Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников


Автор: Курилкина Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №1
Населённый пункт: Кемеровская область. г.Полысаево
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание дошкольников

Курилкина Ольга Викторовна,

воспитатель МАДОУ № 1,

Кемеровская область – Кузбасс,

город Полысаево

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Бережной А.С.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу

коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для

воспитательной

работы.

В

современных

условиях,

когда

сфера

воспитательного

воздействия

значительно

расширяется,

эта

проблема

приобретает особую остроту и актуальность.

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая

полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во

взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Главная задача нашего времени не столько изучение природы как ее

сохранение. Последнее десятилетие люди стремительно стараются обуздать

природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Даже если остановить все производства (что нереально), загрязнение

окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и

здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для

улучшения состояния окружающей природной среды. А для этого нужны

квалифицированные специалисты и экологические знания у всего населения.

На

сегодняшний

день

у

большого

количества

людей

наблюдается

лишь

невежество

ко

всему

живому

и

неживому.

Поэтому,

экологическое

воспитание,

а

затем

и

экологическое

сознание,

должны

сопровождать

человека с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни. В раннем

детстве необходимо формировать чувство эмоциональной близости с миром

живой природы, в школе – способствовать пониманию целостной картины

мира, а уже в периоды взросления и зрелости у нас должно быть развито

экологическое

мировоззрение,

чувство

ответственности

за

состояние

природы,

осознание необходимости

личного

участия

в

экологической

деятельности.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания

продолжается.

Ряд

исследователей,

отмечают,

что

нередко

экологическое

воспитание

осуществляется

не

комплексно,

а

односторонне,

без

использования всех возможностей.

Экологическая культура включает в себя:

культуру познавательной деятельности;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности;

культуру духовного общения с природой.

Экологическое

воспитание

осуществляем

по

программе

Светланы

Николаевой

«Юный

эколог»,

разработанной

на

основе

теоретических

и

экспериментальных исследований. В своей практике мы используем все виды

детской деятельности.

Познавательное

развитие

исполняется

согласно

основным

направлениям:

формирование

познавательно-исследовательской

работы,

ознакомление

с

социокультурными

ценностями,

развитие

простых

математических

представлений, ознакомление с миром природы. Ребята вместе с педагогами

каждый

год

участвуют

в

проектной

и

исследовательской

деятельности

(«Огород на окне», «Эти удивительные камни», «Вода – самое удивительное

вещество

на

планете»

и

другие).

В

реализации

задач

экологического

воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду.

Это

уголки

природы,

организация

систематических

наблюдений

за

природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

В нашей группе создана мини лаборатория, где дети ставят простейшие

опыты и ведут наблюдения, которые фиксируют в специальном журнале

«Наши

наблюдения».

Здесь

размещены

материалы

и

оборудование

для

экспериментирования

(стаканчики,

трубочки,

микроскоп,

лупы,

весы,

песочные часы и т. д.); размещены ящики с почвой, растения, за которыми

ведутся

наблюдения.

Уголок

природы

в

группе

мы

назвали

с

детьми

«Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для

саморазвития

детей.

В

«Центре

науки»

на

удобном

стеллаже

находятся

энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции

перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое

другое.

В

экологической

зоне

повешен

календарь

природы,

дети

самостоятельно фиксирует погоду и состояние живой природы.

В

нашем

детском

саду

функционирует

«Зимний

сад»,

где

есть

разнообразные

комнатные

растения.

Дети

с

удовольствием

за

ними

ухаживают, поливают, рыхлят почву, протирают листочки.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении

положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не

только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с

родителями.

Дети

и

родители

вовлечены

в

различные

экологические

мероприятия.

Традиционно

в

нашем

детском

саду

проводятся

выставки,

конкурсы поделок из природного материала. Совместно мы проводим акции

«Поможем

птицам

зимой!»,

«Смастерим

скворечник»,

«Не

загрязняй

природу!» и другие.

Таким

образом,

правильно

спланированная

систематическая

и

целенаправленная

деятельность,

приведёт

к

тому,

что

дети

научатся

относиться к природе бережно, станут добрее по отношению к тому, за что

сами же несут ответственность, научатся наблюдать за всем, происходящим

вокруг,

и

формулировать

собственное

мнение,

овладеют

интересными

навыками.

Шаг

за

шагом

будут

двигаться

в

сторону

осознанного

природопользования и потребления.



В раздел образования