Напоминание

"Научные основы исследования рефлексии как возрастного новообразования младших школьников"


Автор: Портнягина Валерия Евгеньевна
Должность: магистрант 2 курса
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Научные основы исследования рефлексии как возрастного новообразования младших школьников"
Раздел: высшее образование





Назад




Валерия Портнягина

магистрант

Забайкальский государственный университет

Научные основы исследования рефлексии как возрастного

новообразования младших школьников

Аннотация.

В

статье

раскрываются

научные

основы

исследования

рефлексии младших школьников. Рефлексия рассматривается как возрастное

новообразование младших школьников.

Ключевые

слова:

рефлексия,

психология,

младшие

школьники,

возрастное новообразование.

Scientific basis for the study of reflection as an age neoplasm of primary

school students

Annotation. The article reveals the scientific foundations of the study of

reflection of younger students. Reflection is considered as an age neoplasm of

youngerschoolchildren.

Key words: reflection, psychology, elementary school students, age-related

neoplasm.

Становление

рефлексии

как

возрастного

новообразования

ребенка

младшего

школьного

возраста

является

одной

из

самых

сложных

психологических

проблем,

как

в

теоретическом,

так

и

в

практическом

аспектах.

Особую

актуальность

этот

вопрос

приобретает

в

сегодняшних

условиях в связи с решением одного из основных задач современной школы,

а

именно,

подготовка

детей

к

самостоятельной

жизни,

предполагающая

усвоение ребенком не только определенного груза знаний, умений и навыков,

но и развитие качеств, необходимых для самореализации, самоутверждения

компетентной личности.

Понятие «рефлексия» - сложное и многоаспектное, является предметом

исследования ряда наук – философии, психологии, педагогики. В психологии

рефлексия определяется как:

процесс,

направленный

на

познание

человеком

себя:

поведения,

действий, поступков, чувств, способностей, характера;

– способность к теоретическому и творческому мышлению;

–фундаментальный

механизм

самопознания,

самосознания

и

самопонимания[2, c. 44].

Проблемы рефлексии изучали такие известные ученые, какБ.Г.

Ананьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др., в их работах

были

выявлены

значимость

и

значение

рефлексии

для

становления

и

развития личности человека.

Начальным периодом развития рефлексии является младший школьный

возраст, что согласно возрастной периодизации попадает в границы от 6 – 7

лет до 9 – 11 лет и открывается началом школьного обучения.

Поступление в школу – переломный этап в жизни ребенка, когда он

становится полноправным субъектом обязательной, общественно значимой

деятельности. Ребенок начинает понимать, что теперь представляет собой его

индивидуальность, подвергающуюся социальным воздействиям. Попадая в

образовательное учреждение, он осознает свою обязанность учиться и в

процессе обучения изменять себя, присваивая знания, идеи, системы знаков,

принятые в обществе, а также и систему социальных ожиданий в отношении

поведения и ценностных ориентаций общества.

Младший

школьный

возраст

является

чрезвычайно

адаптационно

сложным среди других возрастных периодов в связи с появлением множества

новообразований.В младшем школьном возрасте способность к рефлексии

лишь

начинает

формироваться,

но

в

этот

период

в

недрах

учебной

деятельности развиваются ее первоначальные основы. К концу младшего

школьного

возраста

прибавляется

способность

к

рефлексии,

которая

значительно

расширяет

возможности

для

самопознания

и

подготавливает

почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в подростковом

возрасте [2, c. 48].

Способность рефлексировать и оценивать отдельные элементы своей

деятельности

создают

предпосылки

возникновения

новых

отношений

личности к собственному саморазвитию.

Важное

значение

для

развития

рефлексии

в

этом

возрасте

имеет

изменение

ведущего

вида

деятельности

под

влиянием

процесса

социализации.

В

частности,

ведущим

видом

деятельности

становится

учебная,

которая

способствует

успешному

развитию

внутренних

особенностей.

