Автор: Груздева Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Савинского детского сада №2
Населённый пункт: посёлок Савино Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Савинский детский сад №
«
ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
У
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
».
Опыт работы:
воспитателя 1 кв. категории
Груздевой Валентины Михайловны
2020 год.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в
бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,
ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив
дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты
слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»
В. Сухомлинский
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека,
важной задачей общества является формирование экологической культуры
подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы
начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у
них формирование культуры общения с миром растений и животных. И
начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду
надо с момента прихода детей в первую младшую группу.
Я считаю, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и
среди людей.
Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию
поведения.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить.
Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к
тем
объектам
природы,
о
которых
имеют
достаточно
глубокие
и
разносторонние
знания,
в
других
случаях
в
их
поведении
проявляется
нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Как
следует
из
ФГОС
ДО,
ребенок
проявляет
любознательность,
задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями. Он пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы
и
поступкам
людей;
склонен
наблюдать,
экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными
представлениями
из
области
живой
п ри роды,
естествознания,
математики,
истории
и
т.
п.;
способен
к
принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Цель, которая ставится перед педагогами по экологическому воспитанию –
становление начал экологической культуры у детей. Развивая экологическое
сознание,
мышление,
а
также
экологическую
культуру
у
взрослых,
воспитывающих детей, формируем ответственное отношение к окружающей
среде, которое строится на базе экологического сознания.
Формирование
экологических
знаний
у
дошкольников
в
соответствии
с
ФГОС
ДО
происходит
через
ознакомление
с
миром
природы
в
рамках
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
и
предусматривает
решение таких задач как:
формирование
первичных
представлений
о
живой
и
неживой
природе;
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы и окружающему миру в целом.
Вся работа по экологическому воспитанию должна осуществляться в двух
направлениях:
в
непосредственно
образовательной
деятельности
и
в
повседневной жизни.
Знания,
полученные
на
занятиях,
помогают
детям
во
время
наблюдений
сделать выводы, способствуют формированию безопасного поведения детей в
природе.
Наиболее
эффективными
формами
взаимодействия
педагога
с
детьми
в
формировании экологических знаний считаются такие формы, в которых
дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой
и
получения
практического
опыта.
К
таким
формам
взаимодействия
относятся прогулки, наблюдения, экскурсии, экспериментирование и т.п.
Труд в природе – одна из форм работы с детьми. Этот вид деятельности
способствует
формированию
правильного
отношения
к
окружающему.
Воспитанники
приобретают
необходимые
навыки
ухода
за
объектами,
закрепляют на практике свои знания.
Чтобы установить связи между явлениями и предметами в младшем
дошкольном возрасте организуются поисковые действия, так называемые
опыты. В них уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы.
Опыты способствуют формированию у малышей познавательного интереса и
развитию наблюдательности.
Также в работе используются развлечения и праздники. С помощью загадок,
игр, художественной литературы и музыкальных произведений дети решают
определенные экологические задачи, стараются помочь героям и получают
положительный эмоциональный настрой.
Большая роль в работе по формированию экологических знаний отводится
экскурсиям – коллективному наблюдению. Педагоги помогают детям увидеть
характерные признаки предметов и явлений, используя различные приемы:
вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы,
пояснения.
Повышению
уровня
познавательной
активности
способствуют
беседы
познавательного характера и проблемные ситуации, а также художественная
литература,
которая
формирует
у
детей
понятия
о
природе.
Развивает
у
малышей творческие способности, воображение, фантазию.
Педагоги
вместе
с
воспитанниками
могут
участвовать
в
экологических
акциях таких как «Покормите птиц зимой», «Чистота залог здоровья» и т.п.,
которые помогают формировать экологическую культуру дошкольников.
Работа
с
дошкольниками
по
экологическому
образованию
не
должна
проходить
без
помощи
и
поддержки
со
стороны
родителей.
Их
можно
привлечь к участию в выставках, развлечениях, экскурсиях, организовать
собрания и круглые столы, провести индивидуальные и групповые беседы,
консультации, оформить информацию на стендах.
Такие формы работы демонстрируют родителям, какие знания необходимы
детям
для
формирования
основ
экологической
культуры
и
воспитания
гармонично развитой личности.
В
результате
работы
по
формированию
экологической
культуры
у
детей
младшего дошкольного возраста формируются:
правильное отношение к объектам и явлениям природы;
начало экологической культуры у детей;
практические действия по охране природы;
желание
общаться
с
природой
и
отражать
свои
впечатления
в
различных видах деятельности.
Экологические
знания
младших
дошкольников
становятся
основой
для
экологического
воспитания
подрастающего
поколения,
формированию
системы ценностей и отношению к природе.
Список литературы:
1.
Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников
Т.В.Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6.- С. 16-20.
2.
Ка ме не ва ,
Л.А .
Ме тод ика
э кологич е с кого
в о с п и т а н и я
дошкольников /Л.А. Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова. –
СПб.: детство-пресс, 2003. – 319с.
3.
Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва:
Линка-Пресс, 2004. – 72с.
4.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/
С. Н. Николаева. – М.2009. – С.57
5.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников/
С.Н.Николаева. Книга для воспитателей детского сада. – Москва:
Мозаика-Синтез, 2004. – 96с.
6.
Николаева,
С.Н.
Теория
и
методика
экологического
образования
детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.