Напоминание

«Крымская стратегическая наступательная операция 1944 г.»


Автор: Скрипкин Егор Анатольевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: Пермский край, п.Звездный
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: «Крымская стратегическая наступательная операция 1944 г.»
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Пермское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Скрипкин Егор Анатольевич

Методическая разработка

цикла классных часов

«Памятные даты истории России»

«

Крымская стратегическая наступательная операция 1944 г.

»

(дискуссия с элементами ролевой игры)

Утверждено

на заседании методического

объединения 6 роты

протокол № от « » 2019 г.

Секретарь методического объединения

___________________В.В.Паластрова

пгт Звездный 2019

Аннотация

Основная

задача

педагога

-

создать

условия

для

формирования

у

суворовцев чувства патриотизма, высоконравственного отношения к боевому

подвигу предыдущих поколений - защитников Отечества.

Цикл методических разработок для подготовки и проведения классных

часов

с

суворовцами

младших

классов

посвященных

памятным

датам

истории России.

Методические

материалы,

выполненные

с

применением

различных

педагогических технологий, в первую очередь дискуссии и ролевой игры, в

полной мере позволяют сформировать в ходе проведения классных часов

личность

суворовца,

обладающего

активной

жизненной

позицией,

переживающего

и

испытывающего

чувство

сострадания,

гордящегося

великим подвигом своих предков.

Методический

материал

адресован

педагогическим

работникам

учреждений

среднего

образования,

в

первую

очередь

воспитателям,

классным

руководителям

и

педагогам-организаторам

суворовских

подразделений, для оказания помощи в организации и проведении классных

часов с использованием современных образовательных технологий, игровых

методов, методов ролевой игры.

Содержание

Аннотация………………………………………………...2

Методическое обоснование темы……………………….3

Технологическая карта занятия ……………………........4

Дидактические материалы………………………………13

Список использованных источников……………...........23

Методическое обоснование темы

Имеют на земле еще место события, которые переворачивают

полностью предполагаемый ход событий. Именно к числу таких относится 12

мая 1944 года.

Крымская

стратегическая

наступательная

операция -

битва,

равной

которой отыскать невозможно. 12 мая 1944 г. является днём воинской славы

России

— в этот день в 1944 году завершилась Крымская наступательная

операция. Её отличали выверенные направления главных ударов, хорошее

взаимодействие ударных группировок войск, сил авиации и флота. В начале

войны

немцам

понадобилось

250

суток,

чтобы

овладеть

героически

защищавшимся Севастополем. Наши войска освободили Крым всего за 35

дней.

Каждый день отдаляет человечество от этих событий. Все меньше с

каждым годом остается тех, кто принимал участие в тех страшных боях.

Забыть об этом событии нельзя.

Основная

задача

педагога

-

создать

условия

для

формирования

у

суворовцев патриотизма, высоконравственного отношения к бессмертному

подвигу защитников Отечества. А также показать единство народов СССР в

условиях трагедии, повысить историческую грамотность суворовцев.

На мой взгляд, занятие в форме дискуссии с элементами ролевой игры

способствует формированию всего вышесказанного.

Актуальность методической разработки состоит в том, что применение

интерактивных

методов

(ролевая

игра

и

дискуссия)

позволяет

выйти

на

проблему, а не формулировать ее в готовом виде.

В

связи

с

этим

классный

час

конструировался,

задумывался

как

мероприятие

с

применением

различных

педагогических

технологий.

Традиционное занятие не способно выполнить задачи, стоящие перед нами.

ФГОС

требует

новой

структуры

построения

занятия,

основанного

на

системно-деятельностном подходе. Что достигалось через:

- учет возрастных, психологических особенностей класса;

- создание благоприятного психологического климата на занятии;

- разнообразие видов деятельности и форм работы;

- подачу материала, сохраняющее интерес к теме классного часа;

- создание условий для самовыражения.

Помимо целей познакомить учащихся с теми страшными событиями,

преследовались

еще

и

следующие

задачи

-

формировать

чувство

ответственности по отношению к памяти предков и патриотизм;

- развивать позитивную активную жизненную позицию;

-

воспитывать

чувство

сострадания,

умение

сопереживать

другим

людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Разработка

занятия

может

быть

полезна

воспитателям

суворовских

училищ

и

кадетских

корпусов,

а

также

классным

руководителям

общеобразовательных школ.

Технологическая карта классного часа

«

Крымская стратегическая наступательная операция 1944 г.

