Автор: Мардеева Гульминкя Якубовна
Должность: методист УО
Учебное заведение: МКУ
Населённый пункт: Алькеевский МР РТ ,с.Баз.Матаки
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: среднее образование
Выступление « Поддержка талантливой молодежи
"
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности
ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить
почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются
еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников,
которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на
уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в
различных
областях
знаний.
Поэтому
так
важно
именно
в
школе
выявить
всех,
кто
интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее
полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или
божественная тайна?
Одарённость
–
стечение
трёх
характеристик:
интеллектуальных
способностей,
превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Кроме
того,
выделяют
знания
(эрудицию)
и
благоприятную
окружающую
среду.
Фактически,
относить
к
категории
талантливых
можно
тех
детей,
которые
проявили
высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.
Специалисты
выделяют
несколько
категорий
детей,
называемых
о б ы ч н о
о д а р е н н ы м и .
Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная
одаренность).
Дети
с
высоким
уровнем
творческих
способностей
(
творческая
одаренность).
Дети,
достигшие
успехов
в
каких-либо
областях
деятельности.
(юные
музыканты,
художники,
математики,
шахматисты).
Эту
категорию
чаще
называют
талантливыми.
- Дети, хорошо обучающиеся в школе ( академическая одаренность).
Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно.
И
если
не
разглядеть
их,
не
развить,
этот
дар
природы
так
и
останется
не
востребованным.. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и еще,
конечно, над собой приносит свои плоды,
воспитанники являются победителями и
призерами конкурсов различных уровней.
Система работы с талантливыми детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
·
развитие
способностей
во
внеурочной
деятельности
(
конкурсы,
исследовательская
работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей
Прежде
всего,
одаренных
детей
надо
уметь
выявить.
Они
имеют
ряд
особенностей:
любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к
размышлениям,
отличаются
хорошей
памятью.
Для
этого cоздается
база
данных
по
одаренным детям.
Невозможно привить интерес к дисциплине и творчеству ребятам, если сам учитель
не
увлечен
этим
творчеством.
Поэтому
учитель
находится
в
поиске
современных
достижений науки, подходах к воспитанию детей, совершенствую свои знания через
курсы повышения квалификации, методические объединения школы.
Используется различные формы и методы: беседы, диспуты, игры, КТД. Они
способствуют
выявлению
наиболее
способных
и
одаренных
детей.
С
талантливыми
детьми
занимаемся дополнительно после уроков: создаем исследовательские работы,
проекты, снимаем ролики.
Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности. Как
известно,
режим
дня
является
основной
предпосылкой
взаимоотношений
между
организмом и окружающей средой. Поэтому в ходе проведения родительских собраний,
уделять внимание родителей на режиме дня ребёнка. Следить за тем, чтобы интеллект
учащихся развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию
ребенка.
Чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе,
занимались
дополнительно
спортом
дома..
Сознание
ребенка
находится
в
стадии
становления,
и
именно
поэтому
кл.руководителья
следит
за
тем,
чтобы
творческий
потенциал
не
был
растрачен
впустую,
а
лишь
приумножался. Успешное
воспитание
каждого
ребенка
в
полной
мере
возможно,
если
будет
обеспечено
не
только
взаимопонимание, но взаимодействие семьи и воспитательной системы школы. Поэтому
идет
активное
привлечение
родителей
к
воспитанию
не
только
своих
детей,
но
и
включение
их
в
единый
общешкольный
воспитательный
коллектив,
когда
классные
праздники и общешкольные мероприятия проходят с участием родителей.
Одним из главных направлений в работе с талантливыми детьми считаю работу с
педагогическим коллективом. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми
детьми диктует определённые требования и к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Среди проблем воспитания и обучения на центральное место все чаще выдвигается задача
создания условий для максимальной реализации способностей детей. Почти все дети
одарены в той или иной области, главное – помочь раскрыть и реализовать потенциал
ребенка. Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её
интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные
способности
в
своих
учениках
и
сумеет
создать
для
них
условия
для
обучения,
соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти
дети составят гордость и славу своего отечества
Донести и до коллектива учителей, что для того чтобы работать с талантливой
молодежью, необходимо в первую очередь, много работать над собой, то есть постоянно
самосовершенствоваться. Учить одарённых детей труднее, чем «обычных», ибо их ум
постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика.
Традиционным
видом
работы
с
одарёнными
детьми
также
является
проведение
предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения:
конкурсы,
олимпиады,
КВН,
интеллектуальные
игры
и
марафоны,
заседание
клуба
знатоков
и
многие
другие. Также
сетевое
взаимодействие
школы
с
Детским
Домом
Творчества
развивает
культурно-досуговую,
дополнительную
образовательную
деятельность
учащихся,
предоставляет
новые
образовательные
возможности,
обеспечивает
условия
для
получения
качественного
дополнительного
образования
учащимся школы. Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными
детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия
индивидуального
потенциала
каждого
ребенка,
развития
его
интеллектуальной,
эмоционально-волевой, поведенческой сферы.
Такие особенности учащихся школы, как развитый интеллект, высокий уровень
творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать,
что среди учащихся школы есть дети, которых можно назвать одаренными. В любом
ребёнке можно обнаружить потенциальные способности и признаки одарённости в разных
областях. Наша позиция – создание условий для оптимального развития потенциальных
способностей всех детей, включая тех, чьи способности в настоящий момент могут еще не
проявиться, а также тех, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший
качественный
скачок
в
развитии
их
способностей.
Создание
условий
для
развития
потенциальных способностей каждого ребенка есть главное направление работы школы.
Но вместе с тем есть и свои проблемы. Одна из них это малый контингент учащихся,
Вторая -психологическое сопровождение детей должно проводиться профессионалами,
педагогами- психологами, а адаптация таких детей должна проходить под наблюдением
социального педагога, которых, к сожалению, в нашем штате школы нет.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и
живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно
тогда
раскроются
уникальные
способности,
данные
каждому
ребенку
от
рождения.
И, хотелось бы, чтобы в основе работы каждого учителя с учащимися по развитию
творческих способностей лежали слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только
дайте ему светить».