Автор: Дятлова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Журавлевская ООШ"
Населённый пункт: село Журавлёво
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система работы с родителями в начальной школе
Раздел: начальное образование
«Система работы с родителями в начальной школе»
(Из опыта работы Дятловой Г.В.)
Так как я работаю в школе не первый год, постепенно сложилась система
работы с родителями.
С
2013г.
работаю
по
программе
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования«По
ступенькам взросления»,целью которой
является
воспитание и социально-
педагогическая
поддержка
становления
и
духовно-нравственного развития
личности младшего школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
•
формирование
патриотических ценностей, способности к духовному
развитию на основе нравственных установок и моральных норм;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
р а з в и т и е трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремлённости
и
настойчивости
в
достижении
результата,
реализации
творческого потенциала;
•
развитие
навыковсотрудничества с
педагогами,
сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Для
организации
совместной
деятельности
классного
руководителя
и
родителей считаю необходимым использовать активные формы взаимодействия с
семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы.
При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех
требований, которые школа предъявляет к семье.
Знакомство с родителями будущих первоклассников происходит часто на
этапе
предшкольной
подготовки,
организованной
в
нашей
школе,
и
первом
собрании, где родители знакомятся с нормативными документами учреждения.
Затем я составляю план воспитательной работы на год, в который включаю
различные мероприятия с участием родителей. ( Фото прилагается)
Формы работы с родителями можно разделить на индивидуальные и групповые.
Индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.
Остановлюсь
на
групповых,
которые
имеют
место
в
моем
классе.
Они
представлены на слайде.
Родительские собрания
Заседания родительского комитета
Совместные классные часы, праздники
Подготовка КТД
Выезды на экскурсии
Походы
Участие с детьми в творческих конкурсах
Консультации по предметам
Проектная деятельность
Новые
для
меня
формы
работы
–
этоКонсультации
по
предметам
и
Проектная деятельность
Родительские собрания провожу разные по содержанию.
Организационные
«Права и обязанности родителей»
Тематические
«Трудности
адаптации
первоклассников»
«Первые
уроки
школьной отметки»
Обмен мнениями
«Первые дни ребенка в школе»
Беседа с элементами игры
«О детской агрессии»
Собрание-практикум
«Как готовить домашнее задание»
Деловая игра
«Поговорим о дружбе»
Круглый стол
«Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»
Накануне родительского собрания я обычно провожуанкетирование детей,
подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им
ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы,
разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по
проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно
и полезно. Для подготовки к собраниям использую книгу Н.И.Дереклеевой «Новые
родительские собрания».
Провожу собрания 1 раз в четверть, но в1 классе бывает и чаще. На
собрании в 1 четверти назначаю родительский комитет по списку учеников (по 3
человека) и предлагаю присоединиться желающих (таких бывает мало), после
собрания остаемся с комитетом, определяем план работы и ответственных. В конце
года заслушиваем отчет.
Провожу совместныеклассные часы к Дню матери, на которых выступают
дети, готовят и дарят подарки мамам. К праздникам родители готовят конкурсы и
чаепития, мы с ребятами – концерт, подарки.
Помощь
Неоднократно родители оказывали спонсорскую помощь.
Сопровождение детей при выездах в музей , на экскурсии по селу.
Хорошо проходятКТД и становятся традиционными.
1 класс - КТД «Вот и стали мы на год взрослей»
2 класс - КТД «День семьи» Изготовление плакатов с пословицами о Семье
совместно с родителями.
3 класс - КТД «День семьи. Моя родословная» (создание проектов)
4 класс - КТД Праздник «Прощание с начальной школой» ( Фото прилагается)
Родители
участвуют
вместе
с
ребятами
в
школьных,
районных
и
областныхтворческих конкурсах.
Школьные конкурсы: «Кулинарный поединок», «ПОРТФОЛИО ученика»
Районные и областные творческие конкурсы: сочинения «Моя семья», по
пожарной безопасности, по ПДД.
Со 2 класса по просьбе родителей проводилаКонсультации по предметам 2
раза в месяц (был определен день и время); в 4 классе - по мере необходимости
(предлагаю время)
Также с 3 класса начинаем учиться вместе с родителями создавать проекты.
Первый проект на тему « Птичья столовая»
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает
возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для
развития здоровой и полноценной личности.
Чем
активнее
будет
сотрудничество
детей
и
родителей
в
урочной
и
внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями