Напоминание

«Степ – аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»


Автор: Свертока Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ д/с №33
Населённый пункт: пгт Прогресс, Амурская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: «Степ – аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 33 «СКАЗКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СТЕП – АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

ДВИЖЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Обобщение опыта)

Автор работы:

Свертока Наталья Николаевна,

воспитатель I категории

МДОБУ д/с № 33 «Сказка»

пгт Прогресс, 202

1

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

I.Понятие и история развития степ-аэробики………………………………..6

II.Степ – аэробика в кружковой деятельности………………………………8

III.

Система

мониторинга

достижения

детьми

планируемых

результатов

Программы …………………………………………………………………..14

IV.Заключение………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………...19

Приложение…………………………………………………………………21

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Главной

ценностью

для

человека

является

его

здоровье.

Проблема

здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в

жизни современного общества. Дошкольный возраст в развитии ребёнка –

это

период,

когда

закладывается

фундамент

его

здоровья,

физического

развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и

обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития

его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие

годы жизни. Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров, что нужно делать

для

этого,

какие

меры

принять?

Ответ

кроется

в

едином

мнении

привлечение детей к активному образу жизни. Как писал Я.А.Каменский, что

«дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи

ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же

человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и

серьёзные

упражнения».

В

этой

связи

актуальной

становится

проблема

поиска

эффективных

путей

укрепления

здоровья

ребёнка,

коррекции

недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения

двигательной

активности

как

мощного

фактора

интеллектуального

и

эмоционального развития человека.

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем

мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности

творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно

нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как

самих себя, так и своих детей.

3

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо

начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней

человека заложено в детские годы.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью

организма

к

вредным

факторам

среды

и

устойчивостью

к

утомлению,

социально

физиологически

адаптирован.

В

дошкольном

детстве

закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный

рост

и

развитие,

формируются

основные

движения,

осанка,

а

так

же

необходимые

навыки

и

привычки,

приобретаются

базовые

физические

качества,

вырабатываются

черты

характера,

без

которых

невозможен

здоровый образ жизни.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать,

прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по

физической культуре может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого,

конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот

почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности

степ-аэробикой

и

внедрение

его

технологий

в

систему

физкультурного

образования детей дошкольного возраста. Поэтому, в дополнение к основным

формам

физического

развития,

мной

была

выбрана

степ-аэробика.

Изучив

методику

проведения

занятий

по

степ-аэробике

с

использованием

технологии

«Степ-аэробика

для

дошкольников» Ирины

Кузиной,

программы Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по

ритмической

пластике

для

детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста) с учётом методических рекомендаций по физическому воспитанию

дошкольников

на

основании

Программы

развития

и

воспитания

детей

в

детском

саду

«От

рождения

до

школы»

/

Веракса

Н.Е.,

Комарова

Т.С.,

Васильева

М.А.

и

др.,

изд.

«Мозайка-Синтез»

я

составила

рабочую

программу

кружковой

деятельности

«Раз

шажок,

два

шажок!»

и

стала

применять

её

в

своей

работе, которая

в

соответствии

с

современными

задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие

4

ребенка

на

основе

его

возрастных

возможностей

и

индивидуальных

способностей.

Цель программы - развитие двигательной активности детей старшего

дошкольного возраста посредством степ-аэробики.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые

движения под музыку;

Расширять двигательный опыт детей;

Укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему.

Развивающие:

Развивать

двигательные

способности

детей

и

основные

физические

качества

(силу,

гибкость,

быстроту,

ловкость,

координацию движений и функцию равновесия).

Развивать способность слушать и чувствовать музыку;

Развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.

Воспитывающие:

Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Воспитывать чувство уверенности в себе.

5

I.ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТЕП-АЭРОБИКИ

Все взрослые хотят видеть детей здоровыми, физически развитыми,

подвижными и сильными. Но привить малышу любовь к спорту не так

легко, если он ещё совсем маленький и хочет играть, а не придерживаться

жёсткой

дисциплины.

Ни

одно

мероприятие

не

пойдёт

на

пользу,

если

ребёнок

будет

его

выполнять

из-под

палки.

Самые

распространённые

физические упражнения быстро надоедают малышам. В настоящее время

появилось много разных форм физкультурно – оздоровительной работы. Но

моё внимание привлекла методика степ – аэробики, которую разработала в

конце 20 века американка Джина Миллер, известная фитнес - инструктор.

Она

приспособила

ее

для

своих

ежедневных

тренировок

после

перенесенной

ею

травмы

колена.

Первым

тренажером,

которым

она

воспользовалась

для

выздоровления,

были

ступеньки

крыльца

ее

собственного

дома.

Джина

так

увлеклась

движениями,

в

которых

было

множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало

время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела

свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась,

что

простейшие

тренировки

на

ступеньках

дали

просто

замечательные

результаты. Воодушевившись полученными результатами

,

Джина Миллер

решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса,

который увлек миллионы людей, поддерживающих свое тело в тонусе. Со

временем данная программа стала называться «степ-аэробика» и получила

широкое

распространение

среди

приверженцев

здорового

и

активного

образа

жизни.

«STEP» в переводе с английского языка буквально

означает «шаг». Основным содержанием занятий степ-аэробикой являются

базовые шаги (Приложение 1), бег и прыжки, которые составляют основу

классической

аэробики,

а

также

содержат

элементы

стретчинга.

Очень

эффективно

и

разнообразно

использование

степ

платформ

в

силовой

тренировке.

Шаговая

аэробика

не

требует

излишнего

сосредоточения

и

6

концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений, но

даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Всё, что нужно, -

это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна, в

движениях

много

элементов

спуска

и

подъёма.

В

ре зульт ате

систематических

занятий

дети

получают

гармонично

развитое

тело,

прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные

движения. Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшается

функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно

– двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд

других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия

и

нарушений

осанки.

А

также

является

лучшим

средством

развития

физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.

Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной

работы.

Эффективность

занятий

на

степах

подтверждено

опытом

коррекционных медицинских центров Европы.

Степ – платформа является многофункциональным оборудованием,

обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Что из себя представляет степ? Степ-это ступенька или «скамейка», высотой

от 8 до 10 см, шириной-25см, длинной-40см.

Степ-аэробика-это ритмичные

подъемы

и

спуски

со

специальной

платформы

(степ-платформы)

под

танцевальную музыку.

Научная новизна степ-аэробики заключается в том, что на сегодняшний

день разработана новая эффективная методика работы с дошкольниками на

степ–платформе

для

развития

чувства

ритма,

координационных

способностей, физических качеств.

Степ-аэробика

может

использоваться

на

утренней

гимнастике,

что

усиливает

ее

оздоровительный

и

эмоциональный

эффект,

в

НОД,

в

показательных выступлениях детей на праздниках.

Степ-платформа используется разнообразно: в качестве оборудования для

формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание; для

7

подвижных

игр;

для

проведения

эстафет;

для

выполнения

ритмических

композиций,

танцевальных

движений;

для

индивидуа льной

и

самостоятельной двигательной активности.

Использование

степ

-

платформы

позволяет

сформировать

у

детей

стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что

является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового

образа жизни.

II. СТЕП-АЭРОБИКА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружковая работа по степ – аэробике проводилась на протяжении двух

лет с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 11 человек. За это

время степ – аэробика стала одним из любимых занятий для детей. Степы

обладают для детей особой привлекательностью как некоторые ограничители

персонального

пространства

«домик»,

для

нас

(педагогов),

подобные

«ограничители»

места,

являются

действенным

способом

организации

и

управления

группой

детей.

Степ

требует

от

детей

обостренного

чувства

пространства

и

равновесия.

На

нем

сложнее

двигаться,

чем

на

коврике,

требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но

задача эта, если усложнять ее постепенно, вполне осуществима и интересна,

и

к

тому

же

отмечена

новыми

игровыми

штрихами.

Занятия

на

степах

приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно

быть

особенно

сложно

контролировать

свое

тело

на

ограниченном

пространстве,

но

психологическая

привлекательность

степов

и

общий

энтузиазм и атмосфера, характерные для занятия, таковы, что через пару

занятий, дети адаптируются к требуемым условиям. И тем самым становится

тем сдерживающим и организующим фактором, в котором ребенок нуждается

в

обычной

жизни.

Занятия

степ-аэробикой

приносят

детям

большое

удовольствие, потому что каждое занятие кружка сопровождается бодрой,

ритмичной

музыкой,

которая

создает

у

детей

хорошее

настроение.

На

8

занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности

образовательного

процесса,

но

и

развиваться

духовно,

эмоционально,

физически,

интеллектуально,

приобретают

навыки

грациозных

движений,

участвуют

в

концертных

выступлениях,

учатся

а к курат н о с т и ,

целеустремлённости. Как показала практика, аэробика на степ – платформе

доступна и понятна детям.

В своей работе я учитывала принципы: систематичности, наглядности,

доступности и индивидуального подхода, а также постепенного повышения

требований при условии усвоения детьми программного материала.

Один

комплекс

степ-аэробики,

как

полного

занятия,

выполняется

детьми в течение трех месяцев (Приложение 2), некоторые упражнения по

мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. Во время занятий

степ-аэробикой

постоянно

напоминала

детям

об

осанке

и

правильном

дыхании, поддерживала их положительные эмоции. Занятия рассчитаны на

воспитанников 5-7 лет, не имеющих медицинские и иные противопоказания к

двигательной активности, и проводятся 1 раз в неделю во второй половине

дня. Количество занятий в год – 36. Продолжительность одного занятия

составляет в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе - 30 мин.

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и

заключительной части.

Подготовительная часть занимает от 5 до 15 % общего времени. Задачи

этой

части

сводятся

к

тому,

чтобы

подготовить

организм

ребёнка

его

центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть

мышцы,

связки

и

суставы,

создать

психологический

и

эмоциональный

настрой, сосредоточить внимание. Упражнения выполняются с небольшой

амплитудой: ходьба между предметами прямо и «змейкой», врассыпную,

ходьба

с

перешагиванием

предметов;

бег

между

предметами,

бег

с

преодолением препятствий;

Основная часть занятия длится от 70% до 85% общего времени. В этой

части

решаются

основные

задачи,

формируются

двигательные

умения,

9

навыки, идёт основная работа над развитием двигательных способностей:

гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и

другие.

На этой стадии даётся большой объём знаний, развивающих творческие

способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки.

В

основную

часть

входят

все

средства

танцевальной

гимнастики,

ОРУ,

которые выполняются в виде степ-аэробики в разных исходных положениях

на степе (стоя, сидя, лёжа), что развивает чувство равновесия, координацию и

способствует развитию ориентировки в пространстве, а так же укрепляет

дыхательную и сердечно-сосудистую систему. При овладении ОВД: ползание

и прыжки между предметами, через предметы, спрыгивание; отжимание,

ходьба по ограниченной площади опоры, бег; проводится подвижные игры с

использованием

степ-платформ, такие как «Бездомный заяц», «Убывающие

скамейки», «Скворечники», «Физкульт-ура!», «Цирковые лошадки»,

«Лиса в

курятнике» и др.

Заключительная часть занятия длится от 3% до 7% общего времени. В

этой части используются упражнение на расслабления мышц и дыхательные

упражнения, выполняемыми в медленном темпе.

В моей практике я выделяю четыре этапа обучения:

o

Этап ознакомления с основными движениями степ – аэробики;

o

Этап углубленного изучения основных движений;

o

Этап закрепления изученных основных движений;

o

Этап совершенствования основных движений.

Так как программа реализуется в течении двух лет, следовательно, этапы

обучения разделены на два года. В первый год обучения реализовывались

этапы

ознакомления

и

углубленного

разучивания,

на

втором

году

реализовывались этапы закрепления и совершенствования.

Было

разработано

перспективное

планирование

(Приложение

3),

подобраны комплексы по степ – аэробике для детей 5 – 7 лет (Приложение 2).

10

При разучивании комплекса степ – аэробики необходимо учитывать

следующие требования:

показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без

искажения ритма;

наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые

выполняются совместно с педагогом;

при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;

во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений

детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка,

если это необходимо.

На первом этапе обучения

было дано представление об основных

базовых движениях, мы разучили с детьми основные подходы к

степ –

платформе.

Кроме

этого,

на

этом

этапе

нами

использова лись

общеразвивающие

упражнения

без

предметов,

где

степ

платформа

выступала,

как

опора

и

ориентир.

Основной

задачей

было

сохранение

равновесия и создание «чувства платформы».

Следующей нашей задачей было разучивание основных базовых шагов.

Разучивание базовых шагов

я начинала

с простых движений, таких как,

касание степа пальцами ноги, пяткой, касание ногой уголков степа (ви-степ),

ходьба на полу у степа, приставные шаги и их разновидности (степ-тач), на

степ и обратно (бейсик-степ) и на самом степе (степ-ап). При обучении

использовались следующие методы и приёмы:

- наглядный (я делаю – дети повторяют).

Наглядно-зрительный приём (показ упражнения) вызывает у детей интерес и

желание заниматься;

- словесный (пояснение, указание, сигнал, действие по команде);

-практический (многократное повторение упражнения без изменений).

У детей вырабатывается правильное, естественное, без напряжения, активное

выполнение упражнения с движением в определённом направлении.

11

Сразу же на первых занятиях для безопасности и во избежание травм

детям было показано, как правильно вставать на скамейку и сходить с неё при

выполнении шагов. А во время занятий детям постоянно напоминалось о том,

что необходимо спину держать прямо и дышать носом. Сначала разучивали

движения

без

музыки,

а

затем

под

музыку,

которая

создаёт

нужный

эмоциональный настрой, задаёт ритм и способствует лучшему усвоению

двигательного

навыка.

Музыка

подбиралась

ритмичная,

яркая,

веселая.

Использовались знакомые, наиболее любимые детьми мелодии, потому что

даже

на

подсознательном

уровне

любой

человек

невольно

следует

музыкальному

ритму.

После

того,

как

движения

ногами

детьми

были

освоены, добавлялись движения руками. Со временем из простых движений

и отработки их на степ – платформе, мы перешли к следующему этапу - это

разучивание

связок

и

блоков

из

базовых

движений.

Были

созданы

танцевальные композиции «На палубе матросы», «Чунга - Чанга» и другие.

На

третьем

и

четвёртом

этапе

обучения

закрепляются

и

совершенствуются

все

изученные

базовые

шаги,

дети

сознательно

воспринимают

задания,

в

движении

детей

появляется

точно сть,

выразительность движения. Ребёнок может проявить самостоятельность, ему

предлагается внести изменение в упражнения.

Во

время

реализации

программы

для

педагогов

на

педсовете

проводилась консультация «Степ – аэробика в детском саду» и был показан

мастер- класс. Также было проведено родительское собрание «Аэробика на

степах»,

на

котором

родители

смогли

посмотреть

на

показательное

выступление

детей

и

ознакомиться

с

данной

методикой.

В

программу

праздников

включались

показательные

выступления

детей

с

итоговыми

танцевальными

композициями

на

степ

платформах,

где

дети

демонстрировали свои достижения, которые получали высокие оценки от

родителей. Выступления вызывали у детей положительные эмоции.

Таким

образом,

положительный

эффект

методики

проведения

степ-

аэробики

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

с

целью развития

12

двигательной

активности развития

возможен

лишь

при

планомерной,

систематической

и

комплексной

работе,

проводимой

в

дошкольном

учреждении.

13

Заключение

В

моей

работе

с

применением

степ

аэробики,

я

поняла

всю

необходимость этой формы работы. Вся работа проходила с позитивным

настроем,

что

положительно

сказывалось

на

всех

участниках

образовательного

процесса. По итогам реализации программы кружка по

степ – аэробике «Раз – шажок, два – шажок!», проведённая промежуточная

диагностика дала уже результаты уровня физической подготовленности. В

процессе развития двигательной деятельности дети познали себя, свое тело.

Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и

чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления

трудностей,

а

также

появился

стимул

для

выполнения

предлагаемых

им

комплексов

упражнений.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

готовы

выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя

значительные

скоростные

и

скоростно

силовые

качества.

На

основе

совершенствования всех видов движений и развития физических свойств

происходит качественное преобразование моторной сферы детей.

Занятия детей по степ – аэробике под музыкальное сопровождение

воспринимаются гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя

совместные упражнения, дети не чувствуют себя неуверенно, даже если не

всё получается. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий. Что

меня безусловно радует! Уникальность степ - аэробики заключается в том,

что базируясь на огромном арсенале движений, она вовлекает в работу все

мышцы и суставы организма и успешно развивает их, тем самым повышает

уровень физического развития дошкольников.

Таким образом, внедрение систематических занятий по степ – аэробике

с детьми старшего дошкольного возраста позволили сформировать:

интерес к занятиям физической культуры;

улучшение координации движений;

14

правильную осанку;

мотивацию здорового образа жизни;

интерес к собственным достижениям;

а

также

развить

чувство

темпа,

ритма,

согласованности

движений

с

музыкой и повысить уровень физических качеств. Всё это говорит о

целесообразности использования данного опыта в работе.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 . Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). 2-е изд.,

испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

2.Вераксы Н. Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Программа воспитания

и обучения в детском саду «От рождения до школы»// Мозайка-Синтез, М.,

2016г.

3. Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005г. № 6, стр.38

4.

Кузина

И.

Степ-аэробика

для

дошкольников

//

Дошкольное

образование, 2007г. - № 12

5. Кузина И. Степ – аэробика не просто мода // Обруч. – 2005. - № 1. –

С.40

6. Лях В.И.

Координационные способности: диагностика и развитие. -

М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

7. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический

журнал «Инструктор по физкультуре» 2009. - № 4

8. Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. - № 2. – С.33

10. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М., 2012г.

11.

Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической

культуре / М.А.Рунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9. - С.42-52.;

№10. - С.56-63.

12.Рунова М.А., “Двигательная активность ребёнка в детском саду:

Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов

педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.

13.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

развития

дошкольников./Э.Я.Степаненкова.

М.:

2010.

168с.Академия,

2009. - 176 с.

14.Степ – аэробика и ее составляющие. Физическая культура. – 2006. - №3

– с.37

16

15. Стрельникова Н.В. «Степ – Данс» - шаг навстречу здоровью //

Дошкольная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 6

16. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт». 2010. - №2

17. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко и др.

- М.:

Академия, 2009. - 176 с.

17

Приложение 1

Базовые шаги в степ - аэробике

1. Степ-тач

Приставной шаг, выполняемый на полу без степ-платформы. Легко сгибая

ноги в коленях, выполняются пружинистые шаги из стороны в сторону,

приставляя одну ногу к другой. Увеличьте темп шага в два раза. Затем снова

снизьте темп и начните выполнять приставные шаги, не отрывая ног от пола -

скользя по нему. Руки должны активно работать - они опущены вдоль тела, а

при каждом шаге выпрямляем их перед собой. Упражнение выполняется в

течение трех-пяти минут.

2. Степ-ап

С помощью этого упражнения можно отдыхать, когда вы устанете, оно не

является слишком интенсивным, поэтому его можно вставлять в качестве

очередной связки после очередной активной порции движений. Сделайте шаг

правой ногой, приставьте к ней на носок левую ногу, и сразу же верните ее на

пол, вслед за ней спустите правую ногу. Выполнив упражнение в течение 3-5

минут, смените ногу. Во время движений следите, чтобы пятка не свисала со

степа, а таз не перекашивался.

3. Шаг-колено

Делаем

шаг

правой

ногой

на

степ,

левую,

сгибая

в

колене,

необходимо

подтянуть к животу. Корпус можно подать чуть вперед, нога должна быть

направлен прямо, колено не стоит выворачивать наружу. Меняем ногу.

4. Шаг-бэк

Правой ногой делаем шаг на степ, а левую ногу отводим кзади, используя

напряжение ягодичной мышцы. Затем начинаем движения с другой ноги.

Благодаря

этому

упражнению

укрепляются

ягодичные

мышцы

и

задняя

поверхность бедер.

18

5. Шаг-кик

Правой ногой делаем шаг на степ, левую выбрасываем перед собой, как будто

выполняем удар. После цикла упражнений необходимо сменить ногу.

6. Шаг-кёл

Шагаем на степ правой ногой, а левую сгибаем в коленном суставе, пятку

подтягивая к ягодице. Движения должны быть довольно энергичными, без

пауз, замираний. Следующий цикл движений делаем с другой ноги.

7. Бейсик-овер

Делаем шаг на платформу с правой ноги, приставляем к ней левую, после

этого

спускаемся

со

степ-платформы

с

другой

стороны,

поворачиваемся

снова лицом к платформе. Повторите упражнение, вернувшись в исходное

положение. Спускаться со степа можно с помощью небольшого прыжка.

Упражнение

делается

не

меньше

четырех

минут

или

выполняется

8-10

повторений.

Эти

переходы

можно

выполнять

из

разного

исходного

положения

-

по

диагонали,

со

стороны

узкой

стороны,

со

стороны

широкой,

можно

комбинировать их. Во время перехода можно использовать шаг через степ

или одной ногой или двумя, используйте разнообразные движения руками.

8. Ви-степ

Делаем шаг правой ногой в верхний правый угол, а левой - в верхний левый

угол, после чего возвращаем вначале правую ногу, затем левую в исходное

положение. Движения ногами напоминают букву V. Через несколько минут

выполнения упражнений, повторите его с другой ноги.

9. Мамбо

19

Наступаем на степ-платформу правой ногой, приставляем к ней левую -

делаем точку, и сразу спускаем ее на пол, приставляем к ней правую (делаем

точку), и снова шагаем правой ногой на степ и т.д. Поменяем ногу.

20

Приложение 2

Комплексы занятий для старшей группы

Комплекс №1

На полу в шахматном порядке разложены степы.

Подготовительная часть.

1.

Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку,

уловить темп движения, соответственно настроиться).

Разновидности ходьбы

1.

Ходьба на степе.

2.

Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с

правой ноги, бодро работая руками.

3.

Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа.

4.

Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд,

вниз.

Основная часть.

1.

Ходьба

на

степе,

руками

рисуя

поочерёдно

большие

круги

вдоль

туловища, пальцы сжаты в кулаки.

2.

Шаг на степ – со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочерёдно

вдоль туловища. (1 и 2 упражнение повторить 3 раза).

3.

Приставной шаг на степе вправо – влево, прямые руки, поднимая

одновременно вперёд – вниз.

4.

Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг –

присесть); кисти рук, согнутые в локтях, - к плечам, вниз.

5.

Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя

хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.

6.

Шаг на степе – со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за

спиной. (3, 4, 5 и 6 упражнение повторить 3 раза).

7.

Бег на месте на полу.

8.

Лёгкий бег на степе.

9.

Бег вокруг степа.

10.Бег врассыпную.

21

11.Обычная ходьба на степе.

12.Ходьба на носках вокруг степа, поочерёдно поднимая плечи.

13.Шаг в сторону со степа – на степ.

14.Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская

плечи.

15.Ходьба в сторону со степа на степ.

16.«Крест». Шаг со степа - вперёд; со степа – назад; со степа – вправо; со

степа – влево; руки на поясе.

17.То же, выполняя танцевальные движения руками.

18.Упражнение на дыхание.

19.Обычная ходьба на степе.

20.Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.

21.Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.

22.Ходьба врассыпную с хлопками над головой.

23.Шаг на степ со степа.

24.Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу.

25.Мах прямой ногой вверх – вперёд (по 8 раз).

26.Ходьба змейкой вокруг степов (2-3 раза).

27.Мах прямой ногой вверх – вперёд, руки на поясе (по 8 раз).

28.Бег змейкой вокруг степов.

29.Подвижная игра «Цирковые лошадки».

Круг из степов – это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко

поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на

бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки

занимают степ («стойло», степов должно быть на 2-3 меньше количества

детей). Игра повторяется 3 раза.

Дети убирают степы в определённое место и садятся на ковёр по кругу.

Заключительная часть.

1.

Упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс №2

Степы расположены в хаотичном порядке.

22

Подготовительная часть.

1.

Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая

кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.

2.

Шаг на степ – со степа, бодро работая руками.

3.

Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперёд – назад с

хлопками спереди и сзади.

4.

Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными

движениями рук. (В одну и другую сторону).

5.

«Крест». (Повторить 2 раза).

Основная часть.

1.

Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые перед собой

руки, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой

– по левому плечу.

2.

Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки

вперёд.

3.

Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и

хлопнуть над головой.

4.

Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.

5.

Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками

танцевальные движения. (Повторить 2 раза).

6.

Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо,

влево.

7.

И.п. – то же. Взмахнув руками вперёд, быстро встать, вернуться в и.п.

8.

Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в

стороны, вернуться в и.п.

9.

Ходьба на степе, бодро работая руками.

10.Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном

движении.

11.Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую сторону.

12.Повторить №10.

13.Кружение с закрытыми глазами.

14.Шаг на степ – со степа.

15.Бег врассыпную с выполнением заданий для рук.

23

16.Повторить №1.

17.Лёгкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза.

18.Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги

вместе, вернуться в и.п.

19.Шаг на степ – со степа.

20.Повторить №18 в другую сторону.

21.Ходьба на степе.

22.Подвижная игра «Физкульт – ура!»

Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги

по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Сами

становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия

старта. На противоположной стороне – финиш. Ребята говорят:

«Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим,

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

Физкульт – ура!»

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто

не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру

повторить 3 раза).

Заключительная часть.

1.

Упражнение на восстановление дыхания.

Комплекс №3

Степ – доски расположены в три ряда.

Подготовительная часть.

1.

Наклон головы вправо – влево.

2.

Поднимание плеч вверх – вниз.

3.

Ходьба обычная на месте на степе.

4.

Приставной шаг вперёд со степа на пол и обратно на степ.

5.

Приставной шаг назад.

24

6.

Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.

7.

Приставной шаг вперёд – назад; вправо – влево.

8.

Ногу назад; за степ – доску – руки вверх, вернуться в и.п.

Основная часть.

1.

Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в

сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.

2.

Правую (левую) ногу вперёд перед степом поставить на носок, правую

(левую) руку резко вытянуть вперёд. Вернуться в и.п.

3.

То же вправо – влево от степ – доски. Назад от степ – доски.

4.

Правую (левую) ногу поставить резко вперёд; вправо (влево); назад и

вернуться в и.п.

5.

Полукруг. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степ –

доски; вернуться в и.п.

6.

Приставной шаг на степ – доске с полуприседанием (упражнение

повторить 2 раза).

7.

Поворот вправо (влево), ногу назад за степ – доску, руки в стороны;

вернуться в и.п.

8.

Стоя на полу перед степ – доской, поставить правую (левую ногу на

степ, руки резко вверх; вернуться в и.п.

9.

И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, ладони на колено;

вернуться в и.п. (упражнения повторить 2 раза).

10.Выпады ногой вправо; влево; назад, стоя на степ – доске.

11.«Покачивания».

12.Беговые упражнения.

13.Полуприседания с круговыми движениями руками.

14.Беговые упражнения.

15.Прыжковые упражнения.

16.Кружение на степ – доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки

в стороны.

17.Прыжковые упражнения.

18.Ходьба вокруг степ – доски на полусогнутых ногах, руки на поясе.

19.Ногу вперёд, за степ – доску, руки резко в стороны; вернуться в и.п.

20.Ходьба обычная на месте.

25

21.Шаг вперёд; шаг назад; ноги ставить широко.

22.Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте.

23.Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу.

24.И.п. то же; четыре раза вперёд – назад.

25.Подвижная игра «Бездомный заяц»

Дети расставляют степы по кругу на один меньше играющих. Пока звучит

музыка, дети бегают по кругу за степами, по окончании музыки дети

занимают степ-платформу. Кому не достался степ, выбывает из игры.

Заключительная часть.

1.

Упражнение на восстановление дыхания.

Комплексы занятий для подготовительной группы

Комплекс № 1 (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы.

Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади

степов. (Ребята в облегченной одежде.)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить

темп движения, соответственно настроиться.)

2. Ходьба на степе.

3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой

ноги, бодро работая руками.

4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа.

5. Ходьба на степе; руки поочередно движутся вперед, вверх, вперед, вниз.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Ходьба на степе. Руки рисуют поочередно большие круги вдоль туловища,

пальцы сжаты в кулаки.

2. Шаг на степ — со степа. Кисти рук поочередно рисуют маленькие круги

вдоль туловища (№ 1 и 2 повторить 3 раза.).

3. Приставной шаг на степе вправо – влево. Одновременно прямые руки

поднимаются вперед — опускаются вниз.

26

4. Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг —

присесть). Кисти рук, согнутых в локтях, идут к плечам, затем вниз.

5.

Ходьба

на

степе

с

высоким

подниманием

колен.

Одновременно

выполняются хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.

6. Шаг на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за

спиной. (№ 3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.)

7. Бег на месте на полу.

8. Легкий бег на степе.

9. Бег вокруг степа.

10. Бег врассыпную. (№ 7, 8, 9 и 10 повторить 3 раза.)

11. Ходьба на степе.

12. Ходьба на носках вокруг степа с поочередным подниманием плеч.

13. Шаг в сторону со степа на степ.

14.

Ходьба

на

пятках

вокруг

степа

с

одновременным

подниманием

и

опусканием плеч.

15. Шаг в сторону со степа на степ.

16. «Крест». Шаг со степа — вперед; со степа — назад; со степа — вправо; со

степа — влево; руки на поясе.

17. То же, выполняя танцевальные движения руками.

18. Упражнение на дыхание.

19. Обычная ходьба на степе.

20. Шаг со степа — на степ, руки вверх, к плечам.

21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.

22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.

23. Шаг на степ — со степа.

24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу.

25. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз).

26. Ходьба змейкой вокруг степов (2—3 круга).

27. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз).

28. Бег змейкой вокруг степов.

29. Подвижная игра «Цирковые лошадки».

Правила игры. Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг

степов,

высоко

поднимая

колени

(«как

лошадки

на

учении»),

затем

по

сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и

по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2—3

меньше, чем участников игры. (Игра повторяется 3 раза.) Дети убирают

степы в определенное место, берут коврики, раскладывают их по кругу и

садятся на них.

Заключительная часть.

27

1.

Упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс №2 ( декабрь, январь, февраль)

В подготовительной части этого комплекса степы расположены в ряд вдоль

стены.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте

поднять обе руки вперед и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.

п. (10 раз)

2. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с

поворотом туловища вправо-влево (10 раз).

3. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа

назад (вперед), одновременно опуская и поднимая плечи.

4. Повернуться кругом, повторить то же (по 12 раз). (Все повторить 3 раза и

переставить степы углом для основной части занятия.)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой рукой левое плечо,

левой

рукой

правое

плечо,

затем

разводить

руки

в

стороны

и

снова

обхватывать плечи (10—12 раз).

2. Шаг на степ со степа; одновременно энергично разгибать вперед согнутые

в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки). Отводить руки назад и выпрямлять в

стороны из положения — руки перед грудью.

3.

Одновременно

с

ходьбой

на

степе

делать

прямыми

руками

круговые

движения вперед и назад попеременно и вместе (10 раз).

4. Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо и влево, руки

на поясе (10—12 раз). (№ 1, 2, 3 и 4 повторить 2 раза.) 5. Сидя на степе,

опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые ноги (10—12 раз).

6. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену,

касаясь его лбом (помогать себе руками).

7. Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками.

8. Шаг со степа вправо, влево. (№ 5, 6, 7 и8 повторить 2 раза.)

9. Стоя на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок.

Сохранять правильную осанку, не наклоняться вперед, стараться как можно

выше поднимать ногу, оттягивая носок.

10. Шаг со степа вперед; чередование с наклоном вперед (10 раз).

11. Стоя на степе, поднимать поочередно согнутые в коленях ноги (10—12

раз).

28

12. Стоя на полу перед степом, перешагивать вперед-назад через степ; руки в

замке за головой(2 раза).

13. Ходьба в колонне по одному с перешагиванием через степы.

14. Подскоки с продвижением врассыпную.

15. Повторить № 13 в обратном направлении.

16. Подскоки с продвижением врассыпную.

17. Ходьба на степе.

18. Подвижная игра «Скворечники».

Правила игры. Занимать место (только в своем) скворечнике (степе), можно

по сигналу «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника надо по сигналу

«Скворцы летят!». Тот, кто займет степ последним, считается проигравшим.

Заключительная часть.

2.

Упражнения на расслабление и дыхание.

Комплекс № 3 (март, апрель, май)

Вводная часть.

Упражнения

у

стены

для

формирования

правильной

осанки

(3—4

упр.).

Ходьба в колонне в чередовании с бегом; ходьба на носках, пятках, внешней

стороне

стопы;

бег

змейкой

между

степ-досками

и

перепрыгиванием

(перешагиванием) через них; ходьба по коррекционным дорожкам (во время

ходьбы дети берут правой рукой мяч малого диаметра); перестроение в три

звена к степ-доскам (заранее разложенным); ходьба на месте: поворот к степ -

доскам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения на степ-досках с малым мячом:

1.

И.п.:

стоя

на

степе,

мяч

в

правой

руке.

Шаг

со

степа

вперёд,

мяч

переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.

2. И.п.: то же. Шаг со степа назад, мяч переложить над головой в другую

руку; вернуться в и.п.

3. И.п.: то же. Шаг вперёд, шаг назад, мяч перекладывать над головой из руки

в руку.

4. И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вывести вперёд

на носок перед степом, одновременно вынести вперёд правую (левую) руку с

мячом; вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

5. И.п.: о.с. выполняется то же движение вправо (влево) от степа.

6. И.п.: о.с. То же назад от степа.

29

7. И.п.: о.с. на степе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выпад вправо

(влево) от степа, три покачивания, вернуться в и.п., мяч переложить в другую

руку.

8. И.п.: о.с. на степе, руки вперёд, мяч в правой руке. Поворот направо

(налево), поднимаясь на носки и отводя правую (левую) руку с мячом назад.

Вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.

9. И.п.: то же. Тот же поворот вправо (влево), но ногу ставить на степ – доску

поочерёдно. Поворот направо – правую ногу, поворот налево – левую ногу.

10.И.п.: о.с. на степе. Выпад правой (левой) ногой вперёд за степ – доску,

руки вперёд, мяч переложить; вернуться в и.п.

11.И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести назад

за степ и поставить на носок; руки поднять вверх, мяч переложить, вернуться

в и.п.

12.И.п.: о.с. перед степом, мяч в правой руке. Шаг на степ, мяч переложить

над головой; вернуться в и.п.

13.Бег на месте, на степ доске.

14.И.п.: о.с. на степе, руки вверху над головой, мяч зажат между ладонями.

Кружиться на носках вокруг себя, одновременно ладонями «растирать» мяч.

15.Бег вокруг степ – доски в правую и левую сторону.

16.Повторить упр. №14

17.И.п.: о.с. на степе. Бросание мяча вверх и ловля его после хлопка.

18. То же, сидя на степ – доске, ноги в стороны.

19.И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из рук в руку,

переминаясь с ноги на ногу.

20.И.п.: о.с. на степ – доске, мяч в правой руке. Прыжком – ноги врозь, за

степ в разные стороны; мяч переложить в другую руку; прыжком вернуться в

и.п.

21.Ходьба на степе, «растирая» мяч в ладонях. И.п.: правая нога – на степе,

левая на полу слева от степа, руки в стороны, мяч в левой руке. Прыжком

сменить положение ног, переложить в другую руку.

22. Повторить №20

23. Ходьба на месте, на степ – доске.

24. Перестроение в колонну по одному, мяч положить на место.

25. Перестроение в три звена к степ доскам. Взять степы.

26. Перестроение в круг. Положить степ – доски по кругу.

27. Ходьба на месте на степ – доске. 28. Шаг назад – вперёд.

29. Приставной шаг вправо по кругу, до возвращения на место.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Музыка для релаксации. Игра – медитация «У озера».

30

Круг

из

степов

озеро.

Дети

в

нём

«плещутся»,

«охлаждаются»,

«брызгаются», опускают ноги и отдыхают.

31

Приложение 3

Перспективно – календарное планирование в старшей группе

(первый год обучения)

Сентябрь – ноябрь.

Задачи: способствовать усвоению детьми базовых упражнений степ-аэробики, развивать

умение

детей

ритмично

двигаться

в

соответствии

с

характером

музыки;

развивать

координацию движений, ловкость, быстроту; воспитывать выдержку, внимание.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.Мониторинг

2. Развивать умение

слышать музыку и

двигаться в такт музыки.

3. Разучивание аэробных

шагов (ви-степ, открытый

шаг, страддел, шоссе-

подскок отбив ногу, без

степов)

4. Развивать равновесие,

выносливость.

5. Развивать ориентировку в

пространстве.

6.Познакомить со степ-

дорожкой.

7.Разучить комплекс №1 на

степ – платформах.

1. Совершенствовать

комплекс №1

2.Учить правильному

выполнению степ шагов на

степах (подъём, спуск;

подъём с оттягиванием

носка)

3.Научить начинать

упражнения с различным

подходом к платформе.

4.Развивать мышечную силу

ног.

5.Развивать умение работать

в общем темпе.

1.Повторение комплекса №1

2.Закреплять разученное.

3.Продолжать развивать

выносливость, равновесие

гибкость, быстроту.

4.Развивать умение

действовать в общем темпе.

Декабрь – февраль

Задачи: способствовать

развитию

силы

мышц

туловища

и

ног,

укреплению

голеностопного сустава; содействовать развитию координации движений и ориентировке в

пространстве;

формировать

навык

правильной

осанки;

осуществлять

профилактику

плоскостопия и укрепление мышц сводов стопы; воспитывать выносливость; создать

эмоциональный настрой.

Декабрь

Январь

Февраль

1.Разучить комплекс №2 на

степ – платформах.

1.Совершенствовать

комплекс №2 на степ –

1.Повторение комплекса

№2.

32

2.Закреплять разученные

упражнения с добавлением

рук.

4.Разучивание новых

шагов.

5.Развивать выносливость,

равновесие, гибкость.

6.Укреплять дыхательную

систему.

7.Развивать уверенность в

себе.

платформах.

2.Закреплять разученные

упражнения с различной

вариацией рук.

3.Разучивание шага с

подъемом на платформу и

сгибанием ноги вперед, с

махом в сторону.

4.Продолжать учить

выполнять упражнения в такт

музыке.

5.Развивать умения твердо

стоять на степе.

2.Закреплять разученное.

3.Продолжать развивать

выносливость, равновесие

гибкость, быстроту.

4.Развивать умение

действовать в общем темпе.

Март – май

Задачи: совершенствовать умение выполнять упражнения комплекса степ – аэробики;

закреплять умение двигаться в соответствии с характером музыки; учить отбивать мяч

двумя руками в движении по степ – платформам; развивать координацию движений,

ловкость,

быстроту,

чувство

равновесия,

ориентировку

в

пространстве;

воспитывать

выдержку, внимание, сосредоточенность, настойчивость в достижении положительных

результатов.

Март

Апрель

Май

1.Разучить комплекс №3.

2.Поддерживать интерес

заниматься аэробикой

3.Совершенствовать

разученные шаги.

4.Продолжать развивать

равновесие, гибкость, силу

ног.

5.Воспитывать любовь к

физкультуре.

6.Развивать ориентировку в

пространстве.

7.Разучивание связок из

нескольких шагов.

1.Совершенствовать

комплекс №3.

2.Разучивание прыжков.

3.Упражнять в сочетании

элементов.

4.Закрепление и

разучивание связок из 3-4

шагов

5.Продолжать развивать

мышечную силу ног.

1.Повторение комплекса

№3.

2.Закреплять степ шаги.

3.Учить реагировать на

визуальные контакты.

4.Совершенствовать

точность движений.

5.Развивать быстроту.

6.Развивать умение

действовать в общем темпе.

7. Мониторинг.

33

Перспективно – календарное планирование в подготовительной группе (второй год обучения)

Задачи: отработка базовых шагов аэробики в связках; освоение детьми движений и связок танцевальной аэробики; укреплять дыхательную

систему; развивать равновесие, выносливость, быстроту; развивать уверенность в себе.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.Мониторинг

2. Развивать умение слышать музыку и

двигаться в такт музыки.

3. Разучить комплекс №1 на степ -

платформах.

4. Развивать равновесие, выносливость.

5. Развивать ориентировку в пространстве.

1. Совершенствовать комплекс №1 на

степ - платформах.

2.Закреплять правильное выполнение

степ шагов на степах (подъем, спуск;

подъем с оттягиванием носка)

3.Закреплять упражнения с различным

подходом к платформе.

4.Развивать мышечную силу ног.

5.Закреплять умение работать в

общем темпе с предметами - мелкими

мячами.

1.Повторить комплекс № 1 на степ –

платформах.

2.Закреплять разученные

упражнения с добавлением рук.

3.Развивать выносливость,

равновесие, гибкость.

4.Укреплять дыхательную систему.

5.Развивать уверенность в себе.

6. Закреплять разученную

ритмическую композицию «Чунга –

Чанга».

Декабрь

Январь

Февраль

1.Разучить комплекс №2 на степ –

платформах.

2.Закреплять разученные упражнения с

различной вариацией рук.

3.Закрепление шага с подъемом на

платформу и сгибанием ноги вперед, с

махом в сторону.

4.Продолжать учить выполнять упражнения

в такт музыке.

5.Развивать умения твердо стоять на степе.

1. Совершенствовать комплекс № 2 на

степ – платформах.

2.Закреплять ранее изученные шаги.

3.Закреплять новый шаг.

4.Развивать выносливость, гибкость.

5.Развитие правильной осанки.

6. Повторить танцевальную

композицию «Чунга – Чанга».

1. Повторить комплекс № 2 на степ

– платформах.

2.Продолжать закреплять степ

шаги.

3.Учить реагировать на визуальные

контакты.

4.Совершенствовать точность

движений.

5.Развивать быстроту

.

6. Закреплять разученную

34

6. Разучить танцевальную композицию

«Чунга – Чанга».

танцевальную композицию «Чунга

– Чанга».».

7. Промежуточный мониторинг.

Март

Апрель

Май

1.Разучивать комплекс № 3.

2.Поддерживать интерес заниматься

аэробикой.

3.Совершенствовать разученные шаги.

4.Продолжать развивать равновесие,

гибкость, силу ног.

5.Воспитывать любовь к физкультуре.

6.Развивать ориентировку в пространстве.

7.Разучивание связок из нескольких шагов.

8.Разучивание танцевальной композиции

«Вместе весело шагать».

1.Совершенствовать комплекс № 3 на

степ – платформах.

2.Разучивание прыжков.

3.Упражнять в сочетании элементов.

4.Закрепление и разучивание связок из

3-4 шагов.

5. Повторение танцевальной

композиции «Вместе весело шагать».

1.Мониторинг.

2. Повторение комплекса № 3.

3.Закреплять разученное.

4.Продолжать развивать

выносливость, равновесие гибкость,

быстроту.

5.Развивать умение действовать в

общем темпе.

6. Закреплять разученную

танцевальную композицию «Вместе

весело шагать».

35

Приложение 4

Диагностические методики М.А. Руновой, Э.Я Степаненковой, В. Н.

Шебеко, В.И. Ляха для определения физической подготовленности

I

.Равновесие

1.Упражнение «Фламинго»

Удержание

равновесия

на

одной

ноге,

другая

стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на

пояс (сек).

Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки.

пол

5

6

7

мальчики

8,7 - 12

12,1 – 25,0

25,1 – 30,2

девочки

7,3 – 10,6

10,7 – 23,7

23,8 - 30

II.Гибкость и силовая выносливость.

1.Стоя на гимнастической скамейки, наклониться вперед, ноги не сгибая в

коленях.

Уровни

5-6 лет

6 -7лет

мальчики

высокий

7 см

6см

средний

2 – 4 см

3 – 5 см

низкий

Менее 2 см

Менее 3 см

девочки

высокий

8 см

8 см

средний

4 – 7 см

4 – 7 см

низкий

Менее 4 см

Менее 4 см

2.Лежа на спине поднимание туловища за 30 сек

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Мальчики

высокий

10-12

12-14

средний

8-10

10-12

36

низкий

6-8

8-10

Девочки

высокий

8-10

9-12

средний

5-8

6-9

низкий

Менее 5 раз

Менее 6 раз

III.Чувство ритма.

Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма ).

Высокий уровень – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену

музыкального ритма.

Средний уровень– испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при

помощи взрослого исправляется.

Низкий

уровень–

не

слышит

смены

ритма

музыки,

ритм

движений

не

соответствует ритму музыки.

IV. Знание базовых шагов.

Высокий уровень – ребёнок знает и свободно воспроизводит базовые шаги.

Средний уровень – ребёнок знает и выполняет базовые шаги, но требуется

некоторая помощь взрослого, движения неуверенные, скованные.

Низкий уровень – ребёнок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет

основные элементы только по показу взрослого.

V. Быстрота

Бег на 10 метров с хода (тест позволяет оценить скоростные качества

ребенка

и

его

реакцию).

На

беговой

дорожке

намечаются

линии

старта

и

финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет -

37

кегля, кубик), для того, чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал

резкой остановки. Предлагаются 2 попытки, отдых между ними 5 минут.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу.

Воспитатель

стоит

сбоку

от

линии

старта

с

секундомером.

После

взмаха

флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель

включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии

финиша. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

уровень

низкий

средний

высокий

10 м/с хода (сек)

мальчики

2,5 – 2,1

2,4 – 1,9

2,2 – 1,8

девочки

2,7 – 2,2

2,5 – 2,0

2,4 – 1,8

VI. Координационные способности

Челночный бег 3 раза по 10 м (для оценки ловкости) - определяется

способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с

требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ребенок встает у контрольной

линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер)

трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии

расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.

Фиксируется общее время бега.

уровень

высокий

средний

низкий

Челночный бег

3*10 (сек)

мальчики

12,7

11,5

10,5

девочки

13,0

12,1

11,0

38

Приложение 5

Таблица 1. Уровень физической подготовленности (сентябрь) первого года обучения

Ф.И.

ребёнка

Координационные

способности

Определение

быстроты

Определение

функции

равновесия

Определение

чувство ритма

Определение

гибкости

Знание базовых

шагов

Наклон

вперёд из

положения

стоя

Подъем

туловища из

1.

Давид В.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

2.

Есения К.

Средний

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

3.

Максим К.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

4.

Лиза К.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

5.

Аня П.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

6.

Вика П.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

7.

Миша С.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

8.

Алёша С.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

9.

Глеб С.

Средний

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

10.

Варя Ф.

Средний

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

11.

Матвей Щ.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Таблица 2 Уровень физической подготовленности (май) первого года обучения

39

Ф.И.

ребёнка

Координационные

способности

Определение

быстроты

Определение

функции

равновесия

Определение

чувство ритма

Определение

гибкости

Знание

базовых

шагов

Наклон

вперёд из

положения

стоя

Подъем

туловища из

положении

1.

Давид В.

Средний

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

2.

Есения К.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

3.

Максим К.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

4.

Лиза К.

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

5.

Аня П.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

6.

Вика П.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

7.

Миша С.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

8.

Алёша С.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

9.

Глеб С.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

10.

Варя Ф.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

11.

Матвей Щ.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Приложение 6

Рисунок 2. Итоговая диаграмма физической подготовленности

(первый год обучения)

40

Координационные способности

Определение быстроты

Определение равновесия

Определение чувство ритма

Определение гибкости

Знание базовых шагов

0%

20%

40%

60%

80%

100%

120%

27%

18%

0%

0%

0%

0%

73%

82%

100%

100%

100%

100%

27%

27%

45%

55%

64%

73%

64%

64%

45%

45%

36%

27%

9%

9%

10%

0%

0%

0%

Высокий сентябрь

Средний сентябрь

Низкий сентябрь

Высокий май

Средний май

Низкий май

Приложение 7

Таблица 3. Уровень физической подготовленности (сентябрь) второго года обучения

Ф.И.

ребёнка

Коорд

Опред

Опред

Опред

Определение

гибкости

Знание

базовых

41

инационные

еление

быстроты

еление

функции

равновесия

еление

чувство

ритма

шагов

Наклон

вперёд из

положения

стоя

Подъем

туловища из

положении

1.

Давид В.

Средний

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

2.

Есения К.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

3.

Максим К.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

4.

Лиза К.

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

5.

Аня П.

Низкий

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

6.

Вика П.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

7.

Миша С.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

8.

Алёша С.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

9.

Глеб С.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

10.

Варя Ф.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

11.

Матвей Щ.

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Таблица 2 Уровень физической подготовленности (февраль) второго года обучения

Ф.И.

ребёнка

Координационные

способности

Определение

быстроты

Определение

функции

равновесия

Определение

чувство ритма

Определение

гибкости

Знание

базовых

шагов

Наклон

вперёд из

положения

стоя

Подъем

туловища из

положении

1.

Давид В.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

42

2.

Есения К.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

3.

Максим К.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

4.

Лиза К.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

5.

Аня П.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

6.

Вика П.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

7.

Миша С.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

8.

Алёша С.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

9.

Глеб С.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

10.

Варя Ф.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

11.

Матвей Щ.

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

100% -

высокий

100% -

высокий

91% -

высокий

9% -

средний

82% -

высокий

18% -

средний

91% -

высокий

9% -

средний

91% -

высокий

9% -

средний

1 0 0 %

-

высокий

Приложение 7

Рисунок 3. Результаты сравнительной диагностики уровня

развития физической подготовленности (май 2019 г. и февраль

2020 г. )

43

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

48%

47%

5%

94%

6%

0%

Май 2019 г.

Февраль 2020 г.

44



В раздел образования