презентацияРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Автор: Самуляк Лилия Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №10 "Алёнушка" Населённый пункт: г.Красноперекопск,Республики Крым Наименование материала: методическая разработка Тема: презентацияРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Раздел: дошкольное образование
УЧРЕЖДЕНИЕ
(
ЯСЛИ
-
САД
)
№
10
«
АЛЁНУШКА
»
Составила:
старший воспитатель
Самуляк Л.В.
Одним из направлений работы дошкольного
образовательного учреждения является
Театрализованная
деятельность
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены
во ФГОС ДО
«Ребенок
на
этапе
завершения
дошкольного
образования
должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности,
активно
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».
Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в
театрализованной деятельности.
Театрализованная
деятельность
в
детском
саду
–
это
прекрасная
возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание
всестороннего развития личности.
В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует
себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него
пропадает
стеснительность,
скованность
движений,
исчезают
имеющиеся комплексы.
Используя театрализованную деятельность мы решаем комплекс взаимосвязанных задач образовательных областей
ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
формирование положительных
взаимоотношений между детьми
в процессе совместной деятельности;
воспитание культуры познания взрослых и детей
(эмоциональные состояния, личностные качества,
оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе и к другим,
сознательного отношения к своей деятельности;
развитие эмоций;
воспитание этически ценных способов общения в
соответствии с нормами и правилами жизни в
обществе.
Речевое развитие
овладение
выразительными
средствами
общения:
словесными
(регулированием
темпа
реч и,
динамики
произношения,
и н то н а ц и о н н о й
выразительности
и
др.)
и
невербальными
(мимикой, позами, жестами).
содействие
развитию
монологиче ской
и
диалогической речи;
обогащение
словаря
(образными
выражениями,
сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами
пр.).
Художественно-эстетическое развитие
приобщение к высокохудожественным
произведениям литературы, музыки,
фольклора;
формирование элементарных представлений о
различных видах искусства;
развитие воображения для создания
выразительного художественного образа;
приобщение к совместной дизайнерской
деятельности (моделирование элементов
костюма, декораций, атрибутов);
реализация самостоятельной творческой
деятельности детей;
Физическое развитие
умение согласовывать действия и
сопровождающей их речью;
овладение искусством мимики и жеста для
создания художественного образа;
выразительность исполнения основных видов
движений;
развитие общей и мелкой моторики, координации
движений, снятие мышечного напряжения,
формирование правильной осанки.
родители
родители
музыкальный
руководитель
музыкальный
руководитель
учитель- логопед
учитель- логопед
Дети
Дети
детские
театры
детские
театры
музеи
кукол
музеи
кукол
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Интегрированные
занятия
Интегрированные
занятия
Совместные
спектакли
Совместные
спектакли
В СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ;
ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ, ПЕДСОВЕТОВ, КОНСУЛЬТАЦИЙ;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ;
ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:
Педагогу очень важно осуществлять
индивидуальный подход
к каждому ребенку
в создании условий для развития творческой активности детей;
в приобщении детей к театральной культуре через знакомство с устройством театра, видами кукольных театров
и театральных жанров;
в побуждении к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций при
передаче характерных особенностей персонажей, эмоциональных состояний, переживаний (
необходимо
обучать
ребёнка
свободно
и
раскрепощено
держаться
при
выступлении
перед
взрослыми
и
сверстниками
в
т
.
ч
.
предоставлять
главные
роли
застенчивым
детям
,
включать
в
спектакли
детей
с
речевыми
трудностями
,
обеспечивать
активное
участие
каждого
ребенка
в
постановке
спектаклей
);
в побуждении к выбору сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров;
в обеспечении взаимосвязи театрализованной деятельности с другими образовательными областями (например:
использование
игры
-
драматизации
на
занятиях
по
развитию
речи
;
ритмопластики
на
музыкальных
занятиях
;
логоритмики
на
логопедических
занятиях
;
ручного
-
художественного
труда
,
при
чтении
художественной
литературы
и
тд
.)
в
создании
условий
для
совместной
и
самостоятельной
театрализованной
деятельности
детей
и
взрослых
(
проведение
спектаклей
с
участием
детей
,
родителей
,
сотрудников
;
организация
выступлений
детей
старшего
дошкольного
возраста
перед
младшими
воспитанниками
,
постановка
игр
–
драматизаций
,
проведение
ритмопластики
,
импровизаций
,
пластических
этюдов
и
пр
.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические материалы по театрализованной
деятельности;
Детская художественная литература;
Сценарии досугов и праздников;
Картотека театрализованных игр;
Фонотека программных произведений;
Различные виды театров
Планируется
создание
библиотеки
познавательной
литературы по знакомству детей с миром театра, с целью
повышения
эффективности
работы
по
приобщению
старших дошкольников к книге через взаимодействие всех
участников
образовательного
процесса:
педагогов,
работников библиотеки, детей, родителей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
•
Беседы – консультации (о способах совместного преодоления трудностей для
достижения успеха и развития творческих способностей детей)
•
Анкетирование
•
Дни открытых дверей
•
Выставки (фото выставки, выставки детских работ)
•
Совместные творческие вечера
•
Творческие
мастерские
(изготовление
костюмов,
декораций,
атрибутов,
афиш)
•
Театральные праздники с участием родителей
Работа с родителями по
изготовлению сказочных
персонажей
Предметно-пространственная среда –
является основой для самостоятельного
творчества каждого ребенка
насыщенность, доступность
Трансформируемость
пространства
изменение предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной
ситуации, интересов детей
Полифункциональность
материалов
разнообразное использование
различных составляющих предметной
среды
соответствие
возрастным
особенностям детей
Вариативность
среды
наличие в группе различных
пространств
При проектировании предметно-пространственной среды,
обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем :
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
Упражнения на улучшение дикции (артикуляционная гимнастика);
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения, образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки;
Пальчиковый игротренинг;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
Театральные этюды;
Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
Просмотр кукольных спектаклей
Режиссерские игры
Режиссерские игры
СТЕНДОВЫЙ ТЕАТР
Театр на
фланелеграфе
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР
ТЕАТР НА РУКЕ
ТЕАТР МАСОК
ТЕАТР ЖИВОЙ
КУКЛЫ
ИГРЫ-
ДРАМАТИЗАЦИИ
ИГРЫ-
ДРАМАТИЗАЦИИ
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
потешок
песен
Творчество детей
небольших
сказок
небольших
литературных текстов
Кукловождение
– УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ КУКЛОЙ, ПЕРЕДАВАЯ ХАРАКТЕР, ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ «ОЖИВЛЕНИЕ».
Превращается рука
И в котенка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень-очень мало:,
Специальные перчатки
И талант – и всё в порядке!
Театр-топотушки
Помогает расширять словарный запас, подключая
слуховое и тактильное восприятие;
Знакомит с народным творчеством;
Обучает навыкам общения, игры, счета.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
Формирует пространственные представления;
Развивает ловкость, точность, выразительность,
КОНУСНЫЙ, НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Помогает учить детей координировать движения
рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством
мимики и речи.
ТЕАТР НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ
Развивает творческие способности;
Содействует эстетическому воспитанию;
Развивает ловкость, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности.
ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР И
ТЕАТР НА ПЕРЧАТКЕ
Оказывает потрясающее терапевтическое
воздействие: помогает бороться с нарушениями
речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций,
которые испытывают дети.
ТЕАТР КУКОЛ БИ-БА-БО
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о
своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку
полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе
логопеды, психологи и педагоги!
ТЕАТР
ТЕНЕЙ ИЛИ ИГРЫ С ТЕНЬЮ
Стимулируют фантазию;
Развивают воображение, ловкость рук путем складывания
пальцев; определенным образом
Способствуют развитию абстрактного мышления
Развивают умение использовать и понимать символы
НИ ОДИН ДРУГОЙ ВИД ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАК НЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ АРТИСТИЗМА,
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ, КАК ИГРА-
ДРАМАТИЗАЦИЯ
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ
САМЫЙ «РАЗГОВОРНЫЙ»
ВИД ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оказывает целос
тное воздействие на личность ребенка:
его раскрепощение, самостоятельное творчество,
развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению
личности;
Создает условия для социализации, усиливая
адаптационные способности, корректирует
коммуникативные качества, помогает осознанию
чувства удовлетворения, радости, успешности.
КРУЖОК «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
МЮЗИКЛ «РЕПКА»
МЮЗИКЛ «МУХА-ЦОКОТУХА»
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «ПОД ГРИБОМ»
Проект «Театр и мы»
Цель проекта.
Создание оптимальных условий для развития
эмоционально- волевой, познавательной, двигательной
сферы, речи, развитие позитивных качеств личности
каждого ребенка.
Задачи проекта.
1.Пробудить интерес детей к театру.
2.Привить детям первичные навыки в области театрального
искусств (использование мимики, жестов, голоса,
кукловождения).
4.Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас,
формировать правильное звукопроизношение.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение
преодолевать комплексы.
5.Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных
видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
6.Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем
создания творческой мастерской.
7.Знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами,
клеем при изготовлении атрибутов к играм.
СКАЗКА «КОЛОБОК», «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»
МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ДВА ГОДА ПО «ФОРМИРОВАНИЮ
АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ВИДЕ ДИАГРАММЫ ПОКАЗАЛ, ЧТО:
на
конец
ноября
2016года
показатель
сформированности
артистических
способностей
у
детей
участвующих в педагогическом обследовании увеличился на 20%. При выполнении творческих
заданий эта категория детей проявляла инициативу, самостоятельность, креативность, показала
высокое качество выполненной работы.
На 13% уменьшилось количество детей испытывающих трудности в создании образов. Эта категория
детей
с
помощью
воспитателя
обыгрывала
драматическую
ситуацию
в
определенной
последовательности и по образцу, мало проявляла самостоятельность и творчество в создании
выразительных образов. Показала удовлетворительное качество выполненной работы.
На
7%
уменьшился показатель
не
сформированности
артистических
способностей
у
детей.
Эта
категория детей затруднялась даже с помощью воспитателя по образцу создать оригинальный
образ, не проявляла самостоятельности и творчество при выполнении заданий. Показала низкое
качество выполненной работы.
2014г - 2015 г
2015г - 2016г
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
36%
56%
51%
38%
13%
6%
показатель сформирован
показатель находится в
стадии формирования
показатель не сформирован
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Проявление
интереса
и
желания
к
театрализованной
деятельности.
Овладение
навыками
выразительной
речи,
правилами
поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Овладение
исполнительскими
умениями
в
создании
художественного образа.
Способность
передавать
различные
чувства,
эмоции,
действия посредством мимики, жестов, интонации.
Обогащение
и активизация
словаря, развитие памяти,
мышления, воображения.
Возможность самостоятельно передавать образы сказочных
персонажей в играх драматизациях.
Приобретут уверенность в себе.
опыт показывает,
что такое построение образовательного процесса по
театрализованной деятельности позволило добиться:
•
Стабильности эмоционального благополучия каждого
ребенка;
•
Повышения уровня речевого и музыкального развития
дошкольников;
•
Повышения результативности в усвоении практического
материала и уровня развития творческих способностей
детей;
•
Стабильности физической и умственной
работоспособности.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ЭТО…
…не просто игра!
Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей,
обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих