Напоминание

Информатизация музыкального образования в современных условиях: состояние и перспективы


Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Информатизация музыкального образования в современных условиях: состояние и перспективы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Информатизация музыкального образования в современных условиях:

состояние и перспективы

И.А. Трофимова, к.п.н., преподаватель

Современный

этап

развития

образования

является

возрастающая

информатизация. В результате данного процесса происходят кардинальные

изменения

в

профессиональной

деятельности

музыкантов-педагогов.

Овладение

знаниями,

умениями

и

компетенциями,

позволяющими

высокоэффективно

работать

с

мультимедийной

информацией,

становятся

необходимыми и для будущего педагога музыки.

Это позволит быстро

адаптироваться в профессиональной среде, осваивать более совершенные

педагогические

технологии

и

информационный

инструментарий.

Профессиональная

готовность

будущих

учителей

музыки

-

это

целенаправленный, организованный процесс в образовательном пространстве

вуза, предусматривающий реализацию профессионально значимых целей в

общей подготовке учителей.

С целью повышения конкурентоспособности, становления и развития

творческого потенциала будущих преподавателей музыки во многих вузах

введена учебная дисциплина «Музыкальная информатика» («Компьютерные

технологии

в

музыкальном

образовании»).

Следует

отметить,

что

в

образовательных

учреждениях

СПО

введен

аналогичный

курс

«Музыкальная

информатика».

В

этом

проявляется

преемственность

и

непрерывность музыкального образования.

ФГОС

СПО

включает

требования

к

общим

компетенциям,

которыми

должны

овладеть

студенты.

Рассмотрим

некоторые

из

них,

освоение

которыми

формируют

профессиональную

готовность.

Данные

общие

компетенции четко показывают взаимосвязь и взаимозависимость освоения

их наряду с овладением информационными технологиями:

-организовывать

собственную

деятельность,

определять

методы

и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество (ОК-2);

-осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки

и

решения

профессиональных

задач,

профессионального

и

личностного развития (ОК-4);

-использовать

информационно-коммуникационные

технологии

для

совершенствования профессиональной деятельности (ОК-5);

-

ориентироваться

в

условиях

частой

смены

технологий

в

профессиональной деятельности (ОК-9).

Если информатика изучает структуру и общие свойства информации,

закономерности и методы ее создания, хранения, поиска и преобразования,

передачи и использования в различных сферах жизнедеятельности человека,

а

информационные

технологии

-

совокупность

методов

и

средств,

используемых

для

обработки

информации,

то

специфика

курса

«Музыкальная информатика» предполагает не только формирование умений

и

навыков,

компетенций

овладения

компьютерными

программами

и

подготовки мультимедийных материалов, но и включат работу со звуком и

изображением. ФГОС ВПО включает некоторые единые профессиональные

компетенции,

как

для

преподавателей,

так

и

для

артистов

и

концертмейстеров.

Это

предполагает,

что

в

силу

изменений

жизненных

ситуаций или вследствие сложившихся обстоятельств в профессиональной

деятельности, будущий педагог должен уметь:

-

применять

в

исполнительской

деятельности

технические

средства

звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. (ПК-

1.5);

-создавать

концертно-тематические

программы

с

учетом

специфики

восприятия слушателей различных возрастных групп (ПК-1.8).

Данные

профессиональные

компетенции

связаны

с

исполнительским

искусством

педагога,

концертмейстера

или

артиста.

Педагогическая

составляющая профессиональных компетенций требует:

-

применять

классические

и

современные

методы

преподавания,

анализировать

особенности

отечественных

и

мировых

инструментальных

школ(ПК-2.5).

Особенностями

учебной

дисциплины

«Музыкальная

информатика»

являются то, что будущие педагоги овладевают умениями записи, обработки

и

редактирования

цифрового

звука

на

компьютере,

использования

многоканальной

программной

записи

звука.

Способность

использовать

различные типы нотных шрифтов, устанавливать дополнительные модули

обработки

звука

(Plug

– in)

и

применять

их

на

практике,

создавать

аранжировки из звуковых файлов, работать со стандартными MIDI- файлами,

записывать MIDI-аранжировки, управлять MIDI –сообщениями при помощи

контроллеров.

