Напоминание

Программа краткосрочных экспедиций


Автор: Гиголаева Елена Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ ООШ №10
Населённый пункт: х.Чекон Анапского района Краснодарского края
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности учащихся по биологии
Тема: Программа краткосрочных экспедиций
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная

Общеобразовательная школа №10 муниципального образования

город-курорт Анапа им.В.И.Фадеева

«Утверждено»

Директор МБОУ ООШ №10

___________Демяшев В.В.

ПРОГРАММА

КРАТКОСРОЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ

Автор программы: учитель биологии и химии Гиголаева Е.В.

1

Пояснительная записка

Экологическому воспитанию школьников в последнее время

уделяется

большое

внимание.

Экологическая

культура

может

быть

сформирована,

если

она

тесно

взаимодействует

с

природой.

Основным

содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка

правильного

отношения

к

природным

явлениям

и

объектам,

которые

окружают его.

К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать

жука,

оторвать

крылья

бабочке,

разрушить

гнезда,

муравейники,

бессмысленно

уничтожать

живые

существа

именно

поэтому,

задача

взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с

традиционными

методами

и

формами

работы

отдается

предпочтение

экспедициям( путешествиям со специально определенной целью): опытам,

занятиям-исследованиям,

самостоятельной

поисковой

деятельности,

проведение игр- занятий на развитие фантазии и творческих способностей

детей и т.д.

В процессе работы учащиеся овладевают элементарными приемами

наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому,

учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого

вдохновения.

Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической

культурой

позволит

преодолеть

целый

ряд

негативных

явлений

в

жизни

общества,

гармонизировать

отношения

человека

с

другими

людьми,

с

природой, с самим собой как частью природы.

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его

активного

взаимодействия

с

окружающим

миром.

Это

очень

важные

мероприятия

эколого-оздоровительного

характера:

дети

дышат

свежи

воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают

сообщества растений и животных, наблюдают сдеды их деятельности.

Цель программы

Развитие исследовательских, творческих способностей учащихся во

внеурочной деятельности.

Результаты программы

Программа является развивающей, в процессе её реализации у учащихся

формируются

универсальные

предпосылки

учебных

действий

(УУД)

с

учётом предметного содержания:

2

Личностные:

Овладение практическими навыками и приемами этетического воспитания, в

основе

которого

лежит

образное,

эмоциональное

восприятие

объектов,

связанных с природой и человеком;

Получение

ребёнком

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

ценностям общества;

Формирование

чувства

прекрасного

и

эстетических

чувств

на

основе

знакомства с объектами живой природы.

Регулятивные:

Умение определять (виды птиц,

насекомых)

обитающих в окрестностях

поселка

Чекона,

определять

видовой

состав

растительности

различных

биоценозов.

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи

между объектами живой природы.

Умение работать со справочной литературой, определителями.

Умение

создавать

индивидуальные

и

коллективные

работы

на

основе

полученных знаний;

Умение красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять работы;

Познавательные:

Умение

различать

природоведческие

и

экологические

представления

об

объектах живой и неживой природе.

Владение природоведческой терминологией;

Знание отличий растительного и животного мира;

Знание и умение описывать объекты окружающего мира;

Коммуникативные:

Внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к учебе;

Умение включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

Умение пользоваться ресурсами интернет, составления личного портфолио.

Занятия( краткосрочные экспедиции) проводятся во внеурочное время под

руководством педагога( в период весенних, летних, осенних каникул). Очень

важно

выделить

индивидуальность

каждого

ребенка,

учитывая

это

в

творческих

заданиях.

В

наличие

должны

быть

разные

материалы,

необходимые для работы. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны

строго соблюдать правила техники безопасности труда.

3

Этапы реализации программы

1.Накопление

педагогом

информации

по

теме

проекта:

проведение

консультаций,

КВН

по

данной

тематике,

информационно-справочных

буклетов.

2.Подбор

наглядных

материалов:

фото-

и

видео

сюжетов,

тематических

картин и иллюстраций о насекомых луга, птицах и их образе жизни.

3.Подбор

художественной

и

энциклопедической

литературы,

рассказов,

стихов, загадок по теме программы и т..д.

Содержание

Программа рассчитана на 20 часов и состоит из трех блоков: растения,

насекомые, птицы. Программа ориентирована на учащихся с 1-7классы.

I

. «Видовое разнообразие дикорастущих растений скалы п. Чекон»

« Тот, кто изучает природу

не через идею любви,

никогда не постигнет ее законов»

Ф. Шлегель

1.Сфотографировать

разные

виды

цветковых

растений

на

скале

в

окрестностях п. Чекона;

2.Определить их видовую принадлежность;

3.Выявить среди них эндемичные, пищевые, кормовые, лекарственные,

декоративные, ядовитые виды.

4. Ознакомиться с их экологическими особенностями.

5. Составить отчет по экскурсии(презентация, альбом с зарисовками,

или гербарий, видеоклип и т.д.)

II.Насекомые- обитатели луга.

Что такое луг?

Ковер травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики,

Мотыльки игривые,

Жуки неторапливые.

С медом сладким пчелки,

Песня перепелки,

4

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух.

1.

Экскурсия на луг

2.

Знакомство с насекомыми( видовым разнообразием,строением, мест

обитания, жизнедеятельностью)

3.

Просмотр видео-фото-сюжетов, иллюстраций на тему « Насекомые

луга»;

4.

Ведение

дневника

наблюдений

с

соответствующими

записями

и

зарисовками о насекомых.

5.

КВН « знатоки насекомых»

III.Определение видов птиц, обитающих в окрестностях поселка Чекон.

1.Игра –занятие « Путешествие в мир птиц»

2.Экскурсия – наблюдение за жизнью птиц в природе.

3.Определение видового разнообразия птиц по пению ,полету, гнездам.

4.Заготовка семян для кормления птиц зимой.

ПЛАНИРОВАНИЕ

№п\

п

Содержание занятий

дата

Кол-во

часов

Кол-во

учащихся

I

Видовое разнообразие

дикорастущих растений

скалы п. Чекон»

6

30

1.1

Сфотографировать разные

виды цветковых растений

на «скале» в окрестностях

п. Чекона;

1

30

1.2

Определить

видовую

принадлежность

дикорастущих

растений

«скалы» п.Чекон

2

30

1.3.

Выявить

эндемичные,

п и щ е в ы е ,

к о р м о в ы е ,

1

30

5

1.4

лекарственные,

декоративные,

ядовитые

в и д ы

д и к о р а с т у щ и х

растений « скалы» п. Чекон.

О з н а к о м и т ь с я

с

и х

экологическими

особенностями.

С о с т а в и т ь

о т ч е т

п о

экскурсии(презентация,

альбом с зарисовками, или

гербарий, видеоклип и т.д.)

2

II

Насекомые-обитатели луга.

6

2.1.

Экскурсия на луг

1

30

2.2

Знакомство

с

насекомыми

(видовым

разнообразием,

строением, мест обитания,

жизнедеятельностью)

2

30

2.3

Про смотр

в и д е о - ф ото -

сюжетов,

иллюстраций

на

тему « Насекомые луга»;

1

30

2.4

В е д е н и е

д н е в н и к а

н а б л ю д е н и й

с

соответствующими

записями и зарисовками о

насекомых.

1

30

2.5

КВН « знатоки насекомых»

1

30

III.

Определение видов птиц,

обитающих в окрестностях

поселка Чекон.

6

30

3.1

Игра –занятие

«

Путешествие

в

мир

птиц»

2

30

6

3.2

Экскурсия – наблюдение за

жизнью птиц в природе.

1

30

3.3

Определение

видового

разнообразия

птиц

п о

пению ,полету, гнездам.

2

30

3.4

Заготовка

семян

для

кормления птиц зимой.

1

30

И т о г о в о е

з а н я т и е

Подготовка

коллективной

презентации

«Планета

н а ш

З е л ё н ы й

д о м » .

Разработка

экологических

знаков и памятки ( Правила

поведения в природе)

2

30

Список использованной литературы:

1.

