Напоминание

Народные песни


Автор: Любавина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №14 г. Зеленокумска"
Населённый пункт: Советского района Ставропольского края
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Народные песни
Раздел: начальное образование





Назад




УМК: «Планета знаний»

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: Внеклассное чтение «Народные песни».

Цель урока:

- актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

- углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Формировать УУД:

Предметные:

• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;

• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

• Познакомить с русскими народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского

народа.

Метапредметные:

• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских

народных песен.

• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих

«маленьких» произведений на основе фольклорных.

Личностные:

• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств.

• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.

• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Коммуникативные:

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Внеклассное чтение».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, презентация, записи на доске, карточки, книги по теме.

Предполагаемый результат:

Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.

формирование представления детей о видах народных песен.

Развитие образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-

ный момент.

Организация

направленного

внимания на начало

урока

Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что

нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?

(Учитель предлагает детям выработать правила

работы на уроке.)

Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам

нужно соблюдать определенные правила. Некоторые

из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что

вы о них думаете.

Запись на доске.

Нам важно:

1. Доказать свою точку зрения.

2. Перебивать товарищей.

3. Видеть глубину и красоту авторского слова.

4. Выкрикивать свое мнение.

5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.

6. Молчать, когда спрашивают.

7. Быть готовым протянуть руку помощи.

8. Бояться высказывать сое мнение.

9. Использовать знания и умения, полученные на

других уроках.

10. Обижаться и обижать товарищей.

11. Быстро и дружно работать в паре и группе.

12. Быть бесполезным для товарищей.

Почему вы решили, что некоторые правила нам не

подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на

уроке.

-Много надо нам узнать.

Не будем время мы терять.

Анализируют

предложенные

правила

поведения на уроке; объясняют для чего

их нужно выполнять.

2. Введение в

Обобщить знания

- Чему посвящена наша выставка?

России. Творчеству русского народа.

2

тему.

Выставка книг.

Словарная

работа.

учащихся.

Дать определение

слову «фольклор»

-Какой раздел изучает народное творчество?

Устное народное творчество или другими словами –

фольклор. Какие произведения входят в устное

народное творчество?

Устное народное творчество.

Дети перечисляют: потешки, прибаутки,

скороговорки, пословицы

3. Актуализация

знаний,

мотивация.

Создать

соответствующую

эмоциональную

атмосферу, оживить

жизненные

впечатления детей,

необходимые для

восприятия

произведения.

Речевая разминка.

-Много надо нам узнать.

Не будем время мы терять.

Прочитайте стихотворение.

Коляда, коляда,

Приходи издалёка,

Один раз в годок,

Полюбуемся часок.

С морозом трескучим,

Со стужей колючей,

Со снегами белыми,

С вьюгой, с метелями.

Самокаты — сани

Покатили сами -

От села до села,

Коляда весела.

- Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.

- Прочитаем все вместе плавно и певуче.

- Прочитаем с ускорением.

- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

- Правильно – это колядка. А что обозначает это

слово?

- Как называют такие стихи?

- Кто придумал эту песню?

Дети читают стихотворение медленно,

«жужжащим» чтением; плавно и певуче;

с ускорением.

Колядку.

Коляда́

— традиционный праздник

языческого происхождения у славянских

народов, связанный с зимним

солнцестоянием, приуроченный к

Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми

атрибутами праздника являлись

переодевания (ряженье с

использованием шкур, масок и рогов),

торжественные колядные песни в честь

хозяев дома, одаривание колядовщиков,

3

молодёжные игры, гадания. (отвечает

подготовленный ребенок). Такие стихи

называют песнями. А придумал их

народ.

4. Постановка

цели и задачи

урока.

Выдвинуть

предположение о

теме и целях

предстоящего

урока.

- Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?

На экране появляется тема: «Народные песни»

- Как вы понимаете слово «народные»

Дети высказывают свои предположения

о целях урока; отвечают на вопросы

учителя.

Мы будем изучать народные песни.

Народные (от слова народ): не один

человек, а коллектив, потому что автор

безымянен.

Народное – так как нет одного автора,

автор – народ, простой народ не знал

грамоты, поэтому песни не

записывались, а запоминались,

дополнялись новым содержанием, то

есть передавались из уст в уста.

5. Первичное

восприятие

произведения.

Обеспечить

целостность,

эмоциональность,

интерес к

изучаемому

произведению.

1) Беседа о русских народных песнях.

а)А что такое «Русская народная песня»

Народной называют песню, слова и музыка

которой сложились исторически. У народной песни

нет определённого автора, или автор неизвестен.

