Автор: Гиголаева Елена Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ ООШ №10
Населённый пункт: х.Чекон Анапского района Краснодарского края
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности учащихся по биологии
Тема: Программа краткосрочных экспедиций
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
Общеобразовательная школа №10 муниципального образования
город-курорт Анапа им.В.И.Фадеева
«Утверждено»
Директор МБОУ ООШ №10
___________Демяшев В.В.
ПРОГРАММА
КРАТКОСРОЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ
Автор программы: учитель биологии и химии Гиголаева Е.В.
1
Пояснительная записка
Экологическому воспитанию школьников в последнее время
уделяется
большое
внимание.
Экологическая
культура
может
быть
сформирована,
если
она
тесно
взаимодействует
с
природой.
Основным
содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка
правильного
отношения
к
природным
явлениям
и
объектам,
которые
окружают его.
К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать
жука,
оторвать
крылья
бабочке,
разрушить
гнезда,
муравейники,
бессмысленно
уничтожать
живые
существа
–
именно
поэтому,
задача
взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с
традиционными
методами
и
формами
работы
отдается
предпочтение
экспедициям( путешествиям со специально определенной целью): опытам,
занятиям-исследованиям,
самостоятельной
поисковой
деятельности,
проведение игр- занятий на развитие фантазии и творческих способностей
детей и т.д.
В процессе работы учащиеся овладевают элементарными приемами
наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому,
учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого
вдохновения.
Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической
культурой
позволит
преодолеть
целый
ряд
негативных
явлений
в
жизни
общества,
гармонизировать
отношения
человека
с
другими
людьми,
с
природой, с самим собой как частью природы.
Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его
активного
взаимодействия
с
окружающим
миром.
Это
очень
важные
мероприятия
эколого-оздоровительного
характера:
дети
дышат
свежи
воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают
сообщества растений и животных, наблюдают сдеды их деятельности.
Цель программы
Развитие исследовательских, творческих способностей учащихся во
внеурочной деятельности.
Результаты программы
Программа является развивающей, в процессе её реализации у учащихся
формируются
универсальные
предпосылки
учебных
действий
(УУД)
с
учётом предметного содержания:
2
Личностные:
Овладение практическими навыками и приемами этетического воспитания, в
основе
которого
лежит
образное,
эмоциональное
восприятие
объектов,
связанных с природой и человеком;
Получение
ребёнком
опыта
переживания
и
позитивного
отношения
к
ценностям общества;
Формирование
чувства
прекрасного
и
эстетических
чувств
на
основе
знакомства с объектами живой природы.
Регулятивные:
Умение определять (виды птиц,
насекомых)
обитающих в окрестностях
поселка
Чекона,
определять
видовой
состав
растительности
различных
биоценозов.
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи
между объектами живой природы.
Умение работать со справочной литературой, определителями.
Умение
создавать
индивидуальные
и
коллективные
работы
на
основе
полученных знаний;
Умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять работы;
Познавательные:
Умение
различать
природоведческие
и
экологические
представления
об
объектах живой и неживой природе.
Владение природоведческой терминологией;
Знание отличий растительного и животного мира;
Знание и умение описывать объекты окружающего мира;
Коммуникативные:
Внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к учебе;
Умение включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
Умение пользоваться ресурсами интернет, составления личного портфолио.
Занятия( краткосрочные экспедиции) проводятся во внеурочное время под
руководством педагога( в период весенних, летних, осенних каникул). Очень
важно
выделить
индивидуальность
каждого
ребенка,
учитывая
это
в
творческих
заданиях.
В
наличие
должны
быть
разные
материалы,
необходимые для работы. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны
строго соблюдать правила техники безопасности труда.
3
Этапы реализации программы
1.Накопление
педагогом
информации
по
теме
проекта:
проведение
консультаций,
КВН
по
данной
тематике,
информационно-справочных
буклетов.
2.Подбор
наглядных
материалов:
фото-
и
видео
сюжетов,
тематических
картин и иллюстраций о насекомых луга, птицах и их образе жизни.
