Автор: Даниленко Наталья Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГК ОУ "Ленинская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Ленинск
Наименование материала: "Мастер-класс"
Тема: Использование приёмов критического мышления на уроке чтения.
Раздел: начальное образование
Мастер-класс «Использование приёмов критического
мышления на уроках в начальных классах»
Цель:
Ознакомление с приёмами критического мышления
Задачи:
расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития
критического мышления;
показать приемы критического мышления в своей практической работе.
Добрый день уважаемые коллеги, перед началом нашего мастер-класса, мне
хочется пожелать вам терпения, бодрости и отличного настроения.
Начнем мы наш мастер-класс с приёма, который называется «Микрофон».
Этот приём можно использовать в начале урока для определения темы урока,
введения учащихся в тему, или для постановки целей к уроку. Давайте,
попробуем…
(Передаём микрофон, участники отвечают на вопросы)
- Какая наука изучает закономерности возникновения, развития и
функционирования психики и психической деятельности человека и групп
людей. (Психология)
- Что изучает психология? (Психические процессы)
- Назовите высшие психические функции? (Мышление, память, восприятие,
речь). Мы сегодня постараемся задействовать все эти функции.
- Что такое мышление? (Мышление – высшая ступень человеческого
познания)
- Что такое критическое мышление в вашем понимании?
(Критическое мышление - есть мышление самостоятельное, при котором
каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо
от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно
носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно
свободы, чтобы самостоятельно решать даже самые сложные вопросы).
- Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления?
- А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках?
- Кто догадался, какую тему я взяла для сегодняшнего мастер-класса?
Сегодня цель моего мастер-класса не просто познакомить с современными
педагогическими приёмами, но и понять необходимость их применения на
уроках в свете внедрения новых ФГОС.
Прежде чем мы приступим, я предлагаю вам, для более продуктивной работы
на нашем мастер-классе, разделиться на 2 рабочие группы.
На разных этапах урока, мы с вами попробуем продемонстрировать приёмы
обучения, используя приёмы критического мышления на уроке чтения. Так, на
стадии вызова, в начале урока, можно использовать приём «Мозговой
штурм».
I
. Приём «Мозговой штурм»
.
Он включает в себя два основных этапа
:
1) Этап выдвижения.
2) Этап анализа выдвинутых идей.
Пример:
(На доску вывешивается портрет писательницы)
На портрете Ю.Н. Вознесенская.
Задание для 1 рабочей группы:
- Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? (Женщина,
русская, пожилая, добрая, умная, весёлая, писатель, поэт и т.п.)
Задание для 2 рабочей группы:
- Почему так решила первая группа? (Потому что … на портрете женщина,
волосы седые, она любит природу, у неё добрые глаза, женщина улыбается и
т.д.)
(Педагог выступает только в роли регламентёра, поправщика, не более…)
Этим приёмом мы подводим детей к восприятию биографии автора и
привлечению интереса.
Проверка ваших предположений:
Юлия
Вознесенская (настоящее
имя Юлия
Николаевна
Окулова,
урождённая Тараповская; 14 сентября 1940, Ленинград) — русский прозаик,
поэт
православного
направления.
Родилась
в
семье
военного
инженера,
который после войны служил в Восточном Берлине, где Вознесенская жила с
1945 по 1950. Училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино,
была активной деятельницей в кругах неформального искусства. В 1964 ее
впервые осудили на год принудительного труда.
С 1966 года начала печататься, первые стихи сначала в периодике, потом
в самиздате. В 1973 году приняла крещение. Проводила литературные вечера
в своей комнате в коммунальной квартире. В июне 1976 года участвовала в
подготовке первого номера журнала «Часы» (стр. 303). Стихи публиковала в
журналах «Часы», «37» (стр. 297), «Мария», в «самиздатских» журналах
«Грани», «Третья волна», «Вестник РХД», «Посев» (в том числе и статьи).
В том же году была осуждена на пять лет ссылки за «антисоветскую
пропаганду». Бежала из ссылки в Ленинград, на суд по делу Юлия Рыбакова,
что привело к двум годам лагерного заключения до июня 1979 года.