Развиваются

такие

важные

механизмы

самосознания:

самооценка,

самоанализ,

самоконтроль,

саморегуляция,

идентификация,

дифференциация,

обобщение.

Эти

механизмы

являются

основой

для

становления учебной рефлексии.

С

точки

зрения

становления

рефлексии

актуальной

является

точка

зрения

А.З.

Зака

об

особенностях

развития

мышления

детей

младшего

школьного

возраста.

Согласно

предположению

ученого,

мышление

детей

данного

возраста

следует

рассматривать

как

переход

от

аналитического

способа мышления к рефлексивному. Возникновение и развитие рефлексии

является еще одной особенностью младшего школьного возраста, выступает

определяющим

моментом

в

существенной

перестройке

познавательной

и

личностной

сфер

ребенка.

Данное

психологическое

новообразования

позволяет здраво и объективно анализировать суждения и поступки с точки

зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности [1, c. 522].

В

исследованиях

Н.М.

Пеньковской

выявлено

четыре

группы

рефлексивной

позиции

школьника,

которые

характеризуются

различными

личностными чертами и субъектными характеристиками.

1)

Оптимальный тип рефлексивной позиции. Дети этого типа хорошо

ориентируются в нравственных нормах, осознают свои сильные стороны.

Способны критически оценить свои недостатки. Стабильно описывают свои

возможности

и

умения

в

конкретно

значимой

деятельности.

Способны

связывать успех с объективными показателями конечного продукта своих

действий и прилагаемых для этого достижения усилиями. Во взаимодействии

и

общении

проявляют

способность

идти

на

компромиссы,

умение

согласовывать собственные интересы с интересами других.

2)

Нестабильный тип рефлексивной позиции. Для детей этой группы

характерна

недостаточная

ориентация

в

нравственных

нормах.

Слова

и

выражения,

которые

используются

ими

для

самохарактеристики,

или

не

точны, либо не конкретные. Склонны несколько переоценивать себя, свои

достижения. Свою точку зрения, как правило, не выражают, склоняясь к

мнению

авторитетного.

Обладают

размытыми

представлениями

об

ожиданиях

других

по

отношению

к

себе.

В

поведении

представлены

различные

стратегии.

Способность

идти

на

компромиссы

проявляется

ситуативно, а не выразительно.

3)

Зародышевый тип рефлексивной позиции. Представителей данной

группы

объединяет

незнание

моральных

норм.

Количество

понятий

морально–этического содержания в активном словаре сведено к минимуму.

Фактически

не

сформированы

критерии

оценки

и

анализа

собственных

личностных качеств, черт характера, особенностей поведения.

4)

Амбивалентный тип рефлексивной позиции. Дети, которые вошли в

данную группу, отличаются высоким уровнем самопрезентации способны

достаточно развернуто и полно анализировать себя, свое поведение, черты

характера,

личностные

особенности.

Характерна

низкая

способность

дифференцировать собственные достоинства и недостатки. Высокоразвитое

чувство достоинства. Во взаимодействии с другими ориентируются на себя,

эгоистические

тенденции

доминируют

над

альт руистиче скими,

соперничество

над

кооперацией

и

компромиссами.

В

споре

стремятся

противопоставить

другому

свое

мнение,

выявить

автономность,

демонстрируют

желание

доминировать.

Не

способны

соотносить

собственное Я с ожиданиями других [2, c. 50-51].

Особенности рефлексии в младшем школьном возрасте зависят от того,

насколько

ребенок

способен

осуществлять

самоанализ

и

регулирование

собственной модели поведения.

Итак, особенности рефлексии в младшем школьном возрасте зависят от

того, насколько ребенок способен осуществлять самоанализ и регулировать

собственное

поведение.

Осознание

ребенком

значения

и

содержания

собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет

самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить цель своих

действий.

Рефлексивно-оценочная

деятельность

младшего

школьника

это

сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей.

