Напоминание

Работа с одаренными детьми


Автор: Мардеева Гульминкя Якубовна
Должность: методист УО
Учебное заведение: МКУ
Населённый пункт: Алькеевский МР РТ ,с.Баз.Матаки
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление « Поддержка талантливой молодежи

"

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности

ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить

почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются

еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников,

которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на

уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в

различных

областях

знаний.

Поэтому

так

важно

именно

в

школе

выявить

всех,

кто

интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их

планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее

полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или

божественная тайна?

Одарённость

стечение

трёх

характеристик:

интеллектуальных

способностей,

превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Кроме

того,

выделяют

знания

(эрудицию)

и

благоприятную

окружающую

среду.

Фактически,

относить

к

категории

талантливых

можно

тех

детей,

которые

проявили

высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.

Специалисты

выделяют

несколько

категорий

детей,

называемых

о б ы ч н о

о д а р е н н ы м и .

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная

одаренность).

Дети

с

высоким

уровнем

творческих

способностей

(

творческая

одаренность).

Дети,

достигшие

успехов

в

каких-либо

областях

деятельности.

(юные

музыканты,

художники,

математики,

шахматисты).

Эту

категорию

чаще

называют

талантливыми.

- Дети, хорошо обучающиеся в школе ( академическая одаренность).

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно.

И

если

не

разглядеть

их,

не

развить,

этот

дар

природы

так

и

останется

не

востребованным.. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и еще,

конечно, над собой приносит свои плоды,

воспитанники являются победителями и

призерами конкурсов различных уровней.

Система работы с талантливыми детьми включает в себя следующие компоненты:

· выявление одаренных детей;

·

развитие

способностей

во

внеурочной

деятельности

(

конкурсы,

исследовательская

работа);

· создание условий для всестороннего развития одаренных детей

Прежде

всего,

одаренных

детей

надо

уметь

выявить.

Они

имеют

ряд

особенностей:

любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к

размышлениям,

отличаются

хорошей

памятью.

Для

этого cоздается

база

данных

по

одаренным детям.

Невозможно привить интерес к дисциплине и творчеству ребятам, если сам учитель

не

увлечен

этим

творчеством.

Поэтому

учитель

находится

в

поиске

современных

достижений науки, подходах к воспитанию детей, совершенствую свои знания через

курсы повышения квалификации, методические объединения школы.

Используется различные формы и методы: беседы, диспуты, игры, КТД. Они

способствуют

выявлению

наиболее

способных

и

одаренных

детей.

С

талантливыми

детьми

занимаемся дополнительно после уроков: создаем исследовательские работы,

проекты, снимаем ролики.

Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности. Как

известно,

режим

дня

является

основной

предпосылкой

взаимоотношений

между

организмом и окружающей средой. Поэтому в ходе проведения родительских собраний,

уделять внимание родителей на режиме дня ребёнка. Следить за тем, чтобы интеллект

учащихся развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию

ребенка.

Чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе,

занимались

дополнительно

спортом

дома..

Сознание

ребенка

находится

в

стадии

становления,

и

именно

поэтому

кл.руководителья

следит

за

тем,

чтобы

творческий

потенциал

не

был

растрачен

впустую,

а

лишь

приумножался. Успешное

воспитание

каждого

ребенка

в

полной

мере

возможно,

если

будет

обеспечено

не

только

взаимопонимание, но взаимодействие семьи и воспитательной системы школы. Поэтому

идет

активное

привлечение

родителей

к

воспитанию

не

только

своих

детей,

но

и

включение

их

в

единый

общешкольный

воспитательный

коллектив,

когда

классные

праздники и общешкольные мероприятия проходят с участием родителей.

Одним из главных направлений в работе с талантливыми детьми считаю работу с

педагогическим коллективом. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми

детьми диктует определённые требования и к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Среди проблем воспитания и обучения на центральное место все чаще выдвигается задача

создания условий для максимальной реализации способностей детей. Почти все дети

одарены в той или иной области, главное – помочь раскрыть и реализовать потенциал

ребенка. Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её

интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные

способности

в

своих

учениках

и

сумеет

создать

для

них

условия

для

обучения,

соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти

дети составят гордость и славу своего отечества

Донести и до коллектива учителей, что для того чтобы работать с талантливой

молодежью, необходимо в первую очередь, много работать над собой, то есть постоянно

самосовершенствоваться. Учить одарённых детей труднее, чем «обычных», ибо их ум

постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика.

Традиционным

видом

работы

с

одарёнными

детьми

также

является

проведение

предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения:

конкурсы,

олимпиады,

КВН,

интеллектуальные

игры

и

марафоны,

заседание

клуба

знатоков

и

многие

другие. Также

сетевое

взаимодействие

школы

с

Детским

Домом

Творчества

развивает

культурно-досуговую,

дополнительную

образовательную

деятельность

учащихся,

предоставляет

новые

образовательные

возможности,

обеспечивает

условия

для

получения

качественного

дополнительного

образования

учащимся школы. Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными

детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия

индивидуального

потенциала

каждого

ребенка,

развития

его

интеллектуальной,

эмоционально-волевой, поведенческой сферы.

Такие особенности учащихся школы, как развитый интеллект, высокий уровень

творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать,

что среди учащихся школы есть дети, которых можно назвать одаренными. В любом

ребёнке можно обнаружить потенциальные способности и признаки одарённости в разных

областях. Наша позиция – создание условий для оптимального развития потенциальных

способностей всех детей, включая тех, чьи способности в настоящий момент могут еще не

проявиться, а также тех, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший

качественный

скачок

в

развитии

их

способностей.

Создание

условий

для

развития

потенциальных способностей каждого ребенка есть главное направление работы школы.

Но вместе с тем есть и свои проблемы. Одна из них это малый контингент учащихся,

Вторая -психологическое сопровождение детей должно проводиться профессионалами,

педагогами- психологами, а адаптация таких детей должна проходить под наблюдением

социального педагога, которых, к сожалению, в нашем штате школы нет.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и

живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно

тогда

раскроются

уникальные

способности,

данные

каждому

ребенку

от

рождения.

И, хотелось бы, чтобы в основе работы каждого учителя с учащимися по развитию

творческих способностей лежали слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только

дайте ему светить».



В раздел образования