3.Подбор
художественной
и
энциклопедической
литературы,
рассказов,
стихов, загадок по теме программы и т..д.
Содержание
Программа рассчитана на 20 часов и состоит из трех блоков: растения,
насекомые, птицы. Программа ориентирована на учащихся с 1-7классы.
I
. «Видовое разнообразие дикорастущих растений скалы п. Чекон»
« Тот, кто изучает природу
не через идею любви,
никогда не постигнет ее законов»
Ф. Шлегель
1.Сфотографировать
разные
виды
цветковых
растений
на
скале
в
окрестностях п. Чекона;
2.Определить их видовую принадлежность;
3.Выявить среди них эндемичные, пищевые, кормовые, лекарственные,
декоративные, ядовитые виды.
4. Ознакомиться с их экологическими особенностями.
5. Составить отчет по экскурсии(презентация, альбом с зарисовками,
или гербарий, видеоклип и т.д.)
II.Насекомые- обитатели луга.
Что такое луг?
Ковер травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки неторапливые.
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки,
4
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
1.
Экскурсия на луг
2.
Знакомство с насекомыми( видовым разнообразием,строением, мест
обитания, жизнедеятельностью)
3.
Просмотр видео-фото-сюжетов, иллюстраций на тему « Насекомые
луга»;
4.
Ведение
дневника
наблюдений
с
соответствующими
записями
и
зарисовками о насекомых.
5.
КВН « знатоки насекомых»
III.Определение видов птиц, обитающих в окрестностях поселка Чекон.
1.Игра –занятие « Путешествие в мир птиц»
2.Экскурсия – наблюдение за жизнью птиц в природе.
3.Определение видового разнообразия птиц по пению ,полету, гнездам.
4.Заготовка семян для кормления птиц зимой.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\
п
Содержание занятий
дата
Кол-во
часов
Кол-во
учащихся
I
Видовое разнообразие
дикорастущих растений
скалы п. Чекон»
6
30
1.1
Сфотографировать разные
виды цветковых растений
на «скале» в окрестностях
п. Чекона;
1
30
1.2
Определить
видовую
принадлежность
дикорастущих
растений
«скалы» п.Чекон
2
30
1.3.
Выявить
эндемичные,
п и щ е в ы е ,
к о р м о в ы е ,
1
30
5
1.4
лекарственные,
декоративные,
ядовитые
в и д ы
д и к о р а с т у щ и х
растений « скалы» п. Чекон.
О з н а к о м и т ь с я
с
и х
экологическими
особенностями.
С о с т а в и т ь
о т ч е т
п о
экскурсии(презентация,
альбом с зарисовками, или
гербарий, видеоклип и т.д.)
2
II
Насекомые-обитатели луга.
6
2.1.
Экскурсия на луг
1
30
2.2
Знакомство
с
насекомыми
(видовым
разнообразием,
строением, мест обитания,
жизнедеятельностью)
2
30
2.3
Про смотр
в и д е о - ф ото -
сюжетов,
иллюстраций
на
тему « Насекомые луга»;
1
30
2.4
В е д е н и е
д н е в н и к а
н а б л ю д е н и й
с
соответствующими
записями и зарисовками о
насекомых.
1
30
2.5
КВН « знатоки насекомых»
1
30
III.
Определение видов птиц,
обитающих в окрестностях
поселка Чекон.
6
30
3.1
Игра –занятие
«
Путешествие
в
мир
птиц»
2
30
6
3.2
Экскурсия – наблюдение за
жизнью птиц в природе.
1
30
3.3
Определение
видового
разнообразия
птиц
п о
пению ,полету, гнездам.
2
30
3.4
Заготовка
семян
для
кормления птиц зимой.
1
30
И т о г о в о е
з а н я т и е
Подготовка
коллективной
презентации
«Планета
–
н а ш
З е л ё н ы й
д о м » .
Разработка
экологических
знаков и памятки ( Правила
поведения в природе)
2
30
Список использованной литературы:
1.
Журнал « экологический вестник»
2.