Основываясь на классификации, базирующейся на уровнях организации

профессиональной

деятельности,

созданной

К.К.Платоновым

и

адаптированной А.М.Новиковым[1] выделяются операционные, тактические

и стратегические уровни организации профессиональной деятельности. При

освоении информационных технологий операционные умения составляют те,

которые связаны с информационными объектами, их свойствами и методами.

В основном это связано с умениями теоретическими– поиск, передача, обмен

информацией.

Освоение дисциплины «Музыкальная информатика» предшествует и

является

основой

освоения

курса «Основы

студийной

звукозаписи».«В

настоящее

время

студенту-музыканту,

будущему

учителю

музыки

необходимо знание музыкальных возможностей компьютера и основ работы

на

студиях

звукозаписи.

Это –потребность

времени,

ибо

творческая

и

музыкально-педагогическая

деятельность

при

использовании

новейших

компьютерных

технологий

становится

более

востребованной

и

эффективной» [ 2 ] . Программное

обеспечение

для

звукозаписи

и

звуко

производства

делится

на

несколько

категорий:

приложения

для

мультитрекинга, секвенсоры, виртуальные инструменты и эффекты, а также

приложения для мастеринга.

Выделим

функции

современного

программного

обеспечения

для

обработки и написания музыки - звукозаписывающие приложения позволяют

выполнять

секвенсирование

и

создавать

несложные

эффекты. Программы

для

секвенсированияиногда

позволяют

работать

с

MIDI

интерфейсами,

синтезаторами,

виртуальными

инструментами

и

эффектами.

Существуют

такие программы, в которых одновременно сочетаются функции звукозаписи,

секвенсирования и мастеринга.

В совокупности функциями обучения данных дисциплин являются:

-

опережающая,

которая

предполагает

разработку

и

реализацию

различных творческих проектов, способствующих опережающей практике

студентов

для

получения

качественно

нового

знания

и

прогнозирования

развития музыкальных трендов;

-

инновационная,

направленная

на

корректировку

и

обновление

содержания обучения студентов с учетом инновационного подхода.

По

результатам

проведенного

анализатеории

и

практики

освоения

студентами курса

«Музыкальная информатика» выявленыорганизационно-

п е д а го г и ч е с к и е

у с л о в и я

э ф ф е к т и в н о с т и о бу ч е н и я

д а н н о м у

курсу:использование

в

программе

обучения

междисциплинарных

и

межпредметных связей; обучение студентов творческой деятельности на базе

учебных

комплексов;

использование

методов

активного

обучения

как

средства

формирования

профессиональной

готовности.Целесообразно

использоватьметоды, повышающие эффективность обучения:

-

игровые имитации (с включением компьютерных моделей);

-

анализ конкретных ситуаций (casestudy);

-

тренинги

(организованное

многократное

повторение

заданных

действий);

-

мастер-классы

иэкспертные

консультации

(обмен

опытом

между

приглашенными специалистами,консультантамии студентами).

Важно

было

выявить

компетенции

будущих

учителей

музыки,

в о с т р е б о в а н н ы е

в

с ф е р е

п р и м е н е н и я

и н ф о р м а ц и о н н ы х

технологий.Установлено, что для придания интеллектуально-музыкальному

произведению инновационности (к примеру, аранжировки, создания микса и

т.п.) необходим целый комплекс компетенций.

Профессиональные компетенциипредусматриваютпонимание сущности

инноваций и особенностей инновационных процессов, значения развития

и н н о ва ц и о н н ы х

с и с т е м

ка к

о с н о в н о го

ф а кто р а

п о в ы ш е н и я

конкурентоспособности;

формирование

понимания

роли

инноваций

как

основного

фактора

создания

нового

произведения;

знание

теоретических

основ, моделей и методов инновационного менеджмента (в случае создания

студии

звукозаписи);

знание

правовых

основ

интеллектуальной

собственности.

Деятельностные

компетенции

– э т о знание

законов

рынка;

умение

проводить анализ возможностей применения инновации; находить, отбирать

и обобщать информацию необходимую для анализа; умение формировать

стратегию

коммерциализации

инновации,

применять

широкий

спектр

инструментов

финансирования

инновационных

разработок,

продвигать

разработку

на

рынок,

вести

переговоры;

владение

методами

проектного

управления

и

планирования;

владение

навыками

использования

информационных технологий.

Информационные компетенции - способность эффективно работать в

группах,

умение

работать

в

условиях

информационной

перегрузки

большими

объемами

неструктурированной

информации),

инициативность,

целеустремленность,

мобильность;

системное

мышление,открытость

к

восприятию

нового,

умение

расставлять

акценты

и

приоритеты;

умение

представлять

результаты

работы

и

держать

внимание

аудитории;

умение

определять минимум и оптимум объема информации[3].

Социально-коммуникативные

компетенции

- инновационное

мировоззрение; убежденность в успехе; способность слушать; способность к

управлению.

Выделим

содержательные

компоненты

методического

обеспечения

профессиональной

готовности

музыкальных

педагогов

к

содержательной

деятельности в информационной среде.

Основными

характеристиками

методического

обе спечения

профессиональной готовности педагогов к содержательной деятельности в

информационной

среде

профессионального

образования

являются

многокомпонентность, интегративность и адаптивность.

1.

Многокомпонентность

-

методическое

обеспечение

представляет

собой многокомпонентную среду, включающую в себя:учебно-методические

материалы;

наукоёмкое

программное

обеспечение;

тренинговые

системы;

системы

контроля

знаний;

технические

средства;

базы

данных;

информационно-справочные

системы;

хранилища

информации

образовательного,

общенаучного

и

профессионально-ориентированного

характера.

2.

Интегративность

-

информационная

компонента

методического

обеспечения

должна

включать

в

себя:

всю

необходимую

совокупность

базовых знаний и опыта с выходом на мировые информационные ресурсы;

междисциплинарные

связи;

информационно-справочную

б а зу

дополнительных

учебных

материалов,

детализирующих

и

углубляющих

знания и опыт.

3.

Адаптивность

-

методическое

обеспечение

должно

адекватно

отображать потребности личности, общества и образования.

Помимо

традиционных

форм

учебной

деятельности

методическое

обеспечение

профессиональной

готовностистудентов-будущих

учителей

музыки

к

содержательной

деятельности

в

информационной

среде

профессиональной школы должно предусматривать существующие формы

учебной деятельности: разработку и публичную защиту индивидуальных и

групповых проектов; параллельное исследование и совместный проблемный

поиск; тренинги; презентации, конференции, мастер-классы.

Таким образом, профессиональная готовность будущего учителя музыки

это

сложный

феномен,

интегрирующий

профессиональные,

деятельностные,

социально-коммуникативные,

информационные

компетенции, который можно трактовать как актуализациюинтеллектуальных

и личностных качеств, направленных для решения поставленных задач в

рамках основной специальности.

Освоение

учебной

дисциплины

«Музыкальная

информатика»,

методическое обеспечение, формирование творческого мышления личности

на основе компетентностного подхода способствовали осознанию студентами

-

будущими

учителями

музыки

непосредственной

связи

уровня

профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности и

требованиями современной социально-культурной ситуации в стране.

Использованная литература:

1. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников

и преподавателей педагогики. - М.: ЭГВЕС,2010.-208 с.

2.

МитрофановА.Д.

Основы

студийной

записи:

Учебно-методическое

пособие для студентов музыкальных вузов / под ред. И.А.Трофимовой. –

Казань, Изд-во «ЯЗ», 2014.– 52с.

3.Кирилова

Г.И.

Компетентность

преподавателя

высшей

школы

в

области

дистанционной

подготовки

//

Модернизация

профессионального

образования:

вопросы

теории

и

практический

опыт:

материалы

международной

научно-практической

конференции,

посвященной

Году

учителя.- Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2010.- С.89.

4. Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы.- М.:

ЛКИ, 2008.- 400 с., илл.

5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т.2: Учебное

пособие. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.- 2010.-210 с.



В раздел образования