Автор: Ирина Васильевна Евай
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов" г.Надым
Населённый пункт: город Надым ЯНАО
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по логопедии во 2а и 2б классах в форме игры-квест «Путешествие в Лесную страну» с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: Путешествие в лесную страну
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие по логопедии во 2а и 2б классах
в форме игры-квест «Путешествие в Лесную страну»
с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель: Формирование
у
учащихся
умений
и
навыков
чёткого
произношения
и
различения
сонорных звуков [л] и [л’] в словах, фразах.
Задачи:
Образовательные:
1.
Формирование приема восполнения недостающих звеньев целого, закрепление приема
выделения и совмещения признаков объекта.
2.
Активизация словарного запаса.
3.
Закрепление счетных операций.
4.
Расширение знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
Коррекционно-развивающие:
1.
Развитие устойчивости зрительного и слухового внимания.
2.
Развитие пространственного восприятия.
3.
Развитие восприятия и воображения.
4.
Развитие элементов логического мышления.
5.
Развитие мелкой моторики.
6.
Совершенствование наглядно-образного мышления.
7.
Развитие
и
коррекция
эмоциональной
сферы
психики,
совершенствование
коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1.
Активизация ценностно-смыслового компонента сознания и личности детей.
2.
Вызывать
положительные
эмоции
от
совместной
деятельности
и
способствовать
сплоченности детского коллектива.
Оборудование:
костюм
Звуковичка,
учащиеся
4в
класса-помощники
в
костюмах
деревьев;
карточки
с
буквами,
доска,
картинки
деревьев
и
леса,
конверты
с
заданиями,
карточки
с
вопросами, конвертики для рефлексии.
Ход праздника
1.
Организационный момент. Психогимнастика
Пантомима « В лесу». СЛАЙД с изображением леса, деревьев.
-Ребята, представьте, что мы находимся в лесу. Выполните мимикой и жестами движения.
- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.
-Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки.
Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Он стонут низким голосом: лы -лы-лы.
- А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные
руки, покачивайте ими. Берёзы поют высоким голосом: ли- ли-ли.
- Кук стонали дубы? (Лы)
-Какой первый звук в песенке дуба?
-Как пели берёзы? Какой первый звук в песенке ли?
2.Дыхательная гимнастика
-Представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Поднимаем руки вверх,
набрали
воздух
ртом.
А
теперь,
покажем,
какая
в
лесу
шелковистая
трава.
Опускает
руки,
наклоняемся- выдох.
Теперь подул тёплый ветерок, зашелестели листья. Набираем носом воздух и выдыхаем ртом.
Быстро-быстро шевелим пальчиками-листочками.
- Подул ветер. Влетел конвертик.
-Ребята, сюда залетел конвертик. Ну-ка, посмотрим, что там внутри? О, да здесь письмо. Что в нём
написано?
- «Дорогие ребята, приглашаю вас в свою Лесную страну и прошу у вас помощи. Злой колдун
Словомор
заколдовал
деревья
и
из
нашей
зелёной
лесной
страны
похитил
два
звука.
Отгадайте, какие это звуки и помогите их нам вернуть. Правительница - Зелёная Фея».
-Для того чтобы помочь Зелёной Фее и жителям Лесной страны, мы должны расколдовать деревья,
выполним задания.
-Вы готовы? А поможет нам в этом наш друг ил страны Волшебных звуков- Звуковичок. Он
поможет нам расколдовать деревья, найти похищенные звуки и вернуть их на место, а также
научиться правильно и красиво произносить их. Давайте позовём его с помощью волшебных слов.
По щучьему велению,
По нашему хотению,
Появись Звуковичок.
(Выбегает Звуковичок).
Звуковичок: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) Вы меня звали!? (Да!) Вы хотите расколдовать
деревья, найти похищенные звуки и научиться
правильно и красиво произносить их? (Да!) Я
постараюсь вам помочь. Для этого вы должны сами выполнить задания. Вы готовы? (Да!)
-У нас сегодня две команды 2а и 2б классов. Команда 2а класса называется «Защитники леса», а
команда 2б класса называется «Юные экологи».
Вручаются значки «Защитники леса», «Юный эколог».
Звуковичок:
-Ребята, отгадайте загадку?
Дом со всех сторон открыт:
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
-Что это? (Лес)
-Правильно, лес.
-Что такое лес?
Лес- это участок земли, где растёт много деревьев. Лес полон загадок и таинств.
Леса-
это
не
только
украшение
земли,
её
великолепный
и
удивительный
наряд,
но
и
источник здоровья. Это земная лаборатория- вырабатывает кислород и поглощает пыль,
ядовитые газы.
-Кто живёт в лесу? (Звери, птицы, жуки, ящерицы, бабочки)
-Без чего не бывает леса? (Без деревьев, травы, кустарников)
-Что даёт человеку лес? Людям лес даёт чистый воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и
прохладу, дарит грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам- жилище и корм).
-Ребята, злой колдун Словомор заколдовал деревья в лесу. Мы должны что сделать? (Спасти
деревья, спасти лес).
-А какие звуки украл Словомор нужно отгадать.
