Напоминание

«Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности у детей в изодеятельности»


Автор: Терешкина Светлана Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Чудово Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности у детей в изодеятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий в группе для поддержки инициативы и

самостоятельности у детей в изодеятельности»

Терешкина С. В. - воспитатель по изодеятельности

МАОУ «СОШ №4» ДО «Берёзка»

Опираясь

на

основополагающую

цель

ФГОС

ДО

по

созданию

развивающей

среды

,

педагоги

обеспечивают

творческую

деятельность

дошкольников

таким

образом

,

чтобы

дать

возможность

каждому

реализовать

свои

способности

.

Правильно

организованная

развивающая

предметно

-

пространственная

среда

одно

из

условий

поддержки

детской

самостоятельности

и

инициативности

.

Творческая

среда

,

должна

стимулировать

развитие

поисково

-

познавательной

деятельности

детей

.

Не

следует

забывать

,

что

особенно

легко

запоминается

и

долго

сохраняется

в

памяти

тот

материал

,

с

которым

ребёнок

что

-

то

делал

сам

:

ощупывал

,

вырезал

,

строил

,

составлял

,

изображал

.

Дети

должны

приобретать

опыт

творческой

,

поисковой

деятельности

,

выдвижение

новых

идей

,

воплощая

их

в

своих

творческих

работах

.

Развитие

творчества

во

многом

зависит

от

организации

предметно

-

развивающей

среды

в

группе

.

Для

творческой

продуктивной

деятельности

во

всех

возрастных

группах

ДОУ

оборудованы

"

Центры

творчества

",

которые

созданы

по

принципу

доступности

и

мобильности

.

В

центрах

творчества

собранны

различные

средства

художественной

деятельности

,

разнообразные

материалы

(

краски

акварельные

,

гуашь

,

восковые

мелки

,

школьные

мелки

,

карандаши

,

палитры

,

цветная

бумага

,

тонированная

бумага

,

картон

,

губки

,

клей

,

кисти

,

ножницы

,

пластилин

,

соль

и

другие

средства

для

нетрадиционной

техники

художественной

деятельности

).

Хочется

отметить

и

большое

количество

различных

схем

,

трафаретов

,

образцов

,

которые

всегда

пополняются

в

зависимости

от

темы

проекта

в

группе

и

,

конечно

,

от

возрастных

и

индивидуальных

особенностях

детей

данной

группы

.

Во

время

занятий

и

в

свободной

деятельности

мы

стараемся

максимально

дать

свободу

выбора

детям

различных

средств

и

материалов

,

с

которыми

работаем

в

это

время

.

Большую

роль

в

развитии

творческих

способностей

имеют

дидактические

игры

,

имеющиеся

в

группе

.

Главная

их

особенность

состоит

в

том

,

что

задание

предлагается

детям

в

игровой

форме

.

Дети

играют

,

не

подозревая

,

что

осваивают

какие

-

то

знания

,

овладевают

навыками

и

действуют

с

определенными

предметами

,

учатся

культуре

общения

друг

с

другом

.

Для

того

,

чтобы

познакомить

детей

с

основными

цветами

,

используются

настольные

игры

: «

Подбери

по

цвету

», «

Заплатки

для

коврика

»,

различные

мозаики

,

лото

и

др

..

В

ходе

данных

игр

,

дети

не

только

знакомятся

с

основными

цветами

,

но

и

развивают

мелкую

моторику

рук

,

творческое

воображение

,

фантазию

,

внимание

.

В

процессе

продуктивных

видов

деятельности

ребенку

недостаточно

понимать

,

что

он

должен

быть

внимательным

,

необходимо

научить

его

этому

.

Поэтому

,

играем

с

детьми

в

такие

дидактические

игры

,

как

«

Цвет

,

форма

,

размер

», «

Геометрическое

лото

», «

Подбери

по

форме

»

и

другие

,

направленные

на

закрепление

сенсорных

эталонов

,

развитие

восприятия

,

внимания

,

зрительной

памяти

,

ассоциативного

мышления

.

Для

каждого

возраста

есть

подборки

таких

дидактических

игр

у

педагогов

групп

.

Не

менее

важное

место

в

развитии

творческой

инициативы

и

самостоятельности

занимают

дополнительные

материалы

(

природный

,

бросовый

..).

Для

развития

художественно

творческих

способностей

и

мелкой

моторики

рук

используем

различные

крупы

,

цветные

макароны

,

разной

формы

.

При

помощи

них

мы

закрепляем

знания

о

форме

и

цвете

предметов

.

Прекрасными

развивающими

материалами

являются

пластиковые

банки

,

бутылки

,

небольшие

картонные

коробочки

,

крышечки

,

втулки

от

туалетной

бумаги

,

нитки

,

орешки

,

скорлупки

,

различный

природный

материал

(

шишки

сосновые

,

шишки

еловые

,

желуди

,

каштаны

,

засушенные

осенние

листья

и

др

.) -

из

всего

этого

в

ходе

творчества

получаются

замечательные

игрушки

,

поделки

..

В

процессе

продуктивной

деятельности

формируются

такие

важные

качества

личности

,

как

умственная

активность

,

любознательность

,

самостоятельность

,

инициатива

,

которые

являются

основными

компонентами

творческой

деятельности

.

Ребенок

приучается

быть

активным

в

наблюдении

,

выполнении

работы

,

учится

проявлять

самостоятельность

и

инициативу

в

продумывании

содержания

,

подборе

материалов

,

использовании

разнообразных

средств

художественной

выразительности

,

доведение

работы

до

конца

.

Во

время

занятий

и

в

свободной

деятельности

мы

стараемся

максимально

дать

свободу

выбора

детям

различных

методов

,

средств

и

материалов

.

Среда

не

должна

быть

завершенной

,

застывшей

,

ее

следует

периодически

преобразовывать

,

обновлять

,

стимулировать

творческую

активность

детей

.

Предметно

-

развивающая

среда

организована

таким

образом

,

что

каждый

ребенок

имеет

возможность

заниматься

любимым

делом

.

Размещение

оборудования

позволяет

детям

объединяться

подгруппами

по

общим

интересам

,

поло

-

ролевому

принципу

,

уровню

развития

детей

.

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в

группе.

Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию,

креативность, самостоятельность, нестандартное мышление.

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию

самостоятельности и инициативности способствует применение

нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как

показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей

своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов,

развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»),

развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают

творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это

интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому

что детям интересно все неизвестное.

Необходимо

создавать

условия

,

чтобы

дети

о

многом

догадывались

самостоятельно

,

получали

от

этого

удовольствие

.

Присмотритесь

к

лицам

детей

во

время

творческой

деятельности

.

Даже

по

их

выражению

можно

судить

,

нравится

ли

ребенку

занятие

?

Дети

,

выполнившие

задание

самостоятельно

,

счастливы

,

они

улыбаются

,

им

хочется

ещё

творить

,

хочется

показать

свой

результат

творения

окружающим

.

А

интересного

результата

не

получится

,

если

не

будет

насыщенности

в

развивающей

среде

.

В конце я хочу сказать,

что поддерживая детскую творческую

инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует

ребенок-дошкольник,

мы

сможем

помочь

ему

найти

свое

место

в

этом

сложном

мире,

развить

интересы

и

способности,

все

те

прекрасные

возможности, которые даны ему природой.



В раздел образования