Напоминание

Представление опыта по профилактике экстремистских проявлений среди обучающихся


Автор: Чернозипунникова Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ ВСОШ
Населённый пункт: город Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: Формированию у обучающихся культуры толерантности
Тема: Представление опыта по профилактике экстремистских проявлений среди обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Практическая работа

Представление опыта по профилактике экстремистских проявлений

среди обучающихся

Формированию у обучающихся культуры толерантности

Задачи:

1.

Развитие у обучающихся черт толерантной личности с целью воспитания

чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур,

способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и

индивидуальность.

2.

Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и

применять их в повседневной жизни.

3.

Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их

ненасильственными средствами.

4.

Внедрять новые методики, формы и приёмы работы по развитию

толерантности в образовательном процессе.

Содержание деятельности направлено на создание условий для развития

личности обучающегося, развитие мотиваций к познанию и творчеству,

приобщения к общечеловеческим ценностям, для его интеграции в системе

мировой и отечественной культур.

Для этого организуются следующие формы деятельности: классные часы, уроки

памяти, уроки-встречи, дискуссии, тренинги, конкурсы, ролевые и деловые

игры. Проводимые мероприятия планируются с учетом возрастных категорий

обучающихся школы.

Темы классных часов: «Экстремизм и патриотизм», «Что такое

толерантность?», «Толерантность в подростковой среде», «О

неформальных подростковых объединениях» .

На классных часах используются активные формы работы: составляем

синквейны, знакомимся с новыми терминами, определяем черты толерантной

личности, правила толерантного взаимодействия не только общие, но и для

своего класса. Например: «Урок памяти о трагедии в Беслане», «День памяти

жертв теракта в Волгодонске», «Международный день Холокоста» , «День

юного героя- антифашиста».

Тематика мероприятий по формированию толерантности , так же отражена в

программе патриотического воспитания «Я - гражданин!»

Учитывая многонациональный состав Свердловской области,

традиционным стало проведения в МБОУ ВСОШ «Дней национальных

культур» , в рамках таких мероприятий обучающиеся знакомятся с

традициями, обычаями, искусством народов, их кулинарными

пристрастиями.

Например: «День армянской культуры» - о достопримечательностях

Армении, о знаменитой горе Арарат. Интерес вызвала армянская свадьба,

которую всегда празднуют с широким размахом, живой музыкой, звуками

национального инструмента – дудука. Обучающиеся узнали о талантливых

представителях этой национальности, поэтах, писателях, композиторах,

политических деятелях.

Данные мероприятия проводятся один раз в месяц, подготовкой их

занимаются педагоги и сами учащиеся, что является немаловажным.

.

Деятельность по формированию культуры толерантности среди

обучающихся, также реализуется в рамках дополнительного

образования. Программа ДО «Школа будущего психолога», здесь

обучающиеся учатся правильно выстраивать коммуникации, понимать

и принимать людей такими, какие они есть, профилактике

конфликтного поведения, способам решения конфликтов.

Например: Упражнение "Вспомните ситуации".

Цель: осознать виды интолерантности.

Этапы игры:

1. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы чувствовали себя

ущемленно или обидно.

2. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы себя почувствовали

некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью.

3. В малых группах необходимо выписать проявления интолерантности по

отношению к участникам группы в течение их жизни на основе уже

предложенных ситуаций (языковая, возрастная, религиозная и т.п.)

4. Формируется сводный список уровней интолерантности.

5. Каждая группа должна выбрать один вид интолерантности и

проиллюстрировать его в виде сценки.

6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось

конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.)

Направления работы с родителями (законными представителями)

Родительские собрания: «Поощрение и наказание детей в семье»,

«Положительные эмоции и их значение в жизни человека», «Как помочь

ребенку справиться с эмоциями»

Анкетирование родителей по проблемам: «Чем интересуется ваш ребенок?»

Консультации по темам «Ребенок и многонациональная среда», «Первые

ростки эмпатии в детском коллективе. Анализ наблюдений учителя».

Резюмируя

все

выше

сказанное,

можно

сделать

выводы,

что

воспитание

толерантности в школе будет успешным, если будут соблюдаться следующие

педагогические условия:

создано

единое

толерантное

пространство

образовательного

учреждения;

сформирована установка на толерантность, состоящую в готовности и

способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;

будут

вариативно

использоваться

активные

методы

обучения

и

воспитания;

организована социально-педагогическая работа по развитию навыков

коммуникативной толерантности учителей и учащихся;

организовано

просвещения

учащихся

с

целью

повышения

уровня

информативности по проблеме толерантности.

К соблюдению данных условий и направлена

деятельность в МБОУ

ВСОШ.

Воспитание

в

духе

терпимости

должно

быть

направлено

на

противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения

по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у

молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и

выработки суждений, основанных на моральных ценностях.



В раздел образования