Автор: Захарова Оксана Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "Волковская СОШ"
Населённый пункт: с.Волковское, Богдановичский район, Свердловская область
Наименование материала: Памятка для педагогов
Тема: Физическое насиле над детьми в семьи и его основные признаки
Раздел: полное образование
Обязанности классного руководителя в случае жестокого
обращения с ребенком в семье
Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с
ребенком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав
ребенка. Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель
заметил у ученика какие-то следы физического или психического
насилия, он должен обязательно поговорить с ребенком и его родными.
Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко
обращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у
него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим
объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда
утверждения ребенка вызывают сомнения:
ребенок подчеркивает тяжесть своего состояния, активно
стремится вызвать сочувствие и жалость;
ребенок рассказывает о жестком насилии, однако
соответствующие телесные повреждения у него отсутствуют;
ребенок рассказывает о жестоком насилии, но при этом не
проявляет страха перед родителями;
ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит
учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение
может свидетельствовать и о страхе перед физическим
наказанием).
Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование:
это дело специализированных служб и организаций.
Органы занимающиеся защитой ребенка от жестокого
обращения в семье
1) подразделения по делам несовершеннолетних ОВД;
2) социальные педагоги в школе;
3) отделы по охране прав детства или отделы по работе с трудными
семьями в муниципальных, районных органах образования;
4) городские, районные органы опеки и попечительства;
5) региональный уполномоченный по правам ребенка (или по правам
человека).
МКОУ «Волковская СОШ»
Памятка для педагогов
Социальный педагог
2016 год
Насилие
—
л ю б а я
ф о р м а
в з а и м о о т н о ш е н и й ,
направленная
на
установление
или
удержание
контроля
силой над другим человеком.
Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка
можно, если наблюдаются:
Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с
повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).
Несоответствие
характера
повреждения
обстоятельствам
случившегося по рассказам родителей.
Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской
помощью для ребенка.
Наличие
у
ребенка
особенностей
поведения,
которые
могут
провоцироват ь
же стоко е
обращ ение
(сомат иче ские
и л и
психологиче ские
заболевания,
неусидчиво сть,
р од и л и с ь
недоношенными).
Предъявление
со
стороны
родителей
требований
к
ребенку,
которые
не
соответствуют
его
физическому
или
интеллектуальному
развитию.
Основные последствия физического насилия:
агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным),
пассивность,
замкнутость,
отсутствие
друзей,
псевдовзрослое
проведение,
эмоциональная
нестабильность,
плохая
школьная
успеваемость.
Последствия физического насилия могут быть самими разными:
от
незначительных
нарушений
и
до
грубых
отклонений,
включая
психопатологии,
саморазрущающее
и
асоциальное
поведение.
Это
определяется
возрастом
ребенка,
его
особенностями,
характером
отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.
Физическое насилие
–
это преднамеренное
нанесение ребенку побоев,
травм, повреждений,
вследствие чего страдают
его физическое и
психическое здоровье и
развитие, в особо тяжких
случаях наступает
летальный исход.
Признаки
физического насилия:
синяки; царапины и рубцы;
ожоги; ссадины;
различного рода травмы.
Наиболее
распространенным
свидетельством
физического насилия
являются синяки (до 90%
всех повреждений).
Особенности поведения детей, подвергшихся
физическому насилию:
Младший школьный
возраст:
стремление скрыть травму
(непереодевание на
физкультуру), нежелание
возвращаться домой после
школы, замкнутость и
отсутствие друзей, уходы из
дома, плохая школьная
успеваемость.
Подростковый возраст:
любые формы
злоупотребления
алкоголем и другими
психотропными
веществами, депрессивные
состояния, суицидальные
попытки.