Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Информатизация музыкального образования в современных условиях: состояние и перспективы
Раздел: среднее профессиональное
Информатизация музыкального образования в современных условиях:
состояние и перспективы
И.А. Трофимова, к.п.н., преподаватель
Современный
этап
развития
образования
является
возрастающая
информатизация. В результате данного процесса происходят кардинальные
изменения
в
профессиональной
деятельности
музыкантов-педагогов.
Овладение
знаниями,
умениями
и
компетенциями,
позволяющими
высокоэффективно
работать
с
мультимедийной
информацией,
становятся
необходимыми и для будущего педагога музыки.
Это позволит быстро
адаптироваться в профессиональной среде, осваивать более совершенные
педагогические
технологии
и
информационный
инструментарий.
Профессиональная
готовность
будущих
учителей
музыки
-
это
целенаправленный, организованный процесс в образовательном пространстве
вуза, предусматривающий реализацию профессионально значимых целей в
общей подготовке учителей.
С целью повышения конкурентоспособности, становления и развития
творческого потенциала будущих преподавателей музыки во многих вузах
введена учебная дисциплина «Музыкальная информатика» («Компьютерные
технологии
в
музыкальном
образовании»).
Следует
отметить,
что
в
образовательных
учреждениях
СПО
введен
аналогичный
курс
–
«Музыкальная
информатика».
В
этом
проявляется
преемственность
и
непрерывность музыкального образования.
ФГОС
СПО
включает
требования
к
общим
компетенциям,
которыми
должны
овладеть
студенты.
Рассмотрим
некоторые
из
них,
освоение
которыми
формируют
профессиональную
готовность.
Данные
общие
компетенции четко показывают взаимосвязь и взаимозависимость освоения
их наряду с овладением информационными технологиями:
-организовывать
собственную
деятельность,
определять
методы
и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество (ОК-2);
-осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития (ОК-4);
-использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности (ОК-5);
-
ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности (ОК-9).
Если информатика изучает структуру и общие свойства информации,
закономерности и методы ее создания, хранения, поиска и преобразования,
передачи и использования в различных сферах жизнедеятельности человека,
а
информационные
технологии
-
совокупность
методов
и
средств,
используемых
для
обработки
информации,
то
специфика
курса
«Музыкальная информатика» предполагает не только формирование умений
и
навыков,
компетенций
овладения
компьютерными
программами
и
подготовки мультимедийных материалов, но и включат работу со звуком и
изображением. ФГОС ВПО включает некоторые единые профессиональные
компетенции,
как
для
преподавателей,
так
и
для
артистов
и
концертмейстеров.
Это
предполагает,
что
в
силу
изменений
жизненных
ситуаций или вследствие сложившихся обстоятельств в профессиональной
деятельности, будущий педагог должен уметь:
-
применять
в
исполнительской
деятельности
технические
средства
звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. (ПК-
1.5);
-создавать
концертно-тематические
программы
с
учетом
специфики
восприятия слушателей различных возрастных групп (ПК-1.8).
Данные
профессиональные
компетенции
связаны
с
исполнительским
искусством
педагога,
концертмейстера
или
артиста.
Педагогическая
составляющая профессиональных компетенций требует:
-
применять
классические
и
современные
методы
преподавания,
анализировать
особенности
отечественных
и
мировых
инструментальных
школ(ПК-2.5).
Особенностями
учебной
дисциплины
«Музыкальная
информатика»
являются то, что будущие педагоги овладевают умениями записи, обработки
и
редактирования
цифрового
звука
на
компьютере,
использования
многоканальной
программной
записи
звука.
Способность
использовать
различные типы нотных шрифтов, устанавливать дополнительные модули
обработки
звука
(Plug
– in)
и
применять
их
на
практике,
создавать
аранжировки из звуковых файлов, работать со стандартными MIDI- файлами,
записывать MIDI-аранжировки, управлять MIDI –сообщениями при помощи
контроллеров.