Интегрированные
уроки
и
внеурочная
деятельность
эколого-
биологического содержания. Использование ресурсов интеграции и
социально-педагогического
партнерства
в
образовательном
учреждении для реализации ФГОС. - М.: Перспектива, 2013. - 200 c.
3.
Колотилина,
Л.
Н.
Ресурсосбережение.
6-11
классы.
Внеурочные
занятия по экологии / Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук. - М.: ВАКО,
2015. - 128 c.
4.
Комплект
плакатов
"Экология":
4
плаката
с
методическим
сопровождением. - Москва:
5.
Экология. 6-11 классы. Внеклассные мероприятия, исследовательская
деятельность учащихся. - М.: Учитель, 2009. - 136 c.
6.
Экология.
6-11
классы.
Исследовательская
деятельно сть
обучающихся,
кружковая
работа,
экологические
практики.
-
М.:
Учитель, 2012. - 136 c.
7.
Экология.
8-11
классы.
Программы
для
общеобразовательных
учреждений. - М.: Дрофа, 2011. - 160 c.
7
8.
Экскурсии по зоологии позвоночных. Волгоградский педагогический
институт
9.
Зоология беспозвоночных: полевая практика. Краснодар.
Приложение 1
Карточка-определитель
для растений семейства Бобовые
Рассмотрите предложенный учителем гербарный экземпляр (изображения
растений
и
их
органов)
и
выберите,
какая
из
двух
альтернативных
характеристик
соответствует
вашему
растению.
После
того,
как
определитесь,
перейдите
вниз
по
цифре,
которая
указана
рядом
с
характеристикой.
Вы
попадете
к
следующей
паре
альтернативных
признаков, где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует
гербарному экземпляру.
1.
Листья тройчатые (состоят из трёх листочков), усиков нет. Цветки
собраны в соцветие – головку…… 2
1.
Листья
перистые,
верхняя
часть
листа
превращена
в
усик.
Цветки
собраны в соцветие – кисть…… 4
2.
Все листочки с короткими черешочками……. 3
1.
С р ед н и й
л и с точ е к
с
б ол е е
д л и н н ы м
ч е р е ш оч ком ,
ч е м
боковые…….Люцерна хмелевидная
3.
Все цветки в головке лилово-красные. На листочках имеются беловатые
пятна в виде буквы «Л»…… Клевер луговой
1.
Нижние цветки в головке розовые, верхние светло-розовые или белые.
Беловатых пятен в виде буквы «Л» на листе нет…… Клевер гибридный
4.
Лист с одной парой листочков (не путать с прилистниками). Цветки
жёлтые…… Чина луговая
1.
Лист с несколькими парами листочков. Цветки фиолетовые или сине-
фиолетовые……. 5
8
5.
Цветков в кистях по 2-6, цветки грязно-фиолетовые…… Горошек
заборный
1.
Цветков в кистях более 10, цветки сине-фиолетовые…… Горошек
мышиный
Приложение 2
Карточка- определитель
для растений семейства розоцветных
1 Плоды — яблоко, орешки или мелкие сочные костянки. Травы,
кустарники, небольшие деревья … 2
0 Плоды — черные лоснящиеся шаровидные костянки, 7–8 мм
в диаметре. Небольшое дерево или высокий (до 10 м высотой) кустарник.
Листья эллиптические, с коротким остроконечием, на коротких черешках.
