Автор: Чернозипунникова Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ ВСОШ
Населённый пункт: город Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: Формированию у обучающихся культуры толерантности
Тема: Представление опыта по профилактике экстремистских проявлений среди обучающихся
Раздел: среднее образование
Практическая работа
Представление опыта по профилактике экстремистских проявлений
среди обучающихся
Формированию у обучающихся культуры толерантности
Задачи:
1.
Развитие у обучающихся черт толерантной личности с целью воспитания
чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур,
способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и
индивидуальность.
2.
Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и
применять их в повседневной жизни.
3.
Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их
ненасильственными средствами.
4.
Внедрять новые методики, формы и приёмы работы по развитию
толерантности в образовательном процессе.
Содержание деятельности направлено на создание условий для развития
личности обучающегося, развитие мотиваций к познанию и творчеству,
приобщения к общечеловеческим ценностям, для его интеграции в системе
мировой и отечественной культур.
Для этого организуются следующие формы деятельности: классные часы, уроки
памяти, уроки-встречи, дискуссии, тренинги, конкурсы, ролевые и деловые
игры. Проводимые мероприятия планируются с учетом возрастных категорий
обучающихся школы.
Темы классных часов: «Экстремизм и патриотизм», «Что такое
толерантность?», «Толерантность в подростковой среде», «О
неформальных подростковых объединениях» .
На классных часах используются активные формы работы: составляем
синквейны, знакомимся с новыми терминами, определяем черты толерантной
личности, правила толерантного взаимодействия не только общие, но и для
своего класса. Например: «Урок памяти о трагедии в Беслане», «День памяти
жертв теракта в Волгодонске», «Международный день Холокоста» , «День
юного героя- антифашиста».
Тематика мероприятий по формированию толерантности , так же отражена в
программе патриотического воспитания «Я - гражданин!»
Учитывая многонациональный состав Свердловской области,
традиционным стало проведения в МБОУ ВСОШ «Дней национальных
культур» , в рамках таких мероприятий обучающиеся знакомятся с
традициями, обычаями, искусством народов, их кулинарными
пристрастиями.
Например: «День армянской культуры» - о достопримечательностях
Армении, о знаменитой горе Арарат. Интерес вызвала армянская свадьба,
которую всегда празднуют с широким размахом, живой музыкой, звуками
национального инструмента – дудука. Обучающиеся узнали о талантливых
представителях этой национальности, поэтах, писателях, композиторах,
политических деятелях.
Данные мероприятия проводятся один раз в месяц, подготовкой их
занимаются педагоги и сами учащиеся, что является немаловажным.
.
Деятельность по формированию культуры толерантности среди
обучающихся, также реализуется в рамках дополнительного
образования. Программа ДО «Школа будущего психолога», здесь
обучающиеся учатся правильно выстраивать коммуникации, понимать
и принимать людей такими, какие они есть, профилактике
конфликтного поведения, способам решения конфликтов.
Например: Упражнение "Вспомните ситуации".
Цель: осознать виды интолерантности.
Этапы игры:
1. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы чувствовали себя
ущемленно или обидно.
2. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы себя почувствовали
некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью.
3. В малых группах необходимо выписать проявления интолерантности по
отношению к участникам группы в течение их жизни на основе уже
предложенных ситуаций (языковая, возрастная, религиозная и т.п.)
4. Формируется сводный список уровней интолерантности.
5. Каждая группа должна выбрать один вид интолерантности и
проиллюстрировать его в виде сценки.
6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось
конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.)
Направления работы с родителями (законными представителями)
Родительские собрания: «Поощрение и наказание детей в семье»,
«Положительные эмоции и их значение в жизни человека», «Как помочь
ребенку справиться с эмоциями»
Анкетирование родителей по проблемам: «Чем интересуется ваш ребенок?»
Консультации по темам «Ребенок и многонациональная среда», «Первые
ростки эмпатии в детском коллективе. Анализ наблюдений учителя».
Резюмируя
все
выше
сказанное,
можно
сделать
выводы,
что
воспитание
толерантности в школе будет успешным, если будут соблюдаться следующие
педагогические условия:
создано
единое
толерантное
пространство
образовательного
учреждения;
сформирована установка на толерантность, состоящую в готовности и
способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;
будут
вариативно
использоваться
активные
методы
обучения
и
воспитания;
организована социально-педагогическая работа по развитию навыков
коммуникативной толерантности учителей и учащихся;
организовано
просвещения
учащихся
с
целью
повышения
уровня
информативности по проблеме толерантности.
К соблюдению данных условий и направлена
деятельность в МБОУ
ВСОШ.
Воспитание
в
духе
терпимости
должно
быть
направлено
на
противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения
по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у
молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и
выработки суждений, основанных на моральных ценностях.