Автор: Сидельников Дмитрий Николаевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ ТЗР
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одаренными детьми в рамках хореографического коллектива"
Раздел: дополнительное образование
Статья «Работа с одаренными детьми»
автор: Сидельников Д.Н.
Педагог дополнительного образования
Детско-юношеского центра Тракторозаводского района
Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная,
психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех
развитых странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства
поражающих своими удивительными способностями. История знает случаи,
когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными
способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою
автобиографическую книгу “Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в
университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом,
например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв
французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова
и И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а
15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое)
философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с
детских лет, едва начав учиться, он писал “сочинения” по ботанике и “читал
лекции” своим братьям и другим детям, очень рано овладел микроскопом,
еще, будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе
иностранных.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к
гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого
направления: в центре обучения должен находиться воспитанник, а не
педагог, в группах выявляются одаренные дети, характерными для них
являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к
лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к
совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со
знаком «-»). Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают
объяснения преподавателя, легко овладевают материалом, танцевальными
умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности
заданий, отвечающих особенностям их творческой деятельности.
В моем танцевальном коллективе достаточно одаренных детей, но мне
хотелось рассказать о Свете Ш.
Ребенок уже в 4 года прекрасно двигался под музыку, умел различать
разные ритмические рисунки и даже импровизировал и сочинял
танцевальные этюды, садился на шпагат и прекрасно тянул носок, обладал
идеальной выворотностью. В 5 лет Света танцевала в хореографическом
коллективе «Сюрприз» и обращала на себя внимание педагогов и родителей,
присутствующих на концертах с ее участием. В 9 лет классический танец ей
наскучил, поскольку она с успехом овладела тонкостями экзерсиса у станка,
и она пришла в наш коллектив для занятий современным эстрадным танцем.
В 11 лет она уже имела статус победителя фестивалей «Детские
фантазии», 3 международного фестиваля «Окно в Европу» в г. Санкт
Петербурге, участвовала в мероприятиях районного, городского и
регионального уровня. В 15 лет она танцует в основной группе с ребятами
20-25 лет, поскольку овладела лексическим материалом танцевальных групп
ее ровесников и ребят постарше.
Родители отнеслись с пониманием к проявлению хореографической
одаренности дочери, надо отдать им должное, они не сделали из своего
ребенка идол, но и не остались равнодушными к ее таланту, вместе мы
составили схему нашего с ними взаимодействия, они помогают материально,
возят ребенка по выступлениям и конкурсам и не лезут в образовательную
сферу, полностью доверяя ее мне. Если вследствие концертов и конкурсов
ребенок пропускал школу, родители сами предупреждают учителей, а я
обеспечиваю ребенка справками об уважительном пропуске уроков.
Сверстники Светы Ш. изучают танцевальную программу согласно своему
возрасту, навыкам и умениям, пока еще определяются, нужны ли им танцы,
превращаются из детей в подростков, а Светлана уже определилась с ВУЗом
и программой, которую она покажет на вступительных экзаменах в
Педагогический университет на кафедру хореографии.
Одаренный ребенок одинок, так как сталкивается с различиями в
физическом и нравственном развитии между собой и сверстниками и
ребятами постарше, в группе с которыми она занимается. У взрослых ребят
уже устойчивые отношения с противоположным полом, порог переходного
возраста пройден, а Светлане это еще предстоит, ведь у нее совершенно нет
свободного времени, чтобы устроить свою личную жизнь. Вот набор качеств,
которые характеризуют одаренного ребенка:
Неприязнь к стандартным основам танца, т.к. учебная программа не
соответствует ее способностям и скучна для нее.
танцевальные интересы. Ей нравятся сложные хореографические
этюды и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних
способностей. Очень трудолюбива.
Конформность., Отвергая стандартные требования, несклонна, таким
образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с ее
интересами.
Несоответствие между физическим, и социальным развитием. Она
предпочитает танцевать и общаться с детьми старшего возраста. Из-за
этого ей бывает трудно стать лидером среди ребят постарше.
Стремление к совершенству. Она не успокоятся, пока не достигнет
высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
Ощущение неуязвимости. Критически относится к собственным
достижениям, часто не удовлетворена, отсюда – низкая самооценка.
Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, она
начинает переживать. Стремление к совершенству и есть та сила,
которая приводит к высоким результатам.
Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует
внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими
детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относится к детям, стоящих
ниже их в танцевальном развитии. Она могут оттолкнуть окружающих
выражением презрения или замечаниями.
Особенности работы с одаренным ребенком в сфере хореографического
искусства:
Организация индивидуальных занятий
Заинтересованность педагога в совместной творческой деятельности
Проявление внимания и понимания педагога по отношению к
одаренному ребенку, психологический аспект
Поиск интересных форм подачи нового материала закрепления уже
изученного
Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве
преподаватель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора
самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой
деятельности ребенка. Появляется больше возможностей дифференцировать
процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации
воспитанников в процессе их совместной деятельности для
совершенствования своих умений.
Список литературы
1. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж.
“Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.
2. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с.
69–75.
3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
4. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с.
34.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
8. Аннастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М., Педагогика, 1982,
с. 32–35.