Напоминание

"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"


Автор: Груздева Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Савинского детского сада №2
Населённый пункт: посёлок Савино Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Савинский детский сад №

«

ВОСПИТАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

У

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

».

Опыт работы:

воспитателя 1 кв. категории

Груздевой Валентины Михайловны

2020 год.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в

бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив

дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты

слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»

В. Сухомлинский

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека,

важной задачей общества является формирование экологической культуры

подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы

начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у

них формирование культуры общения с миром растений и животных. И

начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду

надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Я считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и

среди людей.

Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию

поведения.

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить.

Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к

тем

объектам

природы,

о

которых

имеют

достаточно

глубокие

и

разносторонние

знания,

в

других

случаях

в

их

поведении

проявляется

нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Как

следует

из

ФГОС

ДО,

ребенок

проявляет

любознательность,

задает

вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными

связями. Он пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям

природы

и

поступкам

людей;

склонен

наблюдать,

экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в

котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает

элементарными

представлениями

из

области

живой

п ри роды,

естествознания,

математики,

истории

и

т.

п.;

способен

к

принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах

деятельности.

Цель, которая ставится перед педагогами по экологическому воспитанию –

становление начал экологической культуры у детей. Развивая экологическое

сознание,

мышление,

а

также

экологическую

культуру

у

взрослых,

воспитывающих детей, формируем ответственное отношение к окружающей

среде, которое строится на базе экологического сознания.

Формирование

экологических

знаний

у

дошкольников

в

соответствии

с

ФГОС

ДО

происходит

через

ознакомление

с

миром

природы

в

рамках

образовательной

области

«Познавательное

развитие»

и

предусматривает

решение таких задач как:

формирование

первичных

представлений

о

живой

и

неживой

природе;

воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру

природы и окружающему миру в целом.

Вся работа по экологическому воспитанию должна осуществляться в двух

направлениях:

в

непосредственно

образовательной

деятельности

и

в

повседневной жизни.

Знания,

полученные

на

занятиях,

помогают

детям

во

время

наблюдений

сделать выводы, способствуют формированию безопасного поведения детей в

природе.

Наиболее

эффективными

формами

взаимодействия

педагога

с

детьми

в

формировании экологических знаний считаются такие формы, в которых

дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой

и

получения

практического

опыта.

К

таким

формам

взаимодействия

относятся прогулки, наблюдения, экскурсии, экспериментирование и т.п.

Труд в природе – одна из форм работы с детьми. Этот вид деятельности

способствует

формированию

правильного

отношения

к

окружающему.

Воспитанники

приобретают

необходимые

навыки

ухода

за

объектами,

закрепляют на практике свои знания.

Чтобы установить связи между явлениями и предметами в младшем

дошкольном возрасте организуются поисковые действия, так называемые

опыты. В них уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы.

Опыты способствуют формированию у малышей познавательного интереса и

развитию наблюдательности.

Также в работе используются развлечения и праздники. С помощью загадок,

игр, художественной литературы и музыкальных произведений дети решают

определенные экологические задачи, стараются помочь героям и получают

положительный эмоциональный настрой.

Большая роль в работе по формированию экологических знаний отводится

экскурсиям – коллективному наблюдению. Педагоги помогают детям увидеть

характерные признаки предметов и явлений, используя различные приемы:

вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы,

пояснения.

Повышению

уровня

познавательной

активности

способствуют

беседы

познавательного характера и проблемные ситуации, а также художественная

литература,

которая

формирует

у

детей

понятия

о

природе.

Развивает

у

малышей творческие способности, воображение, фантазию.

Педагоги

вместе

с

воспитанниками

могут

участвовать

в

экологических

акциях таких как «Покормите птиц зимой», «Чистота залог здоровья» и т.п.,

которые помогают формировать экологическую культуру дошкольников.

Работа

с

дошкольниками

по

экологическому

образованию

не

должна

проходить

без

помощи

и

поддержки

со

стороны

родителей.

Их

можно

привлечь к участию в выставках, развлечениях, экскурсиях, организовать

собрания и круглые столы, провести индивидуальные и групповые беседы,

консультации, оформить информацию на стендах.

Такие формы работы демонстрируют родителям, какие знания необходимы

детям

для

формирования

основ

экологической

культуры

и

воспитания

гармонично развитой личности.

В

результате

работы

по

формированию

экологической

культуры

у

детей

младшего дошкольного возраста формируются:

правильное отношение к объектам и явлениям природы;

начало экологической культуры у детей;

практические действия по охране природы;

желание

общаться

с

природой

и

отражать

свои

впечатления

в

различных видах деятельности.

Экологические

знания

младших

дошкольников

становятся

основой

для

экологического

воспитания

подрастающего

поколения,

формированию

системы ценностей и отношению к природе.

Список литературы:

1.

Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников

Т.В.Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6.- С. 16-20.

2.

Ка ме не ва ,

Л.А .

Ме тод ика

э кологич е с кого

в о с п и т а н и я

дошкольников /Л.А. Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова. –

СПб.: детство-пресс, 2003. – 319с.

3.

Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва:

Линка-Пресс, 2004. – 72с.

4.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/

С. Н. Николаева. – М.2009. – С.57

5.

Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников/

С.Н.Николаева. Книга для воспитателей детского сада. – Москва:

Мозаика-Синтез, 2004. – 96с.

6.

Николаева,

С.Н.

Теория

и

методика

экологического

образования

детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:

Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.



В раздел образования