Журнал « экологический вестник»

2.

Интегрированные

уроки

и

внеурочная

деятельность

эколого-

биологического содержания. Использование ресурсов интеграции и

социально-педагогического

партнерства

в

образовательном

учреждении для реализации ФГОС. - М.: Перспектива, 2013. - 200 c.

3.

Колотилина,

Л.

Н.

Ресурсосбережение.

6-11

классы.

Внеурочные

занятия по экологии / Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук. - М.: ВАКО,

2015. - 128 c.

4.

Комплект

плакатов

"Экология":

4

плаката

с

методическим

сопровождением. - Москва:

5.

Экология. 6-11 классы. Внеклассные мероприятия, исследовательская

деятельность учащихся. - М.: Учитель, 2009. - 136 c.

6.

Экология.

6-11

классы.

Исследовательская

деятельно сть

обучающихся,

кружковая

работа,

экологические

практики.

-

М.:

Учитель, 2012. - 136 c.

7.

Экология.

8-11

классы.

Программы

для

общеобразовательных

учреждений. - М.: Дрофа, 2011. - 160 c.

7

8.

Экскурсии по зоологии позвоночных. Волгоградский педагогический

институт

9.

Зоология беспозвоночных: полевая практика. Краснодар.

Приложение 1

Карточка-определитель

для растений семейства Бобовые

Рассмотрите предложенный учителем гербарный экземпляр (изображения

растений

и

их

органов)

и

выберите,

какая

из

двух

альтернативных

характеристик

соответствует

вашему

растению.

После

того,

как

определитесь,

перейдите

вниз

по

цифре,

которая

указана

рядом

с

характеристикой.

Вы

попадете

к

следующей

паре

альтернативных

признаков, где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует

гербарному экземпляру.

1.

Листья тройчатые (состоят из трёх листочков), усиков нет. Цветки

собраны в соцветие – головку…… 2

1.

Листья

перистые,

верхняя

часть

листа

превращена

в

усик.

Цветки

собраны в соцветие – кисть…… 4

2.

Все листочки с короткими черешочками……. 3

1.

С р ед н и й

л и с точ е к

с

б ол е е

д л и н н ы м

ч е р е ш оч ком ,

ч е м

боковые…….Люцерна хмелевидная

3.

Все цветки в головке лилово-красные. На листочках имеются беловатые

пятна в виде буквы «Л»…… Клевер луговой

1.

Нижние цветки в головке розовые, верхние светло-розовые или белые.

Беловатых пятен в виде буквы «Л» на листе нет…… Клевер гибридный

4.

Лист с одной парой листочков (не путать с прилистниками). Цветки

жёлтые…… Чина луговая

1.

Лист с несколькими парами листочков. Цветки фиолетовые или сине-

фиолетовые……. 5

8

5.

Цветков в кистях по 2-6, цветки грязно-фиолетовые…… Горошек

заборный

1.

Цветков в кистях более 10, цветки сине-фиолетовые…… Горошек

мышиный

Приложение 2

Карточка- определитель

для растений семейства розоцветных

1 Плоды — яблоко, орешки или мелкие сочные костянки. Травы,

кустарники, небольшие деревья … 2

0 Плоды — черные лоснящиеся шаровидные костянки, 7–8 мм

в диаметре. Небольшое дерево или высокий (до 10 м высотой) кустарник.

Листья эллиптические, с коротким остроконечием, на коротких черешках.