На Западе её стихотворения впервые были опубликованы в 1978 году в
журнале
«Грани».
В 1980 году эмигрировала
из
СССР
вместе
с
двумя
сыновьями.
До 1984 года о н а
ж и л а
в о Франкфурте-на-Майне,
п о т о м
поселилась в Мюнхене, где работала на радиостанции «Свобода».
В 1996—1999 годы жила
в Леснинской
женской
обители
Пресвятой
Богородицы в о
Ф р а н ц и и .
Т а м
п о
б л а г о с л о в е н и ю
игуменьи Афанасии н ап и с а л а
п о ве с т ь -п р и т ч у
« Мо и
п о с м е р т н ы е
приключения», после чего стала выпускать примерно по одному роману в
год. Поздние произведения Вознесенской часто называют «христианским
(или православным) фэнтези». С 2002 г. жила в Берлине. Мирно преставилась
в 2015 году.
Следующий приём:
II. Приём «Ассоциации».
На доску вывешивается название
произведения
.
«Путь Кассандры или приключения с макаронами».
Я предлагаю вам определить тему произведения. Этот приём помогает
развить воображение, интуицию.
(Участники высказывают предположения о содержании произведения,
обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.)
Наводящие вопросы:
- Почему именно так называется произведение?
-Что может произойти в рассказе с таким названием?
Переходим к следующему приёму:
III. Приём «Корзина идей».
Участники делятся на две группы, и
каждая работает над своей задачей:
1-я группа
Напишите, что вы знаете о макаронах? где их используют?
2-я группа
Напишите, что вы знаете о понятии путь? Какие бывают пути и т.п.
(складываем все идеи в корзину, либо помещаем наши идеи на доску,
где находится воображаемая (нарисованная) «Корзина – идей»).
Работа с произведением
. Чтение текста. (мы не будем подробно
останавливаться т.к. методики работы над текстом у нас всех разные)
IV. Переходим к стадии осмысления.
Совпали ли ваши
предположения с тем, о чем нам поведал нам этот роман? Проверим нашу
корзину идей… Проверка работы групп.
Как обобщение, повторение можно использовать «Пентагон» каждый этап её
представляет собой вопрос и пять подсказок к нему (пента – пять, отсюда и
такое интересное название).
V. Прием – «Пентагон».
Правила или условия приема «Пентагон».
Даётся определённая тема. Пять подсказок. Критерии оценивания: (ответ с
первой подсказки – 5 баллов, со второй — 4 балла, с третьей — 3 балла, с
четвертой — +2 балла, с пятой — 1 балл. Неверный ответ – 0 баллов.
Время на обсуждение каждой подсказки 15 секунд. Предлагаю поиграть. Мы
уже разделились на две группы. Первая группа попробует себя в качестве
составителя подсказок. Это самое сложное в этом приёме. Перед вами лежат
листы бумаги, наверху написана Тема. На обратной стороне есть фото-
отгадка, к которому вам нужно составить 5 подсказок. (Не показывайте его
другой группе).
Ваша тема: Книга. (На фото Библия). Расположите свои вопросы от
широкого понятия к более узкому.
Для ясности, вы можете понаблюдать за мной, пока я буду приводить пример
данной игры с вашими оппонентами.
Итак, наша тема: Природа.
(
на фото изображена радуга, его мы не показываем, а составляем к нему 5
вопросов-подсказок).
Подсказки – вопросы:
1.
Во многих культурах существуют легенды и мифы о силе этого явления.
2.
Психологи утверждают, что люди восхищаются этим явлением, потому
что это символ завета светлого будущего.
3.
В Древней Индии это явление считали луком бога Грома и молнии Индры,
а в Китае верили, что это дракон охраняющий небо и землю.
4.
Древние славяне считали её мостом, по которому с небес спускались
Ангелы набрать воды из реки или озера, чтобы перелить воду в облака, из
которых пойдёт живительный дождь.
5.
Каждый охотник желает знать где сидит фазан. (Ответ: Радуга)
Я надеюсь, смысл вам понятен. Вторая группа справилась с заданием?
