Автор: Суходоева Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №4
Населённый пункт: Нолинск
Наименование материала: Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности
Тема: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Раздел: дошкольное образование
«Цветик - семицветик»
Программа
дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
по изобразительной деятельности
Автор -составитель
Татьяна Евгеньевна Суходоева
Воспитатель МКДОУ д/с №4
г. Нолинск Кировская область
1
Содержание :
1.
Пояснительная записка:……………………………………………………………с.3
1.1 Актуальность;…………………………………………………………………… с.3
1.2 Характеристика детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте;…………….с. 3
1.3 Теоретические основы изобразительной деятельности для детей с ОНР……с.4
1.4 Принципы работы детей с ОНР…………………………………………………с.5
1.
Цели и задачи программы;………………………………………………………с.5
2.
Принципы программы;…………………………………………………………с.6-7
3.
Структура программы;…………………………………………………………с.7
4.
Условия проведения организация занятий;…………………………………с.8-9
5.
Учебно- тематический план…………………………………………………..с.10-11
6.
Мониторинг результатов освоения программы: ……………………………с.11-12
6.1 Мониторинг;…………………………………………………………..с.11-14
6.2Результат………………………………………………………………с.15-16
7
Содержание программы…………………………………………………………с.13-37
8
Список используемой литературы…………………………………………………с.38
9
Приложения к программы……………………………………………………………….
Картотека пальчиковых игр………………………………………………………
Картотека коммуникативных игр……………………………………………….
Сценарии занятий………………………………………………………………..
2
Актуальность:
В
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
развитие
системы
дошкольного образования обеспечение равных стартовых возможностей для обучения
в школе определены, как необходимая предпосылка общедоступности качественного
образования. Целевой установкой является развитие физических, интеллектуальных и
личностных
качеств,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности,
обеспечивающих социальную успешность. На данном этапе встал вопрос, как найти
новые формы в современных условиях ДОУ направленные на выравнивание их
стартовых возможностей, в том числе для детей с речевыми нарушениями.
Наш детский сад МКДОУ №4 города Нолинска комбинированного вида, реализует
основную
общеобразовательную
программу
дошкольного
образования
в
группах
общеразвивающей и комбинированной направленности (речевой коррекции).
Многолетний опыт показал, что количество детей, имеющих различные нарушения в
речевом развитии, неуклонно растет. Статистика показывает, что только около 30% от
общего числа обследованных детей имеют возрастную норму речевого развития.
Данные
свидетельствуют
о
проблеме,
требующей
немедленного
и
эффективного
решения.
На
наш
взгляд,
разрешением
данной
проблемы
явилось
организация
работы
изостудии
для
детей
с
нарушениями
речи,
где
главной
целью
работы
является
формирование
и
развитие
эффективного
способа
организации
педагогической
деятельности
по
речевому
развитию
детей
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
Встала
проблема
отбора
технологий
обучения,
развития
коррекции
детей,
основанных
на
совместной
деятельности
взрослого
и
ребенка,
выявление
видов
детской деятельности, оптимизирующих развитие ребенка.
Характеристика детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте
Характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР :
Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они
обычно не проявляют;
Отмечается
недостаточная
координация
пальцев
рук,
недоразвитие
мелкой
моторики снижение скорости и ловкости выполнения;
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование
у детей сенсорной сферы;
Со стороны личностного развития у детей с ОНР возникают проблемы
в
социальной
адаптации
и
взаимодействию
с
социальной
средой.
из-за
не сформированно сти
средств
общения
нарушается
развитие
и
коммуникативных функций.
Дети часто бывают не заинтересованы в контакте , не умеют ориентироваться в
ситуации
общения,
договариваться,
проявляют
негативизм
и
отторжение,
обладают скудной палитрой эмоций.
Самооценка у детей с ОНР она обычно занижена
3
Многолетняя практика показывает , что своевременно оказанная помощь ребенку с
нарушениями
речи
может
принести
хорошие
результаты
,
так
как
велика
роль
компенсаторных возможностей детского мозга.
Теоретические основы изобразительной деятельности для детей с ОНР.
В исследованиях А.В. Антаковой-Фоминой, Е.И. Исениной, М.М. Кольцовой и др.
установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики. Можно
отметить
большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей,
которые влияют на развитие личности в целом. Изобразительная деятельность –
благодатная почва для реализации активности детей, проявление их инициативы и
творчества Она
позволяет развивать творческие возможности ребенка, развивает
мышление,
восприятие,
воображение,
мелкую
моторику,
что
теснейшим
образом
связано с развитием активной речи ребенка.
Проблемой развития нетрадиционных техник изображения занимались Р. Г. Казакова,
Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, и другие, по их мнению, включение в работу с детьми
нетрадиционных
техник
изображений
позволяет:
развивать
сенсорную
сферу,
осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка, развивать словесно-
логическое
мышление,
активизировать
самостоятельную
мыслительную
деятельности
детей,
создаются
условия
для
преодоления
общей
моторной
неловкости, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного
мозга.
В
коррекционно-педагогической
системе
воспитания
и
обучения
детей
с
общим
недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в
том
числе
рисованию.
А
применение
нетрадиционных
техник
на
занятии
по
изобразительной деятельности способствует
обогащению знаний и представлений
детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий
с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые
условия.
В
последние
годы
происходят
существенные
изменения
в
системе
дошкольного
образования.
Стратегические
изменения,
происходящие
в
образовании
в
связи
с
введением ФГОС дошкольного образования, требуют существенные изменения и в
коррекционной работе. Главное внимание акцентируется на создание надлежащих
условий
для
реализации
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
направленных
на
обеспечения
каждому
ребенку
(в
том
числе
с
ограниченными возможностями здоровья) равных стартовых условий для успешного
обучения в школе.
Интегративным результатом реализации ФГОС является создание образовательной
среды,
гарантирующей
охрану
и
укрепление
физического
и
психологического
здоровья воспитанников; среды - комфортной по отношению к воспитанникам (в том
числе с ограниченными возможностями здоровья).
В связи с этим, мы говорим не о «выравнивании» возможностей детей с проблемами в
развитии,
а
о
создании
полноценных
условий,
обеспечивающих
максимальное
речевое развитие, обогащение опыта социализации ребенка на этапе дошкольного
детства.
4
Изобразительная деятельность детей с ОНР
Дети
с
различными
речевыми
нарушениями,
являются
особой
категорией.
Психофизические
особенности
данных
детей
неизбежно
оказывают
влияние
на
формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда
следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми
нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме.
У детей с наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев,
что
отрицательно
сказывается
на
овладении
техникой
рисования.
Отмечается
ослабление
и
обеднение
зрительных
представлений
о
предмете,
трудности
в
соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При
рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их
опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать
силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В
целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики
наблюдается
несформированность
техники
рисования.
На
качество
изображения
оказывают
влияние
также
нарушения
внимания,
памяти,
интеллектуальной
деятельности,
эмоционально-волевой
сферы
(повышенная
возбудимость
нервной
системы).
Для
таких
детей
часто
важен
процесс
рисования,
а
не
его
результат.
Изобразительная
деятельность
детей
с
речевыми
нарушениями
нуждается
в
целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении
будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов,
мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Благодаря своей
наглядности
изобразительная
деятельность
развивают
речь
дошкольников
в
ряде
направлений (расширение словаря, формирование связной речи, совершенствование
функций речи.
Принципы организации работы с детьми с ОНР:
-учёт возрастных особенностей и потенциальных возможностей ребенка;
-создание ситуации успеха и опоры на внутренние ресурсы детей;
-максимального
использование
анализаторов:
слухового,
зрительного,
тактильного, речедвигательного;
10 -наглядности и практического применения. - принцип взаимосвязи формирования
тонких
движений
кисти
руки
с
развитием
мыслительных
операций,
памяти,
внимания;
11 -индивидуальный подход, адресная помощь и поддержка.
Цели и задачи программы
Изучив педагогическую литературу по работе с детьми коррекционной группы и
проведя анализ с учителем- логопедом, мы
пришли к выводу, что совместить
коррекцию
имеющихся
у
детей
нарушений
можно
с
совершенствованием
изобразительных
умений
и
навыков
можно,
используя
нетрадиционные
техники
изображения. Опираясь на их рекомендации была разработана программа занятий в
изостудии с детьми с ОНР.