Цветки белые, в кистях

…………………………………. Черемуха уединенная

Местообитание: леса, берега рек, посадки

2 Плод — яблоко (в образовании плода участвует разрастающееся

цветоложе). Кустарники и небольшие деревья

……………………………………………………… 3

0 Плоды — орешки или мелкие сочные костянки. Травы или небольшие

кустарники …………………………………………………. 5

3 Листья простые

…………………………………………………………………4

0 Листья непарно-перистосложные, с 5–10 парами листочков. Цветки

в густых щитковидных соцветиях. Цветки белые. Плоды красно-

оранжевые, шаровидные ………………… Рябина сибирская

Местообитание: леса, берега рек, посадки

4 Неколючие кустарники или деревья. Листья на верхушке острые,

по краю мелко городчато-пильчатые. Цветки белые или розовые, 2–3 см

в диаметре, в щитках ………………… Яблоня ягодная

9

0 Кустарники с крепкими, острыми колючками (редко без них). Листья

лопастные или крупнозубчатые. Плоды ярко-красные

……………………………………………………… Боярышник кроваво-

красный

Местообитание: леса, заросли кустарников, луга

5 Кустарник с колючими стеблями. Листья непарноперистосложные

………………………………… 8

0 Травянистое растение со стелющимися побегами (усами)

…………………………………………… 6

6 Венчик желтый. Листочки перисто-рассеченные, зубчатые. Растение

с тонкими, стелющимися побегами (усами)

…………………………………………………………………….. Лапчатка

гусиная

Местообитание: берега водоемов, увлажненные луга, вдоль

дорог, вблизи жилья

0 Венчик белый или розовый. Листья тройчато-сложные. Цветоложе при

созревании становится мясистым, сочным. Плоды — орешки

………………………………………………………………….. 7

7 Чашелистики прижатые к плоду. Плоды округлые, краснеющие только

на верхушке или сбоку. Конечный верхушечный зубец на листочках

маленький, сидит как бы в углублении ……. Клубника

Местообитание: открытые травянистые склоны, луга, лесные

опушки

0 Чашелистики при плодах отогнутые. Плоды яйцевидные или

конические, красные. Конечный верхушечный зубец на листочках

выдается над остальными ……………………….. Земляника лесная

Местообитание: разреженные леса, лесные опушки, луга

8 Пестики и плодики расположены на плоском, выпуклом или слегка

вогнутом цветоложе. Цветки белые, в кистях. Соплодия из сочных

костянок. Кустарники с одногодичными нецветущими и двулетними

цветущими побегами

……………………………………………… Малина обыкновенная

10

Местообитание: разреженные леса, вырубки, гари, овраги,

берега рек

0 Пестики и плодики заключены в кувшинчатом углублении. Цветки

крупные, розовые …………… 9

9 Ветви по всей длине густо покрыты тонкими прямыми шипами. Плоды

продолговатые, к обоим концам суженные

…………………………………………………………………… Шиповник и

глистый

Местообитание: леса, заросли кустарников, луга, берега рек

0 Ветви с мелкими, редкими, слегка расширенными у основания шипами.

Плоды округлые

……………………………………………………………………… Шиповни

к майский

Местообитание: леса, опушки, заросли кустарников, луга

Приложение 3

Карточка-определитель

для растений семейства

злаки

Рассмотрите предложенный учителем гербарный экземпляр (изображения

растений и их органов) и выберите, какая из двух альтернативных

характеристик соответствует вашему растению. После того, как

определитесь, перейдите вниз по цифре, которая указана рядом с

характеристикой. Вы попадете к следующей паре альтернативных признаков,

где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует гербарному

экземпляру.

1.

Соцветие – метёлка, более рыхлое ветвистое, язычок до 1 мм

длины……2

1.

Соцветие плотное, колосовидное, напоминает одиночный колос, язычок

2-3 мм длины…… Тимофеевка луговая

2.

Колоски собраны в пучки на концах веточек метёлки…… Ежа сборная

1.

Колоски не образуют пучков на концах веточек метёлки…… 3

11

3.

Нижние цветковые чешуи имеют длинные ости. В нижней мутовке

метёлки 3 веточки, одна из которых длиннее другой…… Овсяница

гигантская

1.

Нижние цветковые чешуи без остей…… 4

4.

Колоски ромбовидной формы, уплощённые…… Мятлик луговой

1.

Колоски цилиндрические. Влагалище листа почти доверху срастается

краями, остаётся лишь неглубокая треугольная «вырезка»…… Костёр

безостый

Приложение 4

Карточка – определитель

для растений семейства пасленовые

К семейству пасленовых относится около 1700 различных видов растений.

Все

они имеют в цветке 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков

венчика, 5

тычинок и один пестик, плод-ягодка или коробочка. Отличается один вид от

другого

множеством иных признаков, которые учитываются при определении

названия вида.

ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,

ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ ВИДА РАСТЕНИЯ

1 Цветки крупные (2—6 см).……………………………………………………2

0 Цветки мельче (до 1,5 см)…………………………………………………… 5

2 Венчик белый (при засушивании слегка-буреющий)……………………… 3

0 Венчик иной

окраски………………………………………………………………4

3 Листья сидячие (без черешка), с цельным краем пластинки, стебель и

листья

опушенные.

Табак душистый

0 Листья черешковые, крупные, с выемками по краю пластинки.

Дурман вонючий

4 Венчик самой различной окраски, шириной 5—6 см, цветки одиночные

сидят на

цветоножках, листья с цельным краем.

12

Петунья гибридная

0 Венчик грязно-белый, с фиолетовыми жилками. Цветки почти без

цветоножек. Цветки

на верхушке собраны кучно, а ниже, в пазухах листьев, одиночные.

Белена черная

5 Листья непарно-прерывисто – перистые……………………………………6

0 Листья, по краю слегка выемчатые, сближены попарно.

В соцветиях можно увидеть

мелкие цветки и плоды одновременно.

Паслен черный

6 Соцветия не поднимаются выше листьев. Цветки с желтым венчиком.

Молодые побеги и соцветия сильно опушенные.

Помидор съедобный

0 Соцветия на длинных цветоносах поднимаются над листьями. Цветки

фиолетовые,

розовые, белые с крупными желтыми пыльниками.

картофель

Приложение5

Карточка – определитель

для растений семейства бобовые

В семействе бобовых насчитывается около 12000 растений. Цветки бобовых

растений

имеют чашечку из 5 сросшихся листочков, венчик из 5 раздельных и

неодинаковых

лепестков, 10 тычинок и 1 плодник. Плод-боб. Листья сложные, на корнях

клубеньки.

ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,

ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ РОДА И ВИДА РАСТЕНИЯ

1 Листья

тройчатые…………………………………………………………………2

0 Листья с одной или несколькими парами листочков……………… 3

2 Цветки собраны в головчатые соцветия (

Род клевер

)……………... 4

0 Цветки собраны в соцветия кисть (

Род донник

)……………… 5

3 Листья с одной парой листочков, с усиками на конце листа (

Род чина

) 6

0 Листья с несколькими парами листочков, с усиками на конце листа (

Род

горох) ………………………………………………………………………………7

13

4 Стебель ползучий, укореняющийся. Соцветия — головки белые, позднее

при

засушивании буреющие.

Вид

клевер ползучий

0 Стебель восходящий. Прикорневые листья на длинных черешках покрыты

волосками.

Верхние два листа прилегают к соцветию. Соцветия — головки красные, при

высыхании буреющие.

Вид

клевер луговой красный

5 Цветки желтые.

Вид

донник лекарственный

0 Цветки белые.

Вид донник белый

6 Цветки желтые, в кистях по 4—12 цветков. Прилистники (у основания

черешка) почти

одинаковой длины с листочками.

Вид

чина луговая

0 Цветки розовые при засушивании буреющие. Прилистники узкие,

значительно меньше листочков.

Вид

чина клубненосная

7 Цветки белые.

Вид

горох посевной

0 Цветки слабо-фиолетовые.

Вид

горох полевой

Приложение 6

Карточка – определитель

для растений семейства крестоцветные

К семейству крестоцветных растений относится около 2000 видов.

Крестоцветные

растения имеют в цветке 4 чашелистика, 4 лепестка венчика, 6 тычинок, 1

плодник; плод

— стручок или стручочек; соцветие — кисть.

ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,

ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ РОДА И ВИДА РАСТЕНИЯ

(Для определения некоторых растений нужна лупа)

1 Плод стручок (длинный)

……………………………………………………………2

14

0 Плод.стручочек (короткий, длина равна ширине или в 2—3 раза больше ее)

…………………………………………………………………… 5

2 Плоды с перетяжками в виде бус. Цветки желтые. Стебли и листья имеют

редкие,

жесткие волоски. (Видны под лупой).

Редька дикая

0 Плоды без перетяжек………………………………………………… 3

3 Цветки крупные (2 см.) светло-желтые, или почти белые. Стебли и листья

голые, сизо-зеленые.

Капуста огородная

0 Цветки мелкие,желтые…………………………………………… 4

4 Стручки размером 1—1,5 см прижаты к стеблю. Стебель с растопыренными

в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные.

Гулявник лекарственный

0 Стручки размером 2—4 см. отклонены от стебля. Листья ланцетные

Желтушник левкойный

5 Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие. Прикорневые листья

перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка

0 Стручочки овальной формы………………………………………… 6

6 Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода

выемку.

Ярутка полевая

0 Стручочки без крылышек………………………………………………7

7 Растения серовато-зеленые от мелких волосков, которыми покрыты стебли

и листья.

Икотник серый

Приложение 7

Карточка – определитель

для растений семейства лилейные

Семейство лилейных относится к однодольным растениям и содержит 3000

видов. Это, в основном, многолетние травянистые растения с луковицами или

корневищами. Листья с параллельным или дуговым жилкованием.

Околоцветник образован 6 свободными или сросшимися листочками.

Тычинок 6, пестик 1, завязь верхняя.

ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ,

15

ОПРЕДЕЛИ НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЯ

(Для определения некоторых растений нужна лупа)

1 Цветки одиночные или расположены по 2 – 3……………………………2

0 Цветки образуют соцветие…………………………………………………3

2 Цветок на стебле один, крупный.

тюльпан

0 Цветки по одному или по 2 – 3 расположены в пазухах листьев.

купена

3 Соцветия кисть, листьев на стебле обычно 2………………………………4

0 Соцветия иного строения ……………………………………………………6

4.Цветки белые………………………………………………………………… 5

0 Цветки голубые, листья узкие.

Пролеска двулистная

5 Околоцветник сростнолепестный, колокольчатый, листья широкие,

охватывающие друг друга основаниями.

Ландыш майский

0 Околоцветник раздельнолепестный из 4 долей. Цветки мелкие. На стебле

обычно 2 сердцевидных листа.

Майник двулистный

6 Соцветие шаровидный зонтик. Цветки белые или желтоватые.

Лук репчатый

0 Соцветие метелка. Стебли облиственные. Листья к верхушке стебля

становятся мельче и уже.

Чемерица даурская

Стручочки овальной формы с выемкой наверху.

Клоповник мусорный

Приложение 8

Определительная карточка отрядов насекомых

(теза — цифра, антитеза — 0)

1 Крыльев одна пара. На месте задней пары крыльев жужжальца. Ротовой

аппарат в виде хоботка. Брюшко без хвостовых придатков

отряд Двукрылые

0 Крыльев две пары……………………………………………………..2

2 Крылья однородные …………………………………………………..3

0 Крылья разнородные ………………………………………………. 6

16

3 Крылья перепончатые, прозрачные …………………………………4

0 Крылья непрозрачные, покрыты чешуйками. Ротовые органы в виде

нечленистого хоботка, в покое свернутого спиралью

отряд Чешуекрылые (бабочки)

4 Ротовые органы грызущие или грызуще-лижущие, но всегда с развитыми

верхними челюстями .........................................................................................5

0 Ротовой аппарат в виде хоботка, верхних челюстей нет. Хоботок членистый,

в покое лежит на брюшной стороне тела, между основаниями ног. Крылья в

покое складываются кровлеобразно отряд Равнокрылые

5 Крылья одинаковой длины, в покое не могут складываться вдоль тела; на

крыльях большое количество ячеек (более 20). Голова подвижная с большими

глазами и короткими усиками, брюшко на конце с церками

отряд Стрекозы

0 Крылья в покое могут складываться вдоль тела. На крыльях небольшое

количество ячеек (до 20)

отряд Перепончатокрылые

6 Ротовые органы грызущего

типа...................................................................................................................7

0 Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Передние крылья в основной

половине кожистые, а в вершинной части — перепончатые, в покое

складываются плоско на спине

отряд Полужесткокрылые (клопы)

7 Передние крылья кожистые, длинные, ланцетовидной формы, задние —

перепончатые, широкие, в покое складываются веерообразно под передними.

