Автор: Коковихина Мария Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог-организатор
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: "Вконтакте с умом"
Раздел: дополнительное образование
Коковихина Мария Эдуардовна,
педагог дополнительного образования, педагог-организатор,
руководитель клуба общения «Успешные люди» центра «Доверие»
МОАУ ДО ДДТ «Вдохновение» города Кирова
Образовательный проект «ВКонтакте с умом»
Аннотация:
Современный
темп
жизни
предполагает
активное
использование социальных сетей как детьми, так и взрослыми. Несмотря на
это, у старших подростков не сформирован навык и культура поведения в
социальных сетях. Подростки хотели бы обучиться этому, но не знают какими
способами. Данный образовательный проект «ВКонтакте с умом» направлен на
формирование у подростков навыка грамотного ведения группы ВКонтакте.
Ключевые
слова: цифровая
образовательная
среда,
социальные
сети,
правила информационной безопасности, предпрофессиональная проба.
Современный
темп
жизни
предполагает
активное
использование
социальных
сетей.
Помимо
взрослых
в
социальной
сети
присутствуют
и
н е с о в е р ш е н н о л е т н и е .
П о
д а н н ы м
В Ц И О М
9 0 %
российских подростков пользуются
социальными
сетями
каждый
день
или
«практически ежедневно». Данная статистика актуальна и для учащихся Дома
детского творчества «Вдохновение».
С января 2019 года в ДДТ «Вдохновение» реализуется проект «Цифровая
образовательная
среда».
В
ходе
организации
проекта
была
проведена
диагностика среди учащихся творческих объединений Дома творчества на тему
«Правила и приёмы ведения группы ВКонтакте». По результатам диагностики
было
выявлено,
что
у
87,3%
старших
подростков
не
сформирован
навык
ведения
группы
ВКонтакте
и
они
не
владеют
культурой
поведения
в
социальных сетях. Однако 70% из них хотели бы обучиться этому, но не знают
какими
способами.
Таким
образом
следует
выделить проблему:
низкий
уровень
навыка
грамотного
ведения
группы
ВКонтакте
у
старших
подростков ДДТ «Вдохновение».
Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть гипотезу: если реализовать
образовательный проект «ВКонтакте с умом», то у подростков сформируется
навык
грамотного
ведения
группы
ВКонтакте.
Так
как
молодое
поколение
быстро
учится
и
хорошо
ориентируется
в
социальной
сети,
то
более
эффективным будет обучение именно в рамках проекта. Кроме освоения навыка
грамотного
ведения
группы
ВКонтаке,
участие
в
данном
проекте
создаст
условия для предпрофессиональной пробы, осознания культуры поведения в
социальной сети и правил информационной безопасности.
Для
результативного
процесса
эффективно
использование
в
обучении
конкретной тематики. Так как работа педагога по достижению личностных
результатов
у
обучающихся
основывается
на
формировании
базовых
национальных
ценностей
согласно
«Стратегии
развития
воспитания
в
Российской Федерации на период до 2025 года», было решено выбрать тематику
из этого списка. Основываясь на анализе работы за 2018-2019 учебный год,
было выявлено, что формированию ценности «природа» уделено недостаточное
внимание в образовательном процессе ДДТ «Вдохновение». Вследствие этого,
процесс
по
формированию
навыка
грамотного
ведения
группы
ВКонтакте
целесообразно организовать на тему «Экология».
Цель – формирование навыка грамотного ведения группы ВКонтакте у
старших подростков творческих объединений ДДТ «Вдохновение».
Задачи:
1.
Сформировать группу обучающихся для реализации проекта.
2.
Обучить
участников
проекта
правилам
и
приёмам
грамотного
ведения группы ВКонтакте.
3.
Сформировать умения грамотного ведения группы ВКонтакте на
тему «Экологические проблемы».
4.
Отработать
навык
грамотного
ведения
группы
ВКонтакте
на
актуальные для Дома творчества темы и по теме «Экологические проблемы».
5.
Провести совместный анализ результатов проекта.
Целевая
аудитория
–
учащиеся
творческих
объединений
ДДТ
«Вдохновение»
от
14
до
16
лет.
Для
эффективной
реализации
проекта
целесообразно сформировать группу из 10 человек, по 1 представителю от
каждого творческого объединения. Дальнейшее развитие проекта предполагает
дальнейшее его масштабирование.
Продолжительность проекта – 1 год.
Партнеры
Информационно-методический
центр
ДДТ
«Вдохновение»
(Калинина
Екатерина Сергеевна)
Общественное движение «Вятка без мусора!»
Помощники
проекта
–
учащиеся
клуба
общения
«Успешные
люди»
прошлого учебного года, которые выступают в качестве кураторов групп на
практическом этапе реализации проекта.
План реализации проекта.
1 этап – подготовительный – набор группы (2 недели)
-
Информирование
о
реализации
проекта
руководителей
структурных
подразделений и педагогов-организаторов ДДТ «Вдохновение».
- Информирование учащихся ДДТ «Вдохновение» об условиях участия в
проекте.
- Организация конкурса эссе «Почему я хочу научиться вести группу
ВКонтате?».
- Встреча с победителями конкурса эссе (10 человек), объяснение условий
участия в проекте, объявление даты первого занятия.
2 этап – обучающий - разбор теории (11 занятий, 1 раз в неделю)
Занятие 1. Вводное (фронтальная работа).
- Знакомство в группе.