5
Цель программы: содействие общему развитию детей с речевыми нарушениями
средствами нетрадиционных техник изображения в изостудии, коррекции речевого и
познавательного развития.
Задачи:
1.
Обучение детей умению передавать форму, строение, размер, цвет предмета (с
учета возможностей детей);
2.
Обучение
детей
различным
способам
работы
с
материалами,
приёмам
изображения предметов;
3.
Создание
условий
творческой
самореализации, развития творческого
воображения ребенка в изобразительной деятельности;
4.
Совершенствование
творческой
самостоятельности
детей
в
использовании
нетрадиционных техник;
5.
Воспитание
правильного
отношения
к
окружающему,
развитие
творческих
способностей,
художественного
вкуса,
памяти,
аккуратности,
произвольной
направленности внимания (на занятиях развивается моторная память).
Использование данной программы предоставляет возможность совместных занятий
здоровых
детей
и
детей
с
ограниченными
возможностями
-
возможность
инклюзивного образования в условиях изостудии, где существует выбор различных
изобразительных материалов, возможность проведения совместных занятий детей с
родителями для взаимопонимания ребенка и взрослого с помощью нетрадиционных
техник изображения.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7
лет).
Занятия проводятся:
- с подгруппой детей (12 - 15 человек);
- 2 раза в неделю (понедельник- среда);
- в изостудии;
- длительность занятий 30 минут.
Принципы содержания программы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную
опору
на
свидетельства
органов
чувств,
благодаря
которым
достигается
непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и
индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами
природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от
простого
к
сложному,
что
обеспечивает
равномерное
накопление
и
углубление
знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих
задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
6
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли
деятельности в развитии ребенка.
Структура программы
Изостудию посещают дети с различными речевыми нарушениями, с недоразвитием
мелкой моторики рук,
несформированности
способности
к
длительным
волевым
усилиям,
незначительной
творческой
активности.
Соответственно
для
успешной
реализации
цели
и
задач
был
разработан
алгоритм,
этапы
занятий,
продумана
интеграция образовательных областей - занятия в изостудии интегрированные, разные
виды деятельности будь то познание, восприятие музыки, художественное творчество,
знакомство с изобразительным искусством, объединяются и помогают более глубокому
осмыслению художественного образа, усиливают степень эмоционального восприятия
детьми.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3
части: вводная, основная и заключительная.
Вводная
часть –
каждое
занятие
начинается
с
ритуала
приветствия,
создание
эмоционального настроя. Именно здесь я создаётся эмоциональное настроение у детей.
В познавательной
части и практической могут быть комбинации из следующих
вариантов:
беседа,
подвижные
игры,
пальчиковая
гимнастика,
продуктивная
деятельность, дети выполняют задание, а при необходимости педагог помогает советом
и проводит индивидуальную работу.
Заключительная
часть
–
проходит
рефлексия
прошедшего
занятия:
оформление
выставки работ.
Это
занятия
-
путешествия
по
миру
«Путешествуем
по
горам»,
«Путешествие
по
пустыне», «По морям, по волнам», занятия- экскурсии по временам года «Зимние
напевы», «Мои летние впечатления». Темы занятий объединены общей целью – дать
ребёнку представление об окружающем мире. Каждая из этих техник - это маленькая
игра,
через
которую
незаметно
для
детей
происходит
коррекция
психических
нарушений.
Наблюдая
за
деятельностью
и
взаимодействием
детей,
был
сделан
вывод
о
целесообразности
использования
следующих
приёмов
-
выполнение
работы
небольшими частями, использование музыки, физкультурно-оздоровительные моменты
(физминутки, релаксация), учёт индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Важными составляющими элементами таких занятий является :
игры на сближение и развитие коммуникативных качеств ребёнка,
пальчиковые игры,
упражнения на тренажёрах для развития речевых зон,
настрой на тему,
рассматривание произведений искусства,
обучение новым способам и техникам рисования.
В программе используются методы и приемы:
1.
Игровой
В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры -
нравственные, эстетические. На занятиях с использованием нетрадиционных
7
способов
изображения
используются
игры:
художественно-развивающие,
дидактические, графические.
2.
Беседа
3.
Познавательный рассказ,
4.
Объяснение с показом приемов изготовления,
5.
Демонстрация наглядного материала,
6.
Использование художественного слова
Активизирует
художественное
восприятие
образа.
Особенно
эмоционально
дети
откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам
свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
7.
Использование музыкальных произведений
Позволяет детям эмоционально настроится на тему
8.
Создание игровых и проблемных ситуаций,
9.
Использование схем, моделей.
10.Экспериментирование, обсуждение результатов.
11.Педагогическая драматургия.
На
занятиях
дети
часто
путешествуют.
Путешествия
могут
быть
реальными,
сказочными
или
воображаемыми.
Занимательный
сюжет
сказки,
нетрадиционные
способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
12.Метод творческой визуализации.
Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки
леса, речки, шум моря.. Также дети могут путешествовать в реальные места - в
мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или
поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства,
встречаются с подлинными мастерами.
Условия организации занятий
Использование различных изобразительных материалов, обогащает художественный
опыт
детей,
развивает
детское
творчество
и
позволяет
испытывать
радость
от
результатов своего труда.
1.
Материал должен быть разнообразным, (чтобы поддерживать интерес у детей,
развивать творчество, выдумку);
2.
Доступным для детей, (чтобы у детей не пропадал интерес);
3.
Оказывающим воздействие на сенсорику ребенка (материал должен раздражать
рецепторы
пальцев,
работа
с
ним
должна
требовать
усилий
мышц
руки,
пальцев...)
В результате остановились на следующих видах материалов: разнообразные виды
бумаги
(можно
рисовать
на
мятой,
на
мокрой
бумаге,
использовать
картон,
наждачную бумагу, бархатную и т. д.), пластилин (хорошо знаком детям, требует
усилий мелкой мускулатуры пальцев...),природный материал (листья, цветы и т. п. -
доступно, учит ребенка наблюдательности, умение видеть красивое, необычное
в
окружающем), бросовый материал (пластиковые крышки из-под майонеза, сметаны,
служат основой для панно, баночки из под йогурта могут превращаться в необычный
образ одушевленный или неодушевленный, т.е. фантазии детей не имеют границ)
8
При отборе самих техник нетрадиционного изображения
ориентировались на то,
чтобы техники способствовали:
развитию воображения, творчества;
развитию мелкой моторики;
развитию уверенности ребенка в своих силах, успешности (чтобы в любом
случае изображение получилось, понравилось ребенку)
Так, создавая изображение с помощью выдувания красок ("рисование мыльными
пузырями", техника "кляксография"), дети незаметно для себя укрепляют мышцы
губ,
а
мы
имеем
возможность
осуществлять
своеобразную
артикуляционную
гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях.
При
рисовании
в
технике «монотипия
»при
помощи
цветовых
пятен
у
детей
развивается сенсорное восприятие, воображение, нет боязни рисовать, неуверенность
в своих силах уходит на дальний план.
Рисование на мятой бумаге развивает мелкую мускулатуру пальцев при сминании
бумажного листа, развивает воображение при поиске ребёнком знакомых образов.
При рисовании двумя руками у детей идёт развитие динамической координации
пальцев рук, развивается воображение при поиске ребёнком знакомых образов.
При работе с пластилином в технике
пластилинография -
развивается мелкая
моторика пальцев рук, усидчивость.
Условия для занятий в изостудии.
1.
Необходимый материал
акварельные краски, гуашь;
восковые масляные и акварельные мелки, свеча;
пластилин
кисти беличьи №3, 4,
щетинные кисти,
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктельные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.
2.
Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы,
поговорки), познавательных рассказов.
3.
Подбор
классических
музыкальных
произведений,
для
сопровождения
творческой деятельности детей.
4.
Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
5.
Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих
работ.
6.
Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в
семье.
9
7.
Рекомендации
воспитателям
по
созданию
условий
для
развития
у
детей
навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.
Учебно-тематический план
№
Раздел
Тема
Техника
Час
ы
I
Образы
природы
Времена года
Монотипия
1
Круглый год
Панно из солёного теста
1
II
Путешествуе
м по горам
По горам, по долам.
Отпечаток
1
Тихо ночь ложится на
вершины гор.
Бумагопластика/аппликация
из мятой бумаги/
1
III
Жаркие
страны
Египетские пирамиды
Печатание
ластиком+рисование
п о
шаблону
1
Топают
по
острову
слоны и носороги.
Картина из солёного теста
1
IV
Н а
С е в е р е .
Холодные
страны.
Б е л ы й
м е д в е д ь
любуется
северным
сиянием.
Бумагопластика(аппликация)
+ рисование
1
Северное сияние.
Картина (бумагопластика)
1
V
По морям , по
волнам
Морской пейзаж
Пластилинография
1
Осьминожки.
И г р у ш к и
и з
к и н д е р -
сюрприза
+бумагопластика
1
Сказочная рыба.
Рисование
на
наждачной
бумаге
1
Синий кит
Гофротрубочки
1
VI
В
д а л ё к о м
космосе
Звёзды и кометы
Акварель+ восковые мелки
1
Наш космодром
М а к е т
и з
б р о с о в о г о
материала
1
В далёком космосе
Пластилинография
1
Летающие
тарелки
и
п р и ш е л ь ц ы
и з
космоса
М а к е т
и з
б р о с о в о г о
материала
1
VII
I
Зимние
напевы
Сказочный лес
Монотипия
1
Снежинка
Торцевание
1
Кто спрятался в снегу
Р и с о в а н и е
ц в е т н о й
бритвенной пеной
1
Морозные
узоры на
окне
Вытынанки/вырезание/
1
С Новым годом!
Коллаж/бумагопластика/
1
Лампочки для ёлочки
Декупаж
1
IX
В
го с т я х
у
сказки
В о л ш е б с т в о
ж а р -
птицы
Граттаж
1
10
Сказочные
дворцы
и
замки
Моделирование из фольги и
цветной бумаги
1
М о й
л ю б и м ы й
сказочный герой
Тиснение
1
Ге р о и
в о л ш е б н ы х
сказок
Бумагопластика
/конструирование из конусов,
цилиндров/
1
Перо жар- птицы
Акварель+восковые мелки
1
Лукоморье
Коллективная
композиция/лепка/
1
X
Смешинки
и
злючки
Смешинки
Кляксография
/выдувание
трубочкой/
1
Весёлые портреты
Бумагопластика на бумажной
тарелке
1
Портрет друга
Р и с о в а н и е
ц в е т н ы м
песком/солью/
1
Весело гуляем
М а к е т
и з
б р о с о в о г о
м а т е р и а л а +
л е п к а
и з
пластилина
1
XI
Зверьё моё
Как
много
кошек
на
земле
Отпечаток
/рисование
при
помощи ладошки/
1
Маленький котик
Аппликация
из
шерстяных
ниток
1
Я люблю- пушистое, я
люблю- колючее
Рисование щетинной кистью
1
Пушистые картинки
/Ниткография/
1
XII
Путешествие
на полянку
Фантастические
цветы
Кляксография
1
Цветик – семицветик
Торцевание
1
Хоровод крылатых
Граттаж
1
Мы на луг ходили, мы
лужок лепили
М а к е т
и з
пластилинаколлективная
1
Бабочки
на
весеннем
лугу
Монотипия
1
Бабочка - красавица
Витраж
1
Цветочный хоровод
Коллаж /бумагопластика/
1
Дерево счастья
Топиарий
1
Итого 44 часа
10. Мониторинг результатов освоения программы:
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью
мониторинга достижения детьми планируемых результатов. В процессе мониторинга
исследуются
коммуникативные
умения,
физические
(уровень
развития
мелкой
11
моторики
кистей
рук),
и
специальные
умения
и
навыки
в
изобразительной
деятельности путем наблюдений за ребенком, создания игровых ситуаций.
Мониторинг
детского
развития
проводится два
раза
в
год
(в
сентябре,
мае).
В
проведении
мониторинга
участвуют
воспитатель
по
ИЗО,
воспитатель
группы
и
учитель-логопед.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения
ребенком
образовательной
области
«Художественное
-
эстетическое
развитие»
и
влияние специально спроектированного образовательного процесса на развитие речи
ребенка.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за
активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении,
проводит
воспитатель
группы
и
анализ
продуктов
детской
деятельности
и
спе-
циальные
педагогические
пробы
(игровые
ситуации,
экспресс-диагностика),
организуемые педагогом по изодеятельности.
