Автор: Костицына Людмила Михайловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 527
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Костицына Л.М.
заведующий
МБДОУ детский сад № 527
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений
работы
с
подрастающим
поколением
становится патриотическое
воспитание.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-
исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать
у
детей
понимание
культурного
наследия
и
воспитывать
бережное
отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно дошкольный
возраст - благоприятный период воспитания патриотизма, любви к малой Родине;
воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику
человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь
историческое
и
культурное
наследие
русского
народа. Социальный
заказ
государства,
гуманистические
тенденции
в
образовании,
вариативность
системы
дошкольного
образования
позволяют
использовать
инновационные
подходы
в
нравственно-патриотическом
воспитании.
Одним
из
таких
подходов
является
«музейная педагогика».
Понятие "музейная педагогика" появилось в начале 1980-х гг., заимствовано из
немецкой терминологии. Современная музейная педагогика направлена на решение
задач
нравственно-патриотического
воспитания
и
активизации
творческих
способностей
личности. Активное
использование
музейной
педагогики
в
образовательном
процессе
помогает
приобщать
детей
к
истокам
народной
и
национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию
чувства патриотизма и духовности. Музейная педагогика в детском саду является
одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? И как сделать
так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную
деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Принципы
создания
детского
музея
сформулировал
в
20-е
годы XX столетия
русский педагог А.У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к
детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также
совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в
этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что
дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития
интеллекта
ребенка
выступает
манипулирование
предметами,
так
как
осязание
дополняет
и
обогащает
зрительную
информацию
(«знать
предмет
–
значит
действовать с ним»).
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций
или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и
сбор материалов, проведение досугов и праздников, проектная деятельность.
Создание групповых мини - музеев в детском саду проходило в три этапа при
участии всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их
родителей (законных представителей)).
В рамках подготовительного этапа определили тему и название группового мини-
музея, место его размещения, разработали модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривал непосредственное создание группового мини-
музея: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини-музея учитывались следующие принципы:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывалась, прежде всего, образовательная
функция. Коллекция музея должна была содержать большой наглядный и
практический материал.
2. Природосообразность. Мини-музей должен учитывать психофизиологические
особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка.
3. Интеграция. Мини-музей должен учитывать содержание образовательной
программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных
образовательных областей.
4. Научность. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику
мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы
научным и в то же время доступным для ребенка языком.
5. Интерактивность. Экспонаты мини-музея позволяют детям на основе чувственных
восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильность. Композиции мини-музея составлены таким образом, чтобы при
необходимости они могли использоваться мобильно.
7. Доступность. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма. Экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей.
9. Региональный компонент. Мини-музей должен предусматривать организацию
работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также
культурой других народов, что способствует развитию толерантности и
формированию чувства патриотизма.
Размещение мини-музея в групповом помещении позволяет выстраивать
материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель
имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию
рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу,
использовать
некоторые
экспонаты
для
режиссерских
игр,
пользоваться
дидактическими
играми
и
проводить
самостоятельные
исследования
за
экспериментальным столиком.
В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось
созданию
условий
для
самостоятельной
деятельности
дошкольников.
Поскольку
ведущей
деятельностью
для
ребенка
является
игра,
в
каждом
мини-музее
был
устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в
различные игры.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - это то, что в настоящих музеях
трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно
посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты,
брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный
созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и
его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения,
совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В ходе данного этапа реализации проекта были разработаны:
- содержание экскурсий по мини-музеям;
- семейные мероприятия, которые были включены в перспективный план работы с
детьми и родителями.
Важное
место
в
работе
мини-музея
отводится
обзорным
и
тематическим
экскурсиям,
познавательным
беседам
и
мероприятиям,
организации
выставок.
Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших групп,
которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей
младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-
музеев, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей
тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Так, в детском саду были созданы мини музеи: «Животные Урала», «Русские
куклы»,
«Русская
матрешка»,
«В
гостях
у
сказки»,
«Расписная
игрушка»,
«Малахитовая шкатулка», «Екатеринбург - столица Урала».
Наша
работа
по
созданию
музейного
пространства
в
ДОУ
продолжается.
Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции.
Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают
дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело,
свою группу, детский сад, семью, Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности
дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой
для детей и взрослых.