Основываясь на классификации, базирующейся на уровнях организации
профессиональной
деятельности,
созданной
К.К.Платоновым
и
адаптированной А.М.Новиковым[1] выделяются операционные, тактические
и стратегические уровни организации профессиональной деятельности. При
освоении информационных технологий операционные умения составляют те,
которые связаны с информационными объектами, их свойствами и методами.
В основном это связано с умениями теоретическими– поиск, передача, обмен
информацией.
Освоение дисциплины «Музыкальная информатика» предшествует и
является
основой
освоения
курса «Основы
студийной
звукозаписи».«В
настоящее
время
студенту-музыканту,
будущему
учителю
музыки
необходимо знание музыкальных возможностей компьютера и основ работы
на
студиях
звукозаписи.
Это –потребность
времени,
ибо
творческая
и
музыкально-педагогическая
деятельность
при
использовании
новейших
компьютерных
технологий
становится
более
востребованной
и
эффективной» [ 2 ] . Программное
обеспечение
для
звукозаписи
и
звуко
производства
делится
на
несколько
категорий:
приложения
для
мультитрекинга, секвенсоры, виртуальные инструменты и эффекты, а также
приложения для мастеринга.
Выделим
функции
современного
программного
обеспечения
для
обработки и написания музыки - звукозаписывающие приложения позволяют
выполнять
секвенсирование
и
создавать
несложные
эффекты. Программы
для
секвенсированияиногда
позволяют
работать
с
MIDI
интерфейсами,
синтезаторами,
виртуальными
инструментами
и
эффектами.
Существуют
такие программы, в которых одновременно сочетаются функции звукозаписи,
секвенсирования и мастеринга.
В совокупности функциями обучения данных дисциплин являются:
-
опережающая,
которая
предполагает
разработку
и
реализацию
различных творческих проектов, способствующих опережающей практике
студентов
для
получения
качественно
нового
знания
и
прогнозирования
развития музыкальных трендов;
-
инновационная,
направленная
на
корректировку
и
обновление
содержания обучения студентов с учетом инновационного подхода.
По
результатам
проведенного
анализатеории
и
практики
освоения
студентами курса
«Музыкальная информатика» выявленыорганизационно-
п е д а го г и ч е с к и е
у с л о в и я
э ф ф е к т и в н о с т и о бу ч е н и я
д а н н о м у
курсу:использование
в
программе
обучения
междисциплинарных
и
межпредметных связей; обучение студентов творческой деятельности на базе
учебных
комплексов;
использование
методов
активного
обучения
как
средства
формирования
профессиональной
готовности.Целесообразно
использоватьметоды, повышающие эффективность обучения:
-
игровые имитации (с включением компьютерных моделей);
-
анализ конкретных ситуаций (casestudy);
-
тренинги
(организованное
многократное
повторение
заданных
действий);
-
мастер-классы
иэкспертные
консультации
(обмен
опытом
между
приглашенными специалистами,консультантамии студентами).
Важно
было
выявить
компетенции
будущих
учителей
музыки,
в о с т р е б о в а н н ы е
в
с ф е р е
п р и м е н е н и я
и н ф о р м а ц и о н н ы х
технологий.Установлено, что для придания интеллектуально-музыкальному
произведению инновационности (к примеру, аранжировки, создания микса и
т.п.) необходим целый комплекс компетенций.
Профессиональные компетенциипредусматриваютпонимание сущности
инноваций и особенностей инновационных процессов, значения развития
и н н о ва ц и о н н ы х
с и с т е м
ка к
о с н о в н о го
ф а кто р а
п о в ы ш е н и я
конкурентоспособности;
формирование
понимания
роли
инноваций
как
основного
фактора
создания
нового
произведения;
знание
теоретических
основ, моделей и методов инновационного менеджмента (в случае создания
студии
звукозаписи);
знание
правовых
основ
интеллектуальной
собственности.
Деятельностные
компетенции
– э т о знание
законов
рынка;
умение
проводить анализ возможностей применения инновации; находить, отбирать
и обобщать информацию необходимую для анализа; умение формировать
стратегию
коммерциализации
инновации,
применять
широкий
спектр
инструментов
финансирования
инновационных
разработок,
продвигать
разработку
на
рынок,
вести
переговоры;
владение
методами
проектного
управления
и
планирования;
владение
навыками
использования
информационных технологий.
Информационные компетенции - способность эффективно работать в
группах,
умение
работать
в
условиях
информационной
перегрузки
(с
большими
объемами
неструктурированной
информации),
инициативность,
целеустремленность,
мобильность;
системное
мышление,открытость
к
восприятию
нового,
умение
расставлять
акценты
и
приоритеты;
умение
представлять
результаты
работы
и
держать
внимание
аудитории;
умение
определять минимум и оптимум объема информации[3].
Социально-коммуникативные
компетенции
- инновационное
мировоззрение; убежденность в успехе; способность слушать; способность к
управлению.
Выделим
содержательные
компоненты
методического
обеспечения
профессиональной
готовности
музыкальных
педагогов
к
содержательной
деятельности в информационной среде.
Основными
характеристиками
методического
обе спечения
профессиональной готовности педагогов к содержательной деятельности в
информационной
среде
профессионального
образования
являются
многокомпонентность, интегративность и адаптивность.
1.
Многокомпонентность
-
методическое
обеспечение
представляет
собой многокомпонентную среду, включающую в себя:учебно-методические
материалы;
наукоёмкое
программное
обеспечение;
тренинговые
системы;
системы
контроля
знаний;
технические
средства;
базы
данных;
информационно-справочные
системы;
хранилища
информации
образовательного,
общенаучного
и
профессионально-ориентированного
характера.
2.
Интегративность
-
информационная
компонента
методического
обеспечения
должна
включать
в
себя:
всю
необходимую
совокупность
базовых знаний и опыта с выходом на мировые информационные ресурсы;
междисциплинарные
связи;
информационно-справочную
б а зу
дополнительных
учебных
материалов,
детализирующих
и
углубляющих
знания и опыт.
3.
Адаптивность
-
методическое
обеспечение
должно
адекватно
отображать потребности личности, общества и образования.
Помимо
традиционных
форм
учебной
деятельности
методическое
обеспечение
профессиональной
готовностистудентов-будущих
учителей
музыки
к
содержательной
деятельности
в
информационной
среде
профессиональной школы должно предусматривать существующие формы
учебной деятельности: разработку и публичную защиту индивидуальных и
групповых проектов; параллельное исследование и совместный проблемный
поиск; тренинги; презентации, конференции, мастер-классы.
Таким образом, профессиональная готовность будущего учителя музыки
–
это
сложный
феномен,
интегрирующий
профессиональные,
деятельностные,
социально-коммуникативные,
информационные
компетенции, который можно трактовать как актуализациюинтеллектуальных
и личностных качеств, направленных для решения поставленных задач в
рамках основной специальности.
Освоение
учебной
дисциплины
«Музыкальная
информатика»,
методическое обеспечение, формирование творческого мышления личности
на основе компетентностного подхода способствовали осознанию студентами
-
будущими
учителями
музыки
непосредственной
связи
уровня
профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности и
требованиями современной социально-культурной ситуации в стране.
Использованная литература:
1. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников
и преподавателей педагогики. - М.: ЭГВЕС,2010.-208 с.
2.
МитрофановА.Д.
Основы
студийной
записи:
Учебно-методическое
пособие для студентов музыкальных вузов / под ред. И.А.Трофимовой. –
Казань, Изд-во «ЯЗ», 2014.– 52с.
3.Кирилова
Г.И.
Компетентность
преподавателя
высшей
школы
в
области
дистанционной
подготовки
//
Модернизация
профессионального
образования:
вопросы
теории
и
практический
опыт:
материалы
международной
научно-практической
конференции,
посвященной
Году
учителя.- Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2010.- С.89.
4. Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы.- М.:
ЛКИ, 2008.- 400 с., илл.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т.2: Учебное
пособие. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.- 2010.-210 с.