Задние ноги прыгательные или копательные. На конце брюшка имеются

церки

отряд Прямокрылые

0 Передние крылья твердые, роговые без жилок (надкрылья)

отряд Жесткокрылые (жуки)

Приложение9

17

КВН « Знатоки насекомых» для 1-5 классов

Цель: закрепить знания учащихся о насекомых, их внешнем виде, повадках,

местах обитания. Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание

наблюдать за ними, оберегать, любоваться. В игре развивать память,

логическое мышление, речь, внимание, уважение к соперникам. Воспитывать

любовь к природе и родному краю.

Ход

Учитель: Ребята сегодня мы с вами проведем КВН «Знатоки насекомых».

А знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Играть будут

две команды. Одна будет называться « Бабочки», а другая « Кузнечики».

У каждой команды есть капитан.У нас есть жюри и за каждый правильный

ответ будет выдаваться команде воздушый шар. Чья команда наберет больше

воздушных шаров, та и победила.

Учитель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.

« Бабочки»

-Чтобы « Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

-« кузнечики» умнее всех!!!!!

Учитель:конкурс для капитанов команд.

А) Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу, да без углов( муравьи)

Б) Не зверь, не птица, а нос, как спица( комар)

В) Целый день летает,

Всем надоедает ( муха)

Г)Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят( Пчелы)

18

Учитель:Разминка. Я читаю вам отрывки из произведения « Муха-Цокотуха»

К.И. Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Для « Бабочек»

А) Пошла….на базар и купила ……

Б) Приходите…… я вас чаем ……..

В)Приходила к мухе….

Бабушка-………………

Для « Кузнечиков»

А) Вдруг какой то старичок….

Б) Вдруг откуда –то летит

Маленький……………….

В)Прибегали…………

Зажигали огоньки

Учитель: А сейчас загадки.

« Бабочки»

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.( муравьи)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.( пчела)

Одежды не шьет,

Но ткань всегда ткет.( паук)

« Кузнечики»

19

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лету весь день стрекочет,

удивить нас песней хочет.( кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.( комар)

Над цветком порхает, пляшет

Вееерком узорным машет( бабочка)

Учитель: А теперь физкультминутка

Мы божьи коровки( прыжки)

Быстрые и ловкие( бег на месте)

По травке сочной мы ползем( волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем ( идем по кругу)

В лесу черника( тянемся ввех) и грибы ( приседаем)

Устали ноги от ходьбы( наклоны)

И кушать мы давно хотим( гладим животики)

Домой скорее полетим( машем руками)

Учитель:

Сейчас нужно ответить на мои вопросы:

2.

Как вы думаете , есть ли у насекомых враги? И кто они?

3.

Почему кузнечик зеленого цвета?

4.

А почему муравейник коричневый?

Учитель:

А сейчас следующее задание. Вам нужно нарисовать запрещающий знак

поведения в природе, которым мы можем пользоваться и расскажите о

20

нем.( конкурс экологических знаков, эмблем). Команды обмениваются

экоэмблемими.

Учитель: Музыкальная пауза( команды исполняют песню «В траве сидел

кузнечик» на разные мотивы)

В концеКВН жюри подводит итоги.

Приложение 10

«В стране птиц» мероприятие для 6-8 классов

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в

горах,и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над

безбрежными просторами океанов.В отличие от млекопитающих, часто

ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядомм с человеком.Они

радуют

нас

стремительным,

легким

полетом,красивым

пением,

разнообразной окраской оперения.

Сегодня мы проводим мероприятие по классу « Птицы», на котором мы

постараемся обобщить и систематизировать знания по данному классу,

узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они

имеют

значение

в

природе

и

жизни

человека.

Эпиграфом

нашего

мероприятия

являются слова И. Гете:» Природа всегда права и всегда

правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей».

Итак, начнем путешествие.