Способность

к

рефлексивно-оценочной

деятельности

формируется

и

развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки.

В педагогическом плане, обучая определенному действию, необходимо

требовать

от

ребенка

не

только

самостоятельного

и

правильного

его

выполнения, но и развернутого словесного объяснения всех выполняемых

операций. Для этого в процессе действий ребенка ставим вопрос о том, что

он

делает,

почему

делает

именно

так,

а

не

иначе,

почему

его

действие

правильное. Подобные вопросы необходимо ставить ученику не только в тех

случаях, когда им допущены ошибки, а постоянно, приучая его подробно

объяснять и обосновывать свои действия.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный

путь становления. Ее основы закладываются в первые годы обучения, но

развитие продолжается на протяжении всех лет школьной жизни. Школьное

обучение отличается особой социальной значимостью деятельности ребенка,

опосредованностью

отношений

с

оценками,

следованием

правилам,

приобретением научных понятий. Эти моменты, также, как и специфика

учебной

деятельности

ребенка,

влияют

на

развитие

его

психических

функций, личностных образований и произвольного поведения [5, c. 47].

Исследователи

В.И.

Слободчиков,

Г.А.

Цукерман

придерживаются

мнения, что рефлексия как необходимая составляющая умения учиться может

быть сформирована средствами учебной деятельности. К основным условиям

развития рефлексии учащихся начальных классов ученые относят:

овладение системой научных понятий, которое приводит умственное

развитие

учащихся

и

перестройку

их

сознания.

Сознание

при

этом

приобретает

черты

рефлексивности,

создавая

тем

самым

основу

для

преобразования ученика с субъекта деятельности на субъект самоизменения и

саморазвития;

учебный тип сотрудничества учителя с учениками, при котором

происходит совместное решение учебной задачи;

учебный

тип

сот рудниче ства

детей

друг

с

д р у гом ,

предусматривающий

учета

и

координации

позиции

каждого

в

плоскости

совместной деятельности[4; 5].

В целом, на основе работ Н.М. Пеньковской, В.И. Слободчикова, Г.А.

Цукерман и др. можно заключить, что рефлексия младшего школьника – это

способность ученика осмысливать и переосмысливать учебные действия –

свои

и

одноклассников,

которая

проявляется

в

умениях

анализировать,

контролировать, оценивать и корректировать содержание, процесс и результат

деятельности. Свидетельством ее является способность видеть особенности

собственных

действий,

делать

их

предметом

анализа,

сравнение

с

действиями

других

людей.

Активное

развитие

рефлексии

в

младшем

школьном

возрасте

изменяет

познавательную

деятельность

младших

школьников, их отношение к себе, к другому, к определенному поведению в

социуме и заставляет не просто воспринимать знания от взрослых, но и

производить собственную точку зрения, собственные взгляды, представления

о ценности, значимость учения.

Список литературы

1. ЗакА.З. Проблемы психологического изучения рефлексии / А.З. Зак //

Исследование речи-мысли и рефлексии. Психология. - Вып. 10. - Алма-Ата,

1979. - С. 519-530.

2. Психолого-

педагогическоесопровождениеобразовательнойдеятельностиобучающихся:уч

ебно-методическоепособие/подред. Л.В.Байбородовой,Л.Н.Серебренникова.–

Ярославль:Канцлер,2014.–168с.

3. РубинштейнС.Л.Основыобщейпсихологии/С.Л.Рубинщтейн. -СПб.:Питер,

2015. –720с.

4. СлободчиковВ.И.Психологиячеловека/В.И.Слободчиков,Е.И.Исаев:

учебноепособиедлявузов.–М.:Школа-Пресс,2015. – 384с.

5. ЦукерманГ.А.

Обучениеведетзасобой

р а з в и т и е .

К у д а ?/

Г.А.

Цукерман//Вопросыобразования. – 2010. - №1.– С.42-89.



В раздел образования