Истоки русской народной песни уходят в седую

древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей

эры греческие, римские и арабские историки с

восторгом писали о славянских песнях, а самих

славян называли «песнелюбцами».

Б) Роль песни в народной жизни

Вся жизнь русского человека от рождения и до

Дети внимательно слушают. Отвечают

на вопросы.

Смотрят слайды

4

смерти сопровождалась песней.

Н.А. Добролюбов писал: «Еще в колыбели дети

убаюкивались песнями, подрастая, сами выучивались

напевать...

С песней трудились в поле и в кузне. Наши предки

были земледельцами, поэтому многие обряды и

сопутствующие им песни связаны с сельскими

работами

Зимой, долгими вечерами женщины обирались

там, где дом был попросторнее, занимались какой-

либо неторопливой, монотонной работой (прядением,

шитьем, вышиванием) и обязательно пели песни.

С песней отдыхали.

Собирался молодец жениться, его сватанье,

девишник, свадьба — все это непременно оглашалось

песнями.

Песнями убаюкивали детей.

А когда человек умирал, его провожали

прощальными, грустными похоронными песнями.

С песней отъезжали на заработки, на войну, с

песней шли на каторгу, с песней тянули бечеву

бурлаки.

И все важные события – церковные праздники,

календарные даты, связанные с работами и с

семейными делами, тоже проживали с песнями.

И конечно не могли обойтись без песен вечные

странники –

арестанты, калики перехожие,

разбойный люд.

2)

Знакомство с жанрами песен

-Так на какие жанры можно разделить народные

песни?

Обрядовые, календарные, исторические,

лирические.

- Какие песни вы отнесёте к календарным,

Предположения детей

5

обрядовым, историческим, лирическим. К

лирическим относят и хороводные, и плясовые, и

шуточные, частушки.

3) Работа с текстом (листочки у каждого на парте)

Прочитайте, какие песни относятся к обрядовым.

Текст №1 Обрядовые песни

.

- С чем связаны обрядовые песни?

Текст№2 Календарные

Обрядовые песни сопровождались

действиями или плясками. Эти действия

должны совершаться в определенной

ситуации. Обрядовые песни принято

делить на семейно - бытовые и

календарные. Семейно- бытовые

произведения, связанны со свадебными и

похоронными обрядами .

Свадебный обряд состоял из ряда

последовательных действий, ни одно из

которых не пропускалось. И каждое

действие сопровождалось пением.

Вопленицами (профессиональными

плакальщицами) исполнялись

причитания. Эти плачи-песни

сопровождали все эпизоды похоронного

обряда. Смерть в плачах изображается в

образе закатывающего солнца.

- С обрядами.

Песни приурочены к определенным

дням или временам года. Основные

события – проводы зимы, встреча весны,

разгар лета, прощание с летними днями

– сопровождалось песнями. Жизнь

земледельца зависит от природы, и

потому еще в глубокой древности люди

старались на нее воздействовать.

Появились обряды, целью которых было

заклинать плодородие земли, хороший

приплод домашнего скота, семейное

изобилие и благополучие. Время

6

- С чем связаны календарные песни?

Текст№3 Лирические песни

совершения обрядов совпадало со

сроками работ по выращиванию урожая.

Например, Пасха, Масленица. Песен на

Масленицу пелось множество.

Масленичными песнями встречали

Масленицу, прославляли ее и

подсмеивались над ней, прощались с

нею. С Масленицей разговаривали как с

живым существом. В песнях она, то

красивая девушка, то «баба-

кривошейка», то «дорогая гостья», то

«обируха» и «обмануха» В

праздновании масленицы участвовали

люди всех возрастов, но особенную роль

играли дети. В одних местах принято

было посылать ребятишек с

первовыпеченными блинами на огород,

где они, скача верхом на кочерге,

кричали бы: «Прощай, зима…»

В других местах дети бегали

накануне Масленицы с лаптями по

деревне и всех, кто возвращался из

города, спрашивали: «Везешь ли

Масленицу?» Отвечавших отрицательно

колотили лаптями. В некоторых

губерниях именно мальчишки открывали

праздник, строя ледяные горы и

приветствуя Масленицу ритуальными

приговорами. Наконец, в последний день

праздника дети бегали иногда по деревне

от избы к избе и требовали блинов

особыми песенками. За поданный блин

7

- Какие песни вы отнесете к лирическим?

Особый жанр песенного народного творчества —

исторические песни. В таких песнях упоминается или

рассказывается об известных событиях русской

истории. В народе исторические песни считались

достоверными рассказами о прошлом.

