

в

горизонтальной

плоскости

цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками

вместе.

«Колечки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим

пальцем

последовательно

указательный,

средний

и

т.д.

Упражнение

выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от

мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется

каждой

рукой

отдельно,

затем

обеими

руками.

Усложнение

упражнения

заключается в убыстрении темпа выполнения.

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить

на

плоскость

стола.

Одновременно

(реципрокно)

менять

положение

рук.

Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Вывод: гимнастика для мозга позволяет выявить скрытые способности

человека, расширить границы возможностей деятельности мозга. Улучшает

память, внимание, развивает речь и мышление. Вы обнаружите, что вскоре у

Вас откроются новые таланты и способности.

Благодарю за внимание.



В раздел образования