Автор: Терешкина Светлана Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Чудово Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности у детей в изодеятельности»
Раздел: дошкольное образование
«Создание условий в группе для поддержки инициативы и
самостоятельности у детей в изодеятельности»
Терешкина С. В. - воспитатель по изодеятельности
МАОУ «СОШ №4» ДО «Берёзка»
Опираясь
на
основополагающую
цель
ФГОС
ДО
по
созданию
развивающей
среды
,
педагоги
обеспечивают
творческую
деятельность
дошкольников
таким
образом
,
чтобы
дать
возможность
каждому
реализовать
свои
способности
.
Правильно
организованная
развивающая
предметно
-
пространственная
среда
–
одно
из
условий
поддержки
детской
самостоятельности
и
инициативности
.
Творческая
среда
,
должна
стимулировать
развитие
поисково
-
познавательной
деятельности
детей
.
Не
следует
забывать
,
что
особенно
легко
запоминается
и
долго
сохраняется
в
памяти
тот
материал
,
с
которым
ребёнок
что
-
то
делал
сам
:
ощупывал
,
вырезал
,
строил
,
составлял
,
изображал
.
Дети
должны
приобретать
опыт
творческой
,
поисковой
деятельности
,
выдвижение
новых
идей
,
воплощая
их
в
своих
творческих
работах
.
Развитие
творчества
во
многом
зависит
от
организации
предметно
-
развивающей
среды
в
группе
.
Для
творческой
продуктивной
деятельности
во
всех
возрастных
группах
ДОУ
оборудованы
"
Центры
творчества
",
которые
созданы
по
принципу
доступности
и
мобильности
.
В
центрах
творчества
собранны
различные
средства
художественной
деятельности
,
разнообразные
материалы
(
краски
акварельные
,
гуашь
,
восковые
мелки
,
школьные
мелки
,
карандаши
,
палитры
,
цветная
бумага
,
тонированная
бумага
,
картон
,
губки
,
клей
,
кисти
,
ножницы
,
пластилин
,
соль
и
другие
средства
для
нетрадиционной
техники
художественной
деятельности
).
Хочется
отметить
и
большое
количество
различных
схем
,
трафаретов
,
образцов
,
которые
всегда
пополняются
в
зависимости
от
темы
проекта
в
группе
и
,
конечно
,
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностях
детей
данной
группы
.
Во
время
занятий
и
в
свободной
деятельности
мы
стараемся
максимально
дать
свободу
выбора
детям
различных
средств
и
материалов
,
с
которыми
работаем
в
это
время
.
Большую
роль
в
развитии
творческих
способностей
имеют
дидактические
игры
,
имеющиеся
в
группе
.
Главная
их
особенность
состоит
в
том
,
что
задание
предлагается
детям
в
игровой
форме
.
Дети
играют
,
не
подозревая
,
что
осваивают
какие
-
то
знания
,
овладевают
навыками
и
действуют
с
определенными
предметами
,
учатся
культуре
общения
друг
с
другом
.
Для
того
,
чтобы
познакомить
детей
с
основными
цветами
,
используются
настольные
игры
: «
Подбери
по
цвету
», «
Заплатки
для
коврика
»,
различные
мозаики
,
лото
и
др
..
В
ходе
данных
игр
,
дети
не
только
знакомятся
с
основными
цветами
,
но
и
развивают
мелкую
моторику
рук
,
творческое
воображение
,
фантазию
,
внимание
.
В
процессе
продуктивных
видов
деятельности
ребенку
недостаточно
понимать
,
что
он
должен
быть
внимательным
,
необходимо
научить
его
этому
.
Поэтому
,
играем
с
детьми
в
такие
дидактические
игры
,
как
«
Цвет
,
форма
,
размер
», «
Геометрическое
лото
», «
Подбери
по
форме
»
и
другие
,
направленные
на
закрепление
сенсорных
эталонов
,
развитие
восприятия
,
внимания
,
зрительной
памяти
,
ассоциативного
мышления
.
Для
каждого
возраста
есть
подборки
таких
дидактических
игр
у
педагогов
групп
.
Не
менее
важное
место
в
развитии
творческой
инициативы
и
самостоятельности
занимают
дополнительные
материалы
(
природный
,
бросовый
..).
Для
развития
художественно
–
творческих
способностей
и
мелкой
моторики
рук
используем
различные
крупы
,
цветные
макароны
,
разной
формы
.
При
помощи
них
мы
закрепляем
знания
о
форме
и
цвете
предметов
.
Прекрасными
развивающими
материалами
являются
пластиковые
банки
,
бутылки
,
небольшие
картонные
коробочки
,
крышечки
,
втулки
от
туалетной
бумаги
,
нитки
,
орешки
,
скорлупки
,
различный
природный
материал
(
шишки
сосновые
,
шишки
еловые
,
желуди
,
каштаны
,
засушенные
осенние
листья
и
др
.) -
из
всего
этого
в
ходе
творчества
получаются
замечательные
игрушки
,
поделки
..
В
процессе
продуктивной
деятельности
формируются
такие
важные
качества
личности
,
как
умственная
активность
,
любознательность
,
самостоятельность
,
инициатива
,
которые
являются
основными
компонентами
творческой
деятельности
.
Ребенок
приучается
быть
активным
в
наблюдении
,
выполнении
работы
,
учится
проявлять
самостоятельность
и
инициативу
в
продумывании
содержания
,
подборе
материалов
,
использовании
разнообразных
средств
художественной
выразительности
,
доведение
работы
до
конца
.
Во
время
занятий
и
в
свободной
деятельности
мы
стараемся
максимально
дать
свободу
выбора
детям
различных
методов
,
средств
и
материалов
.
Среда
не
должна
быть
завершенной
,
застывшей
,
ее
следует
периодически
преобразовывать
,
обновлять
,
стимулировать
творческую
активность
детей
.
Предметно
-
развивающая
среда
организована
таким
образом
,
что
каждый
ребенок
имеет
возможность
заниматься
любимым
делом
.
Размещение
оборудования
позволяет
детям
объединяться
подгруппами
по
общим
интересам
,
поло
-
ролевому
принципу
,
уровню
развития
детей
.
Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в
группе.
Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию,
креативность, самостоятельность, нестандартное мышление.
Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию
самостоятельности и инициативности способствует применение
нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как
показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей
своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов,
развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»),
развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают
творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это
интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому
что детям интересно все неизвестное.
Необходимо
создавать
условия
,
чтобы
дети
о
многом
догадывались
самостоятельно
,
получали
от
этого
удовольствие
.
Присмотритесь
к
лицам
детей
во
время
творческой
деятельности
.
Даже
по
их
выражению
можно
судить
,
нравится
ли
ребенку
занятие
?
Дети
,
выполнившие
задание
самостоятельно
,
счастливы
,
они
улыбаются
,
им
хочется
ещё
творить
,
хочется
показать
свой
результат
творения
окружающим
.
А
интересного
результата
не
получится
,
если
не
будет
насыщенности
в
развивающей
среде
.
В конце я хочу сказать,
что поддерживая детскую творческую
инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует
ребенок-дошкольник,
мы
сможем
помочь
ему
найти
свое
место
в
этом
сложном
мире,
развить
интересы
и
способности,
все
те
прекрасные
возможности, которые даны ему природой.