Автор: Курилкина Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: Кемеровская область. г.Полысаево
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание дошкольников
Курилкина Ольга Викторовна,
воспитатель МАДОУ № 1,
Кемеровская область – Кузбасс,
город Полысаево
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Бережной А.С.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу
коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для
воспитательной
работы.
В
современных
условиях,
когда
сфера
воспитательного
воздействия
значительно
расширяется,
эта
проблема
приобретает особую остроту и актуальность.
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая
полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во
взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Главная задача нашего времени не столько изучение природы как ее
сохранение. Последнее десятилетие люди стремительно стараются обуздать
природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Даже если остановить все производства (что нереально), загрязнение
окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и
здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для
улучшения состояния окружающей природной среды. А для этого нужны
квалифицированные специалисты и экологические знания у всего населения.
На
сегодняшний
день
у
большого
количества
людей
наблюдается
лишь
невежество
ко
всему
живому
и
неживому.
Поэтому,
экологическое
воспитание,
а
затем
и
экологическое
сознание,
должны
сопровождать
человека с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни. В раннем
детстве необходимо формировать чувство эмоциональной близости с миром
живой природы, в школе – способствовать пониманию целостной картины
мира, а уже в периоды взросления и зрелости у нас должно быть развито
экологическое
мировоззрение,
чувство
ответственности
за
состояние
природы,
осознание необходимости
личного
участия
в
экологической
деятельности.
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания
продолжается.
Ряд
исследователей,
отмечают,
что
нередко
экологическое
воспитание
осуществляется
не
комплексно,
а
односторонне,
без
использования всех возможностей.
Экологическая культура включает в себя:
культуру познавательной деятельности;
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности;
культуру духовного общения с природой.
Экологическое
воспитание
осуществляем
по
программе
Светланы
Николаевой
«Юный
эколог»,
разработанной
на
основе
теоретических
и
экспериментальных исследований. В своей практике мы используем все виды
детской деятельности.
Познавательное
развитие
исполняется
согласно
основным
направлениям:
формирование
познавательно-исследовательской
работы,
ознакомление
с
социокультурными
ценностями,
развитие
простых
математических
представлений, ознакомление с миром природы. Ребята вместе с педагогами
каждый
год
участвуют
в
проектной
и
исследовательской
деятельности
(«Огород на окне», «Эти удивительные камни», «Вода – самое удивительное
вещество
на
планете»
и
другие).
В
реализации
задач
экологического
воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду.
Это
уголки
природы,
организация
систематических
наблюдений
за
природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
В нашей группе создана мини лаборатория, где дети ставят простейшие
опыты и ведут наблюдения, которые фиксируют в специальном журнале
«Наши
наблюдения».
Здесь
размещены
материалы
и
оборудование
для
экспериментирования
(стаканчики,
трубочки,
микроскоп,
лупы,
весы,
песочные часы и т. д.); размещены ящики с почвой, растения, за которыми
ведутся
наблюдения.
Уголок
природы
в
группе
мы
назвали
с
детьми
«Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для
саморазвития
детей.
В
«Центре
науки»
на
удобном
стеллаже
находятся
энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции
перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое
другое.
В
экологической
зоне
повешен
календарь
природы,
дети
самостоятельно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В
нашем
детском
саду
функционирует
«Зимний
сад»,
где
есть
разнообразные
комнатные
растения.
Дети
с
удовольствием
за
ними
ухаживают, поливают, рыхлят почву, протирают листочки.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении
положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не
только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с
родителями.
Дети
и
родители
вовлечены
в
различные
экологические
мероприятия.
Традиционно
в
нашем
детском
саду
проводятся
выставки,
конкурсы поделок из природного материала. Совместно мы проводим акции
«Поможем
птицам
зимой!»,
«Смастерим
скворечник»,
«Не
загрязняй
природу!» и другие.
Таким
образом,
правильно
спланированная
систематическая
и
целенаправленная
деятельность,
приведёт
к
тому,
что
дети
научатся
относиться к природе бережно, станут добрее по отношению к тому, за что
сами же несут ответственность, научатся наблюдать за всем, происходящим
вокруг,
и
формулировать
собственное
мнение,
овладеют
интересными
навыками.
Шаг
за
шагом
будут
двигаться
в
сторону
осознанного
природопользования и потребления.