1станция-«Интеллектуальная»

Какая наука изучает птиц?(орнитология)

Звери ходят на четырех ногах, а птицы?( двух)

Какова температура тела птицы?( + 40-42)

Как называется искусственная наседка?( инкубатор)

Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду- чужим

сбуду( кукушка)

Какая птица

выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбных

косточек делает гнездо?( зимородок)

Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи?( вертишейка)

21

Какие

птицы

самые

маленькие

в

мире?(колибри,

1,5-2г,

размер

шмеля)

Каких птиц самки крунее самцов?( бекас)

Какие птицы выыводят птенцов в декабре, январе?(клесты)

Какие

птицы

носят

названия

грибов?(Поганки-чомги,

бледная

поганка)

С помощью какой птицы ловят рыбу в Китае?(Баклан)

Название какой птицы носят созвездия?( орел, лебедь)

Переварачивает ли птица яйца в гнезде?(да)

Какая птица в России самая маленькая?(королек)

Какую птицу называют пернгатой кошкой?(сову)

Какой носорог летает?( птица-носорог)

Кто в воде купадся и сух остался?(гусь)

У какой птицы все четыре пальца обращены вперед?( стриж)

У какой птицы гнездо плавает?( чомги и других поганок, черной

крачки)

Какая птица носит название корабля?( фрегат)

Где ночуют белые куропатки?(в снегу)

Какие птицы не умеют летать?(пингвины, страусы)

Каких

птиц

называют

веслоногами

и

почему?(

пеликан,

когда

плавает, кажется что он гребет веслами)

Назовите самую большую птицу в мире( страус, высота 2 м и вес

150 кг)

Какая птица называется

фамилией великого

русского писателя?

(гоголь)

Какие птицы прилетают в Россию первыми?(грачи, скворцы)

2 станция- « Темная птичка»

Группам

выдаются

карточки

с

изображением

силуэтов

птиц,

необходимо вписать название птиц.

22

3станция- определи птицу по пению.

У каждой птицы музыка своя,

И свой голос для пения строки,

И не мешает пенью соловья

Смешное бормотание сороки.

Узнай,

чья

это

песня?(

звучат

фрагменты

записи

голосов

птиц,

школьники определяют, чьи это голоса)

4станция

« Третий лишний»

Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю и обоснуйте свой

выбор.

Дятел, жаворонок, соловей(дятел, т.к. птица оседлая, а соловей и

жаворонок- перелетные).

Канюк, скопа, филин (филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и

скопа- дневные).

Скворец, синица, иволга(иволга,т.к. она не встречается в культурных

ландшафтах)

Рябчик, тетерев, журавль( журавль, т.к. он не относится к отряду

куриные, а именно к лесным куриным птицам, журавль – птица

открытых пространств).

5станция

«Клюв и птица»

23

Рассмотрите клювы птиц и сделайте вывод о характере пищи и

способе

ее

добывания(

карточки

с

изображением

клювов)

6станция

«Местообитание птиц»

Рассмотрите

изображение

лап

птиц

разных

местообитаний.

Сравните

длину

ног

и

пальцев,

отметьте

специализацию

в

зависимости от объектов добычи (карточки с изображением лап

раздаются по группам).

7станция

« Легендарны птицы»

24

О птицах а народе слагали не только пословицы, стьихи, песни,но и

легенды.

Легенды

всегда

связаны

с

чем-то

загадочным

и

таинственным. Домашнее задание у каждой группы – подготовить

несколько повествований о пернатых указав птичью профессию. А

группа противник должна догадаться , о какой птице идет речь и

назвать

ее

профессию.(

сойки-

пернатые

сеятели,

дрозд-сеятель,

свиристель-опылитель, сова-истребитель мышей).

8станция Экологическая

Вопросы :

Почему птиц мы считаем своими друзьями?

Что является решающим в оценке хозяйственного значения той или

иной птицы?

Что дали птицы человечеству?

Объясните чем опасна нефть для птиц?

Если истребить хищных птиц, что последует за этим?

Подведение итогов, награждение.

25



В раздел образования