Методика «Клякса»
Цель: выявить уровень творческого воображения
Материал: лист бумаги, тушь разных цветов, пипетки, трубочки.
Инструкция:
ребенку
предлагается
с
помощью
пипетки
капнуть
на
лист
бумаги
кляксу, а затем с помощью трубочки раздуть её.
Методика «Дорисуй фигуру» автор О.М. Дьяченко
Цель: определить уровень развития творческого воображения.
Материал: лист бумаги, на которой изображена геометрическая фигура, цветные
карандаши.
Инструкция:
«Здесь
нарисованы
фигуры
геометрические,
вам
нужно
дорисовать
фигуры, так чтобы получилось изображение»
Результаты обследования в таблице:.
Методика «Волшебные нити»
Цель: выявление уровня развития творческого воображения.
Материал: лист бумаги, краски, нитки, кисти.
Процедура: детям предлагается взять нить, нанесите на нить краску выложить на
листе бумаги, сверху прижать бумагой и вытащить.
Таблица обследования интегративных качеств
Интегра
тивные
качества
Содержание
Форма
(метод/
методика)
Сроки
Ответствен
ный
Физичес
ки
развитый
Проявляет хороший уровень
технической
грамотности,
аккуратность
в
создании
изображений
Наблюдение
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
И м е е т
п р а в и л ь н о е
п о л о ж е н и е
р у к и
п р и
рисовании горизонтальных
и вертикальных линий.
Наблюдение
сентябрь-
май
воспитатели
групп
Оптико-кинестетическая
Экспресс-
сентябрь,
воспитатель
12
организация
движений
(пробы
на
праксис
позы:
« Ко л ь ц о » ,
« З а й ч и к » ,
«Коза»)
диагностика
май
группы
Динамическая
организация
движений пальцев (перебор
п а л ь ц е в .
« П а л ь ч и к и
п р я ч у т с я » ,
« П а л ьч и к и
здороваются»,
«Игра
на
рояле»)
Экспресс-
диагностика
сентябрь,
май
воспитатель
группы
Любозна
тельный,
активный
способен
самостоятельно
действовать,
и
достигать
качественного результата
Игровая
ситуация
«Превращение»
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
задает
вопросы
взрослому,
исследует
предметы
и
м а т е р и а л ы ,
л ю б и т
экспериментировать
Наблюдение
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
уровень речевого развития
( с л о в а р н ы й
з а п а с ,
произношение,
грамматическое оформление
речи)
Методика
«Дополнение
фраз»
сентябрь,
май
учитель-
логопед
проявляет
познавательный
интерес к миру, инициативу
в
и з о б р а з и т е л ь н о й
деятельности,
настойчиво
добивается решения задач
Наблюдение
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
Овладев
ший
средства
ми
общения
и
способам
и
взаимоде
йствия со
взрослым
и
и
сверстни
с удовольствием участвует в
ко л л е к т и в н ы х
д е л а х :
способен
принять
общую
цель, старается действовать
согласованно,
выражает
и н т е р е с
к
о б щ е м у
результату.
Игровая
ситуация
«Загадки»
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
владеет речевыми умениями
( в ы с л у ш ат ь
и
п о н я т ь ,
выразить свои мысли)
Наблюдение
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
владеет
конструктивными
Наблюдение;
создание
Сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
13
ками.
способами
взаимодействия
с
детьми
и
взро слыми
(договаривается,
обменивается
изобразительными
материалами и предметами,
распределяет
действия
при
сотрудничестве)
проблемной
ситуации
дает
адекватную
оценку
результатам
деятельности
(своей и других детей)
Наблюдение
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
Способн
ый
решать
интеллек
туальные
и
личностн
ые
задачи,
адекватн
ые
возрасту
р е б е н о к
с п о с о б е н
предложить
собственный
замысел и воплотить его в
рисунке.