Предлагаю кому-нибудь из группы выйти и продемонстрировать данный
приём.
Практическая работа
Тема: Книга.
(
на фото изображена «Библия», рабочая группа его не видит.
)
Подсказки – вопросы:
(
которые придумала вторая группа
)
1.
Её открывают каждый седьмой день недели в определённом месте.
2.
В ней хранится весь жизненный опыт, и тайны человечества.
3.
Она составлена из 40 книг.
4.
Вторая часть её повествует о Благой вести.
5.
Открыв её для себя, человек вступает на путь веры и познания.
(Книга - Библия)
Итог. На каких этапах урока можно использовать этот приём?
(Создать проблемную ситуацию, или обобщить добытые учащимися знания,
оригинально подвести итог. «Пентагон» может стать и творческим домашним
заданием).
Этот приём учит работать в команде, обсуждать и выдвигать разные версии,
слышать друг друга, думать критически. Этим приемом мы формируем
практически все БУД.
V.
Приём «Письмо самому себе».
Переходим к следующему этапу
«Рефлексия».
– На этом этапе можно использовать приём «Письмо самому себе»
.
Этот
приём помогает раскрыть артистические таланты, раскрепощает детей,
ставит их в положение оратора.
(Раздаю каждому участнику листы для письма).
Каждое письмо начинается со слов:
«Привет, я желаю всем вам…».,
«Мне хотелось бы…»,
«Сегодня я открыл для себя…»,
«Возможно, сегодня для меня …» и т. д.
Идея заключается в том, что зачитывать своё письмо они должны будут в
образе определённого героя, чей реквизит будет выбран. Педагог располагает
в мешке реквизит (картинки, фигурки героев, загадки и т.д.).
Например, картинки: робот, волк, Пятачок, пчела, змея, собака и т.п.
1. Образ робота какой? (металлический голос,
бесстрастный, монотонный),
значит письмо самому себе читаем в этом образе) и т.д.
Будем надеяться, что ваши пожелания исполнятся, а данные приёмы вас
заинтересовали.
Закончить свой мастер-класс хочу одной сказкой – притчей.
«Прямой путь – не есть самый короткий».
Жил был на свете дедушка. Он вышел на пенсию, купил себе домик на
краю города. Ему очень нравилось там жить: у него была своя лужайка и на
эту лужайку каждый день приходили дети. Они играли, кричали, бегали,
смеялись. Нашему дедушке это не очень нравилось, и он решил, что надо что
– то сделать, чтобы он стал единственным хозяином лужайки.
- Как вы думаете, что он сделал? (Предположения участников).
Наш дедушка не стал ставить забор, не стал ругать детей, так как
эффективность этих приемов не велика. Он пригласил детей в домик, напоил
их чаем, угостил конфетами и обратился к ним с предложением.
- Как вы думаете с каким предложением обратился дедушка к детям?
(Предположения участников).
Он сказал: «Мне очень нравится, как вы бегаете, кричите, смеетесь,
топаете и гоняетесь друг за другом. Я все думаю, а вдруг вы больше не
придете ко мне, и я буду скучать без вас. Давайте, я буду платить вам каждый
день по рублю, что вы будете играть на моей лужайке? Дети удивились, но
приняли такое выгодное предложение. Прошло три дня. Каждый вечер дети
получали от дедушки по рублю. И вот он снова приглашает их в домик,
угощает их чаем с конфетами и грустно – грустно так говорит: «Я тут
подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам каждый
день по рублю. Выходит, только по 30 копеек». Дети сморщили носы, грустно
вздохнули, но согласились играть за 30 копеек в день. Так прошло еще три
дня. И опять дедушка приглашает детей в дом на чаепитие и грустнее
прежнего объявляет, что может теперь платить только по 5 копеек в день. На
что разгневанные дети ответили: «За такие гроши играй на своей лужайке
сам!»
Прямой путь – не есть самый короткий. И, формируя УУД, БУДы вы
должны об этом помнить.
Спасибо за внимание.