Автор: Бикмухаметова Зульфия Минисламовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Бикмухаметова Зульфия Минисламовна, воспитатель, МАОУ «Центр образования №159» (структурное подразделение «Детский сад)
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
.
Дошкольный
возраст
самый
благоприятный
для
закладывания
основ
грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития
ребенка. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в
мощном
потоке
информации,
где
живое
общение
заменяется
общение
с
компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. В настоящее время всё
чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный
запас,
неумение
согласовывать
слова
в
предложении,
нарушение
звукопроизношения, внимания. Поэтому развитие речи становится всё более
актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и
облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника,
или
мнемоника,
в
переводе
с
греческого
–
«искусство
запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника
строится
от
простого
к
сложному.
Работу
необходимо
начинать
с
простейших
мнемоквадратов,
последовательно
переходить
к
мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение
предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь
текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
В
качестве
символов-заместителей
используются:
предметные
картинки,
силуэтные
изображения,
геометрические
фигуры.
Количество
квадратов
не
превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой
информации для ребёнка (10 информационных битов).
Мнемотаблицы
служат
дидактическом
материалом
в
моей
работе
по
развитию связной речи детей. Я их использую для:
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов.
В своей работе использую мнемотаблицы для составления описательных
рассказов по темам (овощи, фрукты, животные и т. д.). Для детей младшего и
среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к.
у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, солнышко –
желтое.
Позже
усложнять
или
заменять
другой
заставкой
–
изобразить
персонажа
в
графическом
виде.
Например:
лиса
состоит
из
оранжевых
геометрических фигур (треугольника и круга).
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.
Перекодировка
информации,
т.
е.
преобразование
из
абстрактных
символов в образы.
3.
После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по
заданной теме и др., т. е. происходит отработка метода запоминания.
4.
Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах).
5.
Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
С помощью мнемотехники можно решить сразу несколько задач:
- улучшить и упорядочить запоминание;
- привить ребёнку интерес к обучению;
- помочь дошкольникам избавиться от проблем с речью (несвязность,
маленький словарный запас и прочее).
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его
обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности,
усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. Благодаря
мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями,
хорошая дикция и, как следствие, повышается интерес к обучению.
Список литературы:
1.
Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов
н/Д; изд. Феникс, 2008.
2.
Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники. – Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб.
3.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию
детей дошкольного возраста.- СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4.
Журналы «Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г.; №3, 10, 12 за 2001 г.