Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Костицына Людмила Михайловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 527
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Костицына Л.М.

заведующий

МБДОУ детский сад № 527

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений

работы

с

подрастающим

поколением

становится патриотическое

воспитание.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-

исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.

Развивать

у

детей

понимание

культурного

наследия

и

воспитывать

бережное

отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно дошкольный

возраст - благоприятный период воспитания патриотизма, любви к малой Родине;

воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику

человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь

историческое

и

культурное

наследие

русского

народа. Социальный

заказ

государства,

гуманистические

тенденции

в

образовании,

вариативность

системы

дошкольного

образования

позволяют

использовать

инновационные

подходы

в

нравственно-патриотическом

воспитании.

Одним

из

таких

подходов

является

«музейная педагогика».

Понятие "музейная педагогика" появилось в начале 1980-х гг., заимствовано из

немецкой терминологии. Современная музейная педагогика направлена на решение

задач

нравственно-патриотического

воспитания

и

активизации

творческих

способностей

личности. Активное

использование

музейной

педагогики

в

образовательном

процессе

помогает

приобщать

детей

к

истокам

народной

и

национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию

чувства патриотизма и духовности. Музейная педагогика в детском саду является

одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? И как сделать

так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную

деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

Принципы

создания

детского

музея

сформулировал

в

20-е

годы XX столетия

русский педагог А.У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к

детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также

совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в

этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что

дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития

интеллекта

ребенка

выступает

манипулирование

предметами,

так

как

осязание

дополняет

и

обогащает

зрительную

информацию

(«знать

предмет

значит

действовать с ним»).

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций

или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и

сбор материалов, проведение досугов и праздников, проектная деятельность.

Создание групповых мини - музеев в детском саду проходило в три этапа при

участии всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их

родителей (законных представителей)).

В рамках подготовительного этапа определили тему и название группового мини-

музея, место его размещения, разработали модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривал непосредственное создание группового мини-

музея: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музея учитывались следующие принципы:

1. Наглядность. При подборе коллекции учитывалась, прежде всего, образовательная

функция. Коллекция музея должна была содержать большой наглядный и

практический материал.

2. Природосообразность. Мини-музей должен учитывать психофизиологические

особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия

творческого потенциала каждого ребенка.

3. Интеграция. Мини-музей должен учитывать содержание образовательной

программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных

образовательных областей.

4. Научность. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику

мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы

научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5. Интерактивность. Экспонаты мини-музея позволяют детям на основе чувственных

восприятий обогащать личный опыт.

6. Мобильность. Композиции мини-музея составлены таким образом, чтобы при

необходимости они могли использоваться мобильно.

7. Доступность. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

8. Гуманизма. Экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей.

9. Региональный компонент. Мини-музей должен предусматривать организацию

работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также

культурой других народов, что способствует развитию толерантности и

формированию чувства патриотизма.

Размещение мини-музея в групповом помещении позволяет выстраивать

материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель

имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию

рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу,

использовать

некоторые

экспонаты

для

режиссерских

игр,

пользоваться

дидактическими

играми

и

проводить

самостоятельные

исследования

за

экспериментальным столиком.

В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось

созданию

условий

для

самостоятельной

деятельности

дошкольников.

Поскольку

ведущей

деятельностью

для

ребенка

является

игра,

в

каждом

мини-музее

был

устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в

различные игры.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ - это то, что в настоящих музеях

трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно

посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты,

брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный

созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и

его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения,

совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В ходе данного этапа реализации проекта были разработаны:

- содержание экскурсий по мини-музеям;

- семейные мероприятия, которые были включены в перспективный план работы с

детьми и родителями.

Важное

место

в

работе

мини-музея

отводится

обзорным

и

тематическим

экскурсиям,

познавательным

беседам

и

мероприятиям,

организации

выставок.

Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших групп,

которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей

младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

- выявление творческих способностей детей;

- расширение представлений о содержании музейной культуры;

- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-

музеев, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей

тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Так, в детском саду были созданы мини музеи: «Животные Урала», «Русские

куклы»,

«Русская

матрешка»,

«В

гостях

у

сказки»,

«Расписная

игрушка»,

«Малахитовая шкатулка», «Екатеринбург - столица Урала».

Наша

работа

по

созданию

музейного

пространства

в

ДОУ

продолжается.

Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции.

Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают

дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело,

свою группу, детский сад, семью, Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности

дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой

для детей и взрослых.



В раздел образования