- А может ли народная песня выразить настроение

человека, его мысли, характер и почему?

они показывали хозяйке куклу

Масленицы, что сулило урожай.

-С календарными событиями

Кроме народных обрядовых песен, в

фольклоре есть и песни не обрядовые,

отражающие сложный мир человеческих

чувств. Исполнение этих песен не

приурочено к какому-то дню или

времени года. Это самые древние песни

и связаны с трудом человека. Их пели

наши предки славяне, когда ждали весну,

обрабатывали свои поля, собирали

урожай; песни эти называют

сезонными. Такие песни необычайно

разнообразны. Лирические песни

называют в народе протяжными. Именно

в этих песнях особенно полно

отражались чувства русского человека,

его Думы о жизни.

Лирические песни - это разнообразные

хороводные, игровые и плясовые песни.

Плясовые, трудовые, душевные,

хороводные, игровые.

Потому, что музыка бывает разной -

8

медленной, серьезной, лирической,

печальной и наоборот, веселой, быстрой,

шуточной

6.

Прослушивание

музыкальной

записи русской

народной песни.

Учить слушать

музыкальное

произведение

– Каждый из вас слышал русские народные песни.

Они очень красивы, напевны, их легко запомнить.

(Прослушивание музыкальной записи русской

народной песни.)

- К какому жанру можно отнести эту песню?

Определяют темп, ритм, звучание песен.

7.Выявление

особенностей

восприятия

(проверка

восприятия)

Обеспечить

целостность,

эмоциональность,

интерес к

изучаемому

произведению.

- Приведите примеры русских народных песен, какие

они бывают? Как вы понимаете название песен

«потешки», «заклички», «плясовые»?

- К какому виду отнесете колыбельные песни?

Песни-потешки? Заклички? Шуточные песни?

Плясовые песни?

Приводят примеры русских народных

песен. Отвечают на вопросы.

8. Физминутка.

Получить

физическую

разрядку,

эмоциональный

настрой

Прослушивание музыкальной записи русской

народной песни: «Во поле берёзка стояла».

-К какому жанру относится эта песня? Когда её

исполняли?

Дети поют песню и выполняют

движение под музыку

9. Работа в парах

Определить вид

песни по её

содержанию

-На каждом столе лежат карточки с записанными на

них песнями. Вам нужно выразительно прочитать

песню, можно спеть, самостоятельно подобрав мотив,

и определить к какому виду относится эта песня

- Какая это песня? Докажите. Какое настроение

вызвала у вас песня?

Дети работают в парах. Читают

самостоятельно песни. Определяют

жанр песни, доказывая свое

предположение.

Дети отвечают на вопросы учителя с

опорой на текст, аргументируют свою

точку зрения.

9

- По исполнению, какая это песня?

- Когда исполнялась?

- О чем она? Приведите примеры из текста.

- Прочитаем следующую песню.

- Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

- Как вы думаете, нужно ли сохранять народные

песни? Почему?

10. Повторное

восприятие

Работа в группах

Углубить

восприятие

произведения

-Русские песни пели обычно хором. А часто не

просто пели, а и танцевали – водили хороводы,

зрелище исключительной красоты и гармонии... Они

проводились, как правило, на открытых больших

луговинах, на местах возвышенных, чтобы вся

деревня могла любоваться этим

красочным

действом. Вот и вам сейчас предстоит выбрать песню

и представить её нам.

Объединитесь в группы по рядам. Каждая группа

выберите любую русскую народную песню и

исполните её.

-Определите жанр песни.

Ребята объединяются в группы.

Выбирают песню. Обсуждают жанр

песни и манеру исполнения.

Придумывают действия под эту песню.

Исполняют.

-Определяют жанр песни.

11.Рефлексия

деятельности

Осознать путь,

который помог

учащимся

осмыслить идею

произведения

Мы знакомились с жанром устного народного

творчества – песнями, читали и слушали русские

народные песни. Нужны и полезны ли вам эти

знания?

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Чему учились?

- Как оцениваете свою работу?

Дети отвечают на вопросы учителя,

оценивают самого себя; сознаются в том,

что получается или не получается.

12. Домашнее

задание

Закрепить умения,

полученные на

уроке

Дома каждый должен выучить наиболее

понравившуюся ему песню.

Дети записывают домашнее задание в

дневник

13.Оценочная

деятельность

Дать оценку,

полученным

знаниям.

Организация оценивания качества состоявшегося

чтения, деятельности учащихся.

10

11



В раздел образования