Цветки белые, в кистях
…………………………………. Черемуха уединенная
Местообитание: леса, берега рек, посадки
2 Плод — яблоко (в образовании плода участвует разрастающееся
цветоложе). Кустарники и небольшие деревья
……………………………………………………… 3
0 Плоды — орешки или мелкие сочные костянки. Травы или небольшие
кустарники …………………………………………………. 5
3 Листья простые
…………………………………………………………………4
0 Листья непарно-перистосложные, с 5–10 парами листочков. Цветки
в густых щитковидных соцветиях. Цветки белые. Плоды красно-
оранжевые, шаровидные ………………… Рябина сибирская
Местообитание: леса, берега рек, посадки
4 Неколючие кустарники или деревья. Листья на верхушке острые,
по краю мелко городчато-пильчатые. Цветки белые или розовые, 2–3 см
в диаметре, в щитках ………………… Яблоня ягодная
9
0 Кустарники с крепкими, острыми колючками (редко без них). Листья
лопастные или крупнозубчатые. Плоды ярко-красные
……………………………………………………… Боярышник кроваво-
красный
Местообитание: леса, заросли кустарников, луга
5 Кустарник с колючими стеблями. Листья непарноперистосложные
………………………………… 8
0 Травянистое растение со стелющимися побегами (усами)
…………………………………………… 6
6 Венчик желтый. Листочки перисто-рассеченные, зубчатые. Растение
с тонкими, стелющимися побегами (усами)
…………………………………………………………………….. Лапчатка
гусиная
Местообитание: берега водоемов, увлажненные луга, вдоль
дорог, вблизи жилья
0 Венчик белый или розовый. Листья тройчато-сложные. Цветоложе при
созревании становится мясистым, сочным. Плоды — орешки
………………………………………………………………….. 7
7 Чашелистики прижатые к плоду. Плоды округлые, краснеющие только
на верхушке или сбоку. Конечный верхушечный зубец на листочках
маленький, сидит как бы в углублении ……. Клубника
Местообитание: открытые травянистые склоны, луга, лесные
опушки
0 Чашелистики при плодах отогнутые. Плоды яйцевидные или
конические, красные. Конечный верхушечный зубец на листочках
выдается над остальными ……………………….. Земляника лесная
Местообитание: разреженные леса, лесные опушки, луга
8 Пестики и плодики расположены на плоском, выпуклом или слегка
вогнутом цветоложе. Цветки белые, в кистях. Соплодия из сочных
костянок. Кустарники с одногодичными нецветущими и двулетними
цветущими побегами
……………………………………………… Малина обыкновенная
10
Местообитание: разреженные леса, вырубки, гари, овраги,
берега рек
0 Пестики и плодики заключены в кувшинчатом углублении. Цветки
крупные, розовые …………… 9
9 Ветви по всей длине густо покрыты тонкими прямыми шипами. Плоды
продолговатые, к обоим концам суженные
…………………………………………………………………… Шиповник и
глистый
Местообитание: леса, заросли кустарников, луга, берега рек
0 Ветви с мелкими, редкими, слегка расширенными у основания шипами.
Плоды округлые
……………………………………………………………………… Шиповни
к майский
Местообитание: леса, опушки, заросли кустарников, луга
Приложение 3
Карточка-определитель
для растений семейства
злаки
Рассмотрите предложенный учителем гербарный экземпляр (изображения
растений и их органов) и выберите, какая из двух альтернативных
характеристик соответствует вашему растению. После того, как
определитесь, перейдите вниз по цифре, которая указана рядом с
характеристикой. Вы попадете к следующей паре альтернативных признаков,
где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует гербарному
экземпляру.
1.
Соцветие – метёлка, более рыхлое ветвистое, язычок до 1 мм
длины……2
1.
Соцветие плотное, колосовидное, напоминает одиночный колос, язычок
2-3 мм длины…… Тимофеевка луговая
2.
Колоски собраны в пучки на концах веточек метёлки…… Ежа сборная
1.
Колоски не образуют пучков на концах веточек метёлки…… 3
11
3.
Нижние цветковые чешуи имеют длинные ости. В нижней мутовке
метёлки 3 веточки, одна из которых длиннее другой…… Овсяница
гигантская
1.
Нижние цветковые чешуи без остей…… 4
4.
Колоски ромбовидной формы, уплощённые…… Мятлик луговой
1.
Колоски цилиндрические. Влагалище листа почти доверху срастается
краями, остаётся лишь неглубокая треугольная «вырезка»…… Костёр
безостый
Приложение 4
Карточка – определитель
для растений семейства пасленовые
К семейству пасленовых относится около 1700 различных видов растений.
Все
они имеют в цветке 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков
венчика, 5
тычинок и один пестик, плод-ягодка или коробочка. Отличается один вид от
другого
множеством иных признаков, которые учитываются при определении
названия вида.
ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,
ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ ВИДА РАСТЕНИЯ
1 Цветки крупные (2—6 см).……………………………………………………2
0 Цветки мельче (до 1,5 см)…………………………………………………… 5
2 Венчик белый (при засушивании слегка-буреющий)……………………… 3
0 Венчик иной
окраски………………………………………………………………4
3 Листья сидячие (без черешка), с цельным краем пластинки, стебель и
листья
опушенные.
Табак душистый
0 Листья черешковые, крупные, с выемками по краю пластинки.
Дурман вонючий
4 Венчик самой различной окраски, шириной 5—6 см, цветки одиночные
сидят на
цветоножках, листья с цельным краем.
12
Петунья гибридная
0 Венчик грязно-белый, с фиолетовыми жилками. Цветки почти без
цветоножек. Цветки
на верхушке собраны кучно, а ниже, в пазухах листьев, одиночные.
Белена черная
5 Листья непарно-прерывисто – перистые……………………………………6
0 Листья, по краю слегка выемчатые, сближены попарно.
В соцветиях можно увидеть
мелкие цветки и плоды одновременно.
Паслен черный
6 Соцветия не поднимаются выше листьев. Цветки с желтым венчиком.
Молодые побеги и соцветия сильно опушенные.
Помидор съедобный
0 Соцветия на длинных цветоносах поднимаются над листьями. Цветки
фиолетовые,
розовые, белые с крупными желтыми пыльниками.
картофель
Приложение5
Карточка – определитель
для растений семейства бобовые
В семействе бобовых насчитывается около 12000 растений. Цветки бобовых
растений
имеют чашечку из 5 сросшихся листочков, венчик из 5 раздельных и
неодинаковых
лепестков, 10 тычинок и 1 плодник. Плод-боб. Листья сложные, на корнях
клубеньки.
ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,
ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ РОДА И ВИДА РАСТЕНИЯ
1 Листья
тройчатые…………………………………………………………………2
0 Листья с одной или несколькими парами листочков……………… 3
2 Цветки собраны в головчатые соцветия (
Род клевер
)……………... 4
0 Цветки собраны в соцветия кисть (
Род донник
)……………… 5
3 Листья с одной парой листочков, с усиками на конце листа (
Род чина
) 6
0 Листья с несколькими парами листочков, с усиками на конце листа (
Род
горох) ………………………………………………………………………………7
13
4 Стебель ползучий, укореняющийся. Соцветия — головки белые, позднее
при
засушивании буреющие.
Вид
клевер ползучий
0 Стебель восходящий. Прикорневые листья на длинных черешках покрыты
волосками.
Верхние два листа прилегают к соцветию. Соцветия — головки красные, при
высыхании буреющие.
Вид
клевер луговой красный
5 Цветки желтые.
Вид
донник лекарственный
0 Цветки белые.
Вид донник белый
6 Цветки желтые, в кистях по 4—12 цветков. Прилистники (у основания
черешка) почти
одинаковой длины с листочками.
Вид
чина луговая
0 Цветки розовые при засушивании буреющие. Прилистники узкие,
значительно меньше листочков.
Вид
чина клубненосная
7 Цветки белые.
Вид
горох посевной
0 Цветки слабо-фиолетовые.
Вид
горох полевой
Приложение 6
Карточка – определитель
для растений семейства крестоцветные
К семейству крестоцветных растений относится около 2000 видов.
Крестоцветные
растения имеют в цветке 4 чашелистика, 4 лепестка венчика, 6 тычинок, 1
плодник; плод
— стручок или стручочек; соцветие — кисть.
ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,
ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ РОДА И ВИДА РАСТЕНИЯ
(Для определения некоторых растений нужна лупа)
1 Плод стручок (длинный)
……………………………………………………………2
14
0 Плод.стручочек (короткий, длина равна ширине или в 2—3 раза больше ее)
…………………………………………………………………… 5
2 Плоды с перетяжками в виде бус. Цветки желтые. Стебли и листья имеют
редкие,
жесткие волоски. (Видны под лупой).