-А как называется слово когда люди спасают природу? Сложить букв слово ЭКОЛОГИЯ
-Для того, чтобы узнать, какие звуки украл злой Словомор, нужно назвать в слове экология
четвёртый звук. ([л])
-Назвать первый звук мы слышим в слове лес? ([л’])
-Так какие звуки украл Словомор?
3.Повтор артикуляции и характеристики звуков [л] и [л’].
Повторение буквы Л
-На письме звуки [л] и [л’] какой буквой обозначают?
На что похожа буква Л? А давайте попробуем показать букву Л руками. СЛАЙД
-Что такое экология?
Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и
животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на
окружающую среду и живую природу
- Отгадайте ещё одну загадку?
Его весной и летом
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжкой
Сорвали все рубашки!
-Что это?
-Правильно, это деревья.
-Что вы можете сказать про деревья. Что это такое?
Деревья - это многолетние растения с одеревеневшими стволами, ветви которых образуют
кроны.
-А какие бывают деревья?
Деревья бывают лиственные, хвойные.
СЛАЙД
Берёза, клён, тополь, дуб, осина, липа- лиственные.
Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр- хвойные.
-Ребята вы сейчас получаете листы для путешествия по Лесной стране. Ваши две команды
отправятся помогать деревьям. Нужно выполнить задание, а также заполнить лист «Лесные
правила». Картинки с правилами на обратной стороне деревьев, нужно будет заклеить в этот лист
и в конце мероприятия показать ребятам.
- Итак, ребята, отправляемся в путешествие спасать деревья.
4.Дерево №1
Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, Там и шумят. Берёза
5.Задание «Составь слово и разбери»
Необходимо по разбросанным буквам составить по смыслу слова и сделать звуковой рисунок слов
с помощью конвертиков со звуковыми символами. Например, лесок (л, е, с, о, к). Слова: лесок,
тополь.
6.Повторение буквы Л
-На письме звуки [л] и [л’] какой буквой обозначают?
На что похожа буква Л? А давайте попробуем показать букву Л руками. СЛАЙД
Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок терапии
Словно капельки стекла,
По сосне смола текла.
Капли соком были-
На стволе застыли.
7.Дерево №2
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок! Дуб
Игра «Кто больше назовёт действий?»
--Лес что делает?
(Растёт, шумит, зеленеет, роняет листву, живёт, дышит, очищает воздух, радует …)
- Сосна что делает?
(Шумит, качается, растёт, стоит, зеленеет, радует, пахнет …)
8.Чистоговорка на звука [л- л’].
-Ребята, каждый из вас должен произнести волшебную скороговорку про лес.
Лес- не только для забавы,
Он- богатство всей страны.
Все деревья в нём и травы
Нам на пользу взращены.
***
Мы леса своей страны
Охранять всегда должны!
Чтобы ели зеленели,
В чаще ландыши цвели!
Звуковичок: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось.
9.Дерево №3
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная! Ёль
10.Игра «Родственники»
Цель: упражнять в подборе родственных слов.
Лес- лесок, лесочек, лесник, лесовик, лесовичок, лесничий, перелесок, лесовод.
Ель- ёлка, ёлочка, ельник, еловый, ёлочный.
11.Музыкальная физминутка
12.Дерево №4
Поздно дерево цветёт,
У неё сок липкий.
Собирают пчёлы мёд,
Пьют нектар из ______ (липы).
13.Игровое задание «Собери пословицу» на тему «Лес»
Лес - богатство и краса земли
Враг природы тот, кто леса не бережёт
14.Аукикотерапия. Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять
– Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять
– Продолжаем мы играть.
Ушкам отдыхать пора,
Вот и кончилась игра.
15.Составление синквейна
-Ребята предлагаю составить синквейн про лес.
-Вспомним правила составления синквейна:
1.
Слово-предмет, отражающее тему.
2.
Два слова-признака, описывающие основную мысль.
3.
Три слова-действия в рамках темы.
4.
Предложение из 3-4 слов на данную тему.
5.
Одно слово близкое по значению.
Например:
Лес
Красивый, щедрый
Кормит, защищает, дарит
Лес- наше богатство!
Берегите!
-Ребята, вы справились с заданиями, спасли деревья вернули украденные звуки [л] и [л’].
-А давайте, ребята, прочитаем «Лесные правила».
-Молодцы ребята!
- А ещё за участие на мероприятии связанном с защитой леса мы награждаем команду 2а класса
грамотой и значками «Защитникам леса». А команду 2б класса тоже награждаем грамотой и
значками «Юным экологам».
-Поздравляем!
16.Итог мероприятия. Рефлексия «Дерево добра».
-Отгадать загадку:
Падают с ветки
Золотые монетки.
-Что это? (Листики)
- Перед вами конверты с листиками трёх цветов. Если тебе понравилось занятие, и ты справился со
всеми заданиями, то выбери зелёный
листик. Если тебе на занятии было трудно, но ты смог
прийти к верному ответу, то выбери - жёлтый
листик. Если тебе было трудно справиться с
заданием, и тебе нужна моя помощь- то выбери красный листик.
- Листики нужно прикрепить к дереву.