Автор: Светлана Александровна Лисенкова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 458
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Цифровые образовательные ресурсы в деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
Лисенкова С.А.
МБДОУ «ДС № 458 г.Челябинска»
Музыкальный руководитель
«
Цифровые образовательные ресурсы в деятельности музыкального
руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Цель: способствовать развитию музыкально-творческих способностей
детей, и формирование музыкальной культуры.
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста,
я
обнаружила,
что
ребенок
и
музыка
необыкновенно
схожи,
пространства
детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для
меня
исходной
точкой,
определив
сущность
педагогических
технологий
музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с её помощью
самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него.
Идя
в
ногу
с
современными
образовательными
процессами,
педагогу
дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии
интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных
технологий. Использование цифровых образовательных ресурсов в музыкальном
развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.
Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных
занятиях
различные
игровые
методы,
я
решаю
важную
задачу
раннего
музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на
музыку.
В
своей
работе,
я
использую
новые
программы
и
технологии
в
различных видах музыкальной деятельности.
Цифровые образовательные ресурсы на музыкальных занятиях позволяют
мне, оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяют
возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. ЦОРы
активизируют
внимание
дошкольника,
усиливают
познавательный
интерес
к
музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких
видов
музыкальной
деятельности:
слушания
музыки,
пения,
музыкально
-
ритмических
движений,
музыкально
-
дидактических
игр,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах.
Средства
новых
информационных
технологий
я
включаю во все виды музыкальной деятельности:
В разделе «Слушание музыки» - используются компьютерные презентации
позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка,
вызывая желание слушать музыкальное произведение.
В
разделе
«Пение»
-
певческие
навыки
усваиваются
в
процессе
разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ
компьютерной
презентации
помогает
заинтересовать
детей,
развивает
координацию слуха и голоса при распевках, услышать движение мелодии, когда
мы рисуем голосом или закрепляем гласные звуки.
В разделе «Музыкально - ритмические движения» - процесс разучивания
танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и
интересным для ребенка.
В разделе «Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных
презентаций
(«Добрый
мастер»,
«Лесной
оркестр»,
«Чей
домик»,
«Угадай
мелодию и настроение», «Новоселье у гномов» и т. д.) помогают ребенку сначала
узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.
Использование
ЦОРов
позволяет
педагогу
ярко
и
понятно
донести
до
ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера.
Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление
опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия
музыки О. П. Радыновой. Алгоритм применения технологии в практической
деятельности:
Этапы:
1)
установка
на
слушание
(беседа
о
муз.
произведении,
знакомство
с
автором, названием);
2)
исполнение
музыкального
произведения
педагогом
или
слушание
в
аудиозаписи;
3) определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие
чувства передает музыка?»);
4) выделение черт программности и изобразительности при их наличии
(«О чем рассказывает музыка?»);
5)
определение
выразительных
средств,
с
помощью
которых
создан
музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»);
Причём,
эти
этапы
могут
наслаиваться
друг
на
друга
на
каждом
последующем
занятии.
Сочетание
восприятия
музыки
с
практическими
и
творческими
действиями,
помогающими
дошкольнику
выразить
во
внешних
проявлениях
свои
переживания,
глубже
прочувствовать
характер
музыки,
активно переживать свои впечатления.
Использование
на
занятиях
технологию
формирования
двигательных
умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации
педагогического
процесса
на
основе
сотрудничества
ребёнка
и
взрослого
и
включает следующие этапы:
1)
подражание
детей
образцу
исполнения
движений
педагогом
(«вовлекающий показ»);
2)
развитие
умения
самостоятельно
исполнять
отдельные
движения,
упражнения и целые композиции. (Используются приёмы: показ исполнения
ребёнком,
показ
условными
жестами
и
мимикой,
словесные
указания,
«провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания
детей);
3)
творческое
самовыражение.
(Формирование
умения
самостоятельно
подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные,
оригинальные).
Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т.
Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность
дошкольников на основе творческого, совместного игрового взаимодействия.
Этапы:
1) обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и
умению их практически применять;
2) творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым
материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных
вариантах, экспериментируя и фантазируя;
3) концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых
произведений классической, детской и фольклорной музыки.
Использование
технологии
развития
творческих
спо собно стей
дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М.
И.Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает
приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально -
игровой деятельности.
Этапы:
1) Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:
- особенности театрального искусства;
- виды театрального искусства;
- рождение спектакля;
- театр снаружи и изнутри;
- культура поведения в театре;
2)
«Театрализованная
игра»
-
направлен
не
столько
на
приобретение
ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового
поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому
делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
Включает:
-
игры
на
развитие
слухового
внимания,
творческого
воображения
и
фантазии;
- игры с импровизированными шумовыми инструментами;
- пальчиковый игротренинг;
- игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения;
- игры на развитие зрительного внимания;
- игры с предметами быта и игрушками;
- упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания,
памяти,
воображения;
- игры на действия с воображаемыми предметами;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию
мимики, жестов, пантомимики);
- игры-этюды на развитие эмоций;
- игры-этюды на развитие творческого воображения;
- игры-этюды на общение;
- упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и
артикулярные упражнения);
- скороговорки;
- упражнения на развитие интонационной выразительности;
- творческие игры со словом;
- инсценирование стихотворений.
Подготовка
и
разыгрывание
разнообразных
мини-диалогов,
потешек,
песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок, работа над:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми;
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3 .
Р а б от а
н а д
отд е л ь н ы м и
э п и зод а м и
в
ф о рм е
э т юд о в
с
импровизированным текстом;
4.
Поиски
музыкально-пластического
решения
отдельных
эпизодов,
постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
6. Работа над выразительностью речи и поведения в сценических условиях;
закрепление отдельных мизансцен;
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита, с музыкальным оформлением;
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и
декораций,
уточнение
темпоритма
спектакля.
Назначение
ответственных
за
смену декораций и реквизит;
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка
выставки рисунков детей по спектаклю.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных
ситуациях,
требующих
выбора
решения
у
детей,
формирует
гибкое,
оригинальное
мышление.
Таким
образом,
современные
цифровые
игровые
технологии
тесно
связаны
со
всеми
сторонами
воспитательной
и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Использование
современных
образовательных
технологий,
несомненно,
дали
положительный
результат.
У
детей
появилось
желание
заниматься
музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать
музыкальные произведения.
Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения,
знают
и
используют
в
речи
специальную
музыкальную
терминологию
(в
пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время
занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.
Применение
современных
образовательных
технологий
в
ДОУ
по
музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами
музыки,
обогащают
внутренний
и
духовный
мир
ребенка,
развивают
эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах
искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий
соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.