»»

Класс: 2 курс обучения

Цель

классного

часа:

формирование

у

суворовцев

чувство

патриотизма,

высоконравственного

отношения

к

боевому

подвигу

защитников Отечества, на примере подвига советского народа. Советским

войскам

оказалось

достаточно

всего

35

суток,

чтобы

взломать

мощные

укрепления в Крыму и очистить от противника весь полуостров.

Задачи:

Обучающие:

- расширение информированности обучающихся о значимости Дня снятия

блокады Ленинграда.

-

формировании

умения

запоминать,

узнавать,

выбирать,

анализировать,

воспроизводить, перерабатывать информацию, быть внимательным.

Развивающие:

-

создать

условия

для

развития

аналитических

способностей,

умения

анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

-

содействовать

формированию

самостоятельной

познавательной

деятельности;

- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;

- содействовать развитию позитивной активной жизненной позиции.

Воспитательные:

- воспитание чувства ответственности за совместную работу;

-

воспитание

толерантности,

духовно-нравственных

чувств:

чувства

сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе

-

формирование

чувства

ответственности

по

отношению

к

окружающей

природе

и

патриотизм

-

воспитание

чувства

сострадания,

умения

сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь

страны.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- суворовцы применяют правила делового сотрудничества;

- оценивают свою социальную роль в коллективе.

Метапредметные:

-

познавательные

УУД:

умение

структурировать

знания

на

этапе

актуализации,

осуществлять

контроль

и

оценку

процесса

и

результатов

деятельности,

самостоятельно

выделять

и

формулировать

цели

урока;

осуществлять поиск, выделение и анализ информации о смертельном вреде

курения, формулировать ответы, строить логическую цепь рассуждений;

-коммуникативные

УУД:

планировать

учебное

сотрудничество

с

воспитателем

и

другими

суворовцами,

участвовать

в

коллективом

обсуждении проблем; обмениваются мнениями.

- регулятивные

УУД:

самостоятельно

выделяют

и

формулируют

цель;

составляют

план

и

последовательность

действий,

оценивают

свою

деятельность.

Формы

работы:

индивидуальная

/

групповая

/

коллективная

/

фронтальная

Используемые технологии обучения:

-технология развития критического мышления;

-триз-технология (игровая);

- кейс технология;

-технология проблемного обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровье сберегающая технология;

Техническое обеспечение:

Для педагога:

-демонстрационно-компьютерный

комплекс

(персональный

компьютер,

видеопроектор, интерактивная доска);

- разработанный видеоматериал

- электронная презентация материала в программе SMART Notebook;

- образцы стрелкового оружия и боеприпасов времен Великой Отечественной

Войны: ППШ, винтовка Мосина обр. 1898/30 г., граната Ф-1;

- шлем стальной СШ;

- предметы вещевого довольствия красноармейцев РККА: портянки, вещевой

мешок, котелок;

- образцы вооружения и предметы экипировки немецко-фашистских войск и

их сателлитов: пистолет-пулемет МП-38, пистолет Parabellum.

Для обучающихся:

Раздаточный материал:

-стратегия «Алфавит»

Использование современных образовательных технологий

Классный час по теме «Сталинградская битва – как ломали хребет

фашистскому зверю»

Современные

образовательные

технологии

Этапы классного часа, на

которых технология

применяется

Инновационный

прием

и методы работы

Т е х н о л о г и я

р а з в и т и я

критическое мышления.

Мотивация.

Самоопределение.

Постановка учебной задачи.

Поиск решения проблемы.

Моз говой

ш т у р м ,

стратегия «Алфавит»,

Рефлексия.

Триз-технологии.

Мотивация

Самоопределение

А ктуа л и з а ц и я

з н а н и й

и

фиксирование затруднений

Постановка учебной задачи.

Поиск решения проблемы

Рефлексия.

Элементы

сюжетно-

ролевой игры.

Технология проблемного

обучения.

Постановка учебной задачи.

Поиск решения проблемы.

Подводящий диалог,

побуждающий

диалог.

Кейс технология .

Закрепление с

проговариванием.

Элементы

ситуационно-ролевых

игр.

Здоровье сберегающая

технология.

Динамическая пауза.

Элементы

ситуационно-ролевых

игр.

Ход классного часа

Структура

занятия

(приемы)

Вре

мя,

мин

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Прогнозируемы

е результаты

(формируемые

УУД)

1.Оргмомент.

1

Проверка готовности к

классному часу.

Рапорт,

приветствие.

Регулятивные

УУД:

самоконтроль.

2.Мотивационн

ый этап

(Технология

развития

критического

мышления:

мозговой штурм.