- Входящая диагностика знаний и умений по работе с публикациями в
ВКонтакте.
- Постановка личных целей.
- Презентация системы стимулирования.
(Домашнее задание – выложить на стене в группе ВКонтакте проекта пост
о первой встрече и запуске проекта)
Занятие 2. Изучение приёмов отбора и проверки информации в сети
Интернет (фронтальная работа).
- Игра «Верю-не верю».
- Изучение схемы проверки информации в сети.
- Изучение критериев отбора сайтов.
- Изучение приёмов «Бургер», «Метод Ривена», «10 слов».
Занятие 3. Отработка приёмов отбора и проверки информации в сети
Интернет (групповая работа).
- Отработка приёмов «Бургер», «Метод Ривена», «10 слов».
- Решение кейсов «Правда-ложь».
Занятие 4. Изучение правил оформления поста (фронтальная работа).
- Изучение правил оформления текста поста.
- Изучение правил оформления фотографий к посту.
- Изучение правил оформления хештегов, ссылок, смайликов.
- Практическая работа «Конкурс постов».
Занятие 5. Знакомство с сервисом «Статья ВКонтакте» (фронтальная
и групповая работа).
- Подведение итогов конкурса постов, анализ работы.
- Изучение возможностей сервиса «статья ВКонтакте».
- Мозговой штурм «Лучшая рубрика для группы ДДТ «Вдохновение».
Занятие
6.
Формирование
умения
работы
в
сервисе
«Статья
ВКонтакте» (парная работа).
- Создание статей на актуальные темы для творческих объединений.
- Презентация и совместный анализ каждой статьи.
Занятие 7. Знакомство с правилами оформления и ведения группы
ВКонтакте (фронтальная работа).
-
Изучение
правил
оформления
группы
(обложка,
аватар,
основная
информация, меню, материалы, виджеты).
-
Изучение
правил
регулярного
ведения
группы
(формы
контента,
регулярность публикаций, тематики).
- Создание своей рабочей группы ВКонтакте.
Занятие 8. Формирование умения работы с публикациями (парная
работа).
- Определение случайным выбором формы и темы публикации для каждой
пары, размещение публикаций в рабочей группе ВКонтакте.
Занятие 9. Формирование умения работы с публикациями (парная
работа).
- Анализ предыдущей практики.
- Определение случайным выбором формы и темы публикации для каждой
пары, размещение публикаций в рабочей группе ВКонтакте.
Занятие 10. Подведение итогов подготовительного этапа (фронтальная
работа).
- Изучение алгоритма составления контент-плана.
- «Фишки» в работе с группой ВКонтакте.
- Промежуточный контроль (зачет по изученному материалу).
- Подведение итогов системы стимулирования в группе.
Занятие 11. Подготовка к практическому этапу (фронтальная работа).
- Беседа с представителем общественного движения «Вятка без мусора» по
теме «Экологические проблемы».
- Знакомство с кураторами групп.
(Домашняя
работа
–
подбор
информации
по
теме
«Экологические
проблемы»)
3 этап – практический – публикации в группе ДДТ «Вдохновение» (2
месяца)
Занятие 1. Корректировка содержания собранной информации.
-
Корректировка
найденной
информации
по
теме
«Экологические
проблемы».
-
Формулировка
общей
идеи,
которая
будет
донесена
до
читателей
публикаций.
- Распределение тем для публикаций по парам.
- Составление контент-плана для каждой пары и группы в целом.
Реализация контент-плана в группе ВКонтакте ДДТ «Вдохновение».
Занятие 2. Подведение итогов практического этапа.
- Анализ положительных и отрицательных моментов публикаций на тему
«Экологические проблемы».
4 этап – апробационный – самостоятельное ведение рубрик в группе
ДДТ «Вдохновение» (4 месяца)
Занятие 1. Подготовка к реализации этапа.
- Утверждение рубрик, по которым будут работать участники проекта в
парах (на экологическую тематику и на темы актуальные для Дома творчества).
- Составление контент-плана на период с 06.02.2020 по 14.05.2020.
Реализация контент-план в группе ВКонтакте ДДТ «Вдохновение».
5 этап – итоговый – подведение итогов работы всего проекта
Итоговая
диагностика
знаний
по
работе
с
публикациями
на
гугл-
платформе.
Занятие 1. Итоговая встреча.
- Рефлексивный анализ образовательных результатов (сравнение первого и
последнего поста).
- Награждение победителей и участников проекта.
- Обсуждение возможностей продолжения и масштабирования проекта.
Ожидаемые результаты
Количественные:
сформирована группа обучающихся в количестве 10 подростков;
проведено
11
занятий
по
обучению
участников
проекта
правилам
и
приёмам грамотного ведения группы ВКонтакте;
каждый
участник
создал
и
опубликовал
не
менее
5
статей
по
экологическим проблемам и по темам актуальным для Дома творчества;
у каждой статьи зафиксировано не менее 100 просмотров;
каждая статья получила не менее 50 «лайков».
Качественные:
участники проекта успешно освоили в теории и на практике правила и
приёмы грамотного ведения группы ВКонтакте;
участники проекта усвоили правила культуры поведения в социальной
сети и правила информационной безопасности;
участники проекта попробовали себя в качестве SMM-специалиста;
участники проекта могут эффективно передать полученные знания по
грамотному ведению группы ВКонтакте своим сверстникам;
у
участников
проекта
появился
интерес
к
дальнейшему
изучению
проблем экологи.