Напоминание

Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Бикмухаметова Зульфия Минисламовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Бикмухаметова Зульфия Минисламовна, воспитатель, МАОУ «Центр образования №159» (структурное подразделение «Детский сад)
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

.

Дошкольный

возраст

самый

благоприятный

для

закладывания

основ

грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития

ребенка. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в

мощном

потоке

информации,

где

живое

общение

заменяется

общение

с

компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. В настоящее время всё

чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный

запас,

неумение

согласовывать

слова

в

предложении,

нарушение

звукопроизношения, внимания. Поэтому развитие речи становится всё более

актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и

облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника,

или

мнемоника,

в

переводе

с

греческого

«искусство

запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное

запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника

строится

от

простого

к

сложному.

Работу

необходимо

начинать

с

простейших

мнемоквадратов,

последовательно

переходить

к

мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение

предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь

текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы ребёнок легко

воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

В

качестве

символов-заместителей

используются:

предметные

картинки,

силуэтные

изображения,

геометрические

фигуры.

Количество

квадратов

не

превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой

информации для ребёнка (10 информационных битов).

Мнемотаблицы

служат

дидактическом

материалом

в

моей

работе

по

развитию связной речи детей. Я их использую для:

обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов.

В своей работе использую мнемотаблицы для составления описательных

рассказов по темам (овощи, фрукты, животные и т. д.). Для детей младшего и

среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к.

у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, солнышко –

желтое.

Позже

усложнять

или

заменять

другой

заставкой

изобразить

персонажа

в

графическом

виде.

Например:

лиса

состоит

из

оранжевых

геометрических фигур (треугольника и круга).

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,

чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.

Перекодировка

информации,

т.

е.

преобразование

из

абстрактных

символов в образы.

3.

После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по

заданной теме и др., т. е. происходит отработка метода запоминания.

4.

Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах).

5.

Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

С помощью мнемотехники можно решить сразу несколько задач:

- улучшить и упорядочить запоминание;

- привить ребёнку интерес к обучению;

- помочь дошкольникам избавиться от проблем с речью (несвязность,

маленький словарный запас и прочее).

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его

обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности,

усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. Благодаря

мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями,

хорошая дикция и, как следствие, повышается интерес к обучению.

Список литературы:

1.

Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов

н/Д; изд. Феникс, 2008.

2.

Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники. – Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб.

3.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию

детей дошкольного возраста.- СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

4.

Журналы «Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г.; №3, 10, 12 за 2001 г.



В раздел образования