Редька дикая
0 Плоды без перетяжек………………………………………………… 3
3 Цветки крупные (2 см.) светло-желтые, или почти белые. Стебли и листья
голые, сизо-зеленые.
Капуста огородная
0 Цветки мелкие,желтые…………………………………………… 4
4 Стручки размером 1—1,5 см прижаты к стеблю. Стебель с растопыренными
в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные.
Гулявник лекарственный
0 Стручки размером 2—4 см. отклонены от стебля. Листья ланцетные
Желтушник левкойный
5 Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие. Прикорневые листья
перисто-раздельные, собраны кучно.
Пастушья сумка
0 Стручочки овальной формы………………………………………… 6
6 Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода
выемку.
Ярутка полевая
0 Стручочки без крылышек………………………………………………7
7 Растения серовато-зеленые от мелких волосков, которыми покрыты стебли
и листья.
Икотник серый
Приложение 7
Карточка – определитель
для растений семейства лилейные
Семейство лилейных относится к однодольным растениям и содержит 3000
видов. Это, в основном, многолетние травянистые растения с луковицами или
корневищами. Листья с параллельным или дуговым жилкованием.
Околоцветник образован 6 свободными или сросшимися листочками.
Тычинок 6, пестик 1, завязь верхняя.
ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,
15
ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЯ
(Для определения некоторых растений нужна лупа)
1 Цветки одиночные или расположены по 2 – 3……………………………2
0 Цветки образуют соцветие…………………………………………………3
2 Цветок на стебле один, крупный.
тюльпан
0 Цветки по одному или по 2 – 3 расположены в пазухах листьев.
купена
3 Соцветия кисть, листьев на стебле обычно 2………………………………4
0 Соцветия иного строения ……………………………………………………6
4.Цветки белые………………………………………………………………… 5
0 Цветки голубые, листья узкие.
Пролеска двулистная
5 Околоцветник сростнолепестный, колокольчатый, листья широкие,
охватывающие друг друга основаниями.
Ландыш майский
0 Околоцветник раздельнолепестный из 4 долей. Цветки мелкие. На стебле
обычно 2 сердцевидных листа.
Майник двулистный
6 Соцветие шаровидный зонтик. Цветки белые или желтоватые.
Лук репчатый
0 Соцветие метелка. Стебли облиственные. Листья к верхушке стебля
становятся мельче и уже.
Чемерица даурская
Стручочки овальной формы с выемкой наверху.
Клоповник мусорный
Приложение 8
Определительная карточка отрядов насекомых
(теза — цифра, антитеза — 0)
1 Крыльев одна пара. На месте задней пары крыльев жужжальца. Ротовой
аппарат в виде хоботка. Брюшко без хвостовых придатков
отряд Двукрылые
0 Крыльев две пары……………………………………………………..2
2 Крылья однородные …………………………………………………..3
0 Крылья разнородные ………………………………………………. 6
16
3 Крылья перепончатые, прозрачные …………………………………4
0 Крылья непрозрачные, покрыты чешуйками. Ротовые органы в виде
нечленистого хоботка, в покое свернутого спиралью
отряд Чешуекрылые (бабочки)
4 Ротовые органы грызущие или грызуще-лижущие, но всегда с развитыми
верхними челюстями .........................................................................................5
0 Ротовой аппарат в виде хоботка, верхних челюстей нет. Хоботок членистый,
в покое лежит на брюшной стороне тела, между основаниями ног. Крылья в
покое складываются кровлеобразно отряд Равнокрылые
5 Крылья одинаковой длины, в покое не могут складываться вдоль тела; на
крыльях большое количество ячеек (более 20). Голова подвижная с большими
глазами и короткими усиками, брюшко на конце с церками
отряд Стрекозы
0 Крылья в покое могут складываться вдоль тела. На крыльях небольшое
количество ячеек (до 20)
отряд Перепончатокрылые
6 Ротовые органы грызущего
типа...................................................................................................................7
0 Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Передние крылья в основной
половине кожистые, а в вершинной части — перепончатые, в покое
складываются плоско на спине
отряд Полужесткокрылые (клопы)
7 Передние крылья кожистые, длинные, ланцетовидной формы, задние —
перепончатые, широкие, в покое складываются веерообразно под передними.
Задние ноги прыгательные или копательные. На конце брюшка имеются
церки
отряд Прямокрылые
0 Передние крылья твердые, роговые без жилок (надкрылья)
отряд Жесткокрылые (жуки)
Приложение9
17
КВН « Знатоки насекомых» для 1-5 классов
Цель: закрепить знания учащихся о насекомых, их внешнем виде, повадках,
местах обитания. Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание
наблюдать за ними, оберегать, любоваться. В игре развивать память,
логическое мышление, речь, внимание, уважение к соперникам. Воспитывать
любовь к природе и родному краю.
Ход
Учитель: Ребята сегодня мы с вами проведем КВН «Знатоки насекомых».
А знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Играть будут
две команды. Одна будет называться « Бабочки», а другая « Кузнечики».
У каждой команды есть капитан.У нас есть жюри и за каждый правильный
ответ будет выдаваться команде воздушый шар. Чья команда наберет больше
воздушных шаров, та и победила.
Учитель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.
« Бабочки»
-Чтобы « Кузнечикам» с нами сразиться,
Нужно им очень потрудиться.
«Кузнечики»
-« кузнечики» умнее всех!!!!!
Учитель:конкурс для капитанов команд.
А) Пришли мужики в лес без топоров,
Срубили избу, да без углов( муравьи)
Б) Не зверь, не птица, а нос, как спица( комар)
В) Целый день летает,
Всем надоедает ( муха)
Г)Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят( Пчелы)
18
Учитель:Разминка. Я читаю вам отрывки из произведения « Муха-Цокотуха»
К.И. Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.
Для « Бабочек»
А) Пошла….на базар и купила ……
Б) Приходите…… я вас чаем ……..
В)Приходила к мухе….
Бабушка-………………
Для « Кузнечиков»
А) Вдруг какой то старичок….
Б) Вдруг откуда –то летит
Маленький……………….
В)Прибегали…………
Зажигали огоньки
Учитель: А сейчас загадки.
« Бабочки»
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.( муравьи)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.( пчела)
Одежды не шьет,
Но ткань всегда ткет.( паук)
« Кузнечики»
19
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лету весь день стрекочет,
удивить нас песней хочет.( кузнечик)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.( комар)
Над цветком порхает, пляшет
Вееерком узорным машет( бабочка)
Учитель: А теперь физкультминутка
Мы божьи коровки( прыжки)
Быстрые и ловкие( бег на месте)
По травке сочной мы ползем( волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем ( идем по кругу)
В лесу черника( тянемся ввех) и грибы ( приседаем)
Устали ноги от ходьбы( наклоны)
И кушать мы давно хотим( гладим животики)
Домой скорее полетим( машем руками)
Учитель:
Сейчас нужно ответить на мои вопросы:
2.
Как вы думаете , есть ли у насекомых враги? И кто они?
3.
Почему кузнечик зеленого цвета?
4.
А почему муравейник коричневый?
Учитель:
А сейчас следующее задание. Вам нужно нарисовать запрещающий знак
поведения в природе, которым мы можем пользоваться и расскажите о
20
нем.( конкурс экологических знаков, эмблем). Команды обмениваются
экоэмблемими.
Учитель: Музыкальная пауза( команды исполняют песню «В траве сидел
кузнечик» на разные мотивы)
В концеКВН жюри подводит итоги.
Приложение 10
«В стране птиц» мероприятие для 6-8 классов
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в
горах,и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над
безбрежными просторами океанов.В отличие от млекопитающих, часто
ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядомм с человеком.Они
радуют
нас
стремительным,
легким
полетом,красивым
пением,
разнообразной окраской оперения.
Сегодня мы проводим мероприятие по классу « Птицы», на котором мы
постараемся обобщить и систематизировать знания по данному классу,
узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они
имеют
значение
в
природе
и
жизни
человека.
Эпиграфом
нашего
мероприятия
являются слова И. Гете:» Природа всегда права и всегда
правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей».
Итак, начнем путешествие.
1станция-«Интеллектуальная»
Какая наука изучает птиц?(орнитология)
Звери ходят на четырех ногах, а птицы?( двух)
Какова температура тела птицы?( + 40-42)
Как называется искусственная наседка?( инкубатор)
Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду- чужим
сбуду( кукушка)
Какая птица
выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбных
косточек делает гнездо?( зимородок)
Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи?( вертишейка)
21
Какие
птицы
самые
маленькие
в
мире?(колибри,
1,5-2г,
размер
шмеля)
Каких птиц самки крунее самцов?( бекас)
Какие птицы выыводят птенцов в декабре, январе?(клесты)
Какие
птицы
носят
названия
грибов?(Поганки-чомги,
бледная
поганка)
С помощью какой птицы ловят рыбу в Китае?(Баклан)
Название какой птицы носят созвездия?( орел, лебедь)
Переварачивает ли птица яйца в гнезде?(да)
Какая птица в России самая маленькая?(королек)
Какую птицу называют пернгатой кошкой?(сову)
Какой носорог летает?( птица-носорог)
Кто в воде купадся и сух остался?(гусь)
У какой птицы все четыре пальца обращены вперед?( стриж)
У какой птицы гнездо плавает?( чомги и других поганок, черной
крачки)
Какая птица носит название корабля?( фрегат)
Где ночуют белые куропатки?(в снегу)
Какие птицы не умеют летать?(пингвины, страусы)
Каких
птиц
называют
веслоногами
и
почему?(
пеликан,
когда
плавает, кажется что он гребет веслами)
Назовите самую большую птицу в мире( страус, высота 2 м и вес
150 кг)
Какая птица называется
фамилией великого
русского писателя?
(гоголь)
Какие птицы прилетают в Россию первыми?(грачи, скворцы)
2 станция- « Темная птичка»
Группам
выдаются
карточки
с
изображением
силуэтов
птиц,
необходимо вписать название птиц.
22
3станция- определи птицу по пению.
У каждой птицы музыка своя,
И свой голос для пения строки,
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
Узнай,
чья
это
песня?(
звучат
фрагменты
записи
голосов
птиц,
школьники определяют, чьи это голоса)
4станция
« Третий лишний»
Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю и обоснуйте свой
выбор.
Дятел, жаворонок, соловей(дятел, т.к. птица оседлая, а соловей и
жаворонок- перелетные).
Канюк, скопа, филин (филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и
скопа- дневные).
Скворец, синица, иволга(иволга,т.к. она не встречается в культурных
ландшафтах)
Рябчик, тетерев, журавль( журавль, т.к. он не относится к отряду
куриные, а именно к лесным куриным птицам, журавль – птица
открытых пространств).
5станция
«Клюв и птица»
23
Рассмотрите клювы птиц и сделайте вывод о характере пищи и
способе
ее
добывания(
карточки
с
изображением
клювов)
6станция
«Местообитание птиц»
Рассмотрите
изображение
лап
птиц
разных
местообитаний.
Сравните
длину
ног
и
пальцев,
отметьте
специализацию
в
зависимости от объектов добычи (карточки с изображением лап
раздаются по группам).
7станция
« Легендарны птицы»
24
О птицах а народе слагали не только пословицы, стьихи, песни,но и
легенды.
Легенды
всегда
связаны
с
чем-то
загадочным
и
таинственным. Домашнее задание у каждой группы – подготовить
несколько повествований о пернатых указав птичью профессию. А
группа противник должна догадаться , о какой птице идет речь и
назвать
ее
профессию.(
сойки-
пернатые
сеятели,
дрозд-сеятель,
свиристель-опылитель, сова-истребитель мышей).
8станция Экологическая
Вопросы :
Почему птиц мы считаем своими друзьями?
Что является решающим в оценке хозяйственного значения той или
иной птицы?
Что дали птицы человечеству?
Объясните чем опасна нефть для птиц?
Если истребить хищных птиц, что последует за этим?
Подведение итогов, награждение.
25