Наблюдение,
создание
проблемных
ситуаций,
анализ
детских
работ
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
р е б е н о к
м о ж е т
самостоятельно
применить
освоенные способы работы
с фактурным материалом
Наблюдение,
анализ
детских
работ
сентябрь,
май
воспитатель
группы
самостоятельно
сочетает
изобразительные техники и
материал
Наблюдение
,
анализ
детских
работ
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
пр оя вля е т
т в о р ч е с т в о ,
э к с п е р и м е н т и р у е т
в
создании образа
Игровая
ситуация
сентябрь,
май
воспитатель
по ИЗО
Овладев
ший
необходи
мыми
специаль
ными
умениям
и
и
навыкам
и
в
изобрази-
тельной
деятельн
Технические умения:
У м е е т
с в о б о д н о
д е й с т в о в а т ь
с
инст румент ами,
з н а е т
правила их использования
Наблюдение
сентябрь-
май
воспитатели
групп
Изобразительно-
выразительные умения:
٭ Умеет
создавать
новые
цветовые тона и оттенки
разными способами
٭ Композиционное
размещение изображения
на
листе
бумаги
разной
Экспресс-
диагностика
сентябрь-
май
воспитатель
по ИЗО
14
ости
формы
٭ Передача
многоплановости,
перспективы
٭ Динамичность
изображения
и
передача
выразительности
образа,
характерных
особенностей
٭ Умеет
подбирать
фон,
м а т е р и а л ,
с о ч е т а т ь
краски
для
с о зд а н и я
выразительного образа
В
ходе
проведенного
логопедом
мониторинга
достижений
детей
с
ОНР
зафиксированы следующие результаты :
-по ряду важнейших речевых и специальных изобразительных умений большинство
детей (94%) достигают уровня, отвечающего обязательным требованиям.
-У 93% детей наблюдаются значительные улучшения речи (дети владеют правильным
звуковым оформлением слов, обладают достаточным словарным запасом)
-74%
детей
проявляют
инициативу
в
высказываниях
собственных
эстетических
оценок и суждений;
-Степень развития навыков в области рисования имеет рост и приближается к более
высоким показателям (увеличилось количество детей с высоким уровнем(с 28 % до
60%)
Результат.
В результате проделанной работы было отмечено, что:
1.
Улучшилась сенсорная сфера , дети стали различать цвета, оттенки, появились
в речи названия более сложных фигур: многогранник, спираль...;
2.
Повысился
интерес
детей
к
работе
в
изостудии,
к
занятиям
творческой
продуктивной деятельностью;
3.
Активизировалась самостоятельная мыслительная деятельность детей, которая
проявляется
в
поиске
и
самостоятельном
выборе
материалов,
приемов
в
изображении.
4.
Как
отмечают
воспитатели,
улучшились
координированные
движения
рук,
развивается мелкая моторика у детей;
5.
Логопед отмечает, большую динамику в развитии речи детей, они имеют более
устойчивые
результаты
в
овладении
правильным
произношением
звуков.
Изобразительная деятельность, как метод коррекционной работы с детьми с
речевыми отклонениями, заключает в себе большие возможности: это средство
умственного,
моторного,
эмоционально-эстетического
и
волевого
развития
детей,
совершенствование
психических
функций:
зрительного
восприятия,
воображения, памяти, мыслительных операций.
В реализации программы участвуют социальные партнёры:
15
- Сотрудничество с музеем .
Запланированы и проводятся экскурсии в музей, посещение картинной галереи. Всё
это приводит к:
обогащению речи детей специальными терминами,
приобщению детей к миру искусства.
- Сотрудничество с детской школой искусств
организуются совместные выставки детского творчества.
-Сотрудничество с воскресной школой при церкви
воспитанники участвуют в выставках, конкурсах детского творчества
проводимыми Уржумской епархией
Все
это
способствует
общему
развитию
детей
с
речевыми
нарушениями,
обеспечивает
коррекцию
их
недостатков,
тем
самым
выравнивает
стартовые
возможности детей перед обучением в школе.
Родители
участвуют
в
совместных
тематических
выставках.
На
родительских
собраниях проводятся для них практикумы и мастер- классы.
16
Список используемой литературы
1.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства- М.:ТЦ «Сфера» 2002г.
2.
Лыкова
И.А.
Изобразительное
творчество
в
детском
саду
-М.:ТЦ
«Сфера»
2008г.
3.
Доронова
Т.Н.
Изобразительная
деятельность
и
эстетическое
развитие
дошкольников:
методическое
пособие
для
воспитателей
дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
Приложения
к программе:
Картотека пальчиковых игр
Картотека коммуникативных игр
Картотека нетрадиционных техник изображений
Конспекты НОД
17
18