Напоминание

"Знакомство со школьной службой примирения"


Автор: Дадаева Оксана Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 94
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство со школьной службой примирения"
Раздел: среднее образование





Назад




Дадаева О.Г.,

педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 94»

Классный час

Знакомство со школьной службой примирения «Согласие»

Цель: познакомить учащихся с понятием медиации, школьной службой примирения

«Согласие».

Организационный момент

Вступительное слово

В школе часто возникают конфликты: на перемене, на уроке, даже по дороге

домой. В конфликте всегда две стороны и каждая стремится отстоять свои интересы.

Но иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте

индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Просмотр видеоролика притча о слоне и слепых мудрецах.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды

в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал

один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем

знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал

большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на

веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на

дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку".

Этот

человек

нащупал

слоновий

хвост.

"Слон

похож

на

копье",-

воскликнул

четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая

стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий

хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" -

"Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на

друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение.

Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? (Каждый человек мог

представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате

каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не

хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на

различиях в восприятии).

Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (Наличие

другой стороны).

Основная часть

Таким посредником в школе выступает школьная служба примирения «Согласие».

Слайд 1.

Кто входит в состав школьной службы примирения? Слайд 2.

Кто такие медиаторы?

Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше

разобраться

в

ситуации

и

быстрее

найти

верное

решение,

устраивающее

обе

стороны.

Что такое медиация? Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare"

-

посредничать.

Медиация -

это

переговоры

с

участием

третьей,

нейтральной

стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны

разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

В каких случаях обращаются в школьную службу примирения? Слайд 3.

Если вы:

· Поругались или подрались;

· У вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика;

· Если вас обижают в классе и т.д.;

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В школьную службу примирения «Согласие»

Работа

службы

направлена

на

помощь

ученикам

школы

в

мирном

разрешении

конфликтов.

Поведение

в

конфликте

во

многом

зависит

от

самого

человека. Просмотр видеоролика «Два барана»

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации (когда ссоритесь)?»

сейчас мы выполним тест «Поведение в конфликте» Слайды 4-7.

Если

вам

свойственно

то

или

иное

поведение,

поставьте

определенное

количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение.

Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

1.Угрожаю или дерусь

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3.Ищу компромиссы.

4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.Избегаю противника.

6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

8.Иду на компромисс.

9.Сдаюсь

10.Меняю тему.

11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.Предлагаю мир.

15.Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске:

1

6

11

А

2

7

12

Б

3

8

13

В

4

9

14

Г

5

10

15

Д

Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на

своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это

тип человека «я всегда прав».

Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно

договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете

решение, удовлетворили бы обе стороны.

В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С

готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять

ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Делаем выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но

не

стоит

воспринимать

это

как

нечто

неизменное.

Это

повод

задуматься

и

в

дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Как работает служба школьной медиации? Слайд 8 Принципы ШСП

Проводит программы примирения только при добровольном участии всех сторон

конфликта.

Это альтернативный путь разрешения конфликта.

Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то

защищать

или

что-то

советовать.

Их задача

помочь

вам

самим

спокойно

разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ

РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ СЛАЙД 9

1) Стороны признают свое участие в конфликте или любой другой ситуации (но не

обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;

2) Сторонам больше 10 лет.

4) Желательно,

чтобы

информация

о

ситуации

не

передавалась

на

время

рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по

профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

5) Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно

присутствие взрослого.

НА ВСТРЕЧЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: (СЛАЙД 10)

1) Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать

говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

2) На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

3) Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на

встрече не разглашается.

4) Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального

разговора с ведущим программы.

ЧТО

ДАЕТ

ОБРАЩЕНИЕ

В

ШКОЛЬНУЮ

СЛУЖБУ

ПРИМИРЕНИЯ,

(СЛАЙД 11)

В

случае

добровольного

согласия

сторон,

ведущий

программы

проводит

примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

· каковы последствия ситуации для обеих сторон;

· каким образом разрешить ситуацию;

· как сделать, чтобы этого не повторилось.

При

необходимости

составляется

план

по

возмещению

ущерба

и

социально-

психологической реабилитации сторон.

Куда обращаться? Слайд 12



В раздел образования