Технология

проблемного

обучения;

1

Ребята,

сегодня

мы

вами

проводим

классный

час

и

перед вами лежат образцы

о р у ж и я ,

р а з л и ч н ы е

п р е д м е т ы

и

в е щ и .

Д а в а й т е

п р о в е р и м ,

знакомы ли эти предметы

в а м .

Т а к

д а в а й т е

проверим.

Отвечают на

вопросы.

Коммуникати

в н ы е

У У Д :

учебное

сотрудничеств

о

с

воспитателем

и

д р у г и м и

суворовцами,

у ч а с т и е

в

коллективе

обсуждении

проблем.

3.Актуализация

знаний и

фиксирование

затруднений

(информационн

о-

коммуникацион

ные технологии)

10

Что это такое?

Для чего это?

В каких случаях

используется?

Отвечают на

вопросы.

Задают

вопросы.

Личностная

компетенция:

Формировани

е активной

жизненной

позиции

Регулятивные

УУД:

способность к

самостоятель

ном

поступкам и

действиям,

совершаемы

м на основе

выбора из

полученной

информации,.

Познава-

тельные УУД:

Овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификаци

и.

4.Постановка

учебной задачи.

(Технология

3

Выводит

на

формулировку

т е м ы

з а н я т и я

с

использованием

Определяют

тему классного

часа.

Регулятивные

УУД:

Определение

развития

критического

мышления:

мозговой штурм.

Технология

проблемного

диалога:

подводящий

диалог.

Игровые

технологии

(ролевые,

сюжетные).

подводящего

диалога

и

т е х н о л о г и и

м о з г о в о г о

штурма,

находящихся

в

классе

высказаться

по

п р е д п о л а г а е м о й

т е м е

классного часа.

Все ли мы знаем об этих

предметах?

Как

вы

правильно

сказали,

они

используются

во

время

Великой

Отечественной

Войны. Как вы думаете о

какой битве мы сегодня с

вами поговорим?

Правильно сегодня мы с

вами вспомним о Крымской

стратегической

наступательной

операции

1944г.

К а ж д ы й

д е н ь

отдаляет

человечество

от

этих

событий.

Все

меньше

с

каждым

годом

остается

тех,

кто

гнал

захватчиков от Крымского

полуострова.

Забыть

об

этом нам нельзя.

общей цели и

путей ее

достижения.

Познава-

тельные

УУД:

умение

структурирова

ть

знания

на

этапе

актуализации,

осуществлять

к о н т р о л ь

и

оценку

п р о ц е с с а

и

результатов

деятельности,

самостоятель

но выделять и

формулироват

ь цели урока;

осуществлять

поиск,

выделение

и

анализ

информации,

строить

логическую

цепь

рассуждений

2

На

основании

темы

урока

предлагается

определить

цели и задачи сегодняшнего

классного часа.

Как

вы

думаете,

а

зачем

нам вспоминать битвы той

Великой Войны?

Цель:

формирование

у

суворовцев

патриотизма,

высоконравственного

от нош е ни я

к

п о д в и г у

защитников

Отечества,

на

примере

К р ы м ско й

операции.

З а д а ч и : формировать

чувство

о т в е т с т в е н н о с т и

и

патриотизм;

-

развивать

позитивную

Отвечают,

формулируют

актуальность

темы,

формулирую

цель, ставят

задачи.

-

а к т и в н у ю

ж и з н е н н у ю

позицию;

-

воспитывать

чувство

с о с т р а д а н и я ,

у м е н и е

с опе р ежи ва т ь

д р у г и м

людям

и

по

достоинству

оценивать

их

вклад

в

жизнь страны

5.Поиск

решения

проблемы

ИКТ,

(Технология

проблемного

обучения)

12

П р е д л а г а ю

в а м

п о с м о т р е т ь

ф и ль м

о

р а з г р о м е

н е м е ц к о -

фашистских войск.

После фильма

-

П о д б е р и т е

с л о в а -

синонимы

к

слову победа

( у с п е х ,

п е р е л о м ,

достижение,

радость,

гордость.)

И

вот

сегодня,

спустя

года,

что

мы

знаем

о

Крымской

стратегической

наступательной

операции

1944г.?

(Рассказывает

суворовец Гамзаев)

Говорят,

люди,

способные

на

подвиг

они

живут

рядом

с

нами

Память

н а з ы в а е т

и х

и м е н а …

(Рассказывает

суворовец

Матвеев)

Что же происходит сейчас

н а

м е с т а х

б о е в

п о д

Крымом?

(рассказывает

суворовец Россик)

Суворовцы,

посмотрев

подбирают

синонимы к

слову подвиг

Рассказывают и

слушают о доп.

материал.

Познавательн

ы е

У У Д :

формировани

е

у м е н и я

запоминать,

узнавать,

сравнивать,

выбирать,

анализироват

ь,

воспроизводи

ть,

перерабатыва

ть

информацию

быть

внимательны

м. Выделение

смысловой

информации

из

просмотренно

го материала.

Коммуникати

в н ы е

У У Д :

сотрудниче-

с т в о

с

воспитателем

и

д р у г и м и

суворовцами,

у ч а с т и е

в

коллективом

обсуждении

проблем.

6.Физкультмину

тка. (здоровье

сберегающие

технологии и

игровые

технологии

2

А

вот

сейчас

ребята

мы

с

в а м и

п о п ы т а е м с я

п о ч у в с т в о в а т ь

с е б я

участниками

тех

событий

К а к

В ы

д у м а е т е ,

к т о

чувствовал

себя

более

комфортно

в

у с л о в и я х

л

е

т

а

?

: выходят

воспитатель

одетый

в

летнюю форму бойца РККА

и

воспитатель

одетый

в

летнюю

форму

немецко-

фашистского солдата.

Обсуждают

достоинства и

недостатки

экипировки

Коммуникати

вные УУД:

умение

работать в

команде,

помощь в

группе.

7.Закрепле-ние

с проговари-

ванием.

(кейс

технология

метод

ситуационно-

ролевых игр)

5

В о с п и т ател ь

оде т ы й

в

форму

времен

Великой

О т е ч е с т в е н н о й

В о й н ы

показывает

суворовцам

п о р я д о к

д е й с т в и й

с

различными

образцами

оружия.

Наблюдают за

действиями

воспитателей.

Коммуникати

в н ы е

У У Д :

сотрудничеств

о

с

воспитателем

и

д р у г и м и

суворовцам.

Регулятивные

УУД:

Определение

общей цели и

путей ее

достижения.

Познавательн

ые УУД:

умение

структурирова

ть знания,

осуществлять

контроль и

оценку

процесса и

результатов

деятельности

8.Рефлексия

(Технология

развития

критического

мышления:

Стратегия

«Алфавит»

8

Предлагает

построиться

по

отделениям и приступить к

заполнению

шаблона

на

в а т м а н е

с т р а т е г и я

«Алфавит»

Далее

подводит

и то г и ,

определяет

победителя.

Подводит итоги.

Суворовцы

вносят в

шаблон слова.

Работают в

группе.

Коммуникати

в н ы е

У У Д :

сотрудничест

в о

с

воспитателем

и

д р у г и м и

суворовцами,

у ч а с т и е

в

В

мае

мы

скорбим

по

умершим,

сострадаем

в с е м ,

к о м у

п р и ш л о с ь

пережить эту войну. Они

проявили

мужество

и

героизм,

предотвратили

дальнейшее

распространение фашизма

по нашей земле.

Ребята, вы для себя узнали

что-то новое?

Вы

почувствовали

себя

очевидцем?

коллективе

обсуждении

проблем,

умение

находить

в ы х о д ы

и з

спорных

ситуаций.

Регулятивные

УУД:

Определение

общей цели и

путей ее

достижения.

Познавательн

ы е

У У Д :

умение

структуриров

ать

з н а н и я ,

осуществлять

к о н т р ол ь

и

оценку

п р о це с с а

и

результатов

деятельности

9.Задание на

самоподготовку

1

Под руководством

воспитателя и педагога-

организатора подготовить

рисунок по теме:

«

Освобождение

Севастополя Советской

армией

»

Познавательн

ые УДД: Выбор

наиболее

эффективных

способов

решения задач

воспитатель 6 роты: Е.Скрипкин

Согласовано: методист воспитательного отдела О. Гуреева

Дидактические материалы

Крымская стратегическая наступательная операция 1944 г.

П.П. Соколов-Скаля. Освобождение Севастополя Советской армией. Май

1944 г.

8 апреля, 70 лет назад, началась Крымская стратегическая наступательная

операция. Она вошла в историю как одна из важнейших наступательных

операций

Великой

Отечественной

войны.

Ее

целью

стало

освобождение

Крымского

полуострова,

важного

стратегического

плацдарма

на

Черноморском

театре

военных

действий,

путем

разгрома

удерживавшей

К р ы м

1 7 - й

н е м е ц ко й

а рм и и

ге н е р а л - п ол ко в н и ка

Э .

Е н е к е .

В результате Мелитопольской (26 сентября – 5 ноября 1943 г.) и Керченско-

Эльтигенской десантной операции (31 октября – 11 ноября 1943 г.) советские

войска прорвали укрепления Турецкого вала на Перекопском перешейке,

захватили

плацдармы

на

южном

берегу

Сиваша

и

на

Керченском

полуострове, но освободить Крым сразу же не удалось – не было достаточно

сил. На полуострове продолжала оставаться крупная группировка немецких

войск, опиравшаяся на глубоко эшелонированные оборонительные позиции.

На Перекопском перешейке и против плацдарма на Сиваше оборона состояла

из

трех,

а

на

Керченском

полуострове

из

четырех

п ол о с .

Ставка

Верховного

Главнокомандования

(ВГК)

рассматривала

Крым

как

стратегически

важный

район,

а

его

освобождение

как

важнейшую

возможность возвращения главной базы Черноморского флота – Севастополя,

что

значительно

улучшило

бы

условия

базирования

кораблей

и

ведения

боевых

действий

на

море.

Кроме

того,

Крым

прикрывал

балканский

стратегический фланг немецких войск и их важные морские коммуникации,

идущие по Черноморским проливам к западному побережью Черного моря.

Поэтому

немецкое

руководство

также

придавало

большое

военное

и

политическое значение удержанию Крыма в своих руках, что, по их мнению,

являлось одним из факторов сохранения поддержки Турции и союзников на

Балканах. В связи с этим командование 17-й армии обязали до последнего

у д е р ж и в а т ь

п о л у о с т р о в .

В начале 1944 г. немецкая армия была усилена двумя дивизиями: в конце

января 1944 г. на полуостров морским путем была доставлена 73-я, а в начале

марта — 111-я пехотные дивизии. К апрелю армия имела 12 дивизий: 5

немецких и 7 румынских, 2 бригады штурмовых орудий, различные части

усиления

и

насчитывала

более

195

тыс.

человек,

около

3600

орудий

и

минометов,

215

танков

и

штурмовых

орудий.

Ее

поддерживали

148

самолетов.

Советское руководство возложило задачу разгрома крымской группировки

противника

и

освобождения

Крыма

на

войска

4-го

Украинского

фронта

(командующий генерал армии Ф.И. Толбухин), в состав которого входили 2-я

гвардейская и 51-я армии, 19-й танковый корпус, 16-й и 78-й укрепленные

районы,

авиационную

поддержку

обеспечивали

авиация

8-й

воздушной

армии

и

ВВС

Черноморского

флота;

Отдельную

Приморскую

армию

(командующий

генерал

армии А.И.

Еременко),

действия

которой

обеспечивала

авиация

4-й

воздушной

армии;

Черноморский

флот

(командующий

адмирал Ф.С. Октябрьский), силы которого поддерживали

наступление на приморских флангах и нарушали морские коммуникации

противника;

Азовскую

военную

флотилию

(командующий

контр-адмирал

С.Г.

Горшков),

которая

поддерживала

наступление

войск

Отдельной

П р и м о р с к о й

а р м и и .

Всего советская ударная группировка насчитывала около 470 тыс. человек,

5982 орудия и миномета, 559 танков и самоходных установок (САУ), 1250

самолетов с учетом авиации Черноморского флота. К апрелю 1944 г. в составе

Черноморского флота и Азовской военной флотилии были линейный корабль,

четыре крейсера, шесть эскадренных миноносцев, два сторожевых корабля,

восемь базовых тральщиков, 47 торпедных и 80 сторожевых катеров, 34

бронекатера,

29

подводных

лодок,

три

канонерские

лодки

и

другие

вспомогательные

суда.

Кроме

того,

войска

поддерживались

крымскими

партизанскими отрядами. Созданные в январе 1944 г. партизанские силы

Крыма,

насчитывавшие

почти

4

тыс.

человек,

были

объединены

в

три

соединения: Южное, Северное и Восточное. Таким образом, силы СССР

значительно превышали силы противника.

Соотношение сил и средств сторон к началу Крымской стратегической

наступательной операции

Силы и

средства

Войска 4-го Украинского фронта

и Отдельной Приморской армии

Войска 17-й

немецкой армии

Дивизии

(расчетные)

2,6

1

Всего людей

2,4

1

Орудия и

минометы

1,7

1

Танки и САУ

2,6

1

Боевые

самолеты

4,2

1

Действия войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии

координировали

представители

Ставки

Верховного

Главнокомандования

маршал К.Е. Ворошилов и начальник Генерального штаба Красной армии

м

а

р

ш

а

л А . М .

В а с и л е в с к и й.

Подготовка Крымской наступательной операции началась в феврале 1944 г. 6

февраля начальник Генерального штаба А.М. Василевский и Военный Совет

4-го

Украинского

фронта

представили

в

Ставку

ВГК

свои

соображения

относительно

проведения

Крымской

операции,

которую

предполагалось

н а ч а т ь

1 8 - 1 9

ф е в р а л я .

Однако в дальнейшем срок начала операции неоднократно переносился. Так,

18 февраля маршал А.М. Василевский в соответствии с указаниями Ставки

ВГК приказал генералу армии Ф.И. Толбухину Крымскую операцию начать

после того, как будет освобождено от противника все побережье Днепра до

Херсона

включительно.

Несмотря

на

это

Ставка

в

своих

дальнейших

указаниях потребовала начать операцию не позднее 1 марта, независимо от

хода операции по освобождению от противника Правобережного Днепра.

А.М.

Василевский

доложил

в

Ставку,

что,

учитывая

погодные

условия,

Крымскую операцию можно будет начать лишь в период между 15 и 20

марта. С намеченным сроком Ставка согласилась, но 16 марта фронт получил

новые

указания,

что

Крымскую

операцию

«начинать

после

овладения

войсками левого крыла 3-го Украинского фронта районом города Николаева и

выдвижения их к Одессе». Однако и после овладения Николаевом фронт из-

за плохих метеорологических условий смог начать операцию только 8 апреля

1944г.

Вся операция 4-го Украинского фронта планировалась на глубину до 170 км

продолжительностью в 10-12 суток со среднесуточным темпом наступления

12-15 км. Темп наступления 19-го танкового корпуса определялся в 30-35 км

в

с у т к и .

Замысел

Крымской

операции

состоял

в

том,

чтобы

силами

войск

4-го

Украинского

фронта

с

севера

от

Перекопа

и

Сиваша,

и

Отдельной

Приморской

армии

с

востока

от

Керченского

полуострова,

нанести

одновременный удар в общем направлении на Симферополь и Севастополь,

расчленить и уничтожить группировку врага, не допустив ее эвакуации из

Крыма. Главный удар планировалось нанести с плацдарма на южном берегу

Сиваша. В случае успеха основная группировка фронта выходила в тыл

перекопских позиций противника, а овладение Джанкоем открывало свободу

действий

в

сторону

Симферополя

и

Керченского

полуострова

в

тыл

находившейся там группировки врага. Вспомогательный удар наносился на

Перекопском

перешейке.

Отдельная

Приморская

армия

должна

была

прорвать оборону противника севернее Керчи, главный удар наносить на

Симферополь, Севастополь, а частью сил — вдоль южного берега Крымского

полуострова.

8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление. За

пять

суток

до

этого

тяжелая

артиллерия

разрушила

значительную

часть

долговременных

сооружений

врага.

Вечером

7

апреля

была

проведена

разведка

боем,

подтвердившая

прежние

сведения

о

группировке

войск

вермахта в районе Перекопа и Сиваша. В день начала операции в 8:00 в

полосе 4-го Украинского фронта началась артиллерийская и авиационная

подготовка общей продолжительностью 2,5 часа. Сразу после ее окончания

войска

фронта

перешли

в

наступление,

нанося

удар

силами

51-й

армии

генерал-лейтенанта Я.Г. Крейзера с плацдарма на южном берегу Сиваша.

После

двухдневных

ожесточенных

боев

благодаря

мужеству

советских

воинов оборона противника была прорвана. 51-я армия вышла на фланг

немецкой

перекопской

группировки,

а

2-я

гвардейская

армия

генерал-

лейтенанта Г.Ф.

Захарова

освободила

Армянск.

Утром

11

апреля

19-й

танковый

корпус

генерал-лейтенанта И.Д.

Васильева

с

ходу

овладел

Джанкоем

и

успешно

продвигался

на

Симферополь.

Опасаясь

угрозы

окружения,

противник

оставил

укрепления

на

Перекопском

перешейке

и

н а ч а л

о т х о д и т ь

с

К е р ч е н с к о г о

п о л у о с т р о в а .

Войска

Отдельной

Приморской

армии,

начав

наступление

в

ночь

на

11

апреля,

утром

овладели

городом-крепостью

Керчь

укрепленным

узлом

сопротивления врага на восточном побережье Крыма. На всех направлениях

развернулось преследование вражеских войск, отходивших к Севастополю. 2-

я гвардейская армия развивала наступление вдоль западного побережья на

Евпаторию. 51-я армия, используя успех 19-го танкового корпуса, через степи

устремилась на Симферополь. Отдельная Приморская армия продвигалась

через Карасубазар (Белогорск) и Феодосию на Севастополь. В результате 13

апреля

были

освобождены

Евпатория,

Симферополь

и

Феодосия,

14-15

а п р е л я

Б а х ч и с а р а й ,

А л у ш т а ,

Я л т а .

Немецкие войска продолжали отступление. Авиация 8-й и 4-й воздушных

армий наносила массированные удары по отходящим войскам противника и

узлам

коммуникаций.

Силы

Черноморского

флота

топили

его

корабли

и

транспорты с эвакуируемыми войсками. От ударов по морским конвоям и

одиночным судам враг потерял 8100 солдат и офицеров.

Крымская стратегическая наступательная операция 8 апреля - 12 мая 1944

г.

Мужественно сражались крымские партизаны и подпольщики. Крымские

партизанские соединения получили задачи уничтожать тылы, узлы и линии

связи противника, разрушать железные дороги, устраивать завалы и засады

на горных дорогах, нарушать работу Ялтинского порта и тем самым не

допустить

отхода

немецко-румынских

войск

к

нему

и

другим

местам

погрузки для эвакуации в Румынию. На партизан также возлагалась задача

препятствовать врагу в разрушении городов, промышленных и транспортных

предприятий.

15-16 апреля советские войска вышли к Севастополю и начали подготовку к

штурму города. В соответствии с решением командующего войсками 4-го

Украинского фронта, утвержденным представителем Ставки ВГК маршалом

А.М. Василевским, главный удар намечалось нанести из района Балаклавы

соединениями и частями левого фланга 51-й и центра Приморской армии,

вошедшей

18

апреля

в

состав

4-го

Украинского

фронта.

Им

предстояло

прорвать

оборону

противника

на

участке

Сапун-горы

и

высоты

северо-

восточнее

населенного

пункта

Карань

с

задачей

отрезать

его

от

расположенных

западнее

Севастополя

бухт.

По

мнению

командования

фронта, разгром врага на Сапун-горе при всей трудности ее штурма должен

был

позволить

быстро

нарушить

устойчивость

немецкой

обороны.

Вспомогательный удар планировался в полосе 2-й гвардейской армии и в

целях отвлечения внимания противника был намечен на двое суток раньше

главного удара. Армии предстояло прорвать оборону врага в районе юго-

восточнее Бельбека силами 13-го гвардейского и 55-го стрелковых корпусов и

развивать наступление на Мекензиевы горы и восточный берег Северной

бухты с тем, чтобы прижать немецкую группировку к морю и уничтожить.

19 и 23 апреля войска фронта совершили две попытки прорвать основной

оборонительный

рубеж

Севастопольского

укрепленного

района,

но

они

закончились неудачей. Потребовалась новая перегруппировка и подготовка

войск, подвоз им боеприпасов и горючего. 5 мая начался штурм укреплений

города

перешла

в

наступление

2-я

гвардейская

армия,

что

заставило

противника перебрасывать к Севастополю войска с других направлений.

7 мая в 10:30 при массированной поддержке всей авиации фронта советские

войска начали генеральный штурм Севастопольского укрепленного района.

Войска главной ударной группировки фронта на 9-километровом участке

прорвали вражескую оборону и овладели в ходе ожесточенных боев Сапун-

горой. 9 мая войска фронта с севера, востока и юго-востока ворвались в

Севастополь

и

освободили

город.

Остатки

немецкой

17-й

армии,

преследуемые 19-м танковым корпусом, отходили на мыс Херсонес, где были

окончательно разгромлены. На мысе было взято в плен 21 тыс. солдат и

офицеров противника, захвачено большое количество техники и вооружения.

Советские танки на улице Фрунзе (ныне - проспект Нахимова) в дни

освобождения города от немецких захватчиков. Май 1944 г.

Крымская

наступательная

операция

завершилась.

Если

в

1941–1942

гг.

немецким

войскам

понадобилось

250

суток,

чтобы

овладеть

героически

защищавшимся Севастополем, то в 1944 г. советским войскам оказалось

достаточно всего 35 суток, чтобы взломать мощные укрепления в Крыму и

очистить от противника почти весь полуостров.

Салют в освобожденном Севастополе. Май 1944 г. Фото Е. Халдея

Цели

операции

были

достигнуты.

Советские

войска

прорвали

глубоко

эшелонированную

оборону

на

Перекопском

перешейке,

Керченском

полуострове,

в

районе

Севастополя

и

разгромили

17-ю

полевую

армию

вермахта. Ее потери только на суше составили 100 тыс. человек, в том числе

свыше 61 580 человек пленными. Советские войска и силы флота в ходе

Крымской операции потеряли 17 754 человека убитыми и 67 065 человек

ранеными.

Боевой состав, численность советских войск и людские потери*

Наименован

ие

объединени

й

и сроки их

участия

в операции

Боевой состав и

численность войск

к началу операции

Людские потери в операции

количест

во

соединен

ий

численно

сть

безвозвратн

ые

санитарн

ые

всег

о

среднесуточн

ые

4-й

Украинский

фронт

сд – 18,

тк – 1,

отбр - 2,

278 400

13 332

50 498

6383

0

1 824

(весь

период)

УР - 2

Отдельная

Приморская

и

4-я

воздушная

армии

(весь

период)

сд – 12,

сбр -2,

отбр - 1

143 500

4 196

16 305

2050

1

586

Черноморск

ий флот и

Азовская

военная

флотилия

(весь

период)

-

40 500

226

262

488

14

Итого

Дивизий

-30,

корпусов

-1,

бригад–

5,

УР – 2

462 400

17 754

3,8%

67 065

8481

9

2 423

Список сокращений: отбр – отдельная танковая бригада, сбр – стрелковая

бригада, сд – стрелковая дивизия, тк – танковый корпус, УР – укрепленный

район.

Победа в Крыму вернула стране важный экономический район. В целом,

была освобождена территория, занимавшая по площади около 26 тыс. кв. км.

В годы оккупации гитлеровские захватчики нанесли Крыму огромный ущерб:

были

выведены

из

строя

более

300

промышленных

предприятий,

почти

полностью истреблено поголовье скота, города и курорты сильно разрушены

– особенно пострадали Севастополь, Керчь, Феодосия и Евпатория. Так, в

Севастополе

к

моменту

освобождения

оставалось

3

тыс.

жителей

из

имевшихся в городе накануне войны 109 тыс. человек. В городе уцелело

л и ш ь

6 %

ж и л о г о

ф о н д а .

Рассматривая

ход

и

оценивая

результаты

Крымской

операции,

ясно,

что

успешное

ее

завершение

предопределили

искусный

выбор

советским

командованием

направлений

главных

ударов,

хорошая

организация

взаимодействия

ударных

группировок

войск,

сил

авиации

и

флота,

решительное расчленение и разгром основных сил противника (сивашское

направление),

овладение

ключевыми

оборонительными

позициями

в

короткие сроки (штурм Севастополя). Умело использовались для развития

наступления

подвижные

группы

(передовые

отряды)

армий.

Они

стремительно проникали в оперативную глубину обороны противника, не

давая отходящим его войскам закрепляться на промежуточных рубежах и в

районах

обороны,

чем

обеспечивались

высокие

темпы

наступления.

За героизм и умелые действия 160 соединениям и частям были присвоены

почетные

наименования

Евпаторийских,

Керченских,

Перекопских,

Севастопольских,

Сивашских,

Симферопольских,

Феодосийских

и

Ялтинских. 56 соединений, частей и кораблей награждены орденами. 238

воинов удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи участников боев за

К р ы м

н а г р а ж д е н ы

о р д е н а м и

и

м е д а л я м и .

В результате Крымской операции последний крупный вражеский плацдарм,

угрожавший тылу действовавших на Правобережной Украине фронтов, был

ликвидирован.

В

течение

пяти

дней

была

освобождена

главная

база

Черноморского флота – Севастополь и созданы благоприятные условия для

дальнейшего наступления на Балканы.

Список использованных источников

1.

Великая

Отечественная

без

грифа

секретности.

Книга

потерь.

Новейшее

справочное

издание

/Г.Ф.

Кривошеев,

В.М.

Андроников,

П.Д. Буриков, В.В. Гуркин. – М.: Вече, 2010. С.

143.

2.

Литвин Г. А., Смирнов Е. И. - Освобождение Крыма (ноябрь 1943 г. -

май

1944

г.).

Документы

свидетельствуют.

-

Москва,

Агентство

«Кречет», 1994.

3.

Журбенко

В.

М.

Освобождение

Крыма

//

«Военно-исторический

журнал». — 1994. — № 5. — С.4-16.

4.

Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М.

М. Козлова. — М. :

Советская энциклопедия, 1985. — С. 384—385. —

500 000 экз.

5.

Мощанский

И.

Б.

Битва

за

Крым

Крымская

стратегическая

наступательная операция (8 апреля — 12 мая 1944 года) // Трудности

освобождения. — М.:

Вече,

2009. —

230 с. —

(Военные

тайны